Напоминание

Практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ


Автор: Давыдова Милена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОАНО "ОЦ "Лучик"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Давыдова М.В. Воспитатель Детский сад «Лучик»
Практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей

младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Процесс адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения - это процесс и результат приспособления качественных характеристик психики ребёнка к новым условиям социальной среды. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению подразумевает процесс и результат установления отношений с окружающей средой, приспособление ребёнка к изменившимся условиям, к новым жизненным факторам, и установление равновесия между поведением и принятыми нормами. Важно отметить, что непрерывный процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. В этом контексте очень важно осуществлять комплексное сопровождение социальной адаптации ребенка, в том числе в рамках дошкольных учреждений. На адаптацию ребенка к ДОУ оказывают влияния разнообразные группы факторов: физиологические; индивидуально-психологические; социально- психологические. Особенности воспитания детей в семье рассматривается как один из факторов, от которого зависит успешность адаптации к ДОУ. Влияние семейного воспитания на адаптацию к ДОУ рассматривается психологами с различных позиций: а) со стороны совпадения домашнего режима с режимом детского сада, б) со стороны влияния структуры семьи и типа семейного воспитания, в) с позиции нарушений в семейном воспитании, г) со стороны существования конфликтов в семье, «невротизирующих
детей и создающих нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола», д) с позиции влияния личностных особенностей самих родителей. Особое негативное значение для адаптации детей раннего возраста приобретают нарушения в семейном воспитании и конфликты в семье. Таким образом, важность семейного воспитания в частности специфики детско- родительских отношений в контексте адаптации ребенка к ДОУ обуславливает необходимость разработки программы повышения уровня компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детьми дошкольного возраста, что будет способствовать повышению успешности адаптации дошкольников к ДОУ. Целью такой программы является создание условий для повышения уровня компетентности родителей детей дошкольного возраста в вопросах взаимодействия со своими детьми. Задачи программы могут быть следующими: 1. Расширение знаний и представлений родителей об особенностях семейных отношений, способах взаимодействия с ребенком раннего возраста. 2. Формирование у родителей таких характеристик семейного воспитания, которые обеспечивают наилучшую адаптацию малышей к условиям ДОУ (отсутствие чрезмерного удовлетворения потребностей ребенка, наличие достаточно большого количества наказаний, а также неустойчивость стиля родительского воспитания). 3. Информирование воспитателей группы об особенностях семейных отношений и характере воспитания в семьях вновь поступающих детей, а также компенсирование ими тех параметров семейного воспитания, которые препятствуют успешной адаптации малышей к детскому саду (избыток опеки, отсутствие требований и наказаний по отношению к ребенку, воспитательская неуверенность родителей и предпочтение женских качеств в ребенке). Осуществление на этой основе индивидуального подхода к каждому ребенку.
Указанная программа может быть проведена через реализацию следующих этапов. Этап 1. Первичное знакомство с родителями и их детьми, устраивающимися в ДОУ. Суть этого этапа состоит в сборе первичных данных о родителях, первичных диагностических данных о детях, впервые устраивающихся в ДОУ (уровень развития навыков самостоятельности, социальных и речевых умений). Этап 2. Изучение особенностей внутрисемейных отношений в семьях. В рамках этого этапа проводится изучение характера внутрисемейных отношений в семьях, подбор индивидуальных рекомендаций родителям по организации способов взаимодействия с ребенком в семье (в случае обнаружения отклонений в характере его воспитания). Наибольшее внимание при анализе внутрисемейных отношений необходимо уделить таким характеристикам воспитания в семье, как: уровень опеки и удовлетворения потребностей ребенка, степень требовательности, запретов и наказаний в семье. Кроме того, выраженной склонности родителей к предпочтению в малыше женских качеств, степени развитости родительских чувств, а также колебаниям стиля воспитания и воспитательской неуверенности родителя. Этап 3. Информирование родителей об особенностях семейных отношений, способах взаимодействия с ребенком раннего возраста, способствующих благоприятной адаптации малышей к условиям ДУ (на родительских собраниях, групповых консультациях). Цель этого этапа состоит в расширении знаний и представлений родителей о способах взаимодействия с ребенком, об отдельных параметрах воспитания в семье, способствующих успешной адаптации к ДОУ: отсутствии чрезмерного удовлетворения потребностей ребенка, наличии определенного количества наказаний, а также смене стиля родительского воспитания. А также препятствующих оптимальной адаптации: избытке опеки, отсутствии требований и наказаний по отношению к ребенку, воспитательской неуверенности родителей и предпочтении женских качеств в ребенке. Этап 4. Информирование воспитателей группы о нарушениях в характере воспитания в семьях вновь поступающих детей, выработка на этой основе
индивидуального подхода к каждому ребенку. Суть этого этапа состоит в том, чтобы при взаимодействии воспитателя с ребенком компенсировать те параметры семейного воспитания, которые препятствуют его лучшей адаптации к условиям сада. Этап 5. Организация работы с родителями по формированию оптимального характера взаимодействия со своими детьми. Цель этого этапа состоит в осознании ошибок, допущенных родителями в воспитании ребенка, а также выборе оптимального типа взаимодействия со своим ребенком. При проведении работы с родителями важно четко понимать, что означает оптимальное родительское отношение к ребенку. С нашей точки зрения, в первую очередь, оно должно быть адекватным. Адекватность предполагает умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Во-вторых, отношение родителей к дошкольникам должно быть динамичным. Это значит, родители должны быть способны изменить методы и формы общения с детьми. Отмечено несколько вариантов проявления динамичности родительской позиции: во-первых, динамичность в восприятии ребенка, способность к прорисовке все более и более углубленных изменяемых портретов ребенка или же оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом; во-вторых, это степень гибкости взаимодействия с ребенком, способность изменять формы и методы воздействия в связи с возрастными изменениями ребенка; в-третьих, это степень изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями и в связи со сменой условий взаимодействия. В третьих, родители должны уметь предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка и быть способны к построению взаимодействия с ребенком. С нашей точки зрения, проведение работы с родителями, в рамках программы оптимизации отношений с детьми с целью их более успешной адаптации к ДОУ, может дать следующие результаты:
· повышение уровня адаптированности детей младшего возраста к условиям ДОУ; · улучшение качества общения родителей с детьми младшего дошкольного возраста, формирование оптимальных взаимоотношений родителей с детьми; · индивидуализация процесса адаптации и дальнейшего периода пребывания ребенка в ДОУ; · улучшение взаимодействия семьи и ДОУ, повышение ответственности родителей за воспитание детей; · формирование сплоченной команды коллектива ДОУ (администрации, воспитателей, психолога). Список литературы: 1. Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, с.62-66. 2. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание. 2006, № 10, с.45-47. 3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1983. 4. Горлова Е.Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста. // Психолог в детском саду. 2006, № 4, с 59-66. 5. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 6. Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника. // Психолог в детском саду. 2006, № 4, с 66-77. 7. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. / Под ред. Т.Н. Дороновой и др. - М.: Просвещение, 2001. 8. Захаров А.И. Ребенок идет в детский сад. // Семья и школа. 1989 9. Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. //Вестник МГУ, серия 14, Психология. 2003, № 1, с.60-66. 10. Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду. // Психолог в детском саду. 2004, №1, с. 24-49. 11. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А. Репиной. - М.:Педагогика, 1990. 12. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений. // Вопросы психологии, 2000, №3. 13. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада.// Дошкольное воспитание, 1993, №8. 14. Целуйко В. М. Психология современной семьи. - М.: Владос, 2004. 15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999.


В раздел образования