"Приобщение детей к традициям и обычаям народа через создание мини – музея в группе"
Автор: Макарова Любовь Александровна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МБДОУ "Ибрсинский детский сад "Радуга" Населённый пункт: Чувашия, п. Ибреси Наименование материала: Проект Тема: "Приобщение детей к традициям и обычаям народа через создание мини – музея в группе" Раздел: дошкольное образование
Актуальность
Как и любое другое начинание, музейная педагогика имеет свои исторические корни. Сам термин
«музейная
педагогика»
стал
известен
отечественным
музееведам
в
70-х
годах
благодаря
немецким
коллегам.
Однако
же
методы
и
приемы,
которые
в
последствии
получили
название
«музейная
педагогика», использовались в Советской России создателями первых советских музеев еще в 20-е годы.
Слово «музей» возникло от слова «музы» и буквально означало «дом, посвященный музам», «жилище
муз».
Музеи обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на
качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить
детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций,
экскурсий и праздников. Музейная педагогика является инновационной программой, которая помогает
развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его
традиции, культуру.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит
положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он
не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг
социальных,
нравственных,
духовных
ценностей
нельзя
навязывать
ребенку.
Их
смысл
и
значение
определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и
приобщения к той среде, в которой он живет. Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни,
3
[Введите текст]
край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего
творения рук человеческих). Еще важнее, чтобы он любил все это и хотел сберечь и преумножить.
Важно, чтобы ребенок мог через познание истории своего края, людей, живущих в нем, увидеть себя и
своих сверстников на фоне настоящего. Важно знакомить детей с реальными предметами быта
и
материалами и исследовать их
(национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями
труда). Поэтому создание мини-музея в группе – это не только наличие экспонатов по определенной теме,
но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и
родители.
Анализ ситуации.
Анализ внешней среды.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период
начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
Перемены социально- экономической жизни последних лет повлекли серьезные изменения в содержание
воспитания. Это касается, прежде всего, изменений в определении нравственных ценностей, отношении к
событиям нашей истории. Изменилось и отношение общества к Родине.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к
культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего,
пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не
слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к
Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы,
защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение
определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и
приобщения к той среде, в которой он живет.
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому,
что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее,
4
[Введите текст]
чтобы он любил все это и хотел сберечь и преумножить. Важно, чтобы ребенок мог через познание
истории своего края, людей живущих в нем, увидеть себя и своих сверстников на фоне настоящего.
Анализ внутренней среды
Специфика жизни современного села не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и
праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в этнографическом музее, где
могли бы познакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа. По этой причине я
решила создать в своей группе мини-музей. Многие родители поддержали наше начинание и до сих пор
помогают в приобретении различных предметов-экспонатов. Многие мамы и папы не раз бывали в нашем
музее и с большим интересом наблюдали за их накоплением. Конечно, в условиях детского сада
невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и
создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он
предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие бабушек,
дедушек и родителей в накоплении предметов быта русского народа.
Проблема.
Приобщение детей к традициям и обычаям народов, населяющим нашу Республику, к их истории и
культуре через создание мини – музея группы «Истоки».
Концепция.
Мини - музей обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на
качественном новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить
детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций,
экскурсий и праздников.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности
дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, организованных в мини –
музеях.
Я предполагаю, что организация мини-музеев в группе позволит сделать слово «музей» привычным и
привлекательным для детей; экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для
развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы
ребенка. Любой предмет мини-музея
может подсказать тему интересного разговора. Тем
самым,
в заключительной части инновационной
деятельности мы подойдем к тому, чтобы посетить музеи в детском саду (используя дополнительное
помещение) музей «Бабушкина избушка», этнографический музей «Под открыты небом» и библиотеку.
5
[Введите текст]
Цель:
-
воспитание
духовно-нравственных,
культурных,
образованных
граждан
Отечества,
способных
самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России и Чувашии
на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Задачи:
- создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей к народной
культуре;
-
развивать
познавательную
активность,
творческие
способности
у
детей
на
материале
близком,
доступном и значимом для воспитания и развития посредством организации мини-музея в группе;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем,
предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
-
познакомить
детей
с
народными
обычаями,
обрядами,
праздниками,
народным
творчеством,
искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к
созданию мини - музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
Сроки выполнения проекта: долгосрочный, ориентирован на младшую и среднюю группы.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатель) вместе с родителями определяли тему и
название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.
Мини-музей получился разный и по оформлению, и по содержанию:
- проведение консультаций;
- проведение бесед о создании значения музея в группе;
- проведение занятий;
- проведение родительского собрания («Мини музей в детском саду»);
- сотрудничество с этнографическим музеем «Под открытым небом», библиотекой;
- проведение семинара практикума с родителями;
- совместные экскурсии в музей;
- рассматривание экспонатов в музее.
II этап – практический
На данном этапе изучается разработка и принятие «Положения о мини - музее», структуры и идейного
замысла экспозиций: утварь, орудия труда, народные игрушки. - создание мини-музея в группе;
6
[Введите текст]
- сбор экспонатов для музея;
- разработка экскурсий.
III этап – практический
Организуются и проводятся различные мероприятия с детьми, родителями.
- открытие мини-музея в группе;
- экскурсия в мини-музей;
- приглашение гостей (дети с других детских учреждений, родители);
- встреча с интересными людьми;
- разработка различных видов экскурсий для музея;
- пополнения атрибутов для мини - музея;
- проведение образовательной деятельности в мини-музее.
Объёмы и источники финансирования
Основное содержание деятельности
Сроки
Ответственные
И з ы с к а н и е
д о п о л н и т е л ь н ы х
источников
финансирования
для
приобретения
с о от в е т с т ву ю щ е й
л и т е р а т у р ы ,
дополнительных материалов.
В ходе реализации проекта.
Воспитатели
Родительский комитет
Содержание проекта.
Мини - музей - эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из
поколения в поколение, он обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной
работы с
детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится
незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и
творчество. В группе
создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре,
народному искусству – это полочка народного декоративно – прикладного искусства и мини-музей
народной старины «Истоки».
7
[Введите текст]
Ресурсы:
Информационные:
1.Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа. Учеб. Метод. Пособие / О.
Л. Князева, М. Д. Маханёва. – 2-е изд. Перераб. И доп. - СПб: «Детство – Пресс», 1998 – 300с.
2. Малышева Н. Здравствуй, музей (Текст) / Н. Малышева // Дошкольное воспитание. -2009. – N11. - С. 24-
29
3.Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры /И. Круглова//
Дошкольное воспитание. – 2006. - №10. – С. 15-17.
4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством,
ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное
воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова – Дошкольное воспитание, 2007,
№10. стр. 44-50.
8. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени (Текст) / Т.
Чумалова // Дошкольное воспитание. - №3. – С. 58-63.
9. Чумалова, Т. Историческое познание и музей / Т. Чумалова – Дошкольное воспитание, 2008, №5 стр. 61
Исполнители : воспитатель, родители, бабушки, дедушки, дети.
Схема управления проектом
8
Выбор темы проекта
Выбор темы проекта
Выбор темы проекта
Планирование
проекта
Поиск деловых
партнёров
Оформление
проекта
[Введите текст]
9
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИ - МУЗЕЯ:
Обеспечение учёта
и хранение
экспонатов
Изучение
необходимых
материалов
Сбор собранных
материалов
Пополнение
фондов музея
Систематизация
экспонатов и
собранных
материалов
Связь с другими
музеями
Проведение
экскурсий
(для
детей, родителей)
Создание
экспозиций и
тематических
выставок
Выбор методов
реализации задач
Постановка задач
Подбор средств,
материалов
Реализация
проекта
Завершение
проекта
[Введите текст]
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- создана предметно- пространственная среда в группе, способствующая приобщению детей к народной
культуре;
- развиты познавательные творческие способности у детей на материале близком, доступном и значимом
для воспитания и развития посредством организации мини-музея в группе;
- дети познакомились с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
с народными обычаями, обрядами, праздниками;
- родители привлечены к созданию мини – музея, к активному взаимодействию по приобщению детей к
народной культуре.
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Созданы условия для воспитания духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества,
способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России
и Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
10
ФОРМЫ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ:
Чтение художественной литературы
Слушание аудио. Просмотр
видео
Викторины, досуги
Театрализованные представления
Дидактические, с / ролевые
игры
Кружок «Музей и дети»
Экскурсии, наблюдения,
целевые прогулки
Встречи с интересными
людьми
Выставки творческих работ
детей
Отражение полученных знаний в
продуктивных видах деятельности
Занятия, беседы
[Введите текст]
План мероприятий по реализации проекта во второй младшей группе:
№
Дата (2013 -2014г.)
Мероприятие
Ответственные
1
Сентябрь
Э к с к у р с и я
п о
м у з е ю
народного быта «Бабушкина
и з бу ш ка » . Знакомство
с
избой (первое посещение)
Воспитатель, дети
2
Октябрь
«Ходит
сон
близ
окон...»
(знакомить
со
старинным
предметом – колыбелькой)
Воспитатель, дети
3
Ноябрь
«Как
у
нашего
кот а . . . »
Знакомить
с
обитателем
избы - котом Васькой.
Воспитатель, дети
4
Декабрь
« Р у с с к а я
м а т р е ш к а .
Знакомить
с
н а р од н о й
игрушкой - матрешкой.
Воспитатель, дети
5
Январь
«Маша
варежку
надела...»
(знакомство
с
предметами
р у к о т в о р н о г о
м и р а ,
и с п о л ь з у я
м а л ы е
фольклорные жанры).
Воспитатель, дети
6
Февраль
«Фока
воду
кипятит
и
как
з е р к а л о
б л е с т и т »
(знакомство
с
историей
возникновения чайника, его
п р е д ш е с т в е н н и к о м
–
самоваром).
Воспитатель, дети
7
март
«К
бабушке
Варварушке
в
гости на оладушки», «Дуня,
Дуня, Дуняша» (знакомство
с предметами быта в избе,
и х
н а з н а ч е н и е м
и
значением;
с
процессом
преобразования
предметов
человеком).
В о с п и т а т е л ь ,
д е т и ,
родители
8
Апрель - май
«Приди, весна, с радостью»
Знакомить со временем года
- весной, ее особенностями,
Воспитатель, дети
11
[Введите текст]
используя заклички, загадки,
приметы.
План мероприятий по реализации проекта в средней группе:
№
Дата (2014 2015 г.)
Мероприятие
Ответственные
1
Сентябрь
« П у т е ш е с т в и е
в
м и р
с т а р и н н ы х
в е щ е й »
(Экскурсии-путешествия)
Воспитатель,
дети, родители
2
Октябрь
« К а к
и з б у ш к а
с т а л а
дворцом»
(Театрализованные
представления)
Воспитатель, дети
3
Ноябрь
«Музей и дети»
(Кружковая работа)
Воспитатель, дети
Февраль
Рассказывание
сказок
с
опорой на свои рисунки.
- Инсценировка сказок.
( Презентации)
Воспитатель, дети
6
Март
- «Посиделки на 8 Марта»
- «Масленица».
-
« П р а з д н и к
р у с с к о й
берёзки».
(Праздник
для
родителей)
Воспитатель,
дети, родители
7
Апрель - май
-
«Лучшая
экскурсионная
программа
по
экспозициям
м у з е я
д л я
д е т е й
и
родителей».
(Посещение
этонографического музея).
Воспитатель,
дети, родители
План мероприятий по реализации проекта с родителями.
№
Дата
Мероприятие
Ответственные
1
Сентябрь
Анкетирование - «Знаете ли
Вы
обычаи
и
традиции
Воспитатель, родители
12
[Введите текст]
своего народа».
- «Что Вы думаете о работе
детского сада?»
- «Что Вы хотите узнать о
нравственно-
патриотическом воспитании
детей?».
2
2-4 квартал
Групповые
родительские
собрания.
- Игра «Мудрость народная»
по
приобщению
детей
к
истокам народной культуры.
-
Круглый
стол
« Ро л ь
с е м е й н ы х
т р а д и ц и й
в
нравственном
воспитании
дошкольников».
Воспитатель
3
Ноябрь
Консультации
групповые,
подгрупповые,
индивидуальные.
- «Фольклор в жизни детей».
- «Читайте детям сказки».
-
« Н а р од н а я
с к а з к а
в
изобразительной
деятельности детей».
- «Игрушки из природного
материала и игры с ними».
Воспитатель, родители
4
Декабрь
Конкурсы, викторины
-
« М а с т е р с к а я
д е д а
Мороза».
- «Глиняные мастера».
- «Чудеса из снега».
Воспитатель, родители
5
Март
-
«Посиделки
к
женскому
дню 8 марта».
Праздники, развлечения.
Воспитатель,
дети, родители
6
В
течение
учебного
года
Наглядная информация
-Папки-передвижки
«Расскажи
мне
сказку »,
Воспитатель
13
[Введите текст]
«Семейные
праздники»,
«Пасха»,
«Новый
год
и
Рождество»,
«Народный
ф о л ь к л о р
д л я
с а м ы х
маленьких».
- Информационные стенды.
География реализации проекта
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга», в группе «Семицветик»
429700 Чувашия, п.г.т. Ибреси, ул. Кирова, д.70
Устойчивость проекта.
Проведённые организационные мероприятия по внедрению в практику работы группы нового
содержания – музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения
патриотического
воспитания детей.
Накоплен богатый материал для работы с детьми и родителями.
Традиции и обычаи народов нашей Республики вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с
воспитанниками младшей группы, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
14
[Введите текст]
Отдел образования администрации Ибресинского района
Дата поступления заявки
Регистрационный номер
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе проектов
Направление конкурса Внедрение в дошкольную среду национальных культурных традиций
Название проекта –«
Приобщение детей к традициям и обычаям народа через создание мини – музея в группе
»
Наименование организации -МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга»
________________________________________________________
Фамилия имя отчество руководителя организации - заведующий Асанова Т. И.
____________________________________
Адрес организации:
юридический (с указанием индекса) ________________________________________________
фактический (с указанием индекса) 429700__ Чувашия, п.г.т. Ибреси, ул. Кирова, д.70
______________________________________________
Тел./факс организации: __________________________________________________________
Контактный телефон, факс (с кодом населенного пункта) ________________________________
эл. почта _____________________________________________________________
Банковские реквизиты ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(Название банка, р/с, кор. счет, БИК, ИНН, ОГРН организации)
ФИО бухгалтера, ответственного за подготовку отчетности, конт. тел.:
_______________________________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя проекта Макарова Любовь Александровна
_____________________________________________________
География проекта МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга», 429700 п.г.т. Ибреси, Ибресинский район,
Чувашская республика ______________________________________________________
Срок выполнения проекта долгосрочный (сентябрь 2013г. - май 2015г.)
Краткая аннотация проекта (не более 2 -3 абзацев)
Мини - музей – эффективное средство познания системы ценностей,
традиций, которые передаются из поколения в поколение, он обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной
работы
с
детьми,
помогает
детям
понять
язык
вещей,
постичь
их
культурное
значение
и
рукотворность,
становится
незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Полная стоимость проекта
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
Собственные средства
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
Запрашиваемая сумма
сумма, тыс. руб.
% от общей суммы
проекта
Подпись исполнителя проекта Л.А.Макарова
Подпись руководителя организации Т.И.Асанова
Печать организации
15