Авторы: Щербакова Софья Сергеевна, Щербакова Елена Вениаминовна
Должность: учитель–дефектолог, учитель
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа № 80"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область–Кузбасс
Наименование материала: нормативные документы
Тема: Положение о работе учителя–дефектолога в специальной(коррекционной) школе VIII вида
Раздел: среднее образование
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета
Директор МКОУ
МКОУ «Специальная школа № ____
«Специальная школа № __»
Протокол № _____
____________Ф.И.О.
Приказ №________
«____» __________20____г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе учителя-дефектолога в
специальной (коррекционной) школе VIII вида
г. Новокузнецк
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение определяет организационную, научно-методическую основу
деятельности учителя-дефектолога в структуре МКОУ «Специальная школа № ___» (далее
Учреждение).
1.2.
Должность
учителя-дефектолога
вводится
в
ОУ
для
обеспечения
специальной
(коррекционной)
помощи
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ),
испытывающим трудности в обучении.
1.3.
Деятельность
учителя-дефектолога
в
Учреждении
основывается
на
следующих
нормативных актах:
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации».
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации".
Семейный Кодекс Российской Федерации.
Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Конвенция ООН «О правах ребёнка».
Декларация ООН «О правах инвалидов».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 года. № 1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
Постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья".
Приказы и инструкции Департамента образования Кемеровской области;
Приказы и инструкции Комитета
образования и науки Администрации г. Новокузнецка.
Ус т а в ,
л о к а л ь н ы е
а к т ы
Учреждения.
2. Цели и задачи
2.1. Целью работы учителя-дефектолога является:
своевременная
помощь
детям
с
ограниченными
возможностями
при
освоении
программного
минимума
содержания
образования
в
соответствии
с
федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
коррекция
развития
познавательной
сферы
ребёнка
в
динамике
образовательного
процесса.
2.2. Содержание деятельности учителя- дефектолога направлено на решение следующих
задач:
выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
участие в разработке и реализации индивидуальных комплексных программ развития
(ИПР),
специальных
индивидуальных
программ
развития
(СИПР)
в
условиях
взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед,
психолог,
учитель,
воспитатель)
и
специалистов
службы
сопровождения
МКОУ
«Специальная школа № ___»;
динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием
программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;
проведение индивидуальных, групповых, подгрупповых коррекционно-развивающих
занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;
консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам
развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями
ребёнка.
2.3. Результативность работы учителя-дефектолога определяется динамикой в развитии
личности обучающегося.
3. Направления работы
3.1. В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы
учителя-дефектолога:
3.1.1. Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны
ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания,
динамическое наблюдение за его развитием; определение оптимальных условий
индивидуального развития в процессе комплексного воздействия ребёнка.
3.1.2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии,
преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных
программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного
процесса, коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программного
материала (формирование и развитие пространственно-временных представлений,
развитие зрительно-моторной координации и т.д.).
3.1.3. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности
программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
3.1.4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание
помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка
рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими
особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка
и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
3.1.5. Организационно- методическое направление: участие в подготовке и проведении
ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации
учителя-дефектолога.
4. Организация деятельности. Время работы
4.1. Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые
направлены:
на проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, групповых);
изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе
проведения уроков и занятий;
консультативную работу с педагогами и родителями;
участие и подготовку ПМП-консилиумов, методических объединений, педсоветов.
Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога, может использоваться для
проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к
следующему занятию и др. В рабочее время учителя-дефектолога входит консультативная
работа с участниками коррекционно-образовательного процесса и оформление
документации.
В часы консультаций учитель-дефектолог иметь возможность более тщательно
обследовать учащихся с целью уточнения дефектологического заключения, давать
рекомендации обучающимся, их родителям, воспитателям, проводить консультации с
родителями и учителями по специфическим вопросам и др.
4.2. Продолжительность индивидуальных занятий с каждым обучающимся 1 раз в
неделю, 2 коррекционных занятия по 20 минут каждое.
4.3. В целях сохранения здоровья обучающихся на 8-10 минуте проводятся физминутки,
релаксационные паузы для снятия мышечно-двигательной и сенсорной нагрузки.
4.4. Занятия с учителем-дефектологом проводятся по расписанию, составляемому
учителем-дефектологом с учетом школьного учебного расписания. Расписание согласуется
с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается
руководителем учреждения. По договоренности с администрацией учреждения и
учителями классов учитель- дефектолог может брать обучающихся на индивидуальные
занятия со следующих уроков: (математика, труд, физкультура(для обучающихся,
освобожденных от урока по медицинским показаниям ), мир природы, русский язык,
чтение).
4.4. На каждую группу обучающихся у учителя- дефектолога имеется рабочая программа
на учебный год и планы (конспекты) индивидуальных занятий.
4.5. Темы (содержание) индивидуальных занятий отражаются в журнале коррекционных
занятий.
4.6. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий несет учитель-
дефектолог, классный руководитель, родители (законные представители).
5. Участники коррекционно-развивающих занятий
5.1. Занятия с учителем-дефектологом проводятся для детей, имеющих снижение или
нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС,
следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием
обучения.
5.2 Группы (классы) для занятий с учителем-дефектологом комплектуются на основании
заключения городской ПМПк.
5.3. Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не
более 20 человек.
5.4. Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в
индивидуальной и групповой деятельности с 01.09 – 15.09 текущего учебного года.
Итоговое диагностическое обследование проводится с 14.05. -30.05 ежегодно. Выпуск
производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в
освоении программы и общего развития ребёнка.
5.5. При изменении варианта обучения по рекомендации ЦПМПк в течении учебного года,
диагностическое обследование и разработка индивидуальной программы развития
проводится в течение месяца от срока постановки заключения.
6. Ведение документации
6.1. Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию:
рабочая программа коррекционно-развивающих занятий;
индивидуальная программа развития для обучающихся по СИПР;
индивидуальная карта развития, обучающегося (заполняется 2 раза в год);
расписание работы учителя-дефектолога, график рабочего времени утвержденные
директором;
список обучающихся на коррекционно-развивающие занятия;
журнал коррекционных занятий (журнал является финансовым документом);
аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный
год;
тетрадь взаимосвязи с учителями класса;
журнал регистрации консультаций с родителями, педагогами.
6.2.
Документация
учителя-дефектолога
хранится
в
архивах
учреждения
период,
установленный номенклатурой дел (5 лет).