Авторы: Глотова Наталья Сергеевна, Гадзевич Оксана Януариевна
Должность: Музыкальный руководитель, воспитатели
Учебное заведение: МДОУ ЦРР – детский сад № 6
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск–на–Амуре
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающей технологий
Тема: "Волшебство дыхания"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия.
ННОД с использованием здоровьесберегающей технологии
(программа М.Л. Лазарева «Здравствуй!»)
Тема: «Волшебство дыхания»
Старшая группа.
Музыкальный руководитель:
Глотова Наталья Сергеевна –
высшая квалификационная категория.
Воспитатели:
Гадзевич Оксана Януариевна-
высшая квалификационная категория,
Федорова Алёна Вячеславовна -
первая квалификационная категория.
На данном занятии используется эффективная технология для развития
музыкальности детей: полифункциональная цветомузыкальная гимнастика
(ЦМГ) из программы «Здравствуй!» МЛ. .Лазарева. Главный принцип (ЦМГ)-
это
строгое
соответствие
движений
тела
звуковысотному
движению
мелодии
песни. Главная цель такой техники – развитие у детей интонационного слуха.
Цель: Способствовать формированию у ребёнка дыхательного удовольствия через
приятные
эмоционально
окрашенные
виды
деятельности
–
пение,
игру
на
детских
духовых инструментах, чтение стихов - посредством сближения и связи разных видов
детской деятельности с музыкой, используя
механизм интеграции
образа ( дыхание).
Формировать у детей активно – творческое отношение к окружающему миру.
Задачи:
1. Продолжать развивать у детей внутреннее ощущение высотности звуков
с помощью цветомузыкальной гимнастики (игровое пособие «Цветоряд»),
двигательной и звуковой композиции М.Лазарева «Апрель»,
упражнения «Унисон».
2. Формировать у детей певческое дыхание с помощью песенной
программы М.Лазарева «Дыхание».
3. Улучшать основные показатели функции внешнего дыхания детей
в игре «Звучалки» (элементы дыхательной музыкотерапии), используя
различные инструменты, производящие звуки при выдохе.
4. Вызывать у детей чувства радости, удовольствия от самостоятельных
удивительных открытий в окружающей среде; развивать рационально -
конструктивное мышление в эксперименте на тему «Можно ли
увидеть воздух?» (Опыт «Пузырьки»).
5. Формировать у детей позитивное эмоциональное отношение к освоению
техники психологического дыхательного настроя (нормализация ритма
дыхания).
Целевые ориентиры:
(по музыкальному воспитанию)
Владеет
устойчивой
певческой
интонацией,
вокально
–
слуховой
координацией,
навыками
певческого
дыхания;
поёт
индивидуально
и
коллективно,
с
сопровождением и без него.
Различает движение мелодии, высокие и низкие звуки.
Воспроизводит
ритмический
рисунок
знакомой
мелодии
на
детских
музыкальных духовых инструментах.
Ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки.
Развит интерес к самостоятельности в музыкальной деятельности.
Целевые ориентиры:
(Другие виды деятельности)
Проявляет любознательность, инициативу и самостоятельность в разных
видах
деятельности
–
игре,
общении;
подвижен,
вынослив,
владеет
основными
движениями; развита крупная и мелкая моторика.
Интересуется
причинно
–
следственными
связями,
пытается
дать
самостоятельно объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Предварительная работа:
Музыкальный руководитель: разучивает песенные программы М.Лазарева «Гимн
апрелю», «Дыхание», «Волшебный цветок здоровья», «Под звуки музыки»; знакомит с
цветомузыкальной гимнастикой; работает над формированием навыков музицирования на
детских духовых инструментах.
Воспитатель: проводит чтение сказок по программе М.Лазарева «Здравствуй!»,
беседы о здоровом образе жизни.
Материал и оборудование:
Игровое пособие «Музыкальный цветоряд».
Ноты и тексты песенных программ М.Лазарева.
Детские музыкально – духовые инструменты (по количеству детей).
Костюмы сказочных героев: Фырка, Йоник.
Стеклянные стаканчики с водой и трубочки (по количеству детей).
Диски
с
фонограммами
музыки
(ритмичная
для
входа
детей,
«психологическая» для «Дыхательного настроя» и «Телевизора»).
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, ознавательное
развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход:
Под музыку дети вместе с Фыркой входят в зал, здороваются.
Муз. рук: Фырка, а что ты тут делаешь?
Фырка: Ребята пригласили меня на занятие.
Муз. рук: Наше занятие называется музыкальный урок здоровья, будем вместе
настраиваться. Сначала настроимся на унисон. Напомните, ребята, что это такое?
Дети отвечают на заданный вопрос.
Упражнение «Унисон»
Фырка:
- У меня сегодня радостное настроение, и я хочу передать его вам.
Сделаем круг здоровья (тактильное общение с детьми – прикосновение к ладоням каждого
ребенка).
- А теперь и вы поделитесь хорошим настроением друг с другом – ласково
и приветливо посмотрите в глаза, улыбнитесь (дети выполняют).
Игра «Передача хорошего настроения»
Муз. рук: И с таким замечательным настроем мы продолжаем наш урок здоровья.
Ребята давайте споем «Гимн апрелю».
Дети: Давайте.
Муз. рук: Для того чтобы его спеть правильно, проведем цветоинтонационную
гимнастику.
«Цветоинтонационная гимнастика»
Проводится вертикальное перемещение тела ребёнка по интонационному рисунку
мелодии.
Дети исполняют песенную программу «Гимн апрелю»
Фырка: - Ребята посмотрите, что я нашел. (Фырка находит дудочку, пробует
сыграть – не получается) - Почему у меня не получается?
Фырка: Кто же мне поможет?
Дети предлагают пригласить Йоника, здоровячка,
ответственного за дыхание.
Фырка: А где он живет?
Дети: В стране, которая называется Эфирия.
Муз.
рук:
Сейчас
мы
споём
«Волшебную
песенку»,
одновременно
сделаем
элементы
китайской
гимнастики
«Цыгун»,
чтобы
подготовить
Фырку
для
встречи
с
Йоником.
Дети исполняют песенную программу «Волшебный цветок здоровья»
(Фырка садится перед детьми и вместе с ними выполняет упражнения.)
Муз. рук: Чтобы появился Йоник, нужно выполнить «Дыхательный настрой».
«Дыхательный настрой»
Муз. рук: Ребята, ложитесь на коврик, на спину… Закройте глаза… Представьте,
что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка.…Старайтесь вдыхать его не
только носом, но и всем телом, кожей ног, живота, рук, головы…
(Появляется Йоник и продолжает)
Йоник:
-Вдох… Выдох…Тело превращается в губку… На вдохе оно впитывает через все
поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу… Вдох… Выдох….
-Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией…Я считаю до пяти.…На
счет «пять» откройте глаза… 1, 2, 3, 4, 5. Глаза открываются… Свежесть в теле…
Бодрость… Хорошее настроение… Поднимайтесь.
Йоник: Здравствуйте, ребята! Что у вас случилось?
Дети рассказывают о том, что произошло.
Йоник: Чтобы научиться играть на дудочке, нужно уметь правильно дышать.
Фырка: А разве я не умею…
Дети уточняют Фыркины ошибки.
Йоник: Ребята, расскажите Фырке правила здорового дыхания.
Дети:
1.Дышать нужно носом.
2.Плечи во время дыхания не поднимать.
3.В дыхании участвует живот.
Йоник: А чтобы точно знать всё про дыхание, надо тебе, Фырка, послушать
песню, которая так и называется «Дыхание».
Дети исполняют песенную программу «Дыхание»
Фырка: Я все понял, пробую дуть в дудочку (дует). У меня все получается. А
ребята так могут?
Йоник: Конечно, могут. Давайте покажем Фырке, как можно тренировать дыхание
с помощью духовых музыкальных инструментов. Сейчас посмотрим, как долго звучат
инструменты у ребят.
Игра «Звучалки»
(Дети играют по три человека)
Йоник: Молодцы, ребята! Здорово у вас, получается!
Фырка: Интересно, почему у кого-то звук заканчивался быстро, а у кого-то звучал
дольше?
Йоник: Как вы думаете ребята?
Дети делают вывод: Оказывается, чем больше воздуха мы вдохнем носом, тем
больше выдохнем его в дудочку и получится долгий звук.
Фырка: Я все понял. Дудеть – то вы умеете! А музыки я не услышал.
Йоник: Сейчас, Фырка, ребята сыграют для тебя настоящую музыку!
Сначала дети хаотично пытаются воспроизвести нечто, похожее на музыку.
Затем
Муз. рук. и дети договаривается, какое музыкальное произведение будут
исполнять вместе. (Исполняется музыкальное произведение по заявке детей).
Фырка: Вот это настоящая музыка! Мне очень понравилось!
Йоник: Фырка, а ты почувствовал воздух, когда его выдыхал из дудочки, ты его
видел?
Фырка: Конечно, почувствовал, но ничего не видел.
Йоник: А вы, ребята, видели воздух, который выдыхали?
Ответы детей.
Йоник: Ребята, Фырка, вы хотите увидеть воздух?
Фырка с детьми: Хотим.
Йоник: Ребята уберите музыкальные инструменты. Чтобы увидеть воздух мы
проведем
интересный
опыт
с
простой
водой
и
трубочкой.
Давайте
пройдем
в
мою
лабораторию.
Опыт
(ход опыта: вдохнуть как можно больше воздуха, и выдохнуть его через рот в
трубочку, и посмотреть, что получится)
Йоник: Давайте уберем трубочки.
Йоник: Что вы увидели?
Дети: На воде появились пузырьки.
Йоник: Откуда взялись пузырьки?
Дети: Это воздух, который мы выдыхали.
Фырка: Почему у меня было мало пузырьков, а у ребят много? И у меня они
быстро закончились?
Йоник: Ребята, почему же так получилось у Фырки?
Дети:…. Мало пузырьков – дул мало воздуха.
Йоник: Давайте еще раз покажем Фырке опыт. Наберем воздуха больше и будем
дуть как можно дольше (Фырка дует вместе с детьми)
Фырка: Ура! У меня получилось!! Спасибо ребята!
Йоник: Вам понравилось в моей лаборатории?
Дети: Да!
Йоник: Мы побываем в ней еще. Мне пора с вами прощаться, но у меня для вас
есть задание: помогите запомнить Фырке все, что было на уроке здоровья. До свидания!
Муз.рук: А как мы Фырке поможем запомнить весь урок здоровья?
Дети: Надо посмотреть телевизор.
«Телевизор»
Лобно – затылочная коррекция (одна рука на лбу, другая – на затылке, удобная
поза) - (развитие механизмов памяти упражнение «Визуализация»)
Муз.рук: Открывайте глаза и расскажите Фырке, что вы увидели на экранах своих
телевизоров.
Дети рассказывают, какие фрагменты занятия запечатлел и показал их
«телевизор».
Фырке: Теперь я все запомнил. Спасибо!
Муз.рук: Наш урок здоровья подошел к концу. Давайте, ребята, настроем Фырку на
здоровый образ жизни:
Дети читают по очереди стихи:
1.
Чтоб здоровье улучшать
Нужно носиком дышать!
(дети вместе вдыхают и выдыхают носом)
2.
По больницам не ходите
Жизнь активную ведите!
( дети вместе приседают на счёт: 1, 2, 3)
3.
Прямо в ванну, не стесняйтесь,
В ледяную окунайтесь!
(дети вдыхают, задерживают воздух, зажимают нос, приседают, зажмуриваются)
4.
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите!
(будьте добры, спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания)
5.
Чтобы жить и не болеть
Каждый день старайтесь петь!
Муз. рук: Заканчиваем наше занятие песней «Под звуки музыки»
Под песенную программу «Под звуки музыки» вместе с музыкальным
руководителем все выходят из зала.