профессиональная компетентность учителя технологии в условиях реализации ФГОС
Автор: Михайлова Елена Владимировна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКОУ "СОШ №1 г. Жирновска" Населённый пункт: г. Жирновск, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: профессиональная компетентность учителя технологии в условиях реализации ФГОС Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа №1 города Жирновска"
Статья на тему: "Профессиональная компетентность учителя технологии
в условиях реализации ФГОС"
Михайлова Елена Владимировна
учитель технологии
Жирновск 2016
Профессиональная
компетентность
педагога
–
это
многофакторное
явление,
включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в
конкретных
педагогических
ситуациях,
ценностные
ориентации
педагога,
а
также
интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей
деятельности, к смежным областям знания и др.)
Браже Т. Г.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют к нам, учителям высокие
требования. Для того, чтобы воспитать достойного гражданина нашей Родины, учитель должен
быть примером для подражания, способным проектировать совместную деятельность с
учащимися, готовым к сотрудничеству, открытым для общения. Большое значение имеет
готовность обучаться и повышать свою квалификацию в самообразовании, вести обсуждение
проблем в диалоге, на практике проверять полученные знания и опыт.
Я думаю, что компетентность учителя технологии включает в себя такие качества, как
инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности,
умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Отсюда главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную
сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению,
активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:
а) учиться;
б) знать;
в) познавать;
г) делать;
д) жить;
е) быть Человеком.
Другими словами задача учителя теперь - организовать самостоятельную познавательную
деятельность учащихся, научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные
знания на практике.
Забота учителя - отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения,
которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать
знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь
ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения
новых знаний. Современная действительность вызывает сегодня необходимость замены
формулы "образование на всю жизнь" формулой " образование через всю жизнь ". От
человека теперь требуется умение ориентироваться в информационных потоках, быть
мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать
недостающие знания или другие ресурсы.
Я считаю, что в профессиональную компетентность учителя технологии входит:
- освоение принципа преподавания технологии на основе органической связи дисциплин,
овладение современными культурологическими знаниями.
- владение современными инновационными педагогическими технологиями, активными и
интерактивными методами обучения, передовым педагогическим опытом.
- формирование умения конструировать урок с учётом современных требований, умения
проводить самоанализ работы.
- раскрытие творческого потенциала учителя путём приобщения его к исследовательской
деятельности, опытно-экспериментальной работе, формирование умения систематизировать и
обобщать собственный педагогический опыт.
Современный учитель должен:
1.
Повысить квалификацию в своей предметной области и развивать свою
профессиональную компетентность.
2.
Повысить методологическую культуру и овладеть различными методами и
методиками.
3.
Творчески использовать инновационные технологии и педагогический опыт коллег.
4.
Разрабатывать дидактический материал, конструировать урок с учётом современных
требований.
5.
Совершенствовать умение анализировать собственную деятельность.
6.
Участвовать в опытно-экспериментальной работе.
7.
Участвовать в научно-практических конференциях, семинарах и т.п.
В процессе организации учебного процесса учитель должен применять разные формы
обучения:
-
лекции,
-
практические занятия,
-
семинары,
-
круглые столы
-
занятия в малых группах,
-
проектная деятельность,
-
разработка дидактических и методических материалов,
-
разработка электронной мультимедиа продукции,
-
индивидуальное консультирование и презентация разработок.
В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти
к личностно - компетентностной и преодолеть большую инертность традиционного
обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому служат активные и интерактивные методы
обучения.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося,
независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником
обучающего процесса.
Современный учитель должен владеть следующими интерактивными методами
обучения:
интерактивная лекция;
использование и анализ видео-, аудио- материалов;
практическая задача, кейс-метод;
разбор ситуаций из практики участника;
ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);
работа в малых группах;
проектирование
групповая дискуссия;
соревнование;
творчески- проблемный;
обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие;
презентаций идей;
модульно-проектный;
исследование ролевых моделей;
тестирование, экзамен с последующим анализом результатом и другие
(решение и составление различных занимательных заданий, проблемных ситуаций, ребусов,
кроссвордов, диспутов, дискуссий, «мозговой штурм», викторин, турниров знатоков,
ролевых игр, деловые игры, работу в малых группах и т.п.)
Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма
организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и
рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
В своей профессиональной деятельности я использую некоторые элементы новых
педагогических технологий, которые, я считаю, активизируют деятельность учащихся,
подталкивают их на творческий подход к изучению предмета. Наиболее приемлемыми для
меня стали следующие технологии:
Проектные технологии.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем
самообразования. Метод представляет собой технологию организации образовательных
ситуаций, в которых обучающиеся решают практические и проблемные задачи в групповой
работе, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за
свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или
групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот
подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве (учащийся и
преподаватель – партнеры).
Приведу пример, где мною применялся метод проектной деятельности.
Учащимся 5 - 8х классов на уроках технологии был предложен общешкольный
творческий проект «Квилт: территория здоровья». Каждый класс на лоскуте 1м x 1м
выполнил аппликацию методом гильоширования с тематикой о здоровом образе жизни.
Получилось 8 квилтов, которые мы сшили в один большой квилт размером 2м x 4м. Данный
квилт используется в нашей школе волонтерами из агитбригады с целью пропаганды ЗОЖ.
Перед тем как приступить к выполнению практической части, была проведена большая
исследовательская работа:
- определение темы, проблемы, цели и задач
- работа со специализированной литературой, журналами
- выполнение практических задач на уроках технологии
- оформление стенда
- защита проекта.
Интегрированные технологии
Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция
его содержания. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление)
представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов
системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Сформировать
целостную картину о предметах, явлениях, свойствах материалов помогают межпредметные
связи, которые осуществляются на уроках. Знания детей становятся более значимыми, так
как, применяя их на разных предметах, мы способствуем приведению образовательного
процесса в единое целое.
Предмет "Технология" интегрируется со всеми общеобразовательными предметами. В
своей работе я применяю знания из областей математики, физики, истории, биологии,
химии, изобразительного искусства.
Мне как учителю технологии особенно интересна идея разработки и проведения
интегрированных уроков по технологии и изобразительного искусства. Так в 5 классе мы
провели интегрированный урок по теме: "Вышивка в русском народном костюме". Цель
урока: пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям
русского народа.
Таким образом, при проведении интегрированных уроков «технология – изобразительное
искусство» учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения,
анализировать и делать выводы, использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
"Человек не ценится теперь
только как носитель знаний,
а важно, чтобы он был деятель"-
(из речи президента В.В. Путина)