Автор: Кочетова Ольга Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №183 Ласточка"
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Карл Орф и его "Шульверк"
Раздел: дошкольное образование
«Карл Орф и его «Шульверк»
«Как гумус в природе делает возможным рост растений, так и
элементарная музыка дает ребенку основы, которые другим образом в
него
не
заложить»
- так считал немецкий композитор Карл Орф, автор
одной из наиболее известных систем музыкального воспитания во всем мире
«Шульверк. Музыка для детей».
В 1924 году вместе с Д. Гюнтер, Карл Орф основал школу гимнастики,
музыки
и
танца
Гюнтершуле.
Опыт
работы
в
этой
школе
лег
в
основу
музыкально-педагогической системы К. Орфа.
Слово «Schulwerk» было создано самим Орфом. Это сочетание двух
слов - «Schul» (школа) и «Werk» (работа, умение делать что-то искусно).
Обучение в действии - одна из главных идей «Шульверка».
Карл Орф считал, что главный принцип его системы сформулировал
известный швейцарский педагог Иоган Песталоции: «Каждый узнает то, что
к чему сам придет».
Идея
синкретического
развития,
опирающегося
на
народные
лады,
ритмы и жанры, подхваченная Орфом от Эм. Жак-Далькроза, Б. Бартока, З.
Кодая, ряда других просветителей и музыкантов является для «Шульверка»
ключевой.
Основная цель этой системы-развитие творческого начала, творческого
мышления,
которое
в
свою
очередь
очень
важно
для
общего
развития
личности. Предназначение – первичное приобщение всех детей к музыке,
независимо от талантов.
Суть
методики
«Шульверк»
заключается
в
развитии
способности
каждого
ребенка
в
условиях
коллективной
деятельности
(через
импровизацию
в
музыке
и
движения).
Важно
само
участие
ребенка
в
сотворчестве.
Одна
из
главных
задач
–
создание
«ситуации
творчества»,
которая
может
быть
реализована
через
игру.
Первоначальное
музыкальное
образование
должно
быть
полно
положительных
эмоций
и
радостного
ощущения игры.
«Шульверк» - пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и
обработана
Орфом
для
пения
и
танцев
с
аккомпанементом
ансамбля
орфовских
инструментов.
Каждая
небольшая
пьеса
из
«Шульверка»
представляет собой партитуру, доступную в исполнении даже маленьким
детям.
Основу
«Шульверка»
составил
южнонемецкий
фольклор.
В
последних
томах
Орфом
использован
фольклор
европейских
народов:
старофранцузский,
датский,
норвежский,
каталонский.
Интерпретация
фольклора – вот идея «Шульверка». Элементарная музыка опирается на
национально-народные истоки.
Орф
был
против
мажорно-минорной
гармонии.
Он
стремился
в
«Шульверке»
создать
условия
для
восприятия
детьми
в
будущем
разнонациональной
музыки
как
прошлого,
так
и
настоящего.
Воспитать
«открытый миру» слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской
музыкальной классики 18-19 веков, было его главной задачей.
Карл Орф был убежден, что для музицирования на первоначальном
этапе музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка, быть
доступной переживанию и неразрывно связанной с речью и движениям: петь
и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть.
Такая
музыка
есть
у
всех
народов
мира.
Детская
элементарная
музыка
неразрывно связана с речью и движениями.
Музыкально-педагогическая
концепция
максимально
приближена
к
возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Не случайно ее название
«Элементарное
музицирование».
Слово
«элементарное»
имеет
смысл
«первичного» (простого, доступного), но не примитивного. Музицирование в
данном случае понимается как органическая связь музыки, движения и речи.
Дети
должны
в
первую
очередь
создавать
и
исполнять
свою
детскую
элементарную музыку.
В
каждом
томе
«Шульверк»
есть
ритмомелодические
упражнения,
речевые
декломации,
песни
и
танцы,
инструментальные
пьесы,
которые
должны дополнять друг друга. Орф снабдил свой «Шульверк» авторскими
рекомендациями
по
исполнению
пьес,
установил
определенную
последовательность движения по пути «Шульверка».
Пьесы
«Шульверка»
-
модели
для
музицирования
и
изучения
элементарной импровизации. Они служат толчком фантазии педагога для
творческой,
импровизационной
работы
с
моделью.
Поэтому
пьесы
«Шульверка» созданы не для того, чтобы их разучивали по нотам, а для
творческого
самовыражения
детей.
Задача
педагога-
дать
понятие
«импровизация» и как творчески относиться к музыке.
Подходы Орфа к музыкальному воспитанию всесторонне учитывают
возможности
маленьких
детей
и
глубокое
уважение
личности
ребенка.
Педагог, работающий по принципам Орфа, должен понять и принять
две
ключевые позиции его музыкальной системы:
– отношение к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие
любых его индивидуально-творческих проявлений.
– создание на уроке, занятии атмосферы игры, соблюдение принципа
«для ребенка, а не над ребенком».
Ценность методики К. Орфа заключается в простоте разучивания и игровой
основе материала. «Шульверк» - особая разновидность игры. Игра – самое
комфортное
и
благоприятное
пространство
для
развития
и
саморазвития
ребенка. Создавая «Шульверка», он задумывал изобрести «игру в музыку»,
музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к
дальнейшему музыкальному обучению. Изменяется роль педагога. Он не
только мудрый наставник, но и участник, вдохновитель импровизационных
музыкальных игр детей. Он общается с детьми с помощью музыки. Особый
уровень общения педагога с детьми средствами музыки и танца - это тоже
идеи «Шульверка».
Следует
отметить,
что
«Шульверк»
Орфа
не
является
традиционным
учебником. Поэтому конкретных рекомендаций там нет. Орф предпочитал
прямую передачу опыта. Выбор методики предоставляется самому педагогу.
Работа педагога – тоже творчество. «Шульверк» можно смело сочетать с
другими методиками, благодаря своей гибкости и универсальности.
Однако, педагоги, работающие по «Шульверку» в разных странах, пришли к
выводу
о
необходимости
создания
в
самом
общем
виде
универсальных
методических рекомендаций для воплощения в жизнь намерений Орфа. В
них
они
стремились
ввести
обучение
элементарной
импровизации
в
систематическое «русло». Величие и гуманность концепции Орфа состоят в
том, что Орф предлагает педагогам стать соавтороми «Шульверка», так как
элементарное музицирвание доступно всем.
Главные виды деятельности.
1.
Звучащие жесты. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд
Кетман, соратнице К. Орфа. Звучащие жесты – это игра звуками своего
тела, игра на поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы
ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в
элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку
самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой
педагогики, так как подобные формы сопровождения в том или ином
виде есть у всех народов, в том числе в русском фольклоре.
2.
Инструментальное
музицирование –
это
творческий
процесс
восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных
инструментах.
Инструменты
для
детского
эл е ме н т а р н о го
музицирования
должны
обладать
эстетически
привлекательной
звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не
требовать сколько-нибудь значительной выучки.
Для детского элементарного музицирования К. Орфом совместно с
Куртом Заксом был придуман базовый набор инструментов:
1)
«Штабшпили» - мелодические ударные инструменты с деревянными
и металлическими пластинками красочного звучания (различного
вида ксилофоны, металлофоны, глюкеншпили).
2)
Группа не мелодических ударных инструментов от детских литавр,
двойного барабана и до маленьких тарелочек)
3)
Очень простые духовые инструменты европейского Возрождения
-блок-флейта.
4)
Некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения
тянущихся звуков на «пустых» струнах.
Речь.
Применение
речи
в
обучении
музыке
–
один
из
важнейших
педагогических
принципов
К.
Орфа.
Речевые
упражнения
–
наиболее
доступное средство для развития предпосылок умения импровизировать. В
основе
всех
музыкальных
упражнений,
как
ритмических,
так
и
мелодических,
стоит
упражнение
речевое.
Ритмическая
речь
получила
в
концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Особое внимание
уделено рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам,
именам; мелодико-интонационному произнесению.
Ритм. В «Шульверке» ритму и музыкально-ритмическому воспитанию
отводится
первостепенная
роль.
Ритму
нельзя
научить.
Его
можно
освободить и «развязать» в человеке. «Развязывание ритма» в Орфовской
Гюнтершуле начиналось с хлопков рук, щелчков пальцами, притопывание
ногами. Все это украшалось погремушками и трещотками, принадлежащими
к древнейшим инструментам человечества.
Пение.
Методика
музыкального
музицирования
К.
Орфа
и
его
последователей включает в обучение детей так же свободное пение в виде
интонационно-речевого
скольжения,
глиссандирования,
кластерного
звучания.
Это
чтение
«нараспев»,
пение
на
одном
звуке
и
свободное
скольжение
голосом,
речитативное
пение,
пение-говор-пение
и
интонационно-речевая
«живопись»
или
свободная
«инструментализация»
голоса.
Рисование
голосом,
возникающее
от
сочетания
речи
и
пения,
голосового «скольжения» и свободных певческих кластеров действительно
напоминает интонационно-речевую «живопись». Модели могут исполняться
группой
детей
и
индивидуально.
Интонационно-речевая
деятельность
подобного
рода
влияет
на
развитие
пластичности,
гибкости
голоса,
его
диапазона,
позволяет
осознать
выразительность
голосовых
регистров
и
позволяет избежать нежелательного психологического дискомфорта, плавно и
естественно подводя детей к точному звуковысотному интонированию.
Музыкально-двигательные
движения.
Активные
упражнения
подготавливают
детей
к
спонтанным
двигательным
выражениям,
учат
изображать
настроение
и
звуки
с
помощью
элементарных
движений
–
хлопков,
щелчков,
притопов.
Выполняя
музыкально-двигательные
упражнения,
ребенок
исполняет
и
творит
одновременно,
он
начинает
воспринимать
музыку
через
движение.
Присутствует
на
каждом
Орф-
занятии.
Театр. Интерактивная игровая форма деятельности, предполагающая
одновременное
воздействие
музыки,
движения,
танца,
речи
и
художественного образа в изобразительной игре. На определенном этапе
процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движения и т. д.)
нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.
Таким образом, для отечественной музыкальной педагогики система К.
Орфа
представляет
собой
интерес
с
точки
зрения
практически
полного
разрешения проблемы творческого музыкального воспитания и обучения.
Универсальный
ключ
к
детскому
музыкальному
творчеству
дал
в
руки
педагогов именно Карл Орф. Этот ключ не только система методологических
приемов и подходов, но и, прежде всего, правильное понимание целей и задач
творческого музицирования.
Создавая свой «Шульверк», К. Орф мечтал, чтобы педагоги, как и он
стали творцами и, творя музыку вместе с детьми, открыли в себе источник
радости. Источник этот элементарное музицирования, импровизационное,
фантазийное, притягательное для всех его участников.
Музыка
решительно
вторгается
во
все
области
воспитания
и
образования,
являясь
могучим
и
ничем
не
заменимым
средством
формирования духовного мира. Взгляды ребенка на музыку неотделимы от
его
взглядов
на
жизнь
вообще.
«Музыкальное
воспитание
–
это
не
воспитание музыката, а прежде всего воспитание человека», - писал Д. Б.
Кабалевский.