Автор: Острая Елена Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Возвращение" Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: конспект занятия по здоровому образу жизни Тема: "Бережём здоровье глаз, ушей и носиков" Раздел: дошкольное образование
Коррекционная цель: 3 – 6 лет: формировать у детей привычку к здоровому
образу жизни, умение ухаживать за глазами, ушами и носом.
7 – 10 лет: в игровой форме закреплять знания детей об органах чувств и
профилактики их заболеваний, навыки ухода за глазами, ушами и носом.
Задачи
•
Закреплять
знания
детей
об
органах
чувств
и
профилактики
их
заболеваний,
формировать
навыки
ухода
за
глазами,
ушами,
носовой
полостью.
• Тренировать детей в самостоятельном использовании гимнастики для глаз,
• Развивать умение сопереживать, приходить на помощь тем, кто в ней
нуждается.
Оборудование:
«Волшебный клубок» аптечка -- морковка, отвар ромашки,
марлевые салфетки и т.д. по усмотрению воспитателя, алгоритм гимнастики
для глаз, памятка в картинках «Уход за глазами», игрушечные очки, запись
музыки и звуков природы, избушка, пещера, пылесос, перчатки резиновые,
«бревно», «кочки», Карточки для д /и «Что полезно, что вредно», костюмы
Бабы Яги, лешего и соловья-разбойника, игрушка Шрек.
Предварительная работа: Д/и «Что вредно, что полезно». Занятие «Как мы
дышим?» и «Для чего нужен нос?». Беседа «Как мы слышим?». Занятие
«Наши помощники глаза и уши». Регулярное выполнение гимнастики для
глаз.
Ход занятия
Воспитатель вносит игрушечного сказочного персонажа (игрушку Шрека)
Ребята, по дороге я встретила Шрека. Он был очень встревожен, смотрите,
как глаза выпучил и уши в трубочку свернулись. Я предложила зайти к нам,
может, мы с вами сможем ему помочь. Давайте спросим, какая беда привела
его сюда?
Шрек .:
«В соседнем лесу очень беспокойные соседи поселились, совсем
житья от них не стало! Один свистит так, что уши закладывает, другой
кашляет и чихает целыми днями – по всему лесу слышно - отдыхать не даёт, а
третья – по лесу на ступе носится, в деревья врезается – какие погнёт, а какие
и поломает, того и гляди задавит кого-нибудь. Да и звери лесные ко мне на
болото бегут, прячутся, боятся под ступу угодить. Всё болото заняли – житья
не дают. Да и сам я от шума и гама такого устал. Помогите, ребята с соседями
разобраться. До болота я вас доведу, а в лесу
вам волшебный клубочек
дорогу покажет».
Ребята, поможем Шреку? (ДА!!!)
Дорога предстоит нелёгкая, мало ли что в пути случиться может, что возьмём
с собой в лес? (аптечку).
Отправляемся
в
путь,
преодолеваем
препятствия
(«Перепрыгни
ручеёк»,
«Пройди и не задень» и т.д.), доходим до болота, оставляем Шрека на его
территории, через болото - «С кочки на кочку».
/Катим клубок, клубок прикатился к избушке на курьих ножках/
Воспитатель: Посмотрите, на какую красивую полянку мы вышли, а это что
за избушка? Интересно, кто в ней живёт? Давайте скажем волшебные слова,
чтобы избушка к нам повернулась.
Дети /хором/: Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом!
Из-за избушки выходит Баба Яга: «Кто это ко мне пожаловал? Ничего не
вижу. Слаба я глазами стала, того гляди, совсем ослепну».
Дети: здравствуй, Баба Яга! Это мы, дети к тебе пришли. Жалоба на тебя.
Воспитатель: Вот, сосед твой жалуется, что целыми днями по лесу летаешь
на
своей
ступе,
в
деревья
врезаешься,
правил
не
соблюдаешь,
жителей
лесных задавить можешь.
Яга : я же не специально! Вон и себе синяков и шишек набила, чуть костей
не переломала! Как же мне правила соблюдать? Я деревьев то не вижу, не то,
что знаков и поворотов. Где уж там мелкую живность разглядеть! А пешком
ходить – уж стара стала! Да и нога-то у меня /стучит по ноге/ костяная!
- А ты глаза бережёшь? Знаешь, что нужно делать, чтобы сберечь зрение?
Яга: Откуда мне знать? В лесу живу.
Воспитатель :
А наши дети знают, от чего портится зрение и как глаза
сохранить. Ребята, давайте расскажем Бабе Яге, от чего глаза болят, и научим,
как зрение сохранить. /Варианты ответов детей/
Дети : Нельзя читать лёжа, в плохо освещённой комнате, в транспорте, долго
и близко смотреть телевизор и играть в компьютер, смотреть на лампу, на
яркое солнце. Нужно беречь глаза от острых предметов, не тереть глаза
руками, тем более грязными. Для глаз полезно смотреть на закат и восход
солнца,
умываться
чистой
водой.
Для
глаз
полезен
зелёный
цвет:
он
успокаивает,
а
красный
цвет,
наоборот,
утомляет.
/Воспитатель
задаёт
наводящие вопросы: на каком расстоянии от глаз должна находиться книжка
или тетрадь? С какой стороны должен падать свет при письме? К какому
врачу нужно обратиться при заболевании глаз? Что делать, если в глаз попала
соринка или какая-нибудь едкая жидкость? и т.п./
Яга: Кажется, всё запомнила./ Повторяет с ошибками. Дети
исправляют
ошибки Бабы Яги, дают ей памятку. /
Яга : Только мне-то от этого какая польза? Что делать, если я уже плохо
вижу?
Воспитатель : Ребята, как можно помочь Бабе Яге? (ответы детей)
Бабу Ягу угощают морковкой, предлагают протереть глаза отваром ромашки,
приложить чайный пакетик использованный, советуют почаще лакомиться
черникой, принимать витамины., посещать врача, а если совсем плохо видит -
носить очки., которые выпишет врач окулист. /Примеряют Яге очки/
Яга : Вот теперь я гораздо лучше видеть стала.
Воспитатель : А чтобы зрение совсем восстановить, дети научат тебя делать
гимнастику для глаз.
/ Дети показывают Бабе Яге упражнения. Баба Яга благодарит детей./
Баба Яга, не знаешь, кто здесь всё время кашляет? Отдыхать людям не даёт?
Баба Яга : это ж Леший, мой сосед. Пойдёмте, я вас провожу, я ж теперь
видеть стала. Да вон он у пещеры сидит. Дети видят перед собой «пещеру».
Она покрыта паутиной. У пещеры сидит Леший, трёт нос, чихает и кашляет.
Воспитатель: ребята, смотрите, какой у него красный распухший нос.
Дети: Здравствуй, Леший! Почему ты такой грустный и в дом свой не
заходишь, кашлем своим соседям спать не даёшь?
Леший : Вот, заболел наверное. Целыми днями кашляю и чихаю.
Воспитатель заглядывает в пещеру и тоже начинает чихать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сюда - какая пыль и паутина везде! Почему
чихает Леший? (ответы детей)
Кажется, ты чихаешь не от простуды. Когда ты последний раз делал уборку в
пещере?
Леший : Не помню… Лет пять или десять тому назад.
Воспитатель :
тогда всё ясно. Мне кажется, что дети смогут дать тебе
несколько советов и расскажут, что нужно делать, чтобы больше не чихать и
не кашлять.
Дети: Надо беречь органы дыхания: проветривать помещение, в котором
находишься, делать влажную уборку каждый день. Воздух будет на много
лучше, если в доме есть комнатные цветы. /Показывают, как мыть полы,
вытирать пыль, пользоваться пылесосом – помогают Лешему убраться в
доме.
Ну, что, Леший, ты всё понял? Тогда вот тебе капли в нос /ребёнок
«капает капли» в нос Лешему/, ну, а если не вылечишься, иди к врачу.
- Ребята, к какому врачу надо обратиться Лешему? (варианты ответов: лор-
врач, ухо-горло-нос, отоларинголог)
/Леший благодарит детей и прощается с ними, обещая держать пещеру в
чистоте./
Вдруг
слышится
громкая
музыка,
гром,
свист.
Из-за
дерева
выходит
Соловей-Разбойник. Он стонет, держится за голову, ухо перевязано.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам вышел? /ответы детей/
Дети: Здравствуй, Соловей-разбойник! Что с тобой случилось?
Разбойник : А?! Что?! Ничего не слышу! Ухо стреляет и голова болит!
Воспитатель: Ребята, почему у Соловья-разбойника болят уши, и он ничего
не слышит?
Дети помогают ему сделать холодную примочку на голову /можно приложить
капустный лист/ и объясняют /почти в ухо, чтоб услышал/, почему он стал
плохо слышать и почему болит голова: «Ты стал плохо слышать от громких
звуков,
от свиста и голова разболелась поэтому. Зачем людей пугаешь,
соседям спать не даёшь?».
Разбойник : Привычка у меня такая! А причём тут свист и громкая музыка?!
Не верю я вам!
Дети :
Частички
воздуха
ударяются
о
барабанную
перепонку,
и
сигнал
поступает в мозг. Если звуки громкие и беспорядочные, то частички воздуха
начинают стучать по барабанной перепонке, как тысячи маленьких дубинок.
От громких звуков барабанная перепонка может даже лопнуть.
Разбойник : Но я так люблю музыку. Посоветуйте, что мне делать? / фоном -
звуки природы/
Дети: Шум леса, пение птиц, журчание ручейка – это тоже музыка, только её
надо услышать. Такая музыка успокаивает и придаёт сил. А ещё музыка не
должна
быть
очень
громкой.
Когда
разговариваешь
с
кем-нибудь,
надо
говорить тихо, спокойно. От крика и шума тоже может заболеть голова.
/
Все
вместе
замолкают
и
слушают
звуки
леса/.
А
если
совсем
туго,
обратиться к врачу, дети, напомните к какому? Все хором: « отоларинголог »
(младшие
- «ЛОР»).
А
пока
можешь
поставить
компресс,
а
мы
тебе
специальные капли дадим. Дети прощаются с разбойником. Он обещает не
свистеть, не шуметь и благодарит детей.
/Возвращаемся к болоту/.
Вот
видишь,
Шрек,
Соловей
тебе
обещает
больше
не
свистеть,
Леший
убираться, а Баба Яга в очках летать и деревья и кусты не задевать.
Шрек : спасибо, вам ребята. Теперь в лесу снова будет тихо и спокойно.
Останусь
я
дома,
а
вам
вернуться
поможет
волшебный
клубочек.
До
свидания. /Дети прощаются со Шреком, приглашают его в гости ещё раз на
просмотр мультфильма о себе, а Шрек дарит детям Книгу «Шрек»/.
Воспитатель:
вернуться нам поможет волшебный клубочек и сказочное
заклинание: Закрути скорей, клубок, Ребят в дружный хоровод. Подошла к
концу игра, В группу нам спешить пора.
/Дети произносят эти слова, взявшись за руки/
Воспитатель : Вот мы и в своей группе. Сегодня мы с вами сделали два
важных
дела:
сказочным
героям
мы
помогли
и
ещё
раз
повторили,
как
сохранить здоровыми свои глазки, уши и носы.
После занятия – игра «Жмурки» или «Определи на ощупь»
- А сейчас я предлагаю поиграть вам в жмурки, чтобы мы могли представить
себе, как чувствовала себя Баба Яга, когда она плохо видела.