Напоминание

"Приобщение детей к традициям и обычаям народа через создание мини – музея в группе"


Автор: Макарова Любовь Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Ибрсинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Чувашия, п. Ибреси
Наименование материала: Проект
Тема: "Приобщение детей к традициям и обычаям народа через создание мини – музея в группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




[Введите текст]
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга»
Проект
Тема:

«Приобщение детей к традициям и обычаям народа

через создание мини – музея в группе»

п.Ибреси

2014г.
1
[Введите текст]
Воспитатель

Макарова Любовь Александровна

1 квалификационная категория

Стаж педагогической работы – 17лет

Содержание

1.Название проекта……………………………………………………………. 1 - 3

2.Описание проблемы, на решение которой направлен проект…………. 4 - 6

3.Цель и задачи проекта……………………………………………………..... 7

4.Сроки выполнения проекта………………………………………………….. 7
2
[Введите текст]
5. Объёмы и источники финансирования.…………………………………… 8

6. Содержание проекта…………………………………………………………...9 - 12

7. План мероприятий по реализации проекта……………………………….13 - 16

8. Смета расходов на реализацию проекта…………………………………..16

9. География реализации проекта………………………………………………………..17

10. Устойчивость проекта……………………………………………………………….17

Актуальность
Как и любое другое начинание, музейная педагогика имеет свои исторические корни. Сам термин «музейная педагогика» стал известен отечественным музееведам в 70-х годах благодаря немецким коллегам. Однако же методы и приемы, которые в последствии получили название «музейная педагогика», использовались в Советской России создателями первых советских музеев еще в 20-е годы. Слово «музей» возникло от слова «музы» и буквально означало «дом, посвященный музам», «жилище муз». Музеи обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Музейная педагогика является инновационной программой, которая помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру. Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет. Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, 3
[Введите текст] край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, чтобы он любил все это и хотел сберечь и преумножить. Важно, чтобы ребенок мог через познание истории своего края, людей, живущих в нем, увидеть себя и своих сверстников на фоне настоящего. Важно знакомить детей с реальными предметами быта и материалами и исследовать их (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда). Поэтому создание мини-музея в группе – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и родители.
Анализ ситуации.

Анализ внешней среды.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. Перемены социально- экономической жизни последних лет повлекли серьезные изменения в содержание воспитания. Это касается, прежде всего, изменений в определении нравственных ценностей, отношении к событиям нашей истории. Изменилось и отношение общества к Родине. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет. Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, 4
[Введите текст] чтобы он любил все это и хотел сберечь и преумножить. Важно, чтобы ребенок мог через познание истории своего края, людей живущих в нем, увидеть себя и своих сверстников на фоне настоящего.
Анализ внутренней среды
Специфика жизни современного села не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в этнографическом музее, где могли бы познакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа. По этой причине я решила создать в своей группе мини-музей. Многие родители поддержали наше начинание и до сих пор помогают в приобретении различных предметов-экспонатов. Многие мамы и папы не раз бывали в нашем музее и с большим интересом наблюдали за их накоплением. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие бабушек, дедушек и родителей в накоплении предметов быта русского народа.
Проблема.
Приобщение детей к традициям и обычаям народов, населяющим нашу Республику, к их истории и культуре через создание мини – музея группы «Истоки».
Концепция.
Мини - музей обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественном новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, организованных в мини – музеях. Я предполагаю, что организация мини-музеев в группе позволит сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей; экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему интересного разговора. Тем самым, в заключительной части инновационной деятельности мы подойдем к тому, чтобы посетить музеи в детском саду (используя дополнительное помещение) музей «Бабушкина избушка», этнографический музей «Под открыты небом» и библиотеку. 5
[Введите текст]
Цель:
- воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России и Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Задачи:
- создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей к народной культуре; - развивать познавательную активность, творческие способности у детей на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития посредством организации мини-музея в группе; - познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами; - познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; - привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию мини - музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
Сроки выполнения проекта: долгосрочный, ориентирован на младшую и среднюю группы.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатель) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музей получился разный и по оформлению, и по содержанию: - проведение консультаций; - проведение бесед о создании значения музея в группе; - проведение занятий; - проведение родительского собрания («Мини музей в детском саду»); - сотрудничество с этнографическим музеем «Под открытым небом», библиотекой; - проведение семинара практикума с родителями; - совместные экскурсии в музей; - рассматривание экспонатов в музее.
II этап – практический
На данном этапе изучается разработка и принятие «Положения о мини - музее», структуры и идейного замысла экспозиций: утварь, орудия труда, народные игрушки. - создание мини-музея в группе; 6
[Введите текст] - сбор экспонатов для музея; - разработка экскурсий.
III этап – практический
Организуются и проводятся различные мероприятия с детьми, родителями. - открытие мини-музея в группе; - экскурсия в мини-музей; - приглашение гостей (дети с других детских учреждений, родители); - встреча с интересными людьми; - разработка различных видов экскурсий для музея; - пополнения атрибутов для мини - музея; - проведение образовательной деятельности в мини-музее.
Объёмы и источники финансирования

Основное содержание деятельности

Сроки

Ответственные
И з ы с к а н и е д о п о л н и т е л ь н ы х источников финансирования для приобретения с о от в е т с т ву ю щ е й л и т е р а т у р ы , дополнительных материалов. В ходе реализации проекта. Воспитатели Родительский комитет
Содержание проекта.
Мини - музей - эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, он обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству – это полочка народного декоративно – прикладного искусства и мини-музей народной старины «Истоки». 7
[Введите текст]
Ресурсы:

Информационные:
1.Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа. Учеб. Метод. Пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. – 2-е изд. Перераб. И доп. - СПб: «Детство – Пресс», 1998 – 300с. 2. Малышева Н. Здравствуй, музей (Текст) / Н. Малышева // Дошкольное воспитание. -2009. – N11. - С. 24- 29 3.Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры /И. Круглова// Дошкольное воспитание. – 2006. - №10. – С. 15-17. 4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008. 5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 6. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42. 7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова – Дошкольное воспитание, 2007, №10. стр. 44-50. 8. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени (Текст) / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - №3. – С. 58-63. 9. Чумалова, Т. Историческое познание и музей / Т. Чумалова – Дошкольное воспитание, 2008, №5 стр. 61
Исполнители
: воспитатель, родители, бабушки, дедушки, дети.
Схема управления проектом
8 Выбор темы проекта Выбор темы проекта
Выбор темы проекта

Планирование

проекта

Поиск деловых

партнёров

Оформление

проекта

[Введите текст] 9
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИ - МУЗЕЯ:

Обеспечение учёта

и хранение

экспонатов

Изучение

необходимых

материалов

Сбор собранных

материалов

Пополнение

фондов музея

Систематизация

экспонатов и

собранных

материалов

Связь с другими

музеями

Проведение

экскурсий

(для

детей, родителей)

Создание

экспозиций и

тематических

выставок

Выбор методов

реализации задач

Постановка задач

Подбор средств,

материалов

Реализация

проекта

Завершение

проекта

[Введите текст]
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- создана предметно- пространственная среда в группе, способствующая приобщению детей к народной культуре; - развиты познавательные творческие способности у детей на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития посредством организации мини-музея в группе; - дети познакомились с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами; с народными обычаями, обрядами, праздниками; - родители привлечены к созданию мини – музея, к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре.
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Созданы условия для воспитания духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России и Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей. 10
ФОРМЫ РАБОТЫ С

ДЕТЬМИ:
Чтение художественной литературы Слушание аудио. Просмотр видео Викторины, досуги Театрализованные представления Дидактические, с / ролевые игры Кружок «Музей и дети» Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки Встречи с интересными людьми Выставки творческих работ детей Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности Занятия, беседы
[Введите текст]
План мероприятий по реализации проекта во второй младшей группе:



Дата (2013 -2014г.)

Мероприятие

Ответственные

1

Сентябрь
Э к с к у р с и я п о м у з е ю народного быта «Бабушкина и з бу ш ка » . Знакомство с избой (первое посещение)
Воспитатель, дети

2

Октябрь
«Ходит сон близ окон...» (знакомить со старинным предметом – колыбелькой)
Воспитатель, дети

3

Ноябрь
«Как у нашего кот а . . . » Знакомить с обитателем избы - котом Васькой.
Воспитатель, дети

4

Декабрь
« Р у с с к а я м а т р е ш к а . Знакомить с н а р од н о й игрушкой - матрешкой.
Воспитатель, дети

5

Январь
«Маша варежку надела...» (знакомство с предметами р у к о т в о р н о г о м и р а , и с п о л ь з у я м а л ы е фольклорные жанры).
Воспитатель, дети

6

Февраль
«Фока воду кипятит и как з е р к а л о б л е с т и т » (знакомство с историей возникновения чайника, его п р е д ш е с т в е н н и к о м – самоваром).
Воспитатель, дети

7

март
«К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «Дуня, Дуня, Дуняша» (знакомство с предметами быта в избе, и х н а з н а ч е н и е м и значением; с процессом преобразования предметов человеком).
В о с п и т а т е л ь ,

д е т и ,

родители

8

Апрель - май
«Приди, весна, с радостью» Знакомить со временем года - весной, ее особенностями,
Воспитатель, дети
11
[Введите текст] используя заклички, загадки, приметы.
План мероприятий по реализации проекта в средней группе:



Дата (2014 2015 г.)

Мероприятие

Ответственные

1

Сентябрь
« П у т е ш е с т в и е в м и р с т а р и н н ы х в е щ е й » (Экскурсии-путешествия)
Воспитатель,

дети, родители

2

Октябрь
« К а к и з б у ш к а с т а л а дворцом» (Театрализованные представления)
Воспитатель, дети

3

Ноябрь
«Музей и дети» (Кружковая работа)
Воспитатель, дети

4

Декабрь - январь
-«Мастерская деда Мороза». - «Глиняные мастера». - «Декоративное чудо». (Выставки, конкурсы)
Воспитатель,

дети, родители

5

Февраль
Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки. - Инсценировка сказок. ( Презентации)
Воспитатель, дети

6

Март
- «Посиделки на 8 Марта» - «Масленица». - « П р а з д н и к р у с с к о й берёзки». (Праздник для родителей)
Воспитатель,

дети, родители

7

Апрель - май
- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям м у з е я д л я д е т е й и родителей». (Посещение этонографического музея).
Воспитатель,

дети, родители

План мероприятий по реализации проекта с родителями.



Дата

Мероприятие

Ответственные

1

Сентябрь
Анкетирование - «Знаете ли Вы обычаи и традиции
Воспитатель, родители
12
[Введите текст] своего народа». - «Что Вы думаете о работе детского сада?» - «Что Вы хотите узнать о нравственно- патриотическом воспитании детей?».
2

2-4 квартал
Групповые родительские собрания. - Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры. - Круглый стол « Ро л ь с е м е й н ы х т р а д и ц и й в нравственном воспитании дошкольников».
Воспитатель

3

Ноябрь
Консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные. - «Фольклор в жизни детей». - «Читайте детям сказки». - « Н а р од н а я с к а з к а в изобразительной деятельности детей». - «Игрушки из природного материала и игры с ними».
Воспитатель, родители

4

Декабрь
Конкурсы, викторины - « М а с т е р с к а я д е д а Мороза». - «Глиняные мастера». - «Чудеса из снега».
Воспитатель, родители

5

Март
- «Посиделки к женскому дню 8 марта». Праздники, развлечения.
Воспитатель,

дети, родители

6

В

течение

учебного

года
Наглядная информация -Папки-передвижки «Расскажи мне сказку »,
Воспитатель
13
[Введите текст] «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный ф о л ь к л о р д л я с а м ы х маленьких». - Информационные стенды.
География реализации проекта
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга», в группе «Семицветик» 429700 Чувашия, п.г.т. Ибреси, ул. Кирова, д.70
Устойчивость проекта.
Проведённые организационные мероприятия по внедрению в практику работы группы нового содержания – музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения патриотического воспитания детей. Накоплен богатый материал для работы с детьми и родителями. Традиции и обычаи народов нашей Республики вошли в повседневную жизнь детей. Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками младшей группы, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году. 14
[Введите текст]
Отдел образования администрации Ибресинского района
Дата поступления заявки Регистрационный номер ЗАЯВКА на участие в конкурсе проектов Направление конкурса Внедрение в дошкольную среду национальных культурных традиций Название проекта –«
Приобщение детей к традициям и обычаям народа через создание мини – музея в группе

»
Наименование организации -МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга» ________________________________________________________ Фамилия имя отчество руководителя организации - заведующий Асанова Т. И. ____________________________________ Адрес организации: юридический (с указанием индекса) ________________________________________________ фактический (с указанием индекса) 429700__ Чувашия, п.г.т. Ибреси, ул. Кирова, д.70 ______________________________________________ Тел./факс организации: __________________________________________________________ Контактный телефон, факс (с кодом населенного пункта) ________________________________ эл. почта _____________________________________________________________ Банковские реквизиты ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ (Название банка, р/с, кор. счет, БИК, ИНН, ОГРН организации) ФИО бухгалтера, ответственного за подготовку отчетности, конт. тел.: _______________________________________________________________________________ Ф.И.О. руководителя проекта Макарова Любовь Александровна _____________________________________________________ География проекта МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга», 429700 п.г.т. Ибреси, Ибресинский район, Чувашская республика ______________________________________________________ Срок выполнения проекта долгосрочный (сентябрь 2013г. - май 2015г.) Краткая аннотация проекта (не более 2 -3 абзацев) Мини - музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, он обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Полная стоимость проекта сумма, тыс. руб. % от общей суммы проекта Собственные средства сумма, тыс. руб. % от общей суммы проекта Запрашиваемая сумма сумма, тыс. руб. % от общей суммы проекта Подпись исполнителя проекта Л.А.Макарова Подпись руководителя организации Т.И.Асанова Печать организации 15


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники