Автор: Ахметханова Гульнара Масгутовна Должность: учитель английского языка, ЗДВР Учебное заведение: МБОУ "Мульминская СОШ" Высокогорского района РТ Населённый пункт: Республика Татарстан, Высокогорский район, село Мульма, ул Центральная дом 20а Наименование материала: статья Тема: "Интегративные модели обучения" Раздел: среднее образование
Интегративные модели обучения
Процессуальные модели обучения были реализованы автором в программах обучения
телесно
ориентированных
практикам
-
Интегральная
телесная
терапия
(1996-2003)
и
художественной фотографии - Дао фотографии (2000-2003) и Photovision course (2001-2003)
Основная
идея,
реализованная
в
этих
программах,
интеграция
профессионального
обучения
и
тренинга
личностного
развития,
процессуальный
подход,
формирование
личностных
качеств.
Базовая
философия
обучения
является
интеграцией
подходов,
основанных на реализации пути (Дао), близких к традиционным восточным школам, и
современных западных подходов (Р. Гриндер, М. Эриксон).
Основная технология обучения может быть кратко описана как модель обучения через
передачу состояния (МОС).
При этом в обоих случаях предмет обучения предстает скорее не как «профессия» или
«набор профессиональных навыков», а как путь и способ проживания жизни.
Важной особенностью приведенных программ является формирование оптимального
процесса не только в течение самого тренинга (семинара), но и последующего периода
совершенствования, личностного и профессионального роста.
Программа
Интегральная
телесная
терапия
состоит
из
двух
краткосрочных
интенсивных тренингов (модулей) и двух специализированных мастер-класссов. В качестве
контрольной группы была выбрана группа студентов государственных курсов Медицинского
управления при президенте РФ, в которой преподает один из ведущих программы (В.
Поздняков).
Шестилетний опыт проведения программы позволил сделать выводы об особенностях
применения процессуальных моделей обучения
1 . Обучение в целом происходит быстрее (в среднем в 2-3 раза) по сравнению с
традиционными субстациональными подходами
2. Процессуальный подход позволяет глубже усвоить навыки и быстро вернуться к ним
даже после длительного перерыва. Можно сделать вывод о том, что при таком подходе часть
знаний и опыта соответствует кластерным структурам в более глубоких областях сознания.
Как
отмечали
участники,
они
не
всегда
могут
описать
или
«вспомнить»
некоторые
из
полученных знаний (особенно после перерыва в работе), но при начале сеанса все словно
возникает само «на уровне мышечной памяти».
3. Обучение формирует и развивает чувство эмпатии, более глубокую чувствительность
к себе и клиенту терапии.
4 . Многие
участники
отмечают
не
только
рост
профессиональных
знаний,
но
и
последующее постепенное изменение образа жизни, отношения к профессии или сфере
деятельности.
Комбинированный
подход,
лежащий
в
основе
модели
обучения
прелагает
одновременный рост канального кластера из нескольких «зародышей»
При этом участники могут отмечать «странный» характер обучения, так как в нем нет
привычной линейной последовательности подачи материала. Понимание наступает позже и
как бы «само собой»
Особенно
интересно
отметить
экспериментальную
программу
обучения
художественной фотографии «Дао фотографии. Photovision tour», проведенную в летом 2002
года в Хорватии. На протяжении большей части времени темы занятий внешне вообще не
были связаны с фотографией. Первые дни участникам также запрещалось делать какие-либо
снимки фотокамерами. Несмотря на кажущуюся «потерю времени», в результате участники
получают более глубокие творческие знания и умения и за более короткий срок, чем при
традиционной
системе
обучения.
Особенностью
модели
МОС
также
является
развитие
творческого подхода ко всем областям жизни и личностный рост студентов. Программы
обучения показали свою эффективность в сравнении с контрольными группами студентов
двух московских фотошкол.
Важная задача, являющаяся частью процесса обучения МОС, интериоризация процесса
— переориентация фокуса внимания с внешнего (камера, клиент, помещение) на внутреннее
(ощущение и восприятие). В художественной фотографии этот путь был наиболее заметен,
так как в традиционных западных и российских фотошколах обучение всегда начинается с
изучения технической части мастерства и инструментов (камера, фотоматериалы и т. д.).
Другая
важная
особенность
—
интеграция
западных
и
восточных
подходов.
Для
достижения творческой реализации в западном обществе, особенно в тех видах творчества,
которые
тесно
связаны
с
технологическими
процессами
(фотография),
необходимо
комбинировать подходы, основанные на восприятии линейного и мгновенного времени. При
этом
в
процессе
обучения
формируется
внешний
«субстанциональный
каркас»,
т.е.
«реперные точки». Реперные точки составляют конкретные осознанные личностью вехи
(формализируемые достижения) на Пути. Студенту важно учиться осознанно создавать такие
реперные точки и принимать на себя полную ответственность за их достижение. В западной
культуре наличие таких точек позволяет структурировать процесс обучения, «овеществлять»
и делать более наглядным профессиональный и личностный рост, искать баланс между
тактикой и стратегией пути.
Сформулируем основные особенности интегративного процесса обучения МОС
1. Процессуальная модель обучения
2 . Использования
ИСС
в
процессе
обучения,
ориентация
на
получение
глубокого
личностного и духовного опыта («откровения)
3. Нелинейность в подаче материала
4 . Ориентация на состояние, использование ритуалов (в т. ч. аутентичных древних
ритуалов и их адаптированных версий)
5. Ориентация на внутренние процессы (ощущения, состояние)
6 . Комбинирование подходов, основанных на восприятии линейного и мгновенного
времени. Использование «реперных точек» в модели обучения
В
целом,
модель
обучения
МОС
наиболее
эффективна
при
обучении
видам
деятельности,
в
которых
важна
эмпатия,
творческий
подход,
творческое
восприятие
реальности. При этом важна первичная мотивация и определенный уровень готовности
самоисследованию и личностным изменениям.