Напоминание

Сценическая жизнь "Горе от ума"


Автор: Малышева Анна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ УВАРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
Населённый пункт: Уварово
Наименование материала: презентация
Тема: Сценическая жизнь "Горе от ума"
Раздел: полное образование





Назад




Сценическая

история

«Горя от

ума»

А.С.Грибоедова

НИ ОДНО ДРАМАТИЧЕСКОЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕ БЫЛО СТОЛЬ

НАРОДНЫМ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО

МНОГИЕ ГОДЫ НЕ ПЕЧАТАЛОСЬ.

Законченная в 1824 году и напечатанная

при жизни Грибоедова лишь в отрывках,

пьеса долго не пропускалась на сцену.

Когда в 1825 году постановка ее была

подготовлена учащимися Театрального

училища в Петербурге, вмешался

петербургский генерал-губернатор

М.А.Милорадович, и предупредив

начальство и воспитанников, что «не

одобренную цензурой комедию нельзя

позволить играть в театральном

училище».

М.А.Милорадович

Существует версия, что

отдельные сцены из комедии

показывались молодыми

офицерами-любителями в

1827 году в Сардарском

дворце в Ереване (тогда

Эривань), а в 1828 и 1832

годах пьеса целиком – в

Тбилиси (тогда Тифлисе), в

семинарии Нерсисяна.

Сардарский

дворец

Впервые на афише комедия

появилась 2 декабря 1829

года в Большом театре в

Петербурге. «В одной

интермедии, — сообщает

афиша, — будет играна

сцена из комедии „Горе от

ума“ в стихах, сочиненных А.

С. Грибоедовым». Здесь

давалось первое действие,

начиная с выхода Чацкого

(артист Сосницкий).

Афиша первой постановки отдельных сцен

Та же сцена третьего действия

была дана 30 января 1830 года в

Москве со сцены московского

Большого театра на бенефисе М.

С. Щепкина, который играл

Фамусова. «Эти отрывки мало

имели действия на зрителей,

которые как будто из вежливости

похлопали некоторым остроумным

стихам Грибоедова», — писал по

поводу этого спектакля

«Московский Телеграф». В том же

1830 году третий акт комедии был

поставлен на нескольких

бенефисах.

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ

Первый артист русского театра,

основоположник реализма в

сценическом искусстве. Михаил

Щепкин не имел актерского

образования. Начало его

автобиографии написал сам

Пушкин, а с Гоголем и Грибоедовым

он репетировал первые постановки

их пьес. Именно Щепкин навсегда

изменил суть отечественной

актерской школы.

Цензура не препятствовала постановке комедии, так как

она была поставлена по сценам, напечатанными Ф. М.

Булгариным в «Русской Талии», ранее проверенными

цензурой. Искаженные по цензурным соображениям стихи

десятки лет продолжали звучать со сцены. Но были

исключения. Так, первый спектакль «Горе от ума», шедший

в провинции (Киев, 1831 год), был поставлен по

оригинальному авторскому тексту. Упех пьесы был

огромен. Один из зрителей 23 января 1832 года сообщал,

что «толпа в театре при представлении сей пьесы не

оставляет места, где упасть яблоку. Все места всегда

бывают заняты, и уже в два часа накануне представления

нельзя достать билета».

Комедию «Горе от ума» разрешили к исполнению в Императорских театрах, но не в

провинции. Лишь в феврале 1859 года по ходатайству генерал-адьютанта графа

Строгонова пьеса в виде исключения была разрешена к представлению любителям в

Одессе. Для провинции комедия оставалась под запретом до 1863 года. В столичных же

театрах она шла под тщательным контролем цензуры, в изуродованном виде. Со

2 декабря 1829 года до июля 1863 в Петербурге спектакль был сыгран 184 раза, Москва

за это время видела комедию 144 раза.

В 1906 году спектакль был поставлен В. И.

Немировичем-Данченко в Московском

художественном театре. Великолепные

декорации и бутафория создавали реальное

впечатление фамусовской Москвы, ожившей на

сцене. Чацкого играл В. И. Качалов. «Большим

радостным событием» была названа постановка

московского Малого театра в 1910 году.

Фамусова играл Рыбаков, Репетилова — Южин.

Даже маленькие роли исполнялись ведущими

актерами театра: Ермоловой, Никулиной,

Яблочкиной. Малый театр сосредоточил

внимание на критике нравов, господствующих в

дворянском обществе, и комедия стала сатирой

потрясающей силы.

В. И. Качалов

Рыбаков

Южин

Одним из выдающихся

исполнителей роли Чацкого был

М. И. Царев. В начале 60-х годов

М. И. Царев осуществил

постановку комедии по-

грибоедовски, как раньше играли

в Малом театре. На этот раз

Царев сыграл Фамусова.

Чацкого играл и В. Соломин. В

70-е годы осуществлены три

постановки «Горе от ума»: в

театре Сатиры (режисер В.

Плучек), в театре киноактера (Э.

Гарин) и (новая версия) в Малом

театре.

В 90-е годы новое слово в

театральную историю «Горя от ума»

вносит режиссер-постановщик

МХАТа О. Ефремов. Зрители

увидели легкую, веселую и в то же

время не потерявшую

грибоедовской яркости комедию. В

1998 году комедию поставил О.

Меньшиков. Грибоедовский текст

сохранен полностью, но зритель не

слышит ни одной привычной

интонации. Эту блестящую игру

трудно описать. Недаром спектакль

идет с неизменными аншлагами. О.

Меньшиков (Чацкий) мастерски

передает драму человека,

оказавшегося чужим там, где еще

недавно он был всеми любим.

Вот уже более полутора веков живут персонажи «Горе

от ума». И зрители все это время с интересом следят

за судьбами героев комедии. Думаю, что сценическая

история «Горя от ума» будет еще богаче, ярче и

интереснее в новом, XXI веке.



В раздел образования