Автор: Окружко Махаббат Ораловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Морозко" Населённый пункт: п.Приозерный Наименование материала: открытый урок Тема: Богатыри Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Познание» в старшей
группе.
« Богатыри»
Цель: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.
Задачи:
1.
Учить подбирать слова близкие по значению.
2.
Учить узнавать значение новых слов.
3.
Развивать связной речи, мышления, речевого слуха.
4.
Развитие общей моторики (координация речи с движениями).
Материалы и оборудование: презентация «Богатыри», раскраски «Богатыри»,
карандаши.
1 Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно
красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди,
но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша
Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа.
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше
государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь
нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. А вот
и наши богатыри.
1 мальчик:
— На лбу бывают шишки.
Под глазом — фонари.
Уж если мы – мальчишки,
То мы богатыри.
2 мальчик:
— Царапины, занозы.
Нам страшен только йод!
Тут не стесняясь слезы
Сам полководец льет.
3 мальчик:
— Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
2 Актуализация знаний.
1. Показ презентации «Богатыри»
В. М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский
художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но
слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри
именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на
картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.
Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не
проскользнет, ни птица не пролетит.
В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он
сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой
руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке
щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко
всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит богатырь Родину
и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и
любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из
лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у
него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый
длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый
воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и
находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет.
Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли.
Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши
навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да
тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже
Родины.
3. Затруднение ситуации.
Игровое упражнение «Кто больше слов скажет? »
Воспитатель: Кто такие богатыри?
Дети: Воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети. Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Защищали, охраняли Русь
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: Было
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах
рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние
времена. Они были храбрыми, сильными.
Физкультминутка «Богатыри»
Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
Богатырь - вот он каков: (показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,(поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай! »
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Кольчуга сделана из колечек.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
4.
Закрепление.
Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из
богатырей вам больше нравится? А теперь давайте мы с вами раскрасим
оружие и доспехи наших богатырей.
(Педагог раздает детям раскраски)