Напоминание

Викторина "Природа и я"


Автор: Бурлакова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 272"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Викторина "Природа и я"
Дата публикации: 16.04.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

на тему:

«Викторина. Природа и я».

Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 272» Бурлакова Ирина

Юрьевна

Методическая разработка занятия в старшей группе

Участники: дети старшей группы, воспитатель.

Цель: формирование нравственно-экологических представлений и навыков у

детей.

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о природе, умения выявлять и называть

особенности растительного и животного мира, времен года.

2. Совершенствовать умение отгадывать загадки о животных и явлениях

природы по отдельным характерным признакам.

3. Упражнять в назывании животных и явлений природы по перечисленным

признакам.

4. Совершенствовать умение сравнивать изображения времен года и находить

закономерности.

5. Упражнять в различении знакомых птиц по голосу.

6. Учить составлять правила поведения в природе.

Развивающие задачи:

1. Развивать логическое и системное мышление.

2. Развивать познавательные способности детей.

3. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

4. Развивать слуховые, зрительные и двигательные анализаторы.

Воспитательные задачи:

1.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Реализация содержания программы в образовательных областях:

Познавательное

развитие,

социально-коммуникативное

р а з в и т и е ,

художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:

1.

Игровая.

2.

Познавательно-исследовательская.

3.

Коммуникативная.

Методические приемы

1. Игровая мотивация.

2. Сюрпризный момент.

3. Вопросы к детям.

4. Поисковые вопросы.

5. Хоровые и индивидуальные ответы.

6. Использование фонограммы музыки для физкультминутки «Изобрази

движения животных».

7. Использование аудиозаписи «Голоса птиц».

8. Использование схем «Правила посещения леса».

9. Поощрения, награждение.

10. Оценка детской деятельности.

Планируемые

результаты

целевые

ориентиры

дошкольного

образования: ребёнок эмоционально-заинтересован выполнять задания, готов

на сотрудничество, ребенок проявляет любознательность.

Оборудование:

1. Магнитофон.

2. Аудиозапись к занятиям «Добро пожаловать в экологию» (автор: О.А.

Воронкевич).

3. Аудиозапись фонограммы музыки для имитационных упражнений

«Изобрази движения животных».

4. Эмблемы для команд «Лисички» и «Ежата».

5. Конверты с заданиями (на листах оранжевого цвета - для команды

«Лисички» и зеленого цвета - для команды «Ежата»).

6. Юла со стрелочкой на игровом поле.

7. Жетоны.

8. Символы: «Лисички», «Ежата», «Музыкальная пауза».

9. Схемы для имитационных движений: «Медведь», «Заяц»,

« Ч е р е п а х а » ,

«Лягушка».

10. Две настольные игры «Времена года» (два варианта с разной степенью

сложности).

11. Опорные картинки «Правила посещения леса».

12. Наклейки участникам викторины - по количеству детей.

Дифференцированный подход:

По уровню познавательно-речевого развития:

Высокий

уровень:

Побуждать

детей

отвечать

на

вопросы

воспитателя,

требующие

установления

более

глубоких

причинно-следственных

связей

в

природном

и

животном

мире. При

сравнении

изображений

времен

года

-

подбирать

картинки

и

располагать

цепочкой

для

выделения

причинно-

следственных связей в мире растений, животных и людей.

Средний

уровень:

Учить

отвечать

на

вопросы

воспитателя,

требующие

припоминания

знакомых

явлений

природы

и

наиболее

ярких

признаков

растений и животных. При сравнении изображений времен года - подбирать

картинки, отражающие признаки времен года.

По уровню развития умения различать на слух голоса птиц:

Высокий уровень: Различать птиц, трудно различимых на слух: воробей,

соловей, журавль.

Средний уровень: Различать птиц, легко различимых на слух: синица, голубь,

ворона, утка.

По уровню развития нравственно-экологических представлений:

Высокий уровень: Самостоятельно составлять правила посещения леса без

наводящих вопросов, самостоятельно припоминая разные эпизоды из жизни

леса.

Средний уровень: Составлять правила посещения леса по опорным

картинкам и наводящим вопросам.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель приглашает детей на занятие:

- Сегодня у нас занятие необычное. Мы будем играть в новую телевизионную

игру. Какие вы знаете телевизионные игры?

Дети: «Кто хочет стать миллионером», «Хищники и травоядные», «Поле

чудес».

Воспитатель: Молодцы, много игр назвали. А наша игра будет называться

«Викторина «Природа и я». В нашей игре участвуют две команды «Лисички» и

«Ежики». Наша задача – показать, как хорошо вы знаете природу, умение

быстро отвечать на вопросы, быть внимательными, проявлять взаимовыручку,

умение

поддержать

товарища

и

помочь

друг

другу.

За

правильные

ответы

будете получать жетоны. Роль ведущего игры буду исполнять я. А теперь пусть

команды займут места в соответствии с эмблемами (дети команды «Лисички»

подходят к символу «лисичка», дети команды «Ежики» подходят к символу

«ежик»).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что нужно соблюдать в каждой игре?

Дети: Правила.

Воспитатель: И в нашей игре будут правила:

Отвечать быстро.

Не перебивать товарища, а дополнять после ответа.

Команды отвечают поочерёдно.

Очередность заданий определяется с помощью волшебной стрелки-юлы.

Понятны правила?

2. Основная часть.

Воспитатель: Внимание! Начинается первый этап игры!

(Воспитатель вращает юлу и определяет первое задание)

«Волшебная юла, кружись - задание появись!». Воспитатель вскрывает

конверт и сообщает детям:

Итак, первое задание называется «Подбери слово».

Вопросы для команд:

«Лес может быть густым, а может быть …» (редким)

«Волк зверь большой , ёж…» (маленький)

«Цветы сирени ароматные, то есть…» (душистые)

«Январь год начинает, а заканчивает…» (декабрь)

«Зимой часто бывают сильные метели, то есть…» (пурга, вьюга)

«Весна бывает ранняя, а бывает…» (поздняя)

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились.

(Воспитатель вращает юлу и вскрывает конверт)

Второе задание это загадки.

«Не портной, а всю жизнь с иголками ходит» (ёж).

«На потолке в уголке висит сито, не руками свито» (паутина).

«Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» (зимой).

«Вьётся верёвка, на конце - головка» (змея).

«У стеклянных берегов не бывает рыбаков» (аквариум).

«Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет »

(лиса).

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились.

Воспитатель

вращает

юлу

и

появляется

символ

«Музыкальная

пауза»,

приглашает

детей

выполнить

движения

под

музыку

(музыка

для

имитационных

движений).

Воспитатель

поочерёдно

показывает

схемы

движений (медведь, заяц, черепаха, лягушка), а дети выполняют.

Воспитатель: Внимание! Начинается второй этап игры!

(Воспитатель кладёт 2 конверта около юлы и начинается игра).

Итак, третье задание «Отгадай птицу по голосу».

Одна

команда

поочередно

прослушивают

голоса

птиц:

синицы,

голубя,

вороны, утки и называют этих птиц, получая жетоны за правильный ответ.

Вторая

команда

поочередно

прослушивают

голоса

птиц:

журавля,

соловья,

воробья и называют этих птиц, получая жетоны за правильный ответ.

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились, можно посчитать жетоны.

Воспитатель вращает юлу: «Волшебная юла, кружись, задание появись!» и

определяет задание.

Четвёртое задание называется «Игра «Времена года». Задача обеих команд -

быстрее разложить картинки по времени года «Весна».

Задание

для

одной

команды:

разложить

картинки

цепочкой,

отражающие

изменения в жизни растений я, животных и людей.

Задание

для

второй

команды:

разложить

картинки

цепочкой,

отражающие

признаки времени года «Весна».

(Воспитатель оценивает работу и вручает жетоны)

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились, можно посчитать жетоны.

Остался

последний

конверт.

Пятое

задание

«Составь

правила

посещения

леса». Моя волшебная палочка нас перенесёт в лес (звучит музыка): «Палочка

волшебная помоги, всех ребят в лес перенеси!»

- Вот мы в лесу. Что вы можете увидеть, кого встретить в лесу, как надо себя

вести? (отвечает одна команда)

Примерные ответы детей:

-В лесу много деревьев. Их ломать нельзя.

- Если мы найдем летом цветы, то их рвать не надо , можно только понюхать,

полюбоваться.

-Если

мы

зимой

встретим

берлогу,

то

надо

быть

осторожными,

чтобы

не

разбудить дикого зверя.

-В лесу кричать нельзя, а то можно напугать детенышей животных.

-Когда летом идешь по лесу, надо смотреть под ноги, а то нечаянно наступишь

на гнездо с отложенными яичками птиц.

Воспитатель:

Надо

назвать

правила

посещения

леса

по

картинках.

(Отвечает вторая команда).

Дети называют правила, ориентируясь на опорные картинки:

-Надо в траве смотреть под ноги, чтобы не разрушить кладку яиц в гнезде.

-Нельзя обижать лягушек.

-Надо беречь и охранять цветы.

-Надо аккуратно срывать ягоды, не вырывая с корнем растение.

-Нельзя разрушать муравейники.

- Мухоморы не собирать, но и не сбивать грибы ногами.

-Животных из леса забирать домой нельзя.

-Надо аккуратно ходить по лесу, не разрушая паутины.

Воспитатель: Молодцы! Вот и закончилась игра.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

-Все

участники

игры

проявили

свои

способности,

были

внимательными,

наблюдательными,

показали

умение

проявлять

сочувствие,

сострадание

к

растениям и животным. Все дети награждаются наклейками. (Дети получают

наклейки, благодарят).

-А сейчас я прошу вас высказаться о том, что каждый из вас сумел сегодня

выполнить во время игры и каких успехов достиг, рассказать о том, за что

каждый из вас получил диплом участника викторины «Природа и я».

Дети делятся своими успехами, высказываются о том, что узнали нового.

Литература:

1.

Программа

"От

рождения

до

школы"

под

ред.

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС, 2014 г.

2.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план

работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного

возраста. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

3.

Серебрякова

Т.А.,

Абоимова

И.Е.

Использование

моделей

и

деятельности

моделирования

в

работе

по

формированию

основ

экологического сознания.- Нижний Новгород, 2005.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники