Автор: Ружбеляева Людмила Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Антипаютинская школа–интернат
Населённый пункт: село Антипаюта
Наименование материала: статья и элективный курс
Тема: «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»
Раздел: полное образование
«Актуальные
проблемы
преподавания
русского языка и
литературы
в современной
школе»
сентябрь, 2018г.
МКОУ Антипаютинская школа-интернат
КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
КОММУНИКАТИВНОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Ружбеляевой Людмилы Степановны
2018г
Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове.
Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и
неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в
памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до
произведений современной художественной литературы. И, значит, культура
языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих
поколений.
Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее
признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и
черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления,
самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное
состояние и духовность.
Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и
смысловыми богатствами во всем их многообразии – к этому должен
стремиться каждый носитель языка.
Сегодня защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются
как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются
памятники культуры. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе. Ведь
ни для кого не секрет, что современная устная и письменная речь
стилистически снижается и огрубляется, засоряется ненужными иноязычными
заимствованиями, разного рода неточностями и ошибками. Язык
художественной литературы испытывает тенденции к безликости и
стандартности. Язык науки страдает от ненужной усложненности.
Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и
невыразительностью. Тревогу вызывают хлынувшие в нашу печать
арготические элементы. А что говорить о рекламных текстах, которые
ежедневно обрушиваются на нас с экранов телевизоров. Все это может
привести к оскудению, а, следовательно, к обеднению языка. Такое состояние
современного литературного языка является отражением и показателем
недостаточно высокого уровня речевой культуры говорящих и пишущих.
Именно поэтому сегодня правомерно говорить об экологическом подходе к
вопросам культуры речи или об экологии языка, которая становится одной из
актуальных проблем современности.
Экология культуры речи предполагает ответственное отношение к
национальным языковым традициям, воспитание любви к родному языку,
заботу о его прошлом, настоящем и будущем.
Заметим, что культура языка, как и любая культура, предполагает ее
постоянное освоение и «возделывание», обработку и охрану. И тут уместно
сказать, что целью лингвистической экологии является и сам литературный
язык, и человек, пользующийся им. Цель эта состоит в заботе о воспитании
человека, для которого традиционные литературные нормы – основа выражения
своих мыслей и идей. И здесь очень важна роль школы, одной из актуальных
задач которой является воспитание и формирование всесторонне развитой
личности, обладающей потенциалом гуманитарной культуры, необходимым
компонентом которой является речевая культура.
Актуальность проблемы обусловлена резким снижением уровня речевой
культуры учащихся, неуважением к существующим нормам речи. Речь
школьников сегодня засорена варваризмами и жаргонизмами. Крайне
примитивны формы диалога, которые доступны учащимся, низка культура
дискуссии и оформления собственной точки зрения. Одновременно школьники
стесняются безграмотности и невыразительности своей речи. Они нередко
испытывают беспричинный страх перед устным высказыванием, что
обусловлено крайне слабой речевой культурой. Учащиеся не могут точно и
кратко сформулировать мысль, неадекватно реагируют на замечания педагогов,
но и сами эти замечания делают часто в некорректной форме.
Но чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым
людям необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать свое
мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности.
В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений,
идеологий у представителей многих профессий возникает потребность в таком
виде воздействия на людей, как убеждение словом. Отсюда необыкновенно
возрос интерес к риторике, призванной научить человека мыслить, правильно
излагать свои суждения и воздействовать на окружающих с помощью слова.
Овладение культурой речи учащимися, развитие риторических
потенциалов, языкового чутья возможно только в процессе творческого
взаимодействия учителя и ученика. Поэтому мы разработали школьный курс
«Культура русской речи», который в определенной мере дополнит и расширит
новые подходы в преподавании русского зыка, специальными целями которого
является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетентности учащихся.
Дидактическая основа курса определена как творческое взаимодействие
учителя и ученика. Это означает, что при изучении курса принципиальными
становятся проблемно-творческие методы, продуктивные методы. Во время
занятий используются такие формы работы, как конкурсы, творческие рассказы
с изменением лица, инсценировки, составление собственных текстов для
различных слушателей. Преподаватель должен поддерживать такие
дидактические импульсы учебного занятия, как проблемность,
соревновательность, формирование творческих ситуаций, самостоятельный
поиск ответов учащихся. Существенную помощь педагогу окажет работа
учащихся в составе экипажей, творческих групп, команд, мастерских. Велика
роль домашних заданий по курсу (ряд упражнений необходимо провести перед
зеркалом, репетиция монологов на заданную тему и т.д.).
Структура школьного курса «Культура нашей речи».
Структура школьного курса предусматривает разделение его на 5 разделов.
Первый раздел – «Культура речи как научная дисциплина. Нормы
русского литературного языка» - призван прежде всего скорректировать речь
учащихся, научить их находить речевые ошибки разного типа и сознательно
исправлять их. Особое внимание должно быть обращено на очищение речи от
жаргонизмов, просторечных слов, плеоназмов; умение выделять и
корректировать речевые ошибки в письменном и устном тексте.
Наряду с традиционными, учащимся предлагаются следующие виды работ:
1.
Составление словаря «Речевые ошибки и их преодоление» с
указанием источника ошибки (устная речь, средства массовой
информации, художественная или учебная литература) и
восстановлением нормативного образования.
2.
Редактирование текстов прессы, современных произведений
художественной литературы, составление на этом основании
каталога речевых ошибок и соответствующих нормативных форм.
3.
Составление словарных статей к паронимам, найденным при работе
с художественными текстами, объяснение их значения и
употребления, грамматических форм.
Второй раздел – «Стилистика» - призван дать представление о языковых
стилистических ресурсах, стилях речи, о стилистической норме и
стилистических ошибках. Система упражнений должна научить школьников
составлять речевые произведения в различных стилях и жанрах. Возможны
следующие виды работ:
1.
Нахождение требуемых стилистических фигур и тропов в
художественном тексте, составление по их модели самостоятельных
тропов.
2.
Составление сюжетных остроумных рассказов с данными
стилистическими фигурами.
3.
Составление вариантов начала и завершения речи с заданными
стилистическими формулами.
Третий раздел – «Риторика» - дает представление об основных этапах
работы над публичным выступлением. Научить начинающих ораторов прежде
всего думать, облекать свои мысли в связный текст и произносить его таким
образом, чтобы он воздействовал на слушателя.
Учащиеся знакомятся с различными типами публичных выступлений –
развлекательных, информационных, агитационных. Материалы для анализа,
образцовые тексты взяты, во-первых, из русской классической литературы и
произведений 20 века; во-вторых, из публичных выступлений и обращений
политиков, деятелей культуры 80-90г.г. 20 века. Тексты даются в столкновении
мнений, идей, идеологий, что должно побудить будущих ораторов к
размышлениям.
При изучении этого раздела мы используем такие формы работы:
1.
Приготовить и произнести краткую речь на заданную тему,
скомпоновав ее при подготовке так, чтобы начало служило
установлению контакта со слушателями (разъяснение, почему
именно это актуально и важно для них).
2.
В «судебном процессе» над героем литературного произведения
выступить в роли судьи, адвоката, прокурора и самого подсудимого,
стремясь в каждом случае доказать и обосновать требуемое ролевой
ситуацией.
3.
Составить сообщение-доклад по теме «Секрет словесного
воздействия…» (писателя, книги, речи учителя). Доклад должен
быть основан только на собственных мыслях.
Четвертый раздел – «Дискутивно - полемическая речь»- посвящен
рассмотрению проблем культуры спора, полемики, взаимообогащающего
обмена мнениями. Как сделать спор продуктивным? Как заставить оппонента
выслушать твое мнение? Как правильно аргументировать свою точку зрения?
Ответить на эти вопросы помогает теоретический материал и система
практических упражнений:
1.
Прокомментировать факт спора в структуре предложенного
художественного произведения с точки зрения законов дискуссии.
2.
Организовать дискуссию по одной из тем: «Нужна ли школьная
форма?», «Что неприемлемо в современной школе?» и т.д.
Определить свою позицию в споре, попытаться ее обосновать,
утвердить.
3.
Выразить свою положительную или отрицательную оценку того или
иного явления жизни общества.
Пятый раздел – «Культура речи и культура общения» - посвящен
рассмотрению некоторых психологических проблем общения. Упражнения
последнего раздела призваны скорректировать речевое поведение человека
в обществе, воспитать вежливого и тактичного собеседника, словом,
повысить коммуникативную компетенцию человека.
Основные формы работы:
1.
Знакомство с речевыми формулами, использование их в той или иной
речевой ситуации.
2.
Инсценировки бесед с тем или иным собеседником с выбором
соответствующей социально-речевой роли.
Грамотная, убедительная и выразительная речь, умение выступать перед
аудиторией и воздействовать на нее своим словом, возможность
непринужденно общаться с другими людьми – вот качества, которые должен
выработать в себе каждый, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно
в любом обществе, кто хочет добиться успехов в профессиональной
деятельности. Курс «Культура нашей речи» в какой-то степени должна
помочь в достижении этих целей.
Пока мы хорошо говорим и пишем по-русски, нам не грозит никакая
денационализация – при всех экономических и политических переменах или
даже катаклизмах.
МКОУ Антипаютинская школа-интернат
Программа
элективного курса
«Культура нашей речи»
Ружбеляева Людмила Степановна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
.
2018г.
Пояснительная записка.
Грамотная, убедительная и выразительная речь, умение выступать перед
аудиторией и воздействовать на нее своим словом, возможность непринужденно
общаться с другими людьми – вот важнейшие качества, которые необходимы
каждому, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе,
кто хочет добиться успехов в профессиональной деятельности.
Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, выпускникам
школы необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы,
правильно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем
окружающей действительности, уметь убеждать собеседника.
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется
внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как
правило, соответствует высокая культура поведения и общения.
Культура речи – это показатель лингвистической компетентности и
коммуникативности личности.
Цель курса «Культура нашей речи» - формирование языковой,
коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся, воспитание
вежливого и тактичного собеседника.
Учащиеся должны знать:
- качества (критерии) хорошей речи;
- причины появления речевых ошибок;
- нормы литературного произношения, постановки ударения, употребления
грамматических форм и нормы словоупотребления;
- языковые стилистические ресурсы, стили речи, стилистические нормы;
- виды выступлений с точки зрения их основной цели;
- основные этапы работы над публичным выступлением;
- основные виды эмоционального воздействия на слушателей;
- культуру поведения в споре, полемике;
- формулы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- выделять и корректировать речевые ошибки в письменной и устной речи;
- правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей
речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов;
- составлять речевые произведения в различных стилях и жанрах;
- составлять связный текст и произносить его таким образом, чтобы он
воздействовал на слушателя;
- использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя.
Настоящая программа элективного курса рассчитана на учащихся 10-11
классов, состоит из 5 разделов. На изучение курса отводится 68 часов.
Элективный курс может быть предложен учащимся любого профиля.
Содержание программы.
1.
Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского
литературного языка.
1.1.
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи
как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный,
этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи.
1.2.
Понятие нормы. Динамический характер нормы. Нормы
кодифицированного литературного языка и разговорной речи.
Вариант и речевая ошибка. Просторечие как источник речевых
ошибок.
1.3.
Орфоэпические нормы русского языка. Старомосковское
произношение. Отклонение от норм литературного произношения
под влиянием просторечия и диалектов.
1.4.
Акцентологические нормы русского языка.
1.5.
Морфологические нормы русского языка. Ошибки в
морфологических формах. Число существительных. Варианты
падежных окончаний. Определение рода имен существительных.
Склонение географических наименований и собственных имен.
Употребление числительных. Формы местоимений. Формы глагола.
1.6.
Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические связи в
словосочетании. Синтаксические связи в предложении.
1.7.
Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления
фразеологизмов.
Лексическое значение слова. Словесные ассоциации. Лексика
русского языка с точки зрения происхождения, активного
(пассивного) запаса, сферы употребления. Стилистическая окраска
лексики. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Фразеологические
обороты. Крылатые слова. Лексические ошибки. Ошибки в
употреблении фразеологизмов.
2.
Стилистика.
2.1.
Стилистические ресурсы языка.
2.2.
Стили речи.
Разговорный стиль.
Художественный стиль. Основные виды тропов. Стилистические
фигуры.
Официально-деловой стиль. Деловые бумаги. Заявления.
Доверенность. Автобиография.
Научный стиль. Научно-популярный стиль. Жанр научных текстов:
аннотация, рецензия, реферат.
Публицистический стиль. Языковые средства публицистического
стиля.
2.3.
Стилистическая норма. Стилистические ошибки.
3.
Риторика.
3.1.
Из истории развития риторики.
3.2.
Тема выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в
тексте. Текст как развернутое суждение.
3.3.
Композиция текста.
3.4.
Классификация выступлений с точки зрения их основной цели.
Развлекательное выступление.
Информационное выступление.
Агитационное выступление.
3.5.
Язык публичного выступления.
3.6.
Произнесение речи.
4.
Дискутивно - полемическая речь.
4.1.
Понятие о споре. Типы споров.
4.2.
Ведение спора. Доказательства в споре. Опровержение точки зрения
оппонента. Непозволительные уловки. Поведение во время спора.
Языковые способы выражения говорящим оценки.
5.
Культура речи и культура общения.
5.1.
«Безличное общение», «Межличностное общение»
5.2.
Формулы речевого этикета.
5.3.
Тактичность.
Учебно-тематический план.
№ п.п.
Разделы. Темы.
Основные
формы
организации
учебной
деятельности
Образовательный
продукт
1
2
3
4
Культура речи как научная
дисциплина. Нормы
русского литературного
языка
1.
Национальный язык и его
основные разновидности.
Культура речи как научная
дисциплина
Лекция
План лекции
2-3
Нормативный,
коммуникативный, этический
аспекты культуры речи.
Качества хорошей речи.
Лекция с
элементами
беседы
Составление
обобщающей таблицы
«Качества хорошей
речи»
3-5
Понятие нормы.
Динамический характер
нормы. Нормы
кодифицированного
литературного языка и
Лекция,
практикум
Составление словаря
«Речевые ошибки и их
преодоление»,
редактирование текстов
прессы, современных
разговорной речи. Варианты и
речевая ошибка. Просторечие
как источник речевых ошибок.
художественных
произведений.
6-8
Орфоэпические нормы
русского языка.
Старомосковское
произношение
Лекция,
практикум
Составление
орфоэпического
словарика;
выразительное чтение
стихотворения,
составление
материалов для
упражнений со
скороговорками.
9-10
Акцентологические нормы
русского языка
Практикум
11-13
Морфологические нормы
русского языка. Ошибки в
морфологических формах.
Лекция,
практикум
Анализ текстов;
решение
лингвистических задач,
редактирование
текстов.
14-15
Синтаксические нормы
русского языка
Лекция,
практикум
Редактирование
текстов
16-18
Лексические нормы в русском
языке
Лекция,
практикум,
игра
Составление текста на
основе лексических
ассоциаций,
редактирование текста
19-20
Нормы употребления
фразеологизмов
Семинар
Сообщения учащихся
Стилистика
21.
Стилистические ресурсы
языка
Лекция с
элементами
беседы
Цитатный план
22-23
Стили речи. Разговорный
стиль
Семинар
Таблица «Стили речи»,
анализ текстов
24.
Художественный стиль
Семинар
Таблица «Стили речи»
25-27
Основные виды тропов
Практикум
Комплексный анализ
текста, подбор
доказательств по тексту
28-30
Стилистические фигуры
Практикум
Комплексный анализ
текста, составление
самостоятельных
тропов и фигур
31.
Официально-деловой стиль
речи
Семинар
Таблица «Стили речи»
32-33
Деловые бумаги
Практикум
Составление деловых
бумаг
34
Научный стиль. Научно-
популярный стиль
Семинар
Таблица «Стили речи»
35-37
Жанры научных текстов:
аннотация, рецензия, реферат
Практикум
Создание аннотации на
книгу, рецензии на
текст, реферата
38-39
Публицистический стиль.
Языковые средства
публицистического стиля
Семинар,
практикум
Анализ текстов СМИ;
создание текста
публицистического
стиля; таблица «Стили
речи»
40-41
Стилистическая норма.
Стилистические ошибки
Лекция,
практикум
Анализ текста с
использованием
стилистических
ошибок
Риторика
42
Из истории развития риторики
Лекция
План лекции,
сообщения учащихся о
древнегреческих
ораторах
43-44
Тема выступления. Текст как
развернутое суждение
Беседа,
практикум
Составление «Кодекса
речевого поведения»,
сравнение текстов
художественных
произведений;
создание текста на
заданную тему
45-46
Композиция текста
Лекция,
практикум
Анализ текста,
составление плана-
конспекта выступления
47-49
Классификация выступления с
точки зрения их основной
цели. Развлекательное
выступление
Лекция,
беседа,
практикум
Составление текстов
юмористического
характера на заданную
тему
50-51
Информационное
выступление
Лекция,
практикум
Выступление на
заданную тему;
сравнительный анализ
текстов
52-53
Агитационное выступление
Лекция,
практикум
Создание эссе на
заданную тему,
составление плана-
конспекта
агитационного
выступления
54-55
Язык публичного выступления
Лекция,
практикум
Сообщение-доклад по
теме «Секрет
словесного
воздействия…»,
использование тропов
и стилистических
фигур в публичном
выступлении
56-57
Произнесение речи
Семинар
Произнесение краткой
речи на заданную тему
Дискутивно-полемическая
речь
58
Понятие о споре. Типы споров
Лекция
План-конспект лекции
59-61
Ведение спора. Доказательства
в споре
Лекция,
практикум
Организация дискуссии
на заданную тему.
Анализ эпизодов
художественных
произведений,
содержащих спор
Культура речи как культура
общения
62-63
«Безличное общение»,
«Межличностное общение»
Лекция
Конспект лекции
64-66
Формулы речевого этикета
Лекция,
практикум
Моделирование
речевых ситуации,
составление словаря
основных формул
речевого этикета
67-68
Тактичность
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
Моделирование
ролевых ситуаций
Литература для учителя.
1.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2017г.
2.
Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия – практикум. - М.: Дрофа, 2017г.
3.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие
речи. Выразительные средства художественной речи.- М.: Русское слово,
2004г.
4.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.- М, 1978г.
5.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи
учащихся. - М., 1975г.
6.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- М., 1982г.
Литература для учащихся.
1.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию
речи.- М.: Русское слово, 2004г.
2.
Гольдин В.Е. Речь и этикет: Книга для внеклассного чтения учащихся. 7-
8 класс. - М.: Просвещение. 2014г.
3.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка 10-11 класс: Учебное пособие
для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2016г.
4.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие
для учащихся. - М.: Дрофа, 2017г.
5.
Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия - практикум. -М.: Дрофа, 1998г.
6.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. - М.:
Просвещение, 1984г.