Напоминание

«Разнообразие подходов к возрастной периодизации развития личности»


Автор: Крючкова Ольга Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ № 18 "Мишутка"
Населённый пункт: город Дубна, Московская область, Россия
Наименование материала: Выступление на педагогических чтениях
Тема: «Разнообразие подходов к возрастной периодизации развития личности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Мишутка»

города Дубны Московской области

Выступление на педагогических чтениях по теме

«Разнообразие подходов к возрастной периодизации развития личности»

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Крючкова О.А.

г. Дубна

Теория интенциональности Ш. Бюлер.

(Интенциональность – это

направленность человеческого сознания на определенный предмет).

Шарлотта Бюлер (нем. психолог) разработала теорию развития человека,

установив, что в основе человеческой природы лежит `намерение`

(интенция). Эта интенционалъностъ проявляется в совершаемых на

протяжении жизни выборах для достижения

целей

, которые сам человек

может и не осознавать. По мнению Бюлер, зачастую лишь один раз в жизни, в

самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних

ожиданий и оценить, насколько они исполнились.

Бюлер рассматривает в связи с формированием и достижением целей пять

главных фаз жизненного цикла.

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие

у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о

будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в

основном развитие физических и умственных способностей.

До 3 лет – подражание внешним действиям.

Дошкольный возраст – подражание поступкам, переосмысление образов,

словесное подражание.

Младший школьный возраст – копируют и перенимают личностные

качества взрослых ( героя).

Подростковый возраст – подражают взрослым поступкам,

взаимоподражание (друг другу).

Юношеский – ценностные ориентации.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот

период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он

вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и

вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет

ему оцепить, в какой степени способен он овладеть определенными

навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее

расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна

постановка четких и точных целей, позволяющая добиться

стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни,

принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной

семьи и рождением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек

подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне,

заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом

своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в

семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте в 65-70 лет. В этот период многие

люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в

юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга,

путешествия или просто приятно проводят время, спокойно проживая

последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл

своему существованию, обозревая его как нечто целое. Одни,

проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют,

что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот,

подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные

цели достигнуты не были.

Периодизация развития личности Э.Эриксона.

Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда рассмотревший

психоаналитическую теорию. Рассматривал развитие ребёнка в широкой

системе социальных отношений.

Становление – это результат.

Основные положения теории.

Особенности становления личности зависят от экономического и

культурного уровня развития общества, в котором растёт ребёнок, от

того какой исторический этап он застал.

Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня

социально – экономического развития, приобретают разные черты

личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным

видом занятий, принятых стилей воспитания.

Последовательность стадий развития ребёнка зависит от

биологического начала. Ребёнок, созревая, проходит ряд следующих

друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определённое

качество (личностное новообразование), которое фиксируется в

структуре личности и сохраняется в следующие периоды жизни.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что

общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему

предлагает, какие задачи ставит перед ним жизнь на разных возрастных

этапах.

Стадии развития личности.

Орально – сенсорная стадия (до 1 года):

- область социальных отношений – это мама, от заботы которой будет

зависеть решение задачи возраста;

- задача возраста – формирование доверия к людям, к жизни;

- при удовлетворении общения с матерью, формируются доверие к миру, а

при неудовлетворении – недоверие к людям.

Мышечно – анальная стадия (от 1 года до 3лет).

- область социальных отношений – родители;

- задача возраста – борьба против чувства стыда и независимостью;

- при удовлетворении самостоятельности ребёнка, формируются уверенность

в себе, самостоятельность, воля, а при неудовлетворении – чувство стыда и

сомнение в себе.

Локомоторная – генитальная стадия (от 3 до 5 лет):

- область социальных отношений – родители, сёстры, братья, знакомые;

- задача возраста – борьба моральной ответственности за желания (хочу, могу,

можно, нельзя). Усваиваются нормы жизни;

- при удовлетворении инициативы ребёнка предприимчивость,

инициативность, активность, а при неудовлетворении – чувство вины и

пассивность.

Латентная стадия(от 6 до 11 лет):

- область социальных отношений – сверстники и взрослые;

- задача возраста – формирование трудолюбия;

- при удовлетворении трудовой деятельностью формируются трудолюбие,

чувство долга, компетентность в деле, а при неудовлетворении – чувство

неполноценности.

В этом возрасте важно обращать внимание на успехи, а на неудачи.

Превращать ошибку в цель – научиться чему – то новому. Подкреплять

положительное.

Стадия половой зрелости (от 11 до 18 лет):

- область социальных отношений –группы сверстников;

- задача возраста – осознание себя и своего места в мире;

- при удовлетворении общения со сверстниками и от самореализации

формируется жизненное самоопределение, а при неудовлетворении –

смешение ролей. Постановка цели→видение своего будущего

(профориентация, общественно – полезный труд). Важна значимость

трудовой деятельности;

- формируется чувство влюблённости, способность выстраивать отношения с

другими людьми.

Стадия ранней взрослости (от 18 до 45 лет):

- область социальных отношений – близкие и друзья;

- задача возраста – поиск спутника жизни;

- при удовлетворении семейной жизнью формируется интимность и близость

к людям, а при неудовлетворении – чувство одиночества и изоляция от

людей.

Стадия взрослости (от 45 до 65 лет):

Область социальных отношений – семья и коллеги;

- задача возраста – борьба против застоя;

- при удовлетворении активной жизнедеятельности формируется

продуктивность, а при неудовлетворении – застой и эгоцентризм.

(

Эгоцентрик искренне не осознает, что вообще существует точка зрения,

отличная от его собственной. Он действительно не понимает, что у

окружающих людей могут быть другие интересы, эмоции и мысли. У

эгоцентрика переживания, мысли и чувства сконцентрированы вокруг одной

персоны – его собственной).

Стадия поздней взрослости (от 65 лет):

- область социальных отношений – ближние и всё человечество;

- задача возраста – построение целостности в своей жизни и себе;

- при удовлетворении своей жизнью и собой формируется целостность

личности, умиротворение, мудрость, а при неудовлетворении- чувство

отчаяния.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники