Автор: Маслакова Татьяна Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №37 "Родничок" Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: Статья Тема: Искусство общения с детьми Раздел: дошкольное образование
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Как порой бывает трудно выслушивать ребенка! И все-таки этому нужно учиться.
Ведь малыш может вам поведать такое, чего вы не узнаете нигде и никогда.
Например, что он любит, какие мысли занимают его голову, чего боится, какими
представляет себе окружающих его людей, что планирует на ближайшее будущее.
Прогулки на даче и в городе можно использовать для игр и бесед с ребенком.
В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев,
кочек, пней, стволов, веток.
Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух
листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот
тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый»,
«изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый».
Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь
вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на
него света, от соприкосновения с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один
из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь
ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами
- пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величаво-
торжественное, другое - бесшабашно-веселое, третье - трагически грустное.
Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка,
камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок
убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть
неповторимое отличие.
Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его
отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам
большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на
друга. Исследуйте их вместе, и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и
прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у
мяча или дома.
Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные
предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в
нашем случае - «листья»).
Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?» Гуляя по
лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож -
пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и
ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству
различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А
на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и
отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой.
Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается
цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что
необходимо говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными
интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом,
приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от
скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в
обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти,
внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте