Напоминание

Адаптация к детскому саду детей с НОДа


Автор: Смирнова Надежда Степановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский Сад № 182"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация к детскому саду детей с НОДа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Старший воспитатель Смирнова Н.С.

Адаптация к детскому саду детей с НОДа

Популярные вопросы родителей

Сколько длится период адаптации к садику?

Длительность этого периода зависит от самого ребёнка, от детей в группе, от воспитателей и от

помощи родителей. Как правило, при благоприятных условиях о полной адаптации ребёнка к садику

можно говорить не раньше, чем через 2-3 месяца.

Влияет ли круг общения ребёнка на процесс адаптации к садику?

Обычно чем уже круг общения ребёнка, тем длительнее привыкание к садику. Поэтому имеет смысл

ещё до посещения садика заниматься расширением круга общения вашего ребёнка.

После начала посещения садика ребёнок начал часто болеть. Что является причиной?

Чаще причина кроется в ослаблении иммунитета ребёнка стрессом, связанным с началом посещения

садика. Мнение, что в садик все приводят больных детей, и их ребенок от них заражается, отнюдь не

всегда оправдано. Из-за новой непривычной обстановки у ребенка появляется масса новых

переживаний и беспокойств. Именно они ведут к стрессу, из-за которого происходит снижение

иммунитета, из-за чего, в свою очередь, ребенок может легко заболеть, даже если все в его группе

здоровы. То есть причина частых болезней в садике чаще психологическая, и именно поддержка и

участие со стороны родителей могут помочь ребенку справиться со стрессом, а значит избежать

частых болезней.

Дома мой ребёнок ест самостоятельно, но в саду он отказывается есть. Почему?

Детям трудно даётся перенос знаний и навыков в новую среду. Стресс от начала посещения садика

тоже затрудняет этот перенос. Поэтому часто с началом посещения садика дети «утрачивают»

некоторые навыки. Не беспокойтесь, ситуация нормализуется.

Мой ребёнок начал сильно упрямиться, старается всё сделать наоборот, часто устраивает

истерики. Этому его научили в садике?

Если вашему ребёнку 2-4 года, то, возможно, такое поведение вызвано не столько садиком, сколько

«кризисом 3-х лет».

Как понять, что процесс адаптации уже закончился?

По завершении этого процесса ребёнок должен в садике хорошо есть, спать, играть и

взаимодействовать с другими детьми.

Как лучше поступить: оставить ребёнка в садике сразу на целый день или постепенно

привыкать?

Лучше постепенно. Начать можно с 1-2 часов пребывания в садике в сопровождении родителя.

Какие дети труднее привыкают к садику?

Наибольшие трудности имеют

единственные в семье дети,

чрезмерно опекаемые,

чрезмерно зависимые от матери,

неуверенные в себе,

тревожные дети,

часто болеющие.

За какое время до первого посещения детского сада стоит начать готовить ребёнка?

За 3-6 месяцев. Прочитайте рекомендации, изложенные ниже, некоторые из них вы можете применять

ещё за пол года до первого посещения садика.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Деловое сотрудничество

Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях, оторвать его от себя будет

крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому сотрудничеству со взрослыми, то есть

учиться делать что-то вместе с папой, с мамой, бабушкой. Например, если вы собираете

пирамидку, то одно колечко нанизывает взрослый, а другое – ребенок; если загружаете машинку

кубиками, то отвезти груз в другую комнату поручите малышу.

Познание сверстников

Вашему сыну или дочке необходимо усвоить, что маленькие дети, которые играют во дворе, не

куклы, а живые существа, поэтому их нельзя толкать, хватать за волосы, царапать. Зато с ними

интересно играть, меняться игрушками, бегать наперегонки. Старайтесь, чтобы вокруг вашего

ребенка были другие маленькие дети, приглашайте их в дом, во время прогулки затевайте с ними

увлекательные игры. Учите ребенка делиться своими игрушками, получать радость, когда не только

берешь, но и даешь. Перед приходом в ясли полезно познакомить малыша с кем-нибудь из его

будущей ясельной группы.

Умение играть

Малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на место, наверняка

будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть наполнены для него смыслом. Куклу можно

кормить, укладывать спать, одевать. В игрушечную машинку можно погрузить солдатиков и

доставить их в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать все это вместе с ребенком,

причем с полной серьезностью, показывая всю важность этого занятия. Малыш быстро усвоит

навыки обращения с игрушками, и тогда в яслях он всегда найдет себе интересное дело.

Знакомство с новыми людьми

Старайтесь, чтобы в вашем доме появлялись новые для малыша люди. Он должен научиться их не

бояться и стремиться познакомиться с ними и подружиться. В конце концов ребенок поймет, что

от посторонних не исходит никакой опасности. Попробуйте изредка оставлять малыша на 2-3 часа

с другими родственниками, подругой – пусть привыкает расставаться с мамой без слез и

переключаться на других людей.

Как помочь ребёнку адаптироваться к саду?

Используйте сказки! Придумайте одну-две сказки, в которых участвуют значимые для вашего

ребёнка персонажи (например, лесные звери). Обыграйте в сказке проблему, с которой ваш

ребенок столкнулся в садике. Расскажите, как персонажи справились с такой проблемой, и как им

теперь хорошо и интересно ходить в садик. Слушая сказки, дети ассоциируют понравившихся им

героев с собой и готовы перенимать их поведение и эмоции. По окончании сказки можно

поговорить с ребёнком о том, понравилась ли ему сказка, кто его любимый герой? На кого он хотел

бы быть похожим? Почему? А как ещё можно было поступить в подобной ситуации? И

т.д. Подробнее о таких сказках можно прочитать в книге »Жила-была девочка, похожая на тебя…»

Дорис Бретт.

Оставляя ребёнка в садике, не забудьте сказать, что вы за ним обязательно вернётесь.

Проявляйте интерес к занятиям ребёнка в детском саду. Внимательно и с интересом выслушивайте

рассказы ребёнка о событиях в садике. (Иногда не стоит об этом расспрашивать на улице во время

возвращения из садика домой, ведь тогда ребёнок может быть занят изучением улицы.)

Сохраняйте дома продукты творчества, которые ребёнок приносит из детского сада (поделки,

рисунки и т.п.).

Можно поиграть дома в детский сад. Для этого можно использовать имеющиеся игрушки. Одна из

этих игрушек может символизировать ребёнка или «новенького» в садике, которому другие «дети»

помогают. Понаблюдайте за спонтанной активностью ребёнка во время подобных игр. Что он

говорит? Что делает? Какую стратегию избирает? Видны ли проблемы? Можно ли их решить в

рамках игры?

Покажите ребёнку, что его посещение садика — это важное дело. Вы ходите на работу, а он в

садик.

Маленькие дети очень сильно привязаны к маме. Бывает, что к папе чуть меньше. В таком случае

имеет смысл отводить ребёнка в садик не маме, а папе. Тогда расставание пройдёт чуть-чуть

спокойнее.

Рассказывайте ребёнку о положительных сторонах посещения садика (много игрушек, дети-

друзья, прогулки, творчество и т.д.).

Перед началом посещения садика можно начать вводить элементы режима, который используется в

садике.

В выходные дни создавайте для ребёнка режим, похожий на режим дня в садике.

По возможности привлекайте к процессу адаптации психолога из детского сада.

Чаще гуляйте с ребёнком на детских площадках. Играйте в песочнице. Дайте возможность ребёнку

взаимодействовать с другими детьми. Внимательно наблюдайте за тем, как ребёнок себя ведёт с

другими людьми. Отмечайте, что вызывает затруднения. Все эти затруднения можно обыграть с

помощью сказок и спектаклей с игрушками.

Помогите вашему ребёнку освоить навыки самообслуживания: мытьё рук, одевание, еда и т.д.

Поощряйте самостоятельность ребёнка.

Познакомьтесь с воспитателем заранее. Расскажите ему о своём ребёнке. Ребёнку будет проще

остаться в садике, когда он увидит, что вы с воспитателем подружились.

Забирайте ребёнка из садика в чётко оговоренное время. Не опаздывайте.

Имеет смысл дать ребёнку с собой в садик одну из его любимых игрушек. Это сгладит чувство

одиночества.

Оставляя ребёнка в садике, не показывайте ему вашу тревогу.

В первые дни не стоит оставлять ребёнка на длительное время. 1-2 часа вполне достаточно. Затем

это время можно постепенно наращивать.

Периодически в присутствии ребёнка с гордостью рассказывайте своим знакомым о том, что ваш

ребёнок уже такой взрослый, что скоро пойдёт в детский сад. Как там будет здорово! Избегайте

разговоров о том, как будет трудно приучить ребёнка к садику. Дети очень быстро улавливают

такие разговоры.

Расскажите ребёнку о том, кто такая воспитательница и зачем она нужна. Это необходимо для

того, чтобы ребёнок не подумал, что вы его бросили и отдали «другой тёте».

Поощряйте дружбу вашего ребёнка с другими детьми.

Старайтесь не доводить свои отношения с персоналом садика и другими родителями до

конфликтов. Если всё же конфликт появился, то старайтесь его решить мирно, без агрессии и не в

присутствии вашего ребёнка.

Приучайте ребёнка к горшку до поступления в садик.

Постарайтесь научить вашего ребёнка предупреждать заранее о том, что он хочет в туалет.

Начните дома создавать такие условия, при которых малыш будет желать, чтобы мама скорее ушла.

Для этого можно использовать «ритуалы прощания». Например, помахать на прощание рукой или

провожание уходящей мамы до двери (лифта). Так же можно сделать малыша помощником в

маминых сборах: «А где моя сумка? Помоги мне её найти». Наличие подобных ритуалов сделает

уход мамы интересным процессом для ребёнка, а значит и расстройств от временного расставания

будет меньше.

Приучайте ребёнка брать с собой на улицу те игрушки, которыми он готов поделиться с другими

детьми.

Дети во время игр на детской площадке нередко попадают в конфликтные ситуации. Не

торопитесь в них вмешиваться. Дайте возможность вашему ребёнку попробовать разрешить

конфликт самостоятельно. В любом случае он получит полезный опыт общения. Помогите

ребёнку, если он вам даёт понять, что ему нужна ваша помощь.

В период привыкания к садику у детей накапливается много эмоций по этому поводу. Помогите

этим эмоциям безопасно выйти наружу: после садика можно побегать, попрыгать, порисовать,

поиграть в песочнице, посидеть у вас на руках.

Позаботьтесь о том, чтобы ночной сон ребёнка был достаточно продолжительным. Хорошо

выспавшийся ребёнок чувствует себя лучше в садике.

Приводите ребёнка в садик к самому открытию. Это позволит ему плавно освоиться в обстановке

и чувствовать себя хозяином положения. Проведём аналогию с миром взрослых людей:

представьте, что вам нужно сделать доклад перед большим количеством людей. В одном случае вы

приходите в зал самыми первыми и встречаете всех приходящих людей, а во втором случае вы

приходите в уже забитый зал. В каком случае вы будете чувствовать себя комфортнее?

Подавляющее большинство людей признают, что им комфортнее первыми приходить в конференц-

зал, так они себя чувствуют увереннее.

Накануне первого посещения садика напомните ребёнку о предстоящем событии. Ответьте на все

его вопросы.

В общении с ребёнком подчёркивайте, что он по-прежнему вам дорог и вы его любите.

В первый день посещения садика лучше прийти только на прогулку.

Иногда имеет смысл сделать для ребёнка ещё один выходной, например, в среду.

Приходить в садик лучше только здоровым. Здоровый ребёнок увереннее себя чувствует. Больной

ребёнок может и других заразить и сам «совсем разболеться».

Делайте с ребёнком гимнастику.

Вместе с ребёнком вы можете приобрести две красивые ночные пижамы. Один комплект он будет

использовать во время сна дома, а второй в садике. Наличие в садике такой же пижамы, как и дома,

поможет вашему ребёнку лучше справиться с дневным сном.

Приучайте ребёнка засыпать без укачивания.

Во время дневных прогулок, проходя мимо садика, с радостью напоминайте ребёнку, как ему

повезло, ведь очень скоро он будет ходить в садик!

Научите ребёнка знакомиться с другими детьми.

Поощряйте любопытство.

Ещё до поступления в садик, узнайте, какой там режим дня. Дома, вместе с ребёнком, заведите

специальный альбом, в котором будете отражать основные элементы режима дня садика.

Используйте фотографии, картинки, рисунки и вырезки из журналов. К каждой ситуации

добавляйте и фотографию вашего ребёнка. В результате, ребёнку будет проще освоиться в садике,

а за счёт применения фотографии ребёнка он уже заочно станет «участником» всех процессов в

садике.

Во время прощания в садике, не стоит уходить «по-

английски». Дети не любят, когда их мама неожиданно

пропадает. Затягивать прощание тоже не следует.

Не обещайте ребёнку вознаграждение за посещение

садика. Такой подход может дать временный результат, но

в конечном счёте плохо скажется на мотивации ребёнка.

Одевайте ребёнка комфортно. Не холодно и не жарко.

Подбирая одежду, отдавайте предпочтение той, которую

удобно одевать и снимать.

Не нужно наказывать и пугать ребёнка детским садом.



В раздел образования