Автор: Еремеева Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Вятский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: Вятские Поляны
Наименование материала: сценарий урока литературы в 11 классе
Тема: "Душа по капле собирает свет..."
Раздел: полное образование
Сценарий урока литературы в 11 классе по теме
"Душа по капле собирает свет..."
Урок-размышление дискуссионного характера по повести В.М.Шукшина
"Калина красная"
Цель урока: развить чувства и идеалы нравственности на примере данного
произведения,
работать
над
умением
вести
дискуссию
по
повести
и
совершенствовать навыки анализа текста.
Класс разделен на три творческие группы: рецензенты, оппоненты, пресс-
группа.
Все
три
группы
заранее
готовят
материал
для
презентаций
и
выступлений,
используя
критические
статьи
современных
исследователей
творчества В.М. Шукшина.
Задача каждой творческой группы на уроке - дать развернутые ответы на
вопросы диспута.
Вопросы для обсуждения:
1. Как понимаете слова русского писателя: "Спокойны только
деревянные
души"?
2. Почему автор выбирает из нескольких вариантов названий книги именно
"Калина красная"?
3. Что в судьбе главного героя кажется вам необычным и почему?
4. Почему в повести Шукшин произносит: "Душа Егора мучительно болела и
ныла, каменело сердце, слезы стояли в его глазах"?
Постановка проблемы - слово учителя: связь шукшинской прозы с русской
классикой: проповедь добра, любви, доверия и понимания. Внимательный
читатель ощущает и осознает сразу напряженный психологизм в самой ткани
повествования книги.
Центральный вопрос, на который должны найти ответ во время диспута и
учитель, и ученики, - это выяснение основных причин гибели главного героя
повести - Егора Прокудина.
Учитель ведет за собой в исследовании, связанном с осмыслением тех
вопросов, которые даны для обсуждения. Кто виноват в гибели любимого
героя Шукшина: сам герой, окружающие люди или тот образ жизни, который
выбрал Егор.
Ребята размышляют над основным вопросом нравственного прозрения и
наказания, каково соотношение этих двух понятий, думают о том, какова
ценность человека, его судьбы, и может ли герой "собрать по капле свет в
своей душе".
Ход урока
Дети защищают подготовленные презентации, оценивая работу каждой
группы.
Далее
ученики
выполняют
творческие
задания:
одна
группа
составляет аннотацию на повесть "Калина красная", другая группа пишет
сочинение на предложенную учителем тему: "Калина красная" - это приговор
героя самому себе или мучительные поиски смысла жизни, радости и света"?
Третья - пресс-группа - пишет рецензию-статью в газету "Вятско-Полянская
правда" о том, можем ли мы в нашей сегодняшней жизни встретиться с
человеком такой сложной и одновременно интересной судьбы.
В конце урока учащиеся, проведя все аналогии, параллели, приходят к
выводу: важно уметь находить в таких произведениях правду, проповедь
добра, совестливости и иметь обостренное чувство справедливости и чести.
Далее выпускники получают по группам домашние задания написать эссе
в формате ЕГЭ на следующие темы:
"Без милосердия и великодушных идей человечество жить не сможет..."
(Ф.Достоевский)
"Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал".
(Н.Добролюбов)
"Чтобы поверить в добро, надо начать делать его..." (Л.Толстой)
Урок
заканчивается
просмотром
трогательной
сцены
прощания
Егора
Прокудина с матерью и словами писателя: “Русский народ за свою историю
отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества,
которые
не
подлежат
пересмотру:
честность,
трудолюбие,
совестливость,
доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши
неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за
понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.