Напоминание

"Карл Орф и его "Шульверк"


Автор: Кочетова Ольга Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №183 Ласточка"
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Карл Орф и его "Шульверк"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Карл Орф и его «Шульверк»

«Как гумус в природе делает возможным рост растений, так и

элементарная музыка дает ребенку основы, которые другим образом в

него

не

заложить»

- так считал немецкий композитор Карл Орф, автор

одной из наиболее известных систем музыкального воспитания во всем мире

«Шульверк. Музыка для детей».

В 1924 году вместе с Д. Гюнтер, Карл Орф основал школу гимнастики,

музыки

и

танца

Гюнтершуле.

Опыт

работы

в

этой

школе

лег

в

основу

музыкально-педагогической системы К. Орфа.

Слово «Schulwerk» было создано самим Орфом. Это сочетание двух

слов - «Schul» (школа) и «Werk» (работа, умение делать что-то искусно).

Обучение в действии - одна из главных идей «Шульверка».

Карл Орф считал, что главный принцип его системы сформулировал

известный швейцарский педагог Иоган Песталоции: «Каждый узнает то, что

к чему сам придет».

Идея

синкретического

развития,

опирающегося

на

народные

лады,

ритмы и жанры, подхваченная Орфом от Эм. Жак-Далькроза, Б. Бартока, З.

Кодая, ряда других просветителей и музыкантов является для «Шульверка»

ключевой.

Основная цель этой системы-развитие творческого начала, творческого

мышления,

которое

в

свою

очередь

очень

важно

для

общего

развития

личности. Предназначение – первичное приобщение всех детей к музыке,

независимо от талантов.

Суть

методики

«Шульверк»

заключается

в

развитии

способности

каждого

ребенка

в

условиях

коллективной

деятельности

(через

импровизацию

в

музыке

и

движения).

Важно

само

участие

ребенка

в

сотворчестве.

Одна

из

главных

задач

создание

«ситуации

творчества»,

которая

может

быть

реализована

через

игру.

Первоначальное

музыкальное

образование

должно

быть

полно

положительных

эмоций

и

радостного

ощущения игры.

«Шульверк» - пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и

обработана

Орфом

для

пения

и

танцев

с

аккомпанементом

ансамбля

орфовских

инструментов.

Каждая

небольшая

пьеса

из

«Шульверка»

представляет собой партитуру, доступную в исполнении даже маленьким

детям.

Основу

«Шульверка»

составил

южнонемецкий

фольклор.

В

последних

томах

Орфом

использован

фольклор

европейских

народов:

старофранцузский,

датский,

норвежский,

каталонский.

Интерпретация

фольклора – вот идея «Шульверка». Элементарная музыка опирается на

национально-народные истоки.

Орф

был

против

мажорно-минорной

гармонии.

Он

стремился

в

«Шульверке»

создать

условия

для

восприятия

детьми

в

будущем

разнонациональной

музыки

как

прошлого,

так

и

настоящего.

Воспитать

«открытый миру» слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской

музыкальной классики 18-19 веков, было его главной задачей.

Карл Орф был убежден, что для музицирования на первоначальном

этапе музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка, быть

доступной переживанию и неразрывно связанной с речью и движениям: петь

и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть.

Такая

музыка

есть

у

всех

народов

мира.

Детская

элементарная

музыка

неразрывно связана с речью и движениями.

Музыкально-педагогическая

концепция

максимально

приближена

к

возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Не случайно ее название

«Элементарное

музицирование».

Слово

«элементарное»

имеет

смысл

«первичного» (простого, доступного), но не примитивного. Музицирование в

данном случае понимается как органическая связь музыки, движения и речи.

Дети

должны

в

первую

очередь

создавать

и

исполнять

свою

детскую

элементарную музыку.

В

каждом

томе

«Шульверк»

есть

ритмомелодические

упражнения,

речевые

декломации,

песни

и

танцы,

инструментальные

пьесы,

которые

должны дополнять друг друга. Орф снабдил свой «Шульверк» авторскими

рекомендациями

по

исполнению

пьес,

установил

определенную

последовательность движения по пути «Шульверка».

Пьесы

«Шульверка»

-

модели

для

музицирования

и

изучения

элементарной импровизации. Они служат толчком фантазии педагога для

творческой,

импровизационной

работы

с

моделью.

Поэтому

пьесы

«Шульверка» созданы не для того, чтобы их разучивали по нотам, а для

творческого

самовыражения

детей.

Задача

педагога-

дать

понятие

«импровизация» и как творчески относиться к музыке.

Подходы Орфа к музыкальному воспитанию всесторонне учитывают

возможности

маленьких

детей

и

глубокое

уважение

личности

ребенка.

Педагог, работающий по принципам Орфа, должен понять и принять

две

ключевые позиции его музыкальной системы:

– отношение к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие

любых его индивидуально-творческих проявлений.

– создание на уроке, занятии атмосферы игры, соблюдение принципа

«для ребенка, а не над ребенком».

Ценность методики К. Орфа заключается в простоте разучивания и игровой

основе материала. «Шульверк» - особая разновидность игры. Игра – самое

комфортное

и

благоприятное

пространство

для

развития

и

саморазвития

ребенка. Создавая «Шульверка», он задумывал изобрести «игру в музыку»,

музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к

дальнейшему музыкальному обучению. Изменяется роль педагога. Он не

только мудрый наставник, но и участник, вдохновитель импровизационных

музыкальных игр детей. Он общается с детьми с помощью музыки. Особый

уровень общения педагога с детьми средствами музыки и танца - это тоже

идеи «Шульверка».

Следует

отметить,

что

«Шульверк»

Орфа

не

является

традиционным

учебником. Поэтому конкретных рекомендаций там нет. Орф предпочитал

прямую передачу опыта. Выбор методики предоставляется самому педагогу.

Работа педагога – тоже творчество. «Шульверк» можно смело сочетать с

другими методиками, благодаря своей гибкости и универсальности.

Однако, педагоги, работающие по «Шульверку» в разных странах, пришли к

выводу

о

необходимости

создания

в

самом

общем

виде

универсальных

методических рекомендаций для воплощения в жизнь намерений Орфа. В

них

они

стремились

ввести

обучение

элементарной

импровизации

в

систематическое «русло». Величие и гуманность концепции Орфа состоят в

том, что Орф предлагает педагогам стать соавтороми «Шульверка», так как

элементарное музицирвание доступно всем.

Главные виды деятельности.

1.

Звучащие жесты. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд

Кетман, соратнице К. Орфа. Звучащие жесты – это игра звуками своего

тела, игра на поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы

ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в

элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку

самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой

педагогики, так как подобные формы сопровождения в том или ином

виде есть у всех народов, в том числе в русском фольклоре.

2.

Инструментальное

музицирование

это

творческий

процесс

восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных

инструментах.

Инструменты

для

детского

эл е ме н т а р н о го

музицирования

должны

обладать

эстетически

привлекательной

звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не

требовать сколько-нибудь значительной выучки.

Для детского элементарного музицирования К. Орфом совместно с

Куртом Заксом был придуман базовый набор инструментов:

1)

«Штабшпили» - мелодические ударные инструменты с деревянными

и металлическими пластинками красочного звучания (различного

вида ксилофоны, металлофоны, глюкеншпили).

2)

Группа не мелодических ударных инструментов от детских литавр,

двойного барабана и до маленьких тарелочек)

3)

Очень простые духовые инструменты европейского Возрождения

-блок-флейта.

4)

Некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения

тянущихся звуков на «пустых» струнах.

Речь.

Применение

речи

в

обучении

музыке

один

из

важнейших

педагогических

принципов

К.

Орфа.

Речевые

упражнения

наиболее

доступное средство для развития предпосылок умения импровизировать. В

основе

всех

музыкальных

упражнений,

как

ритмических,

так

и

мелодических,

стоит

упражнение

речевое.

Ритмическая

речь

получила

в

концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Особое внимание

уделено рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам,

именам; мелодико-интонационному произнесению.

Ритм. В «Шульверке» ритму и музыкально-ритмическому воспитанию

отводится

первостепенная

роль.

Ритму

нельзя

научить.

Его

можно

освободить и «развязать» в человеке. «Развязывание ритма» в Орфовской

Гюнтершуле начиналось с хлопков рук, щелчков пальцами, притопывание

ногами. Все это украшалось погремушками и трещотками, принадлежащими

к древнейшим инструментам человечества.

Пение.

Методика

музыкального

музицирования

К.

Орфа

и

его

последователей включает в обучение детей так же свободное пение в виде

интонационно-речевого

скольжения,

глиссандирования,

кластерного

звучания.

Это

чтение

«нараспев»,

пение

на

одном

звуке

и

свободное

скольжение

голосом,

речитативное

пение,

пение-говор-пение

и

интонационно-речевая

«живопись»

или

свободная

«инструментализация»

голоса.

Рисование

голосом,

возникающее

от

сочетания

речи

и

пения,

голосового «скольжения» и свободных певческих кластеров действительно

напоминает интонационно-речевую «живопись». Модели могут исполняться

группой

детей

и

индивидуально.

Интонационно-речевая

деятельность

подобного

рода

влияет

на

развитие

пластичности,

гибкости

голоса,

его

диапазона,

позволяет

осознать

выразительность

голосовых

регистров

и

позволяет избежать нежелательного психологического дискомфорта, плавно и

естественно подводя детей к точному звуковысотному интонированию.

Музыкально-двигательные

движения.

Активные

упражнения

подготавливают

детей

к

спонтанным

двигательным

выражениям,

учат

изображать

настроение

и

звуки

с

помощью

элементарных

движений

хлопков,

щелчков,

притопов.

Выполняя

музыкально-двигательные

упражнения,

ребенок

исполняет

и

творит

одновременно,

он

начинает

воспринимать

музыку

через

движение.

Присутствует

на

каждом

Орф-

занятии.

Театр. Интерактивная игровая форма деятельности, предполагающая

одновременное

воздействие

музыки,

движения,

танца,

речи

и

художественного образа в изобразительной игре. На определенном этапе

процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движения и т. д.)

нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

Таким образом, для отечественной музыкальной педагогики система К.

Орфа

представляет

собой

интерес

с

точки

зрения

практически

полного

разрешения проблемы творческого музыкального воспитания и обучения.

Универсальный

ключ

к

детскому

музыкальному

творчеству

дал

в

руки

педагогов именно Карл Орф. Этот ключ не только система методологических

приемов и подходов, но и, прежде всего, правильное понимание целей и задач

творческого музицирования.

Создавая свой «Шульверк», К. Орф мечтал, чтобы педагоги, как и он

стали творцами и, творя музыку вместе с детьми, открыли в себе источник

радости. Источник этот элементарное музицирования, импровизационное,

фантазийное, притягательное для всех его участников.

Музыка

решительно

вторгается

во

все

области

воспитания

и

образования,

являясь

могучим

и

ничем

не

заменимым

средством

формирования духовного мира. Взгляды ребенка на музыку неотделимы от

его

взглядов

на

жизнь

вообще.

«Музыкальное

воспитание

это

не

воспитание музыката, а прежде всего воспитание человека», - писал Д. Б.

Кабалевский.



В раздел образования