Автор: Садовникова Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Октябрьский детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: жилой район Светлый, п.Октябрьский, Мошковский район, Новосибирская область
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6–7 лет
Тема: Волшебный мир оригами
Раздел: дошкольное образование
2018г.
Содержание.
1.
Пояснительная записка………………………………………………………………
3
2.
Содержание
программы……………………………………………………………………….4
3.
Методическое обеспечение программы ………………………….6
4.
Учебно-тематическое планирование……………………………..19
5.
Список литературы…………………………………………………………..21
Пояснительная записка.
Таинственный мир превращенья бумаги…
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на
родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в
переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»-
складывать.
Художественно – эстетическое, творческое развитие занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его
приоритетным направлением. Для творческого развития личности ребенка огромное
значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная,
музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей является формирование у
детей творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а
также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и
оригами.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами
бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к
культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность,
формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо
стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На
занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально –
эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки
изобразительного и конструктивного творчества.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные
интересы, расширить информированность в данной образовательной области,
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию
мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются
фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике
аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую
обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами,
ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При
помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или
природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа,
устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона
(ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении
оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.
Данная рабочая программа разработана на основе программы С. Мусиенко, Г.
Бутылкиной «Оригами в детском саду», как вид дополнительного образования в
форме совместной деятельности педагога с воспитанниками детского сада.
Цель программы: Всестороннее интеллектуальное и творческое развитие детей в
процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного
способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными
терминами.
· Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус и творческие способности детей.
Воспитательные:
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки
реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа « Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 год (подготовительная группа
6-7лет). Для успешного освоения программы совместная деятельность проводится в
подготовительной группе «Радуга». По желанию детей и родителей формируется
группа до 15 человек. Проводится диагностика уровня развития детей на начало и
конец года. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май. Программа
предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия: 30 минут – подготовительная группа. Общее количество
занятий в год – 30.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание сказочных героев, персонажей,
масок и предметов ряженья для драматизации.
2.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа,
выражения собственных чувств.
3. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание
поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
4. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных
наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа,
мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
5. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин,
иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными
материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы обучения:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на
занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками.
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся приемам работы с бумагой в технике оригами;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Учебно- тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Знакомство со свойствами бумаги.
Знакомство с оригами
1
3.
Волшебные превращения. Изготовление
фигурок.
19
4.
Составление композиций, картин.
8
5.
Организация выставки
2
Итого:
30
Перспективный план работы
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Месяц
№
Тема
Цели и задачи
Сентябрь
1
Знакомство со
свойствами бумаги.
Знакомство с
оригами.
Познакомить детей со свойствами бумаги,
разнообразием ее видов и свойств
(однотонная и цветная, тонкая и толстая,
гладкая и шероховатая, легко рвется,
мнется, горит). Учить делать
разноцветные шарики (мятая бумага).
2
Знакомство детей с
пооперационной
картой. "Воздушный
змей"
Познакомить с изготовлением
простейших поделок в технике оригами
путем складывания квадрата по
диагонали. Учить детей выполнять
пошагово действия пооперационной
карты.
Октябрь
3
"Деревья"
Повышать интерес детей к работе с
бумагой, развивать конструктивное
творчество, воображение.
4
"Ветка рябины"
Продолжать учить выполнять базовую
форму» воздушный змей»
5
"Птицы на ветке"
Продолжать упражнять отгибать уголок в
нужном направлении ,готовить заготовки
на определенную тему, соединять
заготовки в единую композицию.
6
"Осенняя открытка"
Познакомить детей с базовой формой
«дверь».
Ноябрь
7
Выставка "В гостях у
осени"
Дополнять поделку украшениями,
подбирать детали по размеру.
8
"Фонарик для
гномика"
Продолжать знакомить детей с техникой
оригами. Закрепить базовую форму
«дверь». Создать хорошее настроение.
Дополнять поделку украшениями
9
"Парусник"
Продолжать упражнять в сгибании
квадрата по диагонали, отгибать
заданную сторону в нужном направлении
10
"Кит"
Продолжать упражнять в сгибании
квадрата по диагонали, отгибать
заданную сторону в нужном направлении
Декабрь
11
"Снежинка"
Продолжать учить выполнять б. ф.
«блинчик»
12
"Елочка"
Учить выполнять поделку из нескольких
частей. Продолжать учить понимать слова
«сгиб», «до сгиба», «центр»
13
"Снеговик"
Учить выполнять поделку из нескольких
частей. Продолжать учить понимать слова
«сгиб», «до сгиба», «центр»
Январь
14
"Звезда"
Учить создавать поделку путем
соединения нескольких одинаковых
частей
15
"Рамка для фото"
Продолжать знакомство с базовой формой
«блинчик» ,упражнять в сгибании
квадрата по диагонали, отгибать заданные
уголки в нужном направлении
16
"Лодочка"
Продолжать учить пользоваться
пооперационной картой
Февраль
17
"Мышка Лягушка
Зайчик"
Учить понимать действие «перевернуть»,
«загнуть».
18
"Лисичка Волк
Медведь"
Закрепить умение следовать инструкции
педагога; развивать фантазию и
конструктивное воображение;
формировать речевое дыхание;
познакомить с новой базовой формой
«блинчик».
19
"Теремок"
Продолжать упражнять в сгибании
квадрата пополам («книжка»), отгибать
уголки в нужном направлении
20
Театрализация
"Сказка теремок"
Дополнять поделку по своему желанию
Март
21
Тюльпанчики
Закреплять умение выполнять базовую
форму « простой треугольник».
Продолжать закреплять умение
самостоятельно пользоваться
пооперационными картами.
22
"Солнышко"
Учить создавать поделку путем
соединения нескольких одинаковых
частей
23
"Бабочка"
Закреплять умение выполнять базовую
форму «косынка», «воздушный змей»
24
"Грач"
Продолжать закреплять умение
самостоятельно пользоваться
пооперационными картами.
Апрель
25
"Собака"
Учить выполнять поделку из нескольких
частей
26
"Ракета"
Продолжать учить складывать
квадратный лист в разных направлениях.
Дополнять поделку готовыми деталями.
27
"Кошка"
Учить выполнять поделку из нескольких
частей
28
"Лягушата на болоте"
научить конструировать лягушат путем
сложения базовой формы «воздушный
змей»
Май
29
Коллективная работа
"Цветущий луг"
Помогать каждому ребенку добиваться
желаемого результата (базовая форма
«простой треугольник», «воздушный
змей» и т.д.).
30
Итоговая выставка
Учебно- методическое обеспечение программы.
Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий оригами (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
Оборудование для совместной деятельности.
Подготовленное рабочее место с набором бумаги (Белая бумага, цветная тонкая
и плотная, двухсторонняя цветная бумага)
Ножницы, клей. Емкость для сбора обрезков.
Емкость для кисточки, салфетка.
Записи музыки леса или шума воды, японских мотивов.
Набор иллюстративного материала.
Журналы и книги по оригами
Простые карандаши
Цветные карандаши
Трафареты с кругами
Ластик
Список литературы.
1.Оригами в детском саду. О.Белобрыкина. учебное пособие. – М.: Владос, 2001 г.
2.Аппликация в детском саду. М.А.Гусакова. – М.: Просвещение, 1987 г.
3.Сто поделок из бумаги. Г.И.Долженко.- Яросдавль.: Академия. 1999 г.
4.Оригами в детском саду. С.Мусиенко, Г.Бутылкина –М.: Владос, 2003 г.
5.Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
6.Игрушки
из
бумаги.
Около
100
моделей
простых
и
сложных
для
детей
и
взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
7. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, Санкт -
Петербург, «Кристалл», 1998
8. Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», Санкт -
Петербург: «Валери СПД», 2003
9. Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс
СПб», 1998
10. Сухаревская О.Н. Оригами для самых маленьких. М: «Айрис-пресс», 2008