Напоминание

Математика в кинематографе


Автор: Мурыгина Екатерина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №64 им. Б.Ручьева г.Магнитогорска"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Конспект занятия внеурочной деятельности
Тема: Математика в кинематографе
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: среднее образование





Назад




1.

Конспект занятия внеурочной деятельности – КЛАССНЫЙ! (в рамках

реализации ФГОС).

ФИО учителя: Мурыгина Екатерина Владимировна

Предмет: Математика

2.

Пояснительная записка.

По

словам

испанского

физика

исследователя

Хорхе

Вагенсберга:

«Математика помогает понять реальность». А реальность в современном

обществе такова: человек сегодня стал настолько привязан к инновационным

технологиям, что даже сам не замечая того стал их заложником. Например,

мы

перестали

читать

печатные

книги,

потому

что

фактически

вся

информация уже есть в сети, а это намного быстрее и удобнее, чем книга. В

современном обществе человек предпочтет посмотреть фильм, сериал или

телепередачу

про

ту

или

иную

историческую

эпоху

или

выдающегося

деятеля, или государства, нежели прочитать об этом книгу.

Став

учителем,

передо

мной

возник

вопро с:

«Как

пов ыс ит ь

«привлекательность» математики и привлечь внимание учеников к своему

предмету?». Ответ был очевиден! Нужно использовать те ресурсы, которые

сейчас интересны школьникам, а именно мир кино.

Актуальность темы определена тенденциями современного мира, каждый

школьник

должен

критически

относиться

к

происходящим

в

фильме

явлениям, а не брать их за основу в реальной жизни.

Целью

занятия

является

проверка

достоверности

фактов,

которые

представлены в фильмах.

3.

Для проведения занятия обучающиеся должны были дома посмотреть

следующие фильмы:

«Рапунцель:

Запутанная

история»

американский

полнометражный

анимационный фильм режиссёров Натана Грено и Байрона Ховарда, снятый

по мотивам сказки братьев Гримм «Рапунцель» в 2010 году.

«38 попугаев» – советский кукольный мультфильм режиссёра Ивана

Уфимцева,

снятый

по

мотивам

одноимённой

сказки

известного

детского

писателя Григория Остера в 1976 году.

После просмотра фильмов, обучающиеся должны были определить, какие

факты из этих лент были связаны с математикой. Например, длина волос

Рапунцель. Смогла бы она в реальном мире отрастить такие волосы к 18

годам? А в фильме «38 попугаев» мог бы быть удав длиной 38 попугаев, 5

мартышек или 2 слоненка?

Для того, чтобы разобраться в данных вопросах ученикам было предложено

составить несколько задач по каждому фильму. Вот некоторые из них:

1) Сможет ли Рапунцель в 18 лет иметь длину волос равную 21 метру?

2) Соответствует ли длина удава в фильме длине удава в реальной жизни?

После составления задач, обучающимся на уроке было предложено найти

решение

этих

задач

и

доказать

или

опровергнуть

достоверность

фактов

представленных в фильмах. При решении этих вопросов с использованием

справочного материала, ученики пришли к выводу, что все решения задач

доказывают недостоверность фактов представленных в вышеперечисленных

фильмах.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод о

том,

что

события,

происходящие в мультфильмах, в значительной степени преувеличены.

4.

В ходе занятия, у обучающихся формируется критическое мышление.

Вместе

с

развитием

критического

мышления

обучающиеся

овладевают

различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать

собственное

мнение

на

основе

осмысления

различного

опыта,

идей

и

представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств,

выражать

свои

мысли

ясно,

уверенно

и

корректно

по

отношению

к

окружающим. Формируется новый стиль интеллектуальной работы, который

включает

в

себя

осознание

многозначности

различных

точек

зрения

и

альтернативности

принимаемых

решений.

Происходит

овладение

универсальными

учебными

действиями,

а

именно

развивается умение

поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её

решения,

умение

работать

с

информацией,

структурировать

полученные

знания; формируется умение анализировать и синтезировать новые знания,

устанавливать причинно-следственные связи.

В

формате

данного

занятия

фильмы

являются

кластером

через

который

учащиеся

визуализируют материал и приобретают навыки нелинейного

мышления.

5.

Конспект учебного занятия

Учитель: Мурыгина Екатерина Владимировна

Класс: 5 Д

Предмет: Математика

Тема учебного занятия: Математика в кинематографе

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: урок - обогащение и систематизация знаний

Цели и задачи учебного занятия:

Обучающая: формировании общей, предметной и надпредметной компетентности обучающегося на основе усвоения

им в процессе обучения системы научных знаний, умений и навыков

Развивающая: способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач

Воспитательная: способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности

Деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

1 мин

Приветствие обучающихся

Приветствие учителя

Подготовительный

5 мин

Знакомство ребят с темой занятия.

Обсуждение фильмов «Рапунцель»,

«38 попугаев».

Вопросы к обучающимся:

1)

Понравились ли фильмы?

2)

Какие

сцены

п р и вл е к л и

больше всего Ваше внимание?

Обсуждение

ранее

просмотренных

фильмов.

Первичная проверка

понимания материала

9 мин

Вопросы к обучающимся:

1 )

К а к и е

ф а к т ы

и з

ф и л ь м а

«Рапунцель»

были

связаны

с

математикой?

2) А какие моменты из фильма «38

п о п у г а е в »

б ы л и

с в я з а н ы

с

математикой?

Формулируют факты:

1) Длина волос Рапунцель. Смогли бы

они в реальной жизни отрасти до такой

длины к 18 годам.

2 ) Длина удава, которая составляла 38

попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка.

3)

Одинаковый ли рост мартышки и

попугая.

Обобщение и

систематизация

25 мин

Задание для обучающихся:

1.Согласно математическим фактам

- ляпам, которые были выявлены в

1.Примерные задачи:

1) Сможет ли Рапунцель в 18 лет иметь

ходе просмотра фильмов, составить

и

решить

задачи

по

каждому

из

фильмов.

2.

Решить

составленные

задачи,

используя справочный материал:

1)

Средняя

скорость

роста

волос

человека до 18 лет (в месяц).

Детств

о (0-11

лет)

Юност

ь (12-15

лет)

Взросление

(16-18 лет)

13 мм

14 мм

15 мм

Длина волос Рапунцель 70 футов (1

фут = 30,48 см, то есть больше 21

метра).

2)

Средний

рост

попугая

=

22см,

мартышки = 77см, слона = 335см,

удава = 10м.

длину волос равную 21 метру?

2)

Соответствует

ли

длина

удава

в

фильме длине удава в реальной жизни?

3) Сравните рост мартышки и попугая в

реальной жизни.

2. Решение задач:

1)

Детство:

11*13*12

=

1716

мм

волос

Юность: 14*4*12 = 672 мм волос

Взросление: 15*3*12 = 540 мм

волос

Итого: 1716+672+540 = 2928 = 2 м 9 см

28 мм

Вывод:

Учитывая

среднюю

скорость

роста волос человека до 18 лет можно

сделать вывод, что Рапунцель не смогла

бы отрастить волосы длиной 21 метр в

18 лет.

2)

Длина удава в фильме:

38 попугаев * 22 = 8 м 36 см

или

5 мартышек * 77 = 3 м 85 см

или

2 слона * 335 = 6 м 70 см

Длина удава в реальной жизни:

10 м / 22 = 46 попугаев

10 м / 77 = 13 мартышек

10 м / 3 м 35 см = 3 слоненка

Вывод:

Используя

наши

вычисления,

можно понять насколько не точно были

вычисления в данном мультфильме при

подсчете длины удава.

3)

Рост попугая: 22 см.

Рост мартышки: 77 см.

Сравниваем 22 см < 77 cм.

Вывод: Мартышка и попугая не могут

быть

одного

роста

как

показано

в

мультфильме,

следовательно

авторы

м ул ьт ф и л ь м а

с и л ь н о

и с к а з и л и

реальность.

Подведение итогов

2 мин

Домашнее задание:

Посмотреть мультфильм «Вольт».

Проанализировать его. Выписать

факты из фильма, которые по

Вашему мнению не соответствуют

реальности с точки зрения

математики и составить по каждому

факту задачу.

Рефлексия

3 мин

Формирование у обучающихся

Обучающиеся, различными способами

элементов критического мышления.

Опрос для обучающихся:

1)

Что больше всего

запомнилось на уроке?

2)

Какие задачи наиболее

интересны для тебя?

3)

Хотел бы ты продолжать

участвовать в таких занятиях?

интегрирования информации, учатся

вырабатывать собственное мнение на

основе осмысления опыта, идей и

представлений. Обучающиеся отвечают

на воспросы.

6.

Мне показалась интересной тема работы, поэтому на ее основе я составила

занятие. На этом занятии участники выявили ряд фактов, связанных с математикой,

которые казались не вполне логичными в условии реальной жизни. Чтобы доказать

достоверность

или

недостоверность

этих

фактов

ребятам

было

предложено

составить

задачи,

которые

напрямую

были

связаны

с

ними.

И

с

помощью

вычислений,

они

смогли

сделать

вывод

о

том,

что

события,

происходящие

в

мультфильмах,

в

значительной

степени

преувеличены.

Режиссеры

используют

«волшебные» спецэффекты для того чтобы и детям и взрослым было интересно, а

также для привлечения большего количества зрителей к просмотру.

В ходе урока я увидела неподдельный интерес ребят к заданной теме. Я решила ряд

задач: повышение мотивации к изучению своего предмета, формирование навыков

критического

мышления;

умение

пользоваться

элементарными

математическими

формулами и применять их.

Впредь я намерена и дальше продолжать внедрять проведение таких творческих

занятий при изучении различных тем как в алгебре, так и в геометрии. Надеюсь, это

повысит и успеваемость, и интерес к предмету, который сейчас им кажется скучным

и ненужным.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники