Практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Автор: Давыдова Милена Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ОАНО "ОЦ "Лучик" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Статья Тема: Практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Раздел: дошкольное образование
Автор: Давыдова М.В.
Воспитатель
Детский сад «Лучик»
Практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Процесс адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения - это процесс и
результат
приспособления
качественных
характеристик
психики
ребёнка
к
новым
условиям
социальной
среды.
Адаптация
ребёнка
к
дошкольному
учреждению
подразумевает процесс и результат установления отношений с окружающей средой,
приспособление ребёнка к изменившимся условиям, к новым жизненным факторам, и
установление равновесия между поведением и принятыми нормами.
Важно
отметить,
что
непрерывный
процесс
социализации
в
дошкольном
возрасте
характеризуется
определенной
социальной
незрелостью
ребенка
(несформированность
устойчивых
социальных
установок,
достаточного
объема
социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не
позволяет
ребенку
быть
эффективным
во
всех
проблемных
ситуациях.
В
этом
контексте
очень
важно осуществлять
комплексное
сопровождение
социальной
адаптации ребенка, в том числе в рамках дошкольных учреждений.
На
адаптацию
ребенка
к
ДОУ
оказывают
влияния
разнообразные
группы
факторов:
физиологические;
индивидуально-психологические;
социально-
психологические.
Особенности воспитания детей в семье рассматривается как один из факторов,
от которого зависит успешность адаптации к ДОУ. Влияние семейного воспитания на
адаптацию к ДОУ рассматривается психологами с различных позиций: а) со стороны
совпадения домашнего режима с режимом детского сада, б) со стороны влияния
структуры семьи и типа семейного воспитания, в) с позиции нарушений в семейном
воспитании, г) со стороны существования конфликтов в семье, «невротизирующих
детей и создающих нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого
пола», д) с позиции влияния личностных особенностей самих родителей. Особое
негативное значение для адаптации детей раннего возраста приобретают нарушения в
семейном воспитании и конфликты в семье.
Таким образом, важность семейного воспитания в частности специфики детско-
родительских
отношений
в
контексте
адаптации
ребенка
к
ДОУ
обуславливает
необходимость разработки программы повышения уровня компетентности родителей
по вопросам взаимодействия с детьми дошкольного возраста, что будет способствовать
повышению успешности адаптации дошкольников к ДОУ.
Целью такой программы является создание условий для повышения уровня
компетентности родителей детей дошкольного возраста в вопросах взаимодействия со
своими детьми.
Задачи программы могут быть следующими:
1. Расширение знаний и представлений родителей об особенностях семейных
отношений, способах взаимодействия с ребенком раннего возраста.
2.
Формирование
у
родителей
таких
характеристик
семейного
воспитания,
которые обеспечивают наилучшую адаптацию малышей к условиям ДОУ (отсутствие
чрезмерного
удовлетворения
потребностей
ребенка,
наличие
достаточно
большого
количества наказаний, а также неустойчивость стиля родительского воспитания).
3. Информирование воспитателей группы об особенностях семейных отношений
и характере воспитания в семьях вновь поступающих детей, а также компенсирование
ими
тех
параметров
семейного
воспитания,
которые
препятствуют
успешной
адаптации
малышей
к
детскому
саду
(избыток
опеки,
отсутствие
требований
и
наказаний
по
отношению
к
ребенку,
воспитательская
неуверенность
родителей
и
предпочтение женских качеств в ребенке).
Осуществление на этой основе индивидуального подхода к каждому ребенку.
Указанная
программа
может
быть
проведена
через
реализацию
следующих
этапов.
Этап 1. Первичное знакомство с родителями и их детьми, устраивающимися в
ДОУ. Суть этого этапа состоит в сборе первичных данных о родителях, первичных
диагностических данных о детях, впервые устраивающихся в ДОУ (уровень развития
навыков самостоятельности, социальных и речевых умений).
Этап 2. Изучение особенностей внутрисемейных отношений в семьях. В рамках
этого этапа проводится изучение характера внутрисемейных отношений в семьях,
подбор
индивидуальных
рекомендаций
родителям
по
организации
способов
взаимодействия с ребенком в семье (в случае обнаружения отклонений в характере его
воспитания).
Наибольшее
внимание
при
анализе
внутрисемейных
отношений
необходимо уделить таким характеристикам воспитания в семье, как: уровень опеки и
удовлетворения
потребностей
ребенка,
степень
требовательности,
запретов
и
наказаний в семье. Кроме того, выраженной склонности родителей к предпочтению в
малыше
женских
качеств,
степени
развитости
родительских
чувств,
а
также
колебаниям стиля воспитания и воспитательской неуверенности родителя.
Этап
3.
Информирование
родителей
об
особенностях
семейных
отношений,
способах
взаимодействия
с
ребенком
раннего
возраста,
способствующих
благоприятной
адаптации
малышей
к
условиям
ДУ
(на
родительских
собраниях,
групповых
консультациях).
Цель
этого
этапа
состоит
в
расширении
знаний
и
представлений
родителей
о
способах
взаимодействия
с
ребенком,
об
отдельных
параметрах
воспитания
в
семье,
способствующих
успешной
адаптации
к
ДОУ:
отсутствии
чрезмерного
удовлетворения
потребностей
ребенка,
наличии
определенного количества наказаний, а также смене стиля родительского воспитания.
А
также
препятствующих
оптимальной
адаптации:
избытке
опеки,
отсутствии
требований и наказаний по отношению к ребенку, воспитательской неуверенности
родителей и предпочтении женских качеств в ребенке.
Этап
4.
Информирование
воспитателей
группы
о
нарушениях
в
характере
воспитания
в
семьях
вновь
поступающих
детей,
выработка
на
этой
основе
индивидуального подхода к каждому ребенку. Суть этого этапа состоит в том, чтобы
при взаимодействии воспитателя с ребенком компенсировать те параметры семейного
воспитания, которые препятствуют его лучшей адаптации к условиям сада.
Этап 5. Организация работы с родителями по формированию оптимального
характера взаимодействия со своими детьми. Цель этого этапа состоит в осознании
ошибок,
допущенных
родителями
в
воспитании
ребенка,
а
также
выборе
оптимального типа взаимодействия со своим ребенком.
При
проведении
работы
с
родителями
важно
четко
понимать,
что
означает
оптимальное родительское отношение к ребенку. С нашей точки зрения, в первую
очередь, оно должно быть адекватным. Адекватность предполагает умение родителей
видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его
душевном мире изменения.
Во-вторых, отношение родителей к дошкольникам должно быть динамичным.
Это значит, родители должны быть способны изменить методы и формы общения с
детьми.
Отмечено
несколько
вариантов
проявления
динамичности
родительской
позиции: во-первых, динамичность в восприятии ребенка, способность к прорисовке
все более и более углубленных изменяемых портретов ребенка или же оперирование
раз и навсегда созданным статичным портретом; во-вторых, это степень гибкости
взаимодействия с ребенком, способность изменять формы и методы воздействия в
связи
с
возрастными
изменениями
ребенка;
в-третьих,
это
степень
изменчивости
воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями и в связи со сменой
условий взаимодействия.
В
третьих,
родители
должны
уметь
предвидеть
перспективы
дальнейшего
развития ребенка и быть способны к построению взаимодействия с ребенком.
С нашей точки зрения, проведение работы с родителями, в рамках программы
оптимизации отношений с детьми с целью их более успешной адаптации к ДОУ, может
дать следующие результаты:
· повышение уровня адаптированности детей младшего возраста к условиям
ДОУ;
·
улучшение
качества
общения
родителей
с
детьми
младшего
дошкольного
возраста, формирование оптимальных взаимоотношений родителей с детьми;
· индивидуализация процесса адаптации и дальнейшего периода пребывания
ребенка в ДОУ;
·
улучшение
взаимодействия
семьи
и
ДОУ,
повышение
ответственности
родителей за воспитание детей;
·
формирование
сплоченной
команды
коллектива
ДОУ
(администрации,
воспитателей, психолога).
Список литературы:
1.
Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, с.62-66.
2.
Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное
воспитание. 2006, № 10, с.45-47.
3.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1983.
4.
Горлова Е.Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего
возраста. // Психолог в детском саду. 2006, № 4, с 59-66.
5.
Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6.
Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника. // Психолог в
детском саду. 2006, № 4, с 66-77.
7.
Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. / Под ред. Т.Н. Дороновой и др. - М.:
Просвещение, 2001.
8.
Захаров А.И. Ребенок идет в детский сад. // Семья и школа. 1989
9.
Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. //Вестник МГУ, серия 14, Психология. 2003, №
1, с.60-66.
10.
Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших
дошкольников к детскому саду. // Психолог в детском саду. 2004, №1, с. 24-49.
11.
Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А. Репиной. - М.:Педагогика, 1990.
12.
Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений. // Вопросы
психологии, 2000, №3.
13.
Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада.// Дошкольное воспитание, 1993, №8.
14.
Целуйко В. М. Психология современной семьи. - М.: Владос, 2004.
15.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999.