Автор: Яркова Галина Александровна Должность: учитель физики Учебное заведение: ГБОУ "КОШДО" Населённый пункт: Курган Наименование материала: Презентация Тема: Формирование УУД на уроках физики Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных
действий на уроках физики
Учитель физики ГБОУ «КОШДО»:
Яркова Галина Александровна
Великие личности не созданы природой, а
самостоятельно сделали себя тем, чем
хотели быть. Гегель
Наш девиз: Научить обходиться без нас
Под универсальными учебными действиями
(УУД) понимается совокупность действий
учащегося, обеспечивающих социальную
компетентность, способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса, культурную
идентичность и толерантность
(А.Г. Асмолов).
В широком значении УУД - умение учиться,
способность к саморазвитию путем активного
поиска и усвоения знаний.
Формирование УУД – это надежный путь кардинального
повышения качества образования.
-Проведение уроков, направленных на формирование УУД,
способствует важнейшей компетенции учащихся-умения учиться.
– Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, уметь контролировать и оценивать учебную
деятельность и ее результаты.
- Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания
учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным
деятелем; учащийся сам становится «архитектором и
строителем» образовательного процесса.
- Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом
обучения, быть вдохновителем учащихся.
Определение
=
обобщающее слово
+
существенный признак
Работа с определением:
Работа с определением:
•
Указать в определении обобщающее слово.
•
Какие еще обобщающие слова вы можете
подобрать?
•
Какое из них наиболее (наименее) общее?
•
Указать существенный признак
•
Какие еще признаки вы можете указать?
•
Перемещение – это вектор, соединяющий
начальное положение тела с его последующим
положением
•
Квадрат – это ромб с прямыми углами
Внимательно прочитайте и запомните:
Термометр, мензурка, масса, объем,
линейка, литр, килограмм, длина,
температура, градус Цельсия, весы.
1. Воспроизведите понятия по памяти
(проверка зрительной памяти).
2. Проведите классификацию и подберите к
каждой группе обобщающее слово (проверка
умения классификации и обобщения
понятий).
3. Выберите среди приведенных понятий
такие, которые каким-либо образом связаны
между собой (выявление способности
устанавливать закономерности , находить
взаимосвязи).
4. Определить цену деления термометра,
верхний предел, погрешность
измерения
Развивающие задания:
1.«Развивающий логикон»
Выявите закономерность и вместо ? вставьте нужную букву
физика
биология
математика
П
?
Ч
Развивающие задания:
1.«Развивающий логикон»
нагревание
плавление
парообразова
ние
С
?
L
2. «Черный ящик»
Угадайте: что в черном ящике?
•
Это явление, которое происходит при любой
температуре.
•
Зависит от температуры, площади поверхности,
и рода жидкости.
•
При этом температура жидкости уменьшается.
•
Сопровождается вылетом молекул с
поверхности жидкости.
3. «Рассыпанное предложение»
Из слов составьте предложение
•
частица это вещества мельчайшая Молекула
•
времени Скорость какое за расстояние
проходит показывает единицу тело
•
упругости деформации пропорциональна
Сила величине прямо
4. «Логические цепочки»
Расставьте слова в цепочке: от более общего к частному или
наоборот: от частного к общему
Квадрат
Параллелогр
амм
Четырехугол
ьник
Прямоугольн
ик
Термометр
Измерительн
ые прибор
Прибор
Ртутный
термометр
5. «Ёж»
С
о
с
т
о
и
т
и
з
м
о
л
е
к
у
л
М
е
ж
д
у
м
о
л
е
к
у
л
а
м
и
е
с
т
ь
п
р
о
м
е
ж
у
т
к
и
М
о
л
е
к
у
л
ы
с
о
с
т
о
я
т
и
з
а
т
о
м
о
в
М
о
л
ек
у
л
ы
д
в
и
ж
у
т
с
я
М
о
л
е
к
у
л
ы
в
з
а
и
м
о
д
е
й
с
т
в
у
ю
т
д
р
у
г
с
д
р
у
г
о
м
Молекулы одного и того же вещества одинаковы
Что вы знаете о строении вещества?
6. «Установите соответствие»
Количество теплоты
Дж/кг
Удельная
теплоемкость
Дж
Удельная теплота
плавления
Дж/кг°С
7. «Исключите лишнее»
В каждой группе понятий найдите лишнее и объясните:
почему оно лишнее
медь, пластмасса, море, стекло, вода
тепловые, световые, магнитные,
интеллектуальные, механические
х = 5+4
t
; х = 2
t
– 1; х = 7
t
; х = 4,5
t
+3;
8. «Сравнение понятий»
Сравнить понятия — значит найти сходства и различия
-
Силу тяжести и вес тела
-
Равномерное и неравномерное движения;
-
Газообразное и жидкое состояния вещества;
-
Определение в учебнике и в другом источнике;
9. «Аналогии»
Найдите закономерность и вместо многоточия
вставьте понятие
Масса – килограмм = вес - …
Твердое – колебания = жидкое - …
Время – t = скорость - …
10. «Прочтите шифровку»
Шифровка — это вторая таблица, шифр — первая таблица
12 7
15 9
3
5
19 1
17 11
16 10 13 4
20
2
14 6
18 8
л
а
м
т
е
ь
т
у
о
п
к
е
о
л
ь
д
ё
н
с
я
11. «Анаграмма»
Решите анаграмму и исключите
лишнее
Ласи
Нотьюн
Сасам
Лоте
Пашля
12. «Расположите понятия в виде
схемы (кластера)»
Приборы, электрические, термометр,
измерительные приборы, механические,
амперметр, тепловые, динамометр.
Приборы
электрические
тепловые
механические
динамометр
термометр
амперметр
Измерительные
приборы
13. «Отношение «часть-целое»»
Среди понятий найдите такие, которые находятся в отношении
«часть-целое»
Мензурка, колба, шкала, жидкость
Треугольник, сторона, угол, квадрат
14. «Отделите часть от целого»
Злеумнлая – планету от спутника
Тешркмаолметар – прибор от его части
15. «Дополни предложение и
укажите причину и следствие»
При испарении жидкости ее температура… .
Когда по проводнику течет электрический ток,
вокруг проводника возникает … поле.
16. «Загадки»
1. Лёгкий, круглый, но не мяч,
И не прыгает он вскачь,
На верёвочке висит,
Зазеваюсь – улетит.
- Если нажать на шарик, то можно ли сказать, в
каком месте он лопнет?
2. Из горячего колодца
через нос водица льётся.
- Нарисуйте схематично, как располагается вода в
чайнике и носике чайника
17. Вставьте пропущенные слова:
Сила является _____ взаимодействия тел.
Результат действия силы зависит от ее _____,
направления и ________ приложения. Сила, с
которой Земля притягивает к себе тело,
называется __________. Сила тяжести
обозначается ______.
Знаменитый английский ученый Резерфорд любил по
вечерам обходить лаборатории своего университета.
Однажды он увидел в одной из них свет и заглянул. Он
увидел в ней одного из своих учеников за приборами.
•
Что вы делаете так поздно? – удивился Резерфорд.
•
Работаю, – ответил ученик.
•
А что же вы делаете днем?
•
И днем работаю, и рано утром, - ответил ученик,
рассчитывая на похвалу учителя.
•
Помилуйте, а когда же вы думаете?
Так что же больше всего ценил в своих учениках
Э.Резерфорд?