Напоминание

"Душа по капле собирает свет..."


Автор: Еремеева Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Вятский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: Вятские Поляны
Наименование материала: сценарий урока литературы в 11 классе
Тема: "Душа по капле собирает свет..."
Раздел: полное образование





Назад




Сценарий урока литературы в 11 классе по теме

"Душа по капле собирает свет..."

Урок-размышление дискуссионного характера по повести В.М.Шукшина

"Калина красная"

Цель урока: развить чувства и идеалы нравственности на примере данного

произведения,

работать

над

умением

вести

дискуссию

по

повести

и

совершенствовать навыки анализа текста.

Класс разделен на три творческие группы: рецензенты, оппоненты, пресс-

группа.

Все

три

группы

заранее

готовят

материал

для

презентаций

и

выступлений,

используя

критические

статьи

современных

исследователей

творчества В.М. Шукшина.

Задача каждой творческой группы на уроке - дать развернутые ответы на

вопросы диспута.

Вопросы для обсуждения:

1. Как понимаете слова русского писателя: "Спокойны только

деревянные

души"?

2. Почему автор выбирает из нескольких вариантов названий книги именно

"Калина красная"?

3. Что в судьбе главного героя кажется вам необычным и почему?

4. Почему в повести Шукшин произносит: "Душа Егора мучительно болела и

ныла, каменело сердце, слезы стояли в его глазах"?

Постановка проблемы - слово учителя: связь шукшинской прозы с русской

классикой: проповедь добра, любви, доверия и понимания. Внимательный

читатель ощущает и осознает сразу напряженный психологизм в самой ткани

повествования книги.

Центральный вопрос, на который должны найти ответ во время диспута и

учитель, и ученики, - это выяснение основных причин гибели главного героя

повести - Егора Прокудина.

Учитель ведет за собой в исследовании, связанном с осмыслением тех

вопросов, которые даны для обсуждения. Кто виноват в гибели любимого

героя Шукшина: сам герой, окружающие люди или тот образ жизни, который

выбрал Егор.

Ребята размышляют над основным вопросом нравственного прозрения и

наказания, каково соотношение этих двух понятий, думают о том, какова

ценность человека, его судьбы, и может ли герой "собрать по капле свет в

своей душе".

Ход урока

Дети защищают подготовленные презентации, оценивая работу каждой

группы.

Далее

ученики

выполняют

творческие

задания:

одна

группа

составляет аннотацию на повесть "Калина красная", другая группа пишет

сочинение на предложенную учителем тему: "Калина красная" - это приговор

героя самому себе или мучительные поиски смысла жизни, радости и света"?

Третья - пресс-группа - пишет рецензию-статью в газету "Вятско-Полянская

правда" о том, можем ли мы в нашей сегодняшней жизни встретиться с

человеком такой сложной и одновременно интересной судьбы.

В конце урока учащиеся, проведя все аналогии, параллели, приходят к

выводу: важно уметь находить в таких произведениях правду, проповедь

добра, совестливости и иметь обостренное чувство справедливости и чести.

Далее выпускники получают по группам домашние задания написать эссе

в формате ЕГЭ на следующие темы:

"Без милосердия и великодушных идей человечество жить не сможет..."

(Ф.Достоевский)

"Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал".

(Н.Добролюбов)

"Чтобы поверить в добро, надо начать делать его..." (Л.Толстой)

Урок

заканчивается

просмотром

трогательной

сцены

прощания

Егора

Прокудина с матерью и словами писателя: “Русский народ за свою историю

отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества,

которые

не

подлежат

пересмотру:

честность,

трудолюбие,

совестливость,

доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши

неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за

понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.



В раздел образования