Напоминание

Методический паспорт диктанта


Автор: Зинченко Елена Валентиновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "БАИК"
Населённый пункт: город Бобров Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Методический паспорт диктанта
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методический паспорт диктанта

Проблема

учёта

орфографической

грамотности

в

значительной

степени

проблема

отбора

дидактического

материала

для

диктанта.

Контрольные

и

обучающие

диктанты

чаще

представляют

собой

связный

текст, реже – набор отдельных предложений, словосочетаний или слов. От

того,

какой

текст

выбран

учителем,

будут

зависеть

результаты

орфографической

деятельности

учащихся,

предсказать

которые

затруднительно даже для опытного словесника.

Подбирая

текст

для

предстоящего

диктанта,

учитель

принимает

во

внимание степень орфографической трудности дидактического материала.

При этом учитель ориентируется на те данные о тексте, которые обычно

указываются

в

сборниках

для

диктантов

и

могут

рассматриваться

как

элементы паспорта текста для диктанта.

В «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому

языку»

сформулирован

общий

принцип

трудности

текста

диктанта:

он

должен быть доступен для школьника и в то же время содержать основные

трудные случаи применения изученных правил.

К

компонентам

трудности

диктанта

относится

совокупность

характеристик самого текста. Степень трудности текста для диктовки зависит

также от подготовки школьников, от уровня их речевого и интеллектуального

развития,

поэтому

один

и

тот

же

текст

имеет

неодинаковую

степень

трудности для разных учащихся.

Проблема изучения трудности текста, предназначенного для диктовки,

связана с решением вопроса о необходимости составления его паспорта –

комплексного описания языковых и психологических параметров, влияющих

на трудность текста в правописном отношении.

Составление

методического

паспорта

текста

диктанта

позволяет

прогнозировать

результаты

его

записи

под

диктовку,

обеспечивает

преемственность

и

перспективность

в

требованиях

к

отбору

языкового

дидактического материала на разных этапах изучения программной темы,

способствуя

тем

самым

эффективному

управлению

процессом

обучения

русскому языку. В то же время исследования по проблеме методической

паспортизации, под которой следует понимать составление паспортов для

текстов

диктантов,

содержащих

основные

показатели

их

трудности,

единичны.

В

паспортизации

дидактического

материала

диктанта

отражаются

исходные

понятия

орфографии.

В

паспортах

используются

различные

форматы. Наиболее частотно представление паспортной информации в виде

таблиц

или

карт,

позволяющих

представить

сведения

в

наиболее

рациональной, стандартизированной форме.

Установлена

ведущая

функция

паспорта

информативная.

Дополнительные

функции

(учёта,

оценки,

организации,

управления,

прогнозирования) присваиваются ему в зависимости от сферы применения.

Паспорт

дидактического

материала

перечень

взаимосвязанных

параметров, общих для все видов учебного материала, используемого на

разных этапах процесса обучения русскому языку. Необходимость разработки

такого

паспорта

обусловлена

неоднородностью,

разнохарактерностью

современных средств обучения, отсутствием специального инструментария

для оценки их методической адекватности.

В

методике

разработаны

несколько

моделей

паспортов

для

орфографического диктанта.

Первая

модель

паспорт психологической

трудности

диктанта

по

методике В. Я. Булохова – включает:

1)

количество слов;

2)

указание автора текста;

3)

перечень преобладающих орфограмм и пунктограмм;

4)

номер класса;

5)

Х – суммарное значение средней длины предикативной единицы

в словах и средней длины слова в буквах.

Сопоставление показателей прогнозируемой и фактической трудности

текстового материала выявляет следующее: верно ли предсказана степень

трудности текстов.

Вторая модель может быть представлена как орфографическая

паспорт-карта, объектом внимания которой становятся наиболее частотные

орфографические ошибки. В методике орфографии представлены различные

классификации

вариантов

исследуемой

орфограммы,

позволяющие

установить

степень

их

трудности,

которая

определяется

путём

анализа

наиболее типичных ошибок (Н. Н. Алгазина, А. И. Власенкова и др.).

К каждому тексту диктанта составляется орфографическая паспорт-

карта, в которой слова с изученными орфограммами распределены по видам

написаний в соответствии с перечнем в учебнике русского языка.

Далее определяется структура будущего паспорта орфографической

трудности диктанта – перечень характеристик, которые влияют на степень

«ошибкоопасности» текста. Как показывает эксперимент, к их числу может

быть

отнесено

среднее

значение

трудности

вариантов

проверяемых

безударных гласных в корне.

В карте отражаются:

а) соблюдение требования доступности содержания текста и

соответствия нормам литературного языка обязывает включить в паспорт

сведения об источнике материала;

б) необходимо указать количество слов в тексте, устанавливающее, в

каком

классе

его

можно

использовать

для

диктантов

в

соответствии

с

министерскими «Нормами…»;

в) обязательным элементом паспорта должен стать перечень

основных

орфограмм,

встречающихся

в

тексте,

который

определяет

его

пригодность в качестве средства проверки знаний и умений после изучения

конкретной орфографической темы.

В итоге модель паспорта орфографической трудности текста диктанта

принимает следующий вид:

1)

источник материала (заглавие и автор);

2)

количество слов в тексте;

3)

перечень основных орфограмм, встречающихся в нём;

4)

среднее знание трудности вариантов орфограммы.

Приведем пример образца паспорта диктанта.

ПАСПОРТ ДИКТАНТА

Дата проведение_______. Учитель_________________________.

Количество обучающихся по списку - _________чел.

Количество обучающихся, выполнявшихся работу - ________чел.

ГРАМОТНОСТЬ

«5»

«4»

«3»

«2»

Ф.И. уч-ся, получивших

«2»

Качество

знание

Уровень

обученност

и

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Название орфограммы

Кол-во

уч-ся

1

Безударные проверяемы гласные в корне слова

2

Непроверяемые гласные и согласные

3

Проверяемые согласные в корне слова

4

Непроизносимые согласные в корне слова

5

Буквы и, у, а после шипящих

6

Разделительные ь и ъ

7

Раздельное написание предлогов с другими словами

8

Употребление ь но конце существительных после

шипящих

9

Употребление ь для обозначения мягкости согласных

10

Гласные и согласные в приставках

11

Буквы з и с на конце приставок

12

Буквы о-а в конце - лаг - -лож-

13

Буквы о-а в корне - раст - - рос -

14

Буквы ё-о после шипящих в корне слова

15

Буквы и-ы после ц

16

Большая буква и кавычки в именах собственных

17

Буквы е-и в окончаниях имён существительных

18

О-Е после шипящих и-ц в окончаниях имён

существительных

19

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

20

Краткие прилагательные с основной на шипящую

21

Не с глаголами

22

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме

глаголов и во 2 лице. ед. ч.

23

Тся и ться в глаголах

24

Буквы е-и в конях с чередованием

25

Буквы е-и в окончаниях глаголов

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Перечень пунктуационных правил

Кол-во

уч-ся

1

Точка, вопросительные и восклицательные знаки в конце

предложения

2

Запятая при однородных членах

3

Знаки препинания в предложениях с причастным

оборотом

4

Запятая в сложных предложениях

5

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

При изучении орфографической микротемы в центр паспорта диктанта

выносятся

варианты

изучаемой

орфограммы

и

варианты

трудностей

орфограммы.



В раздел образования