Напоминание

Медицина катастроф: основные определения, понятия, задачи, структура и формирования.


Автор: Карлин Николай Евгеньевич
Должность: преподаватель медицины катастроф
Учебное заведение: СПб ГБПОУ медколедж №2
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Медицина катастроф: основные определения, понятия, задачи, структура и формирования.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Санкт - Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 2»

Методическая разработка теоретического занятия

для преподавателя

на тему «Медицина катастроф: основные определения, понятия, задачи,

структура и формирования.»

ПМ.03. МДК 03.02 «Медицина катастроф.»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело».

Составитель: Карлин Н. Е

Санкт – Петербург

2018 год.

Утверждаю Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

Протокол № от29 марта 2018г.

Председатель -------- -------------

Сафонова Н. Н.

Зам. Директора по УР

________________ И.Г. Максимова

Согласовано

Методист

____________________ О.А. Дятковская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с

требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» по

ПМ.03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и

экстремальных состояниях , МДК 03.02 Медицина катастроф. В методической

разработке по теме «Медицина катастроф: основные определения, понятия,

задачи, структура и формирования.» представлены все необходимые

элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания

и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие

компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей,

графологическая структура, план проведения занятия, словарь терминов,

список литературы. Представлены контрольно-оценочные средства: вопросы

для устного опроса (блиц- опрос), тестовые задания.

Современные педагогические приёмы и методы, используемые на занятии

позволяют обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и

профессиональных компетенций по специальности.

Обоснование темы.

Современный период развития общества характеризуется все более углубляю-

щимися противоречиями между человеком и окружающей средой, между со-

зданным промышленным потенциалом и возможностями его эффективного и

безопасного использования.

Научно-технический прогресс, вовлекая в производственный процесс огромные

массы ресурсов, обогащает общество новыми, более сложными технологиями,

улучшает качество жизни людей. Но одновременно он порождает увеличение

опасности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, со-

здает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде. Значи-

тельную опасность для населения Земли представляют собой также наводне-

ния, землетрясения, торнадо, цунами, другие катаклизмы природного происхо-

ждения, послужившие, по данным ЮНЕСКО, в 20-м столетии причиной гибели

боле е 10 млн человек.

Вот почему чрезвычайные ситуации, обусловленные стихийными бедствиями,

крупными авариями и катастрофами техногенного характера, а также

сохраняющиеся угрозы возникновения военных конфликтов и

террористических актов на территории России, становятся весомым фактором,

негативно влияющим на обеспечение национальной безопасности государства.

Актуальность данной темы связана с активным участием медицинских сестер

во всех создаваемых формированиях медицины катастроф.

Всероссийская служба медицины катастроф – это подвижная функциональная

система, позволяющая здравоохранению в кратчайшие сроки перейти от

режима повседневной работы по индивидуальному обслуживанию пациентов в

режим чрезвычайной ситуации, то есть в режим массовой (коллективной)

медицины. При введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной

ситуации к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС привлекаются все

находящиеся в зоне бедствия лечебно-профилактические, санитарно-

противоэпидемические и аптечные учреждения вне зависимости от их

ведомственной принадлежности и формы собственности.

Тема занятия - «Медицина катастроф: основные определения, понятия,

задачи, структура и формирования.»

Вид занятия - теоретическое.

Тип занятия – комбинированное.

Продолжительность -90 минут.

Место проведения -лекционная аудитория медицинского колледжа № 2.

Цель занятия - дать основные понятия о дисциплине, ввести терминологию

медицины катастроф, основные принципы и задачи медицины катастроф,

основные формирования.

Задачи занятия:

1.

Учебная (дидактическая)

- формирование системы знаний по общим вопросам медицины катастроф. Дать

основные понятия и определения медицины катастроф, классификацию

чрезвычайных ситуаций. Разъяснить сущность единой государственной системы

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осветить структуру

Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК). Уточнить задачи

формирований ВСМК.

- научить работать самостоятельно и в группах (ПК 2.1, ОК1).

2.

Воспитательная

- формирование чувства профессионального долга (ПК 2.1, ОК 1)

- формирование способности организовывать собственную деятельность в

чрезвычайных ситуациях.

- чуткому отношению к пострадавшим, проявлению милосердия, вниманию

3.

Развивающая

- развивать умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний (ОК 6).

- развивать умение пользоваться информацией (ОК 4)

- расширять научную лексику (ОК 4)

Студент должен уметь:

Выполнять функциональные обязанности при ликвидации медицинских

последствий чрезвычайных ситуаций

Находить психологический контакт с пострадавшими.

Студент должен знать:

- основные понятия и термины

-задачи службы медицина катастроф

-принципы оказания медицинской помощи при чрезвычайных

ситуациях

-структуру службы по предупреждению и ликвидации ЧС и входящих в них

формирований медицины катастроф

Ход занятия:

Этап занятия.

Время.

1. Организационная часть.

2 минуты.

2. Постановка и обоснование темы.

2 минуты.

3. Определение целей занятия.

2 минуты.

4. Предварительный контроль знаний (блиц -опрос).

7 минут.

5. Изложение нового материала.

50 минут.

6. Самостоятельная работа студентов.

12 минут.

7. Заключительный контроль.

12 минут.

8. Подведение итогов и домашнее задание.

3 минуты

Формы контроля:

Блиц -опрос.

Задание «Распознай уровень создания формирований Медицины

катастроф».

Итоговое программированное тестирование.

Материально -техническое оснащение темы:

Наименование.

Количество.

1. Опорный конспект лекции.

1 щт.

2. Мультимедийная установка.

1 шт.

3. Компьютерная презентация на тему «Медицина

катастроф: основные определения, понятия, задачи,

структура и формирования.»

1 шт.

4. Вопросы для блиц -опроса с эталоном ответа.

1 шт.

5. Карточки с заданием «Распознай уровень создания

формирований Медицины катастроф».

3 шт.

6. 2 варианта итогового тест -контроля из 10 вопросов с

эталонами ответа.

2 шт.

Задание на самоподготовку:

Читать конспект лекции.

Читать учебник: И.П. Левчук и др. « Оказание первичной доврачебной

медико-санитарной помощи при неотложных и экстремальных состояни-

ях. » Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2017

Стр. 15 - 23

Подготовить реферативные сообщения по темам: «Медицинские

последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера»,

«Медицинские последствия чрезвычайных ситуаций природного

характера», «Медицинские последствия чрезвычайных ситуаций биолого-

социального характера

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ.

Номер и название и

компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

ПК 3.2 Участвовать в

оказании медицинской

помощи при чрезвычайной

ситуации.

. Аспекты оказания

медицинской помощи при

ЧС.

Оказывать медицинскую

помощь при ЧС.

ОК 1 Понимать сущность и

социальную значимость

своей будущей профессии,

проявляя к ней устойчивый

интерес.

Сущность и особенность

будущей

профессиональной

деятельности.

Демонстрировать интерес к

будущей

профессиональной

деятельности.

ОК 2 Организовывать

собственную деятельность,

выбирая типовые методы и

способы выполнения

профессиональных задач,

оценивая их эффективность

и качество.

Методы решения

профессиональных задач.

Применять различные

методы решения

профессиональных задач.

ОК 4 Осуществлять поиск

и использование

информации, необходимой

для выполнения

профессиональных задач,

профессионального и

личностного развития.

Способы поиска

информации для

выполнения

профессиональных задач.

Находить и использовать

информацию для

выполнения

профессиональных задач.

ОК 6 Работать в

коллективе и в команде,

эффективно общаться с

коллегами, руководством,

пациентами.

Способы эффективного

общения с коллегами,

руководством и

пациентами.

Применять различные

методы эффективного

общения с коллегами,

руководством, пациентами

и демонстрировать умение

работать в коллективе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

Результатом освоения профессионального модуля является овладение

обучающимися видом профессиональной деятельности «Оказание доврачебной

медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях», в том

числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

КОД

НАИМЕНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

ПК 3.2

Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных

ситуациях

ПК 3.3

Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и

добровольными помощниками в условиях чрезвычайной ситуации.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать

их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,

нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития

ОК 5

Использовать информационно -комуникационные технологии в

профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, пациентами

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу подчинённых членов

команды и результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, планировать

повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным

традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные

различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда, производственной санитарии, инфекционной и

противопожарной безопасности

ОК 14

Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей ).

Методы и приёмы обучения:

Метод наглядной передачи информации (компьютерная презентация).

Словесный метод.

Самоконтроль и самооценка.

Оснащение занятия:

Мультимедийная установка.

Компьютерная презентация на тему «Медицина катастроф: основные

определения, понятия, задачи, структура и формирования.»

Вопросы для блиц -опроса с эталоном ответов.

Опорный конспект лекции.

Раздаточный материал -карточки с заданием «Распознай уровень создания

формирований Медицины катастроф».

2 варианта итогового тест -контроля из 10 вопросов с эталоном ответов.

Задания на самостоятельную работу.

Оптимизация занятия:

Меж предметные связи.

Внутри предметные связи.

Работа малыми группами.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

ИСТОКИ.

ВЫХОД.

Лекция «Медицина

катастроф: основные

определения, понятия,

задачи, структура и

формирования.»

Лекция «Система лечебно-эвакуационного

обеспечения населения при ЧС»

Схема интегративных связей темы занятия.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

ИСТОКИ

(обеспечивающие

предметы)

ВЫХОД

(обеспечиваемые

предметы)

Общественное здоровье

и здравоохранение.

Психология

Биоэтика.

Безопасность

жизнедеятельности

«Медицина катастроф:

основные определения,

понятия, задачи,

структура и

формирования.»

ПМ.03. Оказание

доврачебной

медицинской помощи

при неотложных и

экстремальных

состояниях .

Самостоятельная работа студентов на занятии.

Этап.

Способ выполнения.

Контроль.

Время.

Решение задания

Распознай уровень

создания

формирований

Медицины

катастроф».

Студенты работают

группами по 4 -5

человек.

Внимательно

прочитать данные

задания.

Найдите соответствие

к предложенному

варианту.

Представитель

каждой группы даёт

свой вариант ответа.

12 минут.

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основные источники:

И.П. Левчук и др. Учебник для медицинских колледжей « Оказание пер-

вичной доврачебной медико-санитарной помощи при неотложных и экс-

тремальных состояниях. » Москва Издательская группа «ГЭОТАР-

Медиа» 2017

Н.М. Киршин- «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

Учебник Москва «Академия» 2007год.

Л.К. Фефилова- «Безопасность жизнедеятельности и медицина ката-

строф» Учебник Москва «Медицина» 2005 год

Х.А. Мусалатов - «Медицина катастроф» Учебник Москва «ГОУ ВУН-

МЦ» 2002 год.

Дополнительная литература:

И.М. Красильникова и др. « Неотложная медицинская помощь» Учеб-

ное пособие Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2014

И.Ф. Богоявленский «Доврачебная помощь» СПб «Гиппократ» 2003г.

В.И. Сахно и др. «Организация медицинской помощи населению при

ЧС» СПб «Фолиант» 2003г.

Вопросы для самоподготовки:

1.

Дать определение чрезвычайной ситуации?

2.

Когда была создана Всероссийская служба медицины катастроф?

3.

Важнейшие факторы, определяющие особенности медицинского

обеспечения населения при ЧС природного, техногенного характера?

4.

На какой базе создаются формирования Всероссийской службы медицины

катастроф (ВСМК)

5.

Силы и средства службы скорой медицинской помощи.

6.

Основные задачи Всероссийской службы медицины катастроф.

7.

Уровни создания структур ВСМК

8.

Режимы функционирования ВСМК.

Задания на самоподготовку:

Читать конспект лекции.

Читать учебник: И.П. Левчук и др. « Оказание первичной доврачебной

медико-санитарной помощи при неотложных и экстремальных

состояниях. » Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2017

Стр. 15 - 23

Подготовить реферативные сообщения по темам: «Медицинские

последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера»,

«Медицинские последствия чрезвычайных ситуаций природного

характера», «Медицинские последствия чрезвычайных ситуаций биолого-

социального характера

Этапы занятия и контроль их усвоения.

п/

п

Этапы занятия

Формы, методы

проведения.

Цель

деятельности.

Формы

контроля

усвоения,

обеспечение

этапа.

Приме

рное

время.

1

Вводная часть.

Организация

занятия.

Формулировка

темы и её

обоснование.

Определение

целей занятия.

Проверка

присутствующих.

Сообщается тема

занятия,

подчёркивается

значение в

профессиональ-

ной деятельности

медсестры.

Беседа. См цели

занятия.

Объявляются

цели занятия и

записываются.

Сконцентриро-

вать внимание

студентов,

создать рабочую

обстановку.

Создать

положительную

мотивацию

познавательной

деятельности.

Раскрыть

актуальность и

значимость

темы.

Сформулировать

конечные

результаты

работы.

Журнал

группы.

Мультимедий

ная

установка.

Рабочие

тетради.

Мультимедий

ная

установка.

Рабочие

тетради.

2

мину-

ты.

2

мину-

ты.

2

мину-

ты.

2

Основная часть.

Предваритель-

ный контроль

знаний.

Изложение

нового

материала.

Самостоятель-

ная работа

студентов.

Блиц -опрос.

Преподаватель

читает лекцию с

осуществлением

обратной связи и

с использованием

методического

материала.

Преподаватель

инструктирует

студентов по

выполнению

работы

Распознай

уровень создания

формирований

Медицины

катастроф».

Работа малыми

группами по 4 -5

человек.

Представитель

каждой группы

даёт свой

вариант ответа.

Другие студенты

могут дополнять,

высказывать своё

мнение.

Выявить

исходный

уровень,

подготовка

студентов к

занятию.

Формирование

новых знаний.

Развитие

аналитического

мышления,

умения

использовать

теоретические

знания в

решении

конкретных

задач.

Закрепление

знаний

Приложение

№ 1.

Приложение

№ 2, 3, 4.

Приложение

№ 5. Рабочие

тетради.

7

минут.

50

минут.

2

мину-

ты.

10

минут.

3

Заключительная

часть.

Заключитель-

Программирован Контроль

Приложение

10

ный контроль.

Подведение

итогов занятия.

Домашнее

задание.

ный тест

-контроль в 2

вариантах из 8

вопросов.

Студенты

проверяют свою

работу по

эталонам

ответов, ставят

себе оценку.

Преподаватель

даёт оценку

работы группы в

целом, выделяя

лучших

студентов.

Студенты

высказывают

мнение о

возможных

трудностях в

усвоении

материала.

Даётся задания

на

самоподготовку к

практическому

занятию

«Система

лечебно-

эвакуационного

обеспечения

населения при

ЧС.»

выполнения

целей занятия.

С целью

получения 2 -х

сторонней связи

для

совершенство-

вания работы

преподавателя.

Ориентировка в

подготовке к

следующему

занятию.

№ 6.

Приложение

№ 7.

Оценочный

лист.

Приложение

№ 8.

минут.

2

мину-

ты.

2

мину-

ты.

1

минут

а.

Приложение № 7.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

п/

п

ФИО студента.

Блиц

-опрос

«Распознай

уровень

создания

формировани

й Медицины

катастроф».

Тестовые

задания

Дополнитель

ная

активизация

студентов.

Итоговая

оценка.

Приложение № 8.

Задания на самоподготовку к практическому занятию № 1 по теме

«Система лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ЧС.»

1.

Читать конспект лекции № 1-2.

2.

Читать учебники (см список литературы).

3.

Подготовить реферативные сообщения по темам: «Медицинские

последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера»,

«Медицинские последствия чрезвычайных ситуаций природного

характера», «Медицинские последствия чрезвычайных ситуаций

биолого-социального характера

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основные источники:

И.П. Левчук и др. Учебник для медицинских колледжей « Оказание

первичной доврачебной медико-санитарной помощи при неотложных и

экстремальных состояниях. » Москва Издательская группа «ГЭОТАР-

Медиа» 2017

Н.М. Киршин- «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

Учебник Москва «Академия» 2007год.

Л.К. Фефилова- «Безопасность жизнедеятельности и медицина

катастроф» Учебник Москва «Медицина» 2005 год

Х.А. Мусалатов - «Медицина катастроф» Учебник Москва «ГОУ

ВУНМЦ» 2002 год.

Дополнительная литература:

И.М. Красильникова и др. « Неотложная медицинская помощь»

Учебное пособие Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»

2014

И.Ф. Богоявленский «Доврачебная помощь» СПб «Гиппократ» 2003г.

В.И. Сахно и др. «Организация медицинской помощи населению при

ЧС» СПб «Фолиант» 2003г.

Приложение № 1.

Вопросы для блиц -опроса.

Согласны ли Вы с утверждением:

ВОПРОСЫ.

ОТВЕТ.

1.Чрезвычайная ситуация – это вдруг, случайно,

неожиданно.

Нет

2. ВСМК – это учереждение.

Нет

3. ВСМК функционирует в трех режимах

-режим повседневной деятельности

-режим повышенной готовности

-режим чрезвычайной ситуации

Да

4.Всероссийский центр медицины катастроф Защита –

это орган управления.

Да.

5.Бригада доврачебной помощи – это одно из

формирований медицины катастроф

Да

6. Медицинские сестры входят в состав формирований

медицины катастроф.

Да

7 .Чрезвычайная ситуация для здравоохранения –это

большое количество пострадавших.

Нет.

Приложение № 4.

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ.

Чрезвычайной ситуацией (ЧС) - называют обстановку на определенной

территории или акватории, сложившуюся в результате аварии, опасного

природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые

могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью

людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и

нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) для здравоохранения-несоответствие

имеющихся возможностей местного здравоохранения возросшей потребности

в медицинской помощи пострадавшим в районе бедствия, что требует

привлечения медицинских сил и средств, находящихся за пределами зоны ЧС, а

также особых форм и методов их работы.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - является

функциональной подсистемой единой государственной системы

предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функционально

объединяет службу медицины катастроф Минздрава России, службу медицины

катастроф Министерства обороны РФ, а также предназначенные для

ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД РФ,

Минтранса России, других федеральных органов исполнительной власти.

ВСМК создана на - федеральном, межрегиональном, региональном,

муниципальном и объектовом уровнях и функционирует в трех режимах:

1) режим повседневной деятельности – обеспечивает поддержание

постоянной готовности сил и средств службы к действиям в ЧС;

2) режим повышенной готовности включает период мобилизации

необходимых сил и средств ВСМК;

3) режим чрезвычайной ситуации – период ликвидации медицинских

последствий ЧС.

Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Росздрава (ВЦМК

«Защита») - государственное многопрофильное головное учреждение службы

медицины катастроф МЗ РФ, образовательным, научно-исследовательским и

лечебно-профилактическим учреждением.

Территориальные центры медицины катастроф (ТЦМК)- орган управления

службы медицины катастроф на региональном уровне выполняют.

Медицинские формирования службы медицины катастроф:

БСМП – бригады специализированной медицинской помощи;

ВСБ – бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские);

БДП – бригады доврачебной помощи;

МО – медицинские отряды.

Специализированные формирования постоянной готовности санитарно-

противоэпидемического профиля, предназначенные для работы в условиях

ЧС:

СПЭБ – специализированная противоэпидемическая бригада;

СЭБ – санитарно-эпидемиологическая бригада;

ПЭБ – противоэпидемическая бригада;

СПЭО – санитарно-противоэпидемические отряды;

ГСЭР – группы санитарно-эпидемиологической разведки.

ГСХР – группы санитарно-химической разведки;

ГРР – группы радиационной разведки.

Приложение № 5.

ЗАДАНИЕ «Распознай уровень создания формирований Медицины

катастроф».

Из предложенных ниже положений найдите соответствующие для Бригады

доврачебной помощи, выписав номера правильных ответов.

1.

Бригады создаются на базе федеральных, республиканских, областных,

краевых и городских крупных многопрофильных больниц, медицинских

институтов и научно-исследовательских медицинских учреждений.

2.

Бригады являются штатными или нештатными мобильными

формированиями службы медицины катастроф, которые предназначаются

для оказания специализированной медицинской помощи в чрезвычайных

ситуациях и используются для усиления лечебно-профилактических

учреждений, работающих в условиях массового поступления

пораженных.

3.

Профиль бригады определяется специальностью входящих в нее врачей

4.

В состав ВСМК рекомендуется включать следующие бригады:

хирургическую, нейрохирургическую, травматологическую, ожоговую,

трансфузиологическую, инфекционную, офтальмологическую, бригаду

челюстно-лицевой хирургии, детскую хирургическую бригаду,

психиатрическую, педиатрическую, терапевти-ческую, токсиколого-

терапевтическую, реаниматологическую, оторинола-рингологическую,

урологическую, лабораторно-диагностическую, анестези-ологическую,

акушерско-гинекологическую, санитарно-токсикологическую и

радиологическую бригады.

5.

Бригады создаются на базе городских, центральных и межрайонных

лечебно-профилактических учреждений и предназначаются для работы в

очагах катастроф (на границе очагов АХОВ) совместно с бригадами

скорой медицинской помощи и самостоятельно.

6.

Состав и профиль бригад определяется заданием с учетом их

потребности в зависимости от особенностей региона и отдается

приказом руководителя учреждения здравоохранения с приложением

списочного состава и графика дежурств специалистов.

7.

В составе бригады: врач, 3 медицинские сестры, санитар, водитель-

санитар. Бригада обеспечивается имуществом за счет учреждения-

формирователя в соответствии с табелем оснащения из расчета на 6 часов

работы и оказания первой врачебной помощи по неотложным показаниям

50 пораженным.

8.

В целях обеспечения постоянной готовности бригад по согласованию с

профсоюзными органами дежурства специалистов на дому во внерабочее

время с 17.00 до 8.00 и в праздничные дни с оплатой по фактическому

времени дежурства.

9.

Бригады создаются на базе различных больниц, поликлиник,

здравпунктов объектов экономики.

10.

Оснащение бригад всеми видами имущества организуют

руководители учреждений-формирователей путем закладки неснижаемого

запаса в соответствии с временными табелями для каждого профиля

бригады. Хранится это имущество непосредственно в медицинском

учреждении по месту приведения бригады в готовность.

11.

Контрольное время сбора персонала бригады во внерабочее время

не должно превышать 2 часа

12.Бригада предназначена для оказания первой медицинской и доврачебной

помощи в зонах чрезвычайных ситуаций в границах административных

территорий по месту размещения учреждения здравоохранения, на базе

которого создана бригада.

13.Бригады подчиняются, кроме руководителя учреждения-формирователя,

соответствующему центру медицинской помощи.

14.В ее составе: 2 медицинские сестры (одна назначается старшей), санитар

и водитель-санитар, всего 4 человека. Имуществом бригада

обеспечивается за счет учреждения-формирователя из расчета оказания

помощи 50 пораженным в течение 6 часов.

15. Основными задачами являются усиление или перепрофилирование

лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пострадавших

из зон ЧС, организация и оказание экстренной квалифицированной и

специализированной медицинской помощи пораженным (заболевшим),

консультативная помощь.

.

Приложение № 5.

ЗАДАНИЕ «Распознай уровень создания формирований Медицины

катастроф».

Из предложенных ниже положений найдите соответствующие для Бригады

специализированной медицинской помощи, выписав номера правильных

ответов.

1.

Бригады создаются на базе федеральных, республиканских, областных,

краевых и городских крупных многопрофильных больниц, медицинских

институтов и научно-исследовательских медицинских учреждений.

2.

Бригады являются штатными или нештатными мобильными

формированиями службы медицины катастроф, которые предназначаются

для оказания специализированной медицинской помощи в чрезвычайных

ситуациях и используются для усиления лечебно-профилактических

учреждений, работающих в условиях массового поступления

пораженных.

3.

Профиль бригады определяется специальностью входящих в нее врачей

4.

В состав ВСМК рекомендуется включать следующие бригады:

хирургическую, нейрохирургическую, травматологическую, ожоговую,

трансфузиологическую, инфекционную, офтальмологическую, бригаду

челюстно-лицевой хирургии, детскую хирургическую бригаду,

психиатрическую, педиатрическую, терапевти-ческую, токсиколого-

терапевтическую, реаниматологическую, оторинола-рингологическую,

урологическую, лабораторно-диагностическую, анестези-ологическую,

акушерско-гинекологическую, санитарно-токсикологическую и

радиологическую бригады.

5.

Бригады создаются на базе городских, центральных и межрайонных

лечебно-профилактических учреждений и предназначаются для работы в

очагах катастроф (на границе очагов АХОВ) совместно с бригадами

скорой медицинской помощи и самостоятельно.

6.

Состав и профиль бригад определяется заданием с учетом их

потребности в зависимости от особенностей региона и отдается

приказом руководителя учреждения здравоохранения с приложением

списочного состава и графика дежурств специалистов.

7.

В составе бригады: врач, 3 медицинские сестры, санитар, водитель-

санитар. Бригада обеспечивается имуществом за счет учреждения-

формирователя в соответствии с табелем оснащения из расчета на 6 часов

работы и оказания первой врачебной помощи по неотложным показаниям

50 пораженным.

8.

В целях обеспечения постоянной готовности бригад по согласованию с

профсоюзными органами дежурства специалистов на дому во внерабочее

время с 17.00 до 8.00 и в праздничные дни с оплатой по фактическому

времени дежурства.

9.

Бригады доврачебной помощи (БДП) создаются на базе различных

больниц, поликлиник, здравпунктов объектов экономики.

10.

Оснащение бригад всеми видами имущества организуют

руководители учреждений-формирователей путем закладки неснижаемого

запаса в соответствии с временными табелями для каждого профиля

бригады. Хранится это имущество непосредственно в медицинском

учреждении по месту приведения бригады в готовность.

11.

Контрольное время сбора персонала бригады во внерабочее время

не должно превышать 2 часа

12.Бригада предназначена для оказания первой медицинской и доврачебной

помощи в зонах чрезвычайных ситуаций в границах административных

территорий по месту размещения учреждения здравоохранения, на базе

которого создана бригада.

13.Бригады подчиняются, кроме руководителя учреждения-формирователя,

соответствующему центру медицинской помощи.

14.В ее составе: 2 медицинские сестры (одна назначается старшей), санитар

и водитель-санитар, всего 4 человека. Имуществом бригада

обеспечивается за счет учреждения-формирователя из расчета оказания

помощи 50 пораженным в течение 6 часов.

15. Основными задачами являются усиление или перепрофилирование

лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пострадавших

из зон ЧС, организация и оказание экстренной квалифицированной и

специализированной медицинской помощи пораженным (заболевшим),

консультативная помощь.

.

Приложение № 5.

ЗАДАНИЕ «Распознай уровень создания формирований Медицины

катастроф».

Из предложенных ниже положений найдите соответствующие для Врачебно-

сестринской бригады, выписав номера правильных ответов.

1.

Бригады создаются на базе федеральных, республиканских, областных,

краевых и городских крупных многопрофильных больниц, медицинских

институтов и научно-исследовательских медицинских учреждений.

2.

Бригады являются штатными или нештатными мобильными

формированиями службы медицины катастроф, которые предназначаются

для оказания специализированной медицинской помощи в чрезвычайных

ситуациях и используются для усиления лечебно-профилактических

учреждений, работающих в условиях массового поступления

пораженных.

3.

Профиль бригады определяется специальностью входящих в нее врачей

4.

В состав ВСМК рекомендуется включать следующие бригады:

хирургическую, нейрохирургическую, травматологическую, ожоговую,

трансфузиологическую, инфекционную, офтальмологическую, бригаду

челюстно-лицевой хирургии, детскую хирургическую бригаду,

психиатрическую, педиатрическую, терапевти-ческую, токсиколого-

терапевтическую, реаниматологическую, оторинола-рингологическую,

урологическую, лабораторно-диагностическую, анестези-ологическую,

акушерско-гинекологическую, санитарно-токсикологическую и

радиологическую бригады.

5.

Бригады создаются на базе городских, центральных и межрайонных

лечебно-профилактических учреждений и предназначаются для работы в

очагах катастроф (на границе очагов АХОВ) совместно с бригадами

скорой медицинской помощи и самостоятельно.

6.

Состав и профиль бригад определяется заданием с учетом их

потребности в зависимости от особенностей региона и отдается

приказом руководителя учреждения здравоохранения с приложением

списочного состава и графика дежурств специалистов.

7.

В составе бригады: врач, 3 медицинские сестры, санитар, водитель-

санитар. Бригада обеспечивается имуществом за счет учреждения-

формирователя в соответствии с табелем оснащения из расчета на 6 часов

работы и оказания первой врачебной помощи по неотложным показаниям

50 пораженным.

8.

В целях обеспечения постоянной готовности бригад по согласованию с

профсоюзными органами дежурства специалистов на дому во внерабочее

время с 17.00 до 8.00 и в праздничные дни с оплатой по фактическому

времени дежурства.

9.

Бригады доврачебной помощи (БДП) создаются на базе различных

больниц, поликлиник, здравпунктов объектов экономики.

10.

Оснащение бригад всеми видами имущества организуют

руководители учреждений-формирователей путем закладки неснижаемого

запаса в соответствии с временными табелями для каждого профиля

бригады. Хранится это имущество непосредственно в медицинском

учреждении по месту приведения бригады в готовность.

11.

Контрольное время сбора персонала бригады во внерабочее время

не должно превышать 2 часа

12.Бригада предназначена для оказания первой медицинской и доврачебной

помощи в зонах чрезвычайных ситуаций в границах административных

территорий по месту размещения учреждения здравоохранения, на базе

которого создана бригада.

13.Бригады подчиняются, кроме руководителя учреждения-формирователя,

соответствующему центру медицинской помощи.

14.В ее составе: 2 медицинские сестры (одна назначается старшей), санитар

и водитель-санитар, всего 4 человека. Имуществом бригада

обеспечивается за счет учреждения-формирователя из расчета оказания

помощи 50 пораженным в течение 6 часов.

15. Основными задачами являются усиление или перепрофилирование

лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пострадавших

из зон ЧС, организация и оказание экстренной квалифицированной и

специализированной медицинской помощи пораженным (заболевшим),

консультативная помощь.

.

Критерии оценки для задания «Распознай уровень создания формирований

Медицины катастроф».

«5» - 0 ошибок.

«4» -1- 2 ошибки в ответе.

«3» -3 -4 ошибки в ответе.

«2» -более 4 ошибок в ответе.

Правильные ответы на задание «Распознай уровень создания формирований

Медицины катастроф».

Бригада доврачебной помощи -9, 10, 11, 13, 14,

Врачебно- сестринская бригада — 5, 7, 8, 10, 11, 13.

Бригада специализированной медицинской помощи -1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 13,

15.

Приложение № 6.

«Медицина катастроф: основные определения, понятия, задачи,

структура и формирования.

ВАРИАНТ № 1.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1.Чрезвычайной ситуацией (ЧС) называют

А. обстановку на определенной территории или акватории, сложившуюся в

результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или

иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие

жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,

значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности

людей.

Б. большое количество пострадавших

В. Внезапная авария или катастрофа с пострадавшими

Г. аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные

бедствия, которые могли повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,

ущерб здоровью людей или окружающей природной среде

2. По масштабам выделяют Чрезвычайные Ситуации

А. малые, средние и большие

Б. локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и

федеральные

В. локальные, региональные, межрегиональные и федеральные

Г. малые, средние, большие и крупные

3.

ВСМК функционирует в следующих режимах:

А. режим повышенной готовности; режим чрезвычайной ситуации

Б. режим повышенной готовности; режим опасности

В. Режим подготовки; режим оказания помощи; режим лечебных мероприятий

Г. режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности; режим

чрезвычайной ситуации

4.

На базе лечебно-профилактических учреждений МЗ России создаются

следующие медицинские формирования службы медицины катастроф:

А. больницы

Б.ФАП; Здравпункты

В.

БСМП; ВСБ ; БДП ; МО; ПМПГ .

Г. медицинские роты

5. Состав бригады доврачебной помощи (БДП)

А. 3 медицинские сестры (одна назначается старшей), санитар и водитель-

санитар.

Б. врач, 2 медицинские сестры , санитар и водитель-санитар.

В. 2 медицинские сестры (одна назначается старшей), и водитель-санитар.

г. 2 медицинские сестры (одна назначается старшей), санитар и водитель-

санитар.

.

6. Что необходимо выполнять по сигналу "Внимание всем"?

А. немедленно укрыться в ближайшем убежище

Б. немедленно включить радио или телевизор и прослушать сообщение

местных органов власти

В. немедленно надеть средства индивидуальной защиты

Г. выйти на улицу

7. Каковы основные признаки, характеризующие чрезвычайную ситуацию

с медицинской точки зрения?

А. наличие масштабных разрушений

Б. наличие значительных санитарных потерь и острый дефицит сил и средств

медицинской службы

В. наличие масштабных разрушений и значительных санитарных потерь

Г. паника населения

8. Сколько этапов медицинской эвакуации принято в службе медицине

катастроф?

А. 1 этапа

Б. 3 этапа

В. 2 этапа

Г.4 этапа

9. Степень опасности пострадавших для окружающих на этапе

медицинской эвакуации определяется проведением:

А. внутрипунктовой сортировки

Б. эвакуационно - транспортной сортировки

В. первичной сортировки

Г. заключительной сортировки

10.

Оптимальным сроком оказания первой медицинской помощи при ЧС

является:

А)

30 мин.

Б)

1 час

В)2 часа

Г) 6 часов

Приложение № 6.

«Медицина катастроф: основные определения, понятия, задачи,

структура и формирования.

ВАРИАНТ № 2.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1.Как подается сигнал "Внимание всем"?

А) сигнал подается в течение 2-3 минут завыванием сирен

Б) сигнал подается по телефону

В) сигнал подается через местное радио

Г) сигнал подается голосом

2.

Что необходимо выполнять по сигналу "Внимание всем"?

А) немедленно укрыться в ближайшем убежище

Б) немедленно включить радио или телевизор и прослушать сообщение

местных органов власти

В) немедленно надеть средства индивидуальной защиты

Г) немедленно выйти на улицу

3.

Каковы основные признаки, характеризующие чрезвычайную

ситуацию с медицинской точки зрения?

А) наличие масштабных разрушений

Б) наличие значительных санитарных потерь и острый дефицит сил и средств

медицинской службы

В) наличие масштабных разрушений и значительных санитарных потерь

Г)паника населения

4.

Какие катастрофы по тяжести последствий согласно классификации

ВОЗ считаются крупными?

А) С числом пострадавших от 3 до 10

Б) С числом пострадавших от 30 и более

В) С числом пострадавших от 50 и более

Г) С 3 погибшими

5.

Отличительными особенностями чрезвычайной ситуации,

возникшей в результате аварии (катастрофы), являются:

А) отсутствие средств индивидуальной защиты у населения

Б) наличие массовых санитарных потерь

В) недостаток доброкачественной питьевой воды

Г) дефицит сил и средств медицинской службы

6.

Основу службы медицины катастроф составляют:

А) выездные полевые госпитали

Б) поликлинические учреждения

В) бригады скорой медицинской помощи

Г) городские и районные больницы

7.

Назовите одну из основных задач службы медицины катастроф в

чрезвычайных ситуациях:

А) проведение спасательных и других неотложных работ в очаге бедствия,

розыск пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, вынос за

границы очага

Б) оказание доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим,

поддержание функций жизненно важных органов в зоне катастрофы и в период

эвакуации в стационар

В) руководство группировкой сил и средств, осуществляющих спасательные

работы в очаге бедствия

8.

Назовите один из важнейших принципов организации оказания

экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного

времени:

А) медицинская сортировка как средство, обеспечивающее своевременность

оказания медицинской помощи пострадавшим и их рациональную эвакуацию

Б) прогнозирование и оценка санитарно-эпидемической обстановки в очагах

бедствия

Б) заблаговременная подготовка добровольных спасательных отрядов для

работы в очагах бедствия

9.

Какие требования предъявляются к лечебно-эвакуационной системе

оказания медицинской помощи пострадавшим?

А) последовательность и преемственность своевременно проводимых

лечебно-эвакуационных мероприятий

Б) оказание медицинской помощи в порядке очередности поступления

пострадавших

В) оказание медицинской помощи только в лечебных учреждениях

10. Чем достигается своевременность в оказании медицинской помощи

пораженным в очаге массовых санитарных потерь?

А) транспортировкой пораженных в ближайшие ЛПУ без оказания им

медицинской помощи

Б) организацией розыска, выноса (вывоза) пораженных из очага на этапы

медицинской эвакуации, приближением последних к районам

возникновения массовых санитарных потерь

В) обследованием и лечением пострадавших на догоспитальном этапе по

расширенной программе

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ.

ВАРИАНТ 1.

ВАРИАНТ 2.

1 -А

2- Б

3 -Г

4 -В

5 -Г

6 -Б

7 -Б

8 –В

9-В

10-А

1 -А

2 -Б

3 -Б

4 -В

5 –В Г

6 –А В

7 –Б

8-Б

9-А

10-Б

Критерии оценки:

«0» ошибок - «5» отлично.

«1 -2» ошибки - «4» хорошо.

«3 -4» ошибки -»3» удовлетворительно.

«более 5» ошибок - «2» неудовлетворительно.



В раздел образования