Напоминание

Положение о работе учителя–дефектолога в специальной(коррекционной) школе VIII вида


Авторы: Щербакова Софья Сергеевна, Щербакова Елена Вениаминовна
Должность: учитель–дефектолог, учитель
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа № 80"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область–Кузбасс
Наименование материала: нормативные документы
Тема: Положение о работе учителя–дефектолога в специальной(коррекционной) школе VIII вида
Раздел: среднее образование





Назад




РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета

Директор МКОУ

МКОУ «Специальная школа № ____

«Специальная школа № __»

Протокол № _____

____________Ф.И.О.

Приказ №________

«____» __________20____г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе учителя-дефектолога в

специальной (коррекционной) школе VIII вида

г. Новокузнецк

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение определяет организационную, научно-методическую основу

деятельности учителя-дефектолога в структуре МКОУ «Специальная школа № ___» (далее

Учреждение).

1.2.

Должность

учителя-дефектолога

вводится

в

ОУ

для

обеспечения

специальной

(коррекционной)

помощи

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

испытывающим трудности в обучении.

1.3.

Деятельность

учителя-дефектолога

в

Учреждении

основывается

на

следующих

нормативных актах:

Федеральный

закон

от

29.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации».

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации".

Семейный Кодекс Российской Федерации.

Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Конвенция ООН «О правах ребёнка».

Декларация ООН «О правах инвалидов».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря

2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 30 августа 2013 года. № 1015 «Об утверждении порядка организации и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного общего и

среднего общего образования».

Постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и

воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по

адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья".

Приказы и инструкции Департамента образования Кемеровской области;

Приказы и инструкции Комитета

образования и науки Администрации г. Новокузнецка.

Ус т а в ,

л о к а л ь н ы е

а к т ы

Учреждения.

2. Цели и задачи

2.1. Целью работы учителя-дефектолога является:

своевременная

помощь

детям

с

ограниченными

возможностями

при

освоении

программного

минимума

содержания

образования

в

соответствии

с

федеральным

государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

коррекция

развития

познавательной

сферы

ребёнка

в

динамике

образовательного

процесса.

2.2. Содержание деятельности учителя- дефектолога направлено на решение следующих

задач:

выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;

определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

участие в разработке и реализации индивидуальных комплексных программ развития

(ИПР),

специальных

индивидуальных

программ

развития

(СИПР)

в

условиях

взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед,

психолог,

учитель,

воспитатель)

и

специалистов

службы

сопровождения

МКОУ

«Специальная школа № ___»;

динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием

программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;

проведение индивидуальных, групповых, подгрупповых коррекционно-развивающих

занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;

консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам

развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями

ребёнка.

2.3. Результативность работы учителя-дефектолога определяется динамикой в развитии

личности обучающегося.

3. Направления работы

3.1. В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы

учителя-дефектолога:

3.1.1. Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны

ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания,

динамическое наблюдение за его развитием; определение оптимальных условий

индивидуального развития в процессе комплексного воздействия ребёнка.

3.1.2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии,

преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных

программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного

процесса, коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программного

материала (формирование и развитие пространственно-временных представлений,

развитие зрительно-моторной координации и т.д.).

3.1.3. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности

программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

3.1.4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание

помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка

рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими

особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка

и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

3.1.5. Организационно- методическое направление: участие в подготовке и проведении

ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации

учителя-дефектолога.

4. Организация деятельности. Время работы

4.1. Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые

направлены:

на проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, групповых);

изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе

проведения уроков и занятий;

консультативную работу с педагогами и родителями;

участие и подготовку ПМП-консилиумов, методических объединений, педсоветов.

Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога, может использоваться для

проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к

следующему занятию и др. В рабочее время учителя-дефектолога входит консультативная

работа с участниками коррекционно-образовательного процесса и оформление

документации.

В часы консультаций учитель-дефектолог иметь возможность более тщательно

обследовать учащихся с целью уточнения дефектологического заключения, давать

рекомендации обучающимся, их родителям, воспитателям, проводить консультации с

родителями и учителями по специфическим вопросам и др.

4.2. Продолжительность индивидуальных занятий с каждым обучающимся 1 раз в

неделю, 2 коррекционных занятия по 20 минут каждое.

4.3. В целях сохранения здоровья обучающихся на 8-10 минуте проводятся физминутки,

релаксационные паузы для снятия мышечно-двигательной и сенсорной нагрузки.

4.4. Занятия с учителем-дефектологом проводятся по расписанию, составляемому

учителем-дефектологом с учетом школьного учебного расписания. Расписание согласуется

с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается

руководителем учреждения. По договоренности с администрацией учреждения и

учителями классов учитель- дефектолог может брать обучающихся на индивидуальные

занятия со следующих уроков: (математика, труд, физкультура(для обучающихся,

освобожденных от урока по медицинским показаниям ), мир природы, русский язык,

чтение).

4.4. На каждую группу обучающихся у учителя- дефектолога имеется рабочая программа

на учебный год и планы (конспекты) индивидуальных занятий.

4.5. Темы (содержание) индивидуальных занятий отражаются в журнале коррекционных

занятий.

4.6. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий несет учитель-

дефектолог, классный руководитель, родители (законные представители).

5. Участники коррекционно-развивающих занятий

5.1. Занятия с учителем-дефектологом проводятся для детей, имеющих снижение или

нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС,

следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием

обучения.

5.2 Группы (классы) для занятий с учителем-дефектологом комплектуются на основании

заключения городской ПМПк.

5.3. Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не

более 20 человек.

5.4. Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в

индивидуальной и групповой деятельности с 01.09 – 15.09 текущего учебного года.

Итоговое диагностическое обследование проводится с 14.05. -30.05 ежегодно. Выпуск

производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в

освоении программы и общего развития ребёнка.

5.5. При изменении варианта обучения по рекомендации ЦПМПк в течении учебного года,

диагностическое обследование и разработка индивидуальной программы развития

проводится в течение месяца от срока постановки заключения.

6. Ведение документации

6.1. Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию:

рабочая программа коррекционно-развивающих занятий;

индивидуальная программа развития для обучающихся по СИПР;

индивидуальная карта развития, обучающегося (заполняется 2 раза в год);

расписание работы учителя-дефектолога, график рабочего времени утвержденные

директором;

список обучающихся на коррекционно-развивающие занятия;

журнал коррекционных занятий (журнал является финансовым документом);

аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный

год;

тетрадь взаимосвязи с учителями класса;

журнал регистрации консультаций с родителями, педагогами.

6.2.

Документация

учителя-дефектолога

хранится

в

архивах

учреждения

период,

установленный номенклатурой дел (5 лет).



В раздел образования