Напоминание

«Художественно–эстетическое развитие в контексте гендерной социализации»


Автор: Лещина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №31
Населённый пункт: Ст.Каневская Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: «Художественно–эстетическое развитие в контексте гендерной социализации»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лещина Ольга Ивановна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №31

Краснодарский край ст. Каневская

«Художественно-эстетическое развитие в контексте

гендерной социализации»

В настоящее время центральным направлением в педагогике является

личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на

первое

место

поднимается

проблема

учета

гендерных

особенностей

воспитанников.

Современные

требования

индивидуального

подхода

к

формированию личности не могут быть выполнены без учета пола ребенка.

Полоролевое

воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети,

став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. В

связи

с

этим

на

первое

место

поднимается

проблема

учета

гендерных

особенностей при воспитании детей в детском саду.

С учетом гендерного воспитания строится развивающая среда в группе,

создается разное пространство в группе для игр мальчиков и девочек, и

подбираются игрушки с учетом их полового признака.

Рассматривая в сравнении, девочек и мальчиков, можно отметить различные

особенности.

У

мальчиков

развито

зрительное

восприятие,

поэтому

они

осваивают

художественный

мир

в

целом,

а

у

девочек

больше

развито

слуховое восприятие, поэтому их, интересуют конкретика и детали. Девочки

более

уверенно

выбирают

тему

и

сюжет.

Чаще

рисуют

цветы,

деревья,

бабочек,

животных,

людей,

сказочных

персонажей.

Большое

значение

придают, украшательству, прорисовке деталей, технике выполнения работы.

Используют

всю

цветовую

гамму,

пытаются

получить

новые

цвета.

Предпочитают яркие сочные оттенки. Как правило, заполняют цветом весь

лист.

Они

быстрее

и

увереннее

в

своих

действиях,

завершают

работу

самостоятельно.

Но

возникают

некоторые

проблемы,

так

как

девочки

слишком широко разворачивают тему, придумывая большой сюжет. Так же у

девочек присутствует излишняя детализация «мельчение».

Затрудняются,

сомневаются

в

выборе

темы.

Придумывают

необычные

сюжеты: подводный мир, город будущего, замки, дворцы. Любят изображать

технику,

архитектурные

сооружения,

космические

объекты.

Мальчики

ограничиваются несколькими цветами. Заполняют лист цветом частично или

цветовыми

пятнами.

Предпочитают

малопредметные

и

малообъектные

композиции. Не совсем точно ориентируются на листе бумаги. В работе

ребята

медлительны,

не

уверенны.

Создавая

сюжет,

мальчики

непоследовательно

выполняют

живописную

композицию.

Часто

незаконченную работу считают уже завершенной.

В

целях

совершенствования

художественно-эстетического

развития

предлагается

на

занятиях

размещать

мальчика

с

девочкой

рядом.

Это

позволяет мальчикам, глядя на то как, работают девочки, использовать разные

приемы, расширять цветовую палитру и создавать многопредметные работы.

В том, что ребенок смотрит на работы других детей, нет ничего опасного.

Повторить их он все равно не сможет, так как чувство цвета и гармония у

всех разные. Анализируя работы по принципу «Каждый имеет право на

ошибку». Необходимо донести до ребенка понимание того, что не ошибается

только тот, кто ни чего не делает.

Важное место при гендерном подходе в процессе творческой деятельности

занимает

организация

предметно-развивающей

среды.

Так

уголок

изотворчества

в равной степени должен быть рассчитан на мальчиков и

девочек. К оформлению уголка разумно привлекать самих детей.Мальчики

используют

коробки,

упаковки,

проволоку,

всевозможный

бытовой

и

бросовый материал. Мальчики предпочитают крупный и функциональный

материал,

который

легко

изменяет

форму

в

процессе

конструирования.

Мальчики стремятся быстро сделать игрушку или постройку, чтобы сразу же

начать

игру,

поэтому

часто

не

обращают

внимания

на

аккуратность

и

качество

отделки,

надежность

креплений

и

соединения

деталей

(хотя

качество самой идеи, замысла, конструкции ими ценится высоко).

Девочки же любят все более мелкое, изящное, декоративное, приятное на

ощупь -ткань, ленты, тесьму, картонные и металлические коробочки, бумагу

красивой расцветки. Они могут долго, терпеливо и тщательно мастерить

игрушки, даже забывая о последующей игре, связанной с использованием

рукотворных изделий.

Особенно

детям

нравятся

игрушки

для

сюжетно-ролевой

игры,

которые

можно сделать своими руками. Такие игрушки называются рукотворные, они

реально и

объективно

отображают личный опыт ребёнка, его интересы,

потребности, вкусы. Мальчики создают игрушки, изображающие транспорт,

инструменты, всевозможные приборы и предметы, необходимые для игровых

путешествий

и

приключений,

Девочки

обычно

изготавливают

куклы,

украшения и бытовые предметы, необходимые для игры в «Дом», «Семью»,

«Салон красоты», «Поликлинику», «Магазин» и др. Мальчик, создав город

или замок, машину или инструмент, может даже не задуматься об игрушках,

которые будут жить в этом городе или пользоваться этими сооружениями.

Девочки же, напротив, ориентированы на создание условий для проявления

отношений, поэтому, прежде всего, создают действующие лица.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости

принадлежит

сюжетно-ролевой

игре.

Поэтому

подбору

материалов

и

оборудования

для

игровой

деятельности

девочек

и

мальчиков

я

уделяла

особое

внимание. Так для сюжетно-ролевых игр:

«Магазин»,

«Такси»,

«Салон сотовой связи»,

«Стройка», «Салон красоты», «Детский сад», «

Служба быта»,

«Семья», «Больница», можно

изготовить с детьми такие

атрибуты,

как

радиотелефон,

сотовый

телефон,

пылесос,

дрель,

ноутбук,

ингалятор, тонометр, ювелирные украшения (бусы, серьги).

Сюжетно-ролевая

игра

для

ребенка

это

особый

мир,

где

есть

возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий,

обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы

выбора,

инициативности,

самостоятельности,

творчества.

В

результате

мальчики и девочки в полном объеме выполняют программу, приобретают

такие навыки, как

культуру

общения,

уважения друг

к другу желание

отразить свои чувства в творческой деятельности.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники