Автор: Кислякова Наталья Станиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д\с №127 "Гуси-лебеди" Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область Наименование материала: конспект Тема: "Морское путешествие" Раздел: дошкольное образование
Программные задачи:
расширить знания об экосистеме «Море»
уточнить представления о значении моря в жизни человека
оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т.д.;
учить сохранять чистоту окружающей среды;
работать над активизацией и актуализацией словаря по теме «Море»
(животные, рыбы, подводный, глубоководный, опасный,
разнообразный, обитать, плавать, охотиться);
совершенствовать грамматический строй речи (образование и
использование притяжательных прилагательных);
развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, мелкую
моторику, вкусовую и тактильную чувствительность;
воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества,
самостоятельность, активность, инициативность.
Оборудование:
Оформление группы: гелевые шары, имитирующие воздушные пузырьки в
море; указатели островов: ноутбук.
Музыкальное сопровождение «Звуки природы. Музыка моря»; глобус;
чудесный мешочек и животные моря; контейнеры с карандашами; альбомные
листы с изображением «пластилинового» дельфина по числу детей; листы
бумаги с контурным изображением рыбы; шнуровка для девочек и мальчиков;
картинки с изображением морских обитателей; морские пазлы по числу
детей; ёмкость с водой, заводная рыбка, массажные коврики четырёх видов
по количеству детей (начиная с щадящих и заканчивая сильномассажными)
Предварительная работа:
наблюдение за аквариумом; рассматривание картинок, фотографий с
изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы»,
«Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая
раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Морские
животные», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб».
Ход занятия
-Ребята, я приглашаю вас сегодня в морское путешествие. Мы узнаем много
интересного о море и его обитателях, опустимся на дно морское.
(Воспитатель берет глобус.)
Воспитатель:
-А вот наш помощник. Ребята, это? Глобус. Посмотрите все на глобус. Если
его не крутить, то он кажется каким? Разноцветным. А если его сильно
раскрутить, то он становится голубым. Почему? Потому что голубого цвета
на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель:
-Что означает голубой цвет на глобусе? Голубой - моря и океаны.
Воспитатель:
-Да, ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та
скрылась бы в соленой пучине.
Воспитатель:
-Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок.
(Дети садятся на ковер).
Воспитатель :
-Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети:
-Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(Воспитатель включает запись звуков моря.)
Воспитатель:
-Представьте, что на вас накатываются тёплые волны,,,песок,
просачивающийся сквозь пальцы ног,,,лёгкий горячий ветерок,,, солёный
запах моря….
Воспитатель:
-Скажите, ребята, какое море? Огромное, бесконечное, большое, широкое,
глубокое.
Какая вода в море? Солёная. Приятно ли пить морскую воду? Нет, потому что
она солёная не вкусная, не утоляет жажду.
Воспитатель:
-Ну ,а где же можно применять солёную воду? Полоскать горло, делать
лекарство, делать удобрение для растений, в морской воде много йода,
полезно дышать морским воздухом.
-Ребята, а какой красивый и загадочный мир открывается под водой. Давайте
и мы сейчас с вами опустимся на морское дно. Как же мы опустимся на
морское дно? Нужно надеть водолазные костюмы и сесть в батискаф.
(Воспитатель развешивает картины с морскими обитателями, а дети в это
время надевают водолазные костюмы.)
Воспитатель:
-Представьте, что батискаф опустил нас на морские глубины, давайте
полюбуемся красотой морского дна и на обитателей моря.
(ребята рассаживаются у экрана ноутбука)
Воспитатель:
-Кто обитает в море?
(Воспитатель загадывает загадки о морских жителях с показом слайдов.)
1.
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьет хвостом, вода кипит
Проплывает важно… (кит)
2.
Передние-ласты, а задние -лапы
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая (морская черепаха )
3.
Короткое тело, покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик, И всё ж ..
Порою и страшно, плывёт (морской ёж)
4.
Как торпеда с плавниками
С очень страшными клыками!
Острым нюхом жертву чует
Днём и ночью всё кочует (акула)
5.
Блюдо в море-рыбам горе,
Током бьет морской народ (скат )
6.
Вот так чудо! Вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива
Зонтик плавает в воде
Если тронешь-быть беде! (медуза)
7.
Восемь рук иль восемь ног
Кто же это? ( осьминог )
8.
Что за дивная лошадка
Очень странные повадки
Конь не сеет и не пашет
Под водою с рыбкой пляшет ( морской конёк_)
9.
Все движутся вперед ,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад .( омар)
10. Ползёт в море паук-
Восемь ног, пара рук
В руках клешни,
В глазах-испуг ( краб)
Воспитатель.
-Плывём дальше? На нашем пути «Остров Русалок ». Смотрите! Пираты
хотят поймать всех русалок на этом острове и опустошить его. Давайте их
спасём!
(Дети проходят к столам, разуваются и встают на массажные коврики)
(Д\игра « Зашнуруй-ка!»- девочки шнуруют «Русалку», а мальчики
«Пиратов»)
-Вот мы и помогли нашей Русалочке! А пираты испугались и уплыли. А
теперь наш путь лежит к острову под названьем « Скучный остров»- ( дети
переходят к следующим столам)
(на столе ёмкость с заводной рыбкой)
-В море должно плавать много разных рыб, но здесь проживает одна-
единственная рыбка и ей очень скучно.
-Попробуйте рыбку дорисовать по намеченному контуру. Если кто-то забыл
строение рыбки – посмотрите на неё.
(выполняется задание - Игровое упражнение « Помоги рыбке» )
Дети получают по листу бумаги, на котором контурное изображение рыбки.
Вот сколько теперь друзей у рыбки с острова. Ну, в путь ребята! Прощаемс я
с рыбками.
- О, смотрите! У нас на пути « остров Дельфинов ».
(дети переходят к другим столам)
-Ребята, посмотрите, дельфинам не хватает воздуха! Поможем им!
(Воспитатель раздаёт альбомные листы с нанесённым контуром дельфина
обмазанного пластилином и предлагает детям украсить силуэт «пузырьками»
обратной стороной карандаша)
-Посмотрите, как они радуются! Ребята, двигаемся дальше! (переход к
следующим столам)
« Остров Дружный » (Д\игра «Собери пазлы»)
- А здесь нас с вами ждёт игра с морскими жителями. У каждого из вас
разрезные картинки «морские обитатели». Дети складывают пазлы.
Называют, какие морские жители им встретились.
-Молодцы! Все справились с заданием.
Воспитатель:
- Мы с вами узнали много нового, интересного и чтобы закрепить наши
знания, я предлагаю вам поиграть в игру « Угадай-ку ».
Вопросы:
1. Без чего не бывает моря? (без воды)
2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)
3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)
4. У кого рот на брюхе? (у акулы)
5. Какая собака не лает? (морская)
6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)
7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
8. Родственник рака? (краб)
9. А какие морские животные самые умные и добрые? (Дельфины)
Воспитатель:
-Дети, а вы помните от кого спасалась Русалочка? (От пиратов) И вот мы с
вами ещё на одном острове. Это « Остров Перепутанных животных и
растений» . Пираты на этом острове перепутали животных и растения. Для
того, чтобы расколдовать его, необходимо разложить все предметы по
группам и дать название каждой группе. ( Д\игра «Разложи по группам»)
1 группа – рыбы, 2 группа – морские животные.
(Д\игра «Чудесный мешочек »- дети на ощупь определяют, кого они
поймали.)
Воспитатель: -Вы справились с заданием. Молодцы!
Воспитатель:
- Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю
грузы, добывают рыбу. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых
отбросов нефти. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как?
Устраивают морские заповедники, «морские дворики». Корабли - мусорщики,
корабли - нефтесборщики помогают очищать морские глубины, сохраняя их
для будущих поколений. Море - это украшение нашей земли.
- Вот и закончилось наше с вами морское путешествие. Давайте вспомним
что нового, интересного мы с вами сегодня узнали. (Ответы детей.)