Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Бондарева Марина Сосовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №28 Веселинка"
Населённый пункт: г. Норильск Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по познавательному развитию

в старшей группе

(с использованием мультимедийной системы)

ТЕМА: РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

Бондарева М.С,

воспитатель I категории

Программное содержание.

Познакомить детей с природой родного края; расширять и

конкретизировать

знания

детей

о

растениях

тундры,

их

приспособительных

особенностях. Развивать познавательный интерес.

Оборудование и материалы. Атлас «Мир и человек», «Атлас для самых маленьких»,

карта «Растительный мир земли», панно «Растительный мир тундры», фотографии,

открытки, иллюстрации растений тундры; мультимедийная презентация.

Ход занятия

Воспитатель предлагает послушать стихотворение:

Ах, как прекрасна наша планета!

Вот белая лента, вот синего цвета,

А вот голубеет под ней полоса…

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней – в климатические пояса.

Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной

природы, как Россия.

Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно, потому что наша страна — самая большая в мире! На севере нашей

страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные снега. А на юге

протянулись жаркие пустыни.

Сегодня мы совершим путешествие по северу нашей страны и увидим все

своими глазами.

Слайд №1 Вдоль берегов Северного ледовитого океана на тысячи километров в

длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры: земля

бедная, растительность скудная.

Слайд №2 Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, замерзают озёра,

солнце низко стоит над горизонтом, температура бывает – 60 градусов С. Зима

здесь длинная, а лето очень короткое прохладное.

Слайд №3 И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, а иногда даже

выпадает снег. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. Поэтому почва не успевает

прогреваться, а растения не успевают вырастать.

Слайд

№4 Растения здесь низкорослые, с мелкими листьями, многие растут

группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, помогает

летом получить больше тепла для роста.

Но, не смотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. Весной,

когда

пригреет

солнышко,

вся

тундра

вдруг,

словно

по

взмаху

волшебной

палочки, расцветает и становится похожей на цветущий ковёр. Многие растения

торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова

укроет землю.

Слайд №5

В основном в тундре растут осоки и мхи. Они образуют толстый слой

дернины толщиной 5-10 см.

Слайд №6 В ней обитают лишайники, которые служат пищей для оленей.

Слайд

№7 Много в тундре растёт и грибов (воспитатель предлагает назвать

грибы, все ли они съедобные) /подберёзовик, подосиновик, трутовик, сыроежка,

мухомор/.

В дернину погружены стебли и корневища цветковых растений и ягод.

Я покажу вам слайды с изображением чудесных цветов, которые появляются с

наступлением тепла, а вы, если знаете, назовите их.

Слайд №8

Жарки. Иное название этого растения – купальница азиатская. Оно

занесено в Красную книгу.

Слайд №9 Полярный мак.

Слайд №10

Колокольчик. Эти милые цветы предсказывают погоду: если стебли

(цветоносы) прямые – к хорошей погоде, а если «колокольчик не весел, голову

повесил»,- значит, скоро жди дождя.

Слайд №11 Ромашка.

Слайд №12

Гвоздика ползучая. Часто её можно встретить у водоёмов, где она

растёт прямо среди камней.

Слайд №13 Кипрей. Я хочу вам рассказать об этом удивительном растении.

Случится в лесу пожар, сгорят все кусты и деревья, и останется тогда от леса

только выжженная земля – пепелище. И кажется, никогда не вырастет тут, на этой

чёрной страшной земле, ни кусточка, ни травинки… Но пройдёт год, другой, и на

месте

сгоревшего

леса

поселится

кипрей,

или

иван-чай,

как

называют

это

растение

в

народе.

Его

корни,

разрастаясь,

укрепляют

почву,

подготавливая

условия для заселения другими растениями. А потом, ещё через год-два, под

защитой кипрея появится кустик малины, берёзка или ольха, а потом и ёлочки.

Вот какое большое значение имеет для природы кипрей.

А иван-чаем зовут

кипрей за то, что листья его можно заваривать в кипятке и пить как чай. В них

витамина С в три раза больше, чем в апельсинах! А ещё корни кипрея можно

отваривать и есть как картошку. Или приготовить из них муку и печь всё, что душе

угодно.

Из

молодых

корешков

и

листьев

получится

замечательный

салат.

Сушёный кипрей можно заваривать как кашу. Мелкие семена этого растения

снабжены пушинками – ими можно набить подушку или спрясть нитки. А из

волокон, на которые легко разделить стебли, можно сплести верёвку.

Слайд

№14

Одуванчик. В этом растении содержится огромное количество

полезных

веществ.

Из

листьев

одуванчика

получается

замечательный

салат.

Правда вначале их надо вымочить в солёной воде, или окунуть в кипяток, чтобы

ушла горечь. А из цветков варят чудесное варенье.

Слайд №15

Пижма. Растение ядовитое, особенно цветки. Но оно применяется

для лечения разных заболеваний. Если в доме повесить веточку цветущей пижмы,

то вам будут не страшны разные жучки, паучки и мухи – не любят они запаха

пижмы.

Слайд №16 Пушица - травянистое растение.

Поспевают в тундре и вкусные, полезные ягоды. Их так много, что не хватило бы

всего населения Большого Норильска, чтобы успеть собрать и сберечь урожаи

съедобных ягод!

Слайд №17 Например, черника. Догадайтесь, почему ее так назвали? Слева на экране

вы видите розовато-малиновые ягоды. Это тоже черника. Но почему же она такого

цвета? (Ответы детей). Правильно, эти ягоды ещё не созрели. Черника очень полезна

для глаз.

Какие ещё ягоды вы знаете? Назовите их (ответы детей). Правильно, молодцы. А

теперь я предлагаю посмотреть на экран. Вы увидите ягоды, которые уже были названы

вами и познакомиться с новыми, названия которых назову вам я!

Слайд

№18

Брусника. Эти чудесные белые цветочки в окружении плотных

глянцевых

листиков

уже

через

несколько

дней

превратятся

в

сочные

ягоды

брусники.

Слайд №19 Голубика. Её так назвали за сизо-голубой налёт на нежных ягодках.

Слайд №20 Клюква. Вы знаете, где растёт клюква… Правильно, на болоте.

Слайд №21 Морошка. Эта ягода родственница малины и княженики.

Слайд №22 Шикша чёрная. Ещё её называют водяника или вороника. Эти ягоды

очень хорошо утоляют жажду.

Растут ягоды и на кустарниках.

Слайд №23 Узнаёте? Правильно, это смородина.

Слайд №24 А это… малина. Правда, здесь она мелкая, а кустики гораздо ниже,

чем на «материке».

Слайд №25 А вот - куст шиповника. Это растение ещё называют дикой розой.

Цветки шиповника очень красивы и ароматны. Плоды можно заваривать в термосе

вместе

с

чёрным

чаем

и

сахаром.

Это

хорошее

средство

для

укрепления

организма.

Слайд

№26

Это

заросли

ольховника

кустарникового.

Посмотрите

на

ярко-

зелёные шишки на веточке ольхи. С наступлением холодов они высохнут и станут

коричневыми.

Слайд №27

Вот стелятся по земле кустики карликовой берёзы (другое название

ерник). Её листочки мелкие, плотные, глянцевые.

Слайд №28

А вот берёза. Правда ствол её не так строен и толст как у берёз на

«материке». Ведь ей приходится жить в условиях вечной мерзлоты.

Слайд №29

Узнаёте это дерево? Правильно – это рябина. Её белые цветки,

яркие ягоды (вообще-то правильнее называть их яблоками) и резные листья не

спутаешь ни с чем. Оказывается рябина – родственница розе!

Слайд №30 А вот елочки. Невысокие, но крепкие.

Слайд

№31

Это дерево тоже из породы хвойных. Это … лиственница. Её

листочки похожи на иголки ели, но более мягкие. И, в отличие от ёлки, она

сбрасывает их на зиму.

Воспитатель. Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы с вами

узнали, как разнообразна и богата природа севера нашей страны - тундра.

А что бы проверить ваши знания, я предлагаю поиграть.

Слайд №32 Назовите деревья, которые вы видите на экране. /Берёза и

лиственница/.

Слайд №33 Каким деревьям или кустарникам принадлежат эти шишки?

/*Лиственница, *ольха, *ёлка/.

Слайд №34 Все ли растения изображённые здесь являются дикорастущими?*

Слайд №35 Все ли ягоды, которые вы видите, растут в тундре? Назовите их.

/*Черника,*брусника,*морошка, *клубника/.

Слайд №36 Все ли грибы, которые вы видите являются съедобными? /*Мухомор/.

Слайд №37 Чем питаются олени, путешествуя по тундре? /*Лишайники/.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники