Автор: Мельничук Надежда Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Одесский детский сад" Населённый пункт: Омская область, Одесский район, с.Одесское Наименование материала: конспект Тема: "Я и моя семья" Раздел: дошкольное образование
« Я и моя семья»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе
Образовательная область : «Социально - коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие», «Познавательное
развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Тип: интегрированный.
Возраст детей : 2-3 года.
Формы образовательной деятельности : групповая.
Цель: Формировать у детей представление о семье, роли мамы, папы, дедушки, бабушки,
сестры, брата. Развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость.
Образовательные задачи: Дать знания о членах семьи. Учить рассказывать о маме, папе,
братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Формировать понятие семья.
Развивающие задачи: Развивать у детей речевые способности. Активизировать словарь
детей. Побуждать детей поддерживать беседу, используя личный опыт, отвечать на вопросы
воспитателя. Развивать память, мышление. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: Воспитывать добрые чувства к членам семьи, бережные,
заботливые, положительные взаимоотношения, любовь ко всем членам семьи. Вызывать
желание оказывать дома посильную помощь. Воспитывать гордость за свою семью.
Активизация словаря (словарная работа): семья, заботится.
Методические приёмы:
- наглядные (показ и демонстрация);
- словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
- игровые (введение в игровую ситуацию, дидактические игры);
- практические (упражнения, аппликация);
- здоровьесберегающие технологии ( динамическая пауза).
Оборудование: силуэт кисти руки с расставленными пальцами, вырезанный из картона;
картинки с изображениями лиц папы, мамы, дедушки, бабушки и ребенка.
Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей о своих
близких. Чтение стихов о папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке. Разучивание пальчиковых
игр. Беседа о семье. Дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в домике живет?», строительные
игры «Мебель для дома», «Дом для кукол».
Сюжетная линия ( игровая мотивация): заселить домик жителями, членами семьи; на ладошке
разместить семью.
Технические средства (медиа объекты): магнитофон, проектор, аудиозапись с песней «Моя
семья», электронно-образовательные ресурсы - презентация «Заселяем домик». Время
проведения: 15 мин.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(дети друг за другом входят в зал)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей пришло к нам. Давайте
поздороваемся с ними.
(дети приветствуют гостей)
Воспитатель : Скажите мне, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? (предполагаемые
ответы детей)
Воспитатель : Давайте наше хорошее настроение подарим гостям.
( дети посылают воздушные поцелуи гостям)
Воспитатель : Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я
приглашаю сесть на стульчики.
(дети садятся полукругом у экрана)
На экране изображение картины «Курица, петух и цыплята» (слайд №1).
Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто?
Дети : Курочка, петух, и цыплята.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто курица для цыплят?
Дети : (предполагаемые ответы детей: мама)
Воспитатель : А кто петушок для цыплят?
Дети : (предполагаемые ответы детей: петушок – это папа цыплят.)
Воспитатель : А кто цыплятки для петуха и курочки ?
Дети : (предполагаемые ответы детей : дети)
Воспитатель : А как вы думаете, у них дружная семья?
Дети : (предполагаемые ответы детей : да, у них дружная семья.)
Воспитатель : Правильно, ребята, семья у них очень дружная, они живут все вместе, мама
заботится о цыплятах, папа защищает их от врагов, никто не ссорится, не клюется.)
Воспитатель : Эта дружная семья живёт в курятнике. У каждой семьи есть свой дом.
Слайд №2 (изображение домика)
А вот еще один домик, и в нем еще никто не живет. Какой красивый домик! Хотите жить в таком
домике?
Дети : (предполагаемые ответы детей: да, хотим.)
Воспитатель : Все хотите? Давайте поселим в домик ребенка. Это может быть и Ваня, и Полина,
или Костя, или другие ребята.
(в домике в окошке появляется ребенок)
Воспитатель : Хорошо вам в домике?
Дети : (предполагаемые ответы детей: да, хорошо)
Воспитатель : А не скучно жить одному?
Дети: (предполагаемые ответы детей: скучно)
Воспитатель: Ребята, а кто вас будит по утрам, чтобы не опоздать в детский сад, и кормит
завтраком?
Дети: (Мама, мамочка моя)
(в домике рядом с ребенком появляется мама)
Воспитатель : Правильно, в нашем домике живёт мама, ведь мама заботится о вас, покупает
игрушки, готовит вкусный обед, стирает, убирает, читает книжки, шьет, любит вас.
Воспитатель : Давайте скажем самые хорошие слова о маме, какая она?
(Дети: (предполагаемые ответы детей: мамочка добрая, заботливая, ласковая, красивая,
любимая и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а ещё и папа живёт в нашем домик.
(в домике рядом с ребенком появляется папа)
Воспитатель: Как папа о вас заботится?
Дети : (предполагаемые ответы детей: папа катает на машине, учит ездить на велосипеде, играть
в футбол, покупает игрушки, заботится о нас, защищает нас)
Воспитатель : Ребята, а у ваших мам и пап тоже есть мамы и папы – это ваши бабушки и
дедушки. Вы любите своих бабушку и дедушку?
Воспитатель : Давайте их тоже поселим в домике: сначала бабушку…
(в домике появляется бабушка)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем и расскажем о бабушке, какая она, что умеет делать и
похвалим её!
Физкультминутка с детьми «Ладушки».
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. ( хлопки)
А у бабушки ладони все в морщинах собраны. ( ладони вверх)
А у бабушки ладони добрые-предобрые. ( гладят ладони)
Всё работали ладони долгими годами.
(стучим кулаком по ладони)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами.
(подносят ладони к лицу и нюхаем)
По кудрям тебя погладят добрые ладони.
(гладят себя)
И с любой печалью сладят добрые ладони.
(подносят ладони к лицу и дуют)
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки .(хлопки)
Ей мы помогали, (выполнение движений по тексту)
в доме подметали.
Дрова мы рубили,
Цветочки полили.
Яблочки срывали,
готовить помогали,
Потом ужинать мы стали и спали.
Воспитатель : Вот какая бабушка: самая добрая, она вяжет, печет пироги, варит вкусные
компоты, гуляет с ребятками, забирает из садика, угощает сладостями, любит вас)
Воспитатель: Присаживайтесь ребята, продолжим заселять наш домик.
Воспитатель : Ребята, мы и про дедушку не забудем, он тоже живёт в нашем домике.
(в домике появляется дедушка)
Воспитатель : Ребята, а у кого есть братик или сестричка?
Воспитатель : Давайте мы и их поселим в наш домик!
(в домике поселили сестру и брата)
Воспитатель : Вот какая дружная и большая семья собралась в нашем доме. Семья – это самые
близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят друг друга,
заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Воспитатель : Ребята, а вы слушаетесь своих маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата?
Дети : (предполагаемые ответы детей: да)
Воспитатель : Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им,
убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку,
братиков и сестренок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья! И у
наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьей пальчиков. Сожмите
левую руку в кулачок, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.
(Движения сопровождаются текстом.)
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, (большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (мизинец или мизинчик)
Вот и вся моя семья!
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие красивые ладошки у вас лежат на столе. Мы сейчас с
вами заселим все пальчики, и у нас появится на ладошке ваша дружная семья. Возьмите
картинки, где нарисованы лицо ребёнка, мамы, папы, бабушки, дедушки и присоедините к
пальчикам.
Во время изготовления ладошек играет детская песенка о семье.
Воспитатель : Посмотрите, у вас на ладошке получилась большая дружная семья. В семье все
друг друга любят, заботятся друг о друге и помогают друг другу.
Ребёнок : Знаю я, что у меня дома дружная семья:
Это – мама, это – я, это – бабушка моя.
Это – папа, это – дед, и у нас разлада нет.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Я хочу вам пожелать, чтобы эта ладошка принесла частичку
тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Но на прощание давайте согреем и гостей,
покажем наши красивые ладошки.
Играет музыка, дети встают и поднимают ладошки вверх, прощаются и уходят.