Напоминание

"Умникум"


Автор: Большакова Ирина Германовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска "Гимназия № 5"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Умникум"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия №5»

(МБОУ г. Мурманска «Гимназия№5»)

Принято

педагогическим советом МБОУ

г. Мурманска «Гимназия № 5»

протокол 1 от 01.09.2018

Утверждено

Приказ № 210 от 01.09.2018

МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 5»

Директор _________Каменская И.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«УМНИКУМ»

Направленность: естественнонаучная

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Составитель: Большакова Ирина Германовна,

учитель химии

Мурманск, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

2.

Основные характеристики программы

2.1. Пояснительная записка

2.2. Цель и задачи программы

2.3. Содержание программы

2.4. Планируемые результаты

3.

Организационно-педагогические условия

3.1.

Календарный учебный график

3.2.

Условия реализации программы

3.3. Формы аттестации

3.4. Оценочные материалы

3.5. Методическое обеспечение

4. Список литературы.

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

2.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Умникум» (далее Программа)

является

программой

естественнонаучной

направленности,

ориентирована

на

обучающихся

8-х

классов.

Данная

программа

позволяет

активизировать

мыслительную

деятельность,

снять

инертность

мышления,

проявить

желание

углубленно заниматься дисциплинами естественнонаучного цикла.

На занятиях обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень

теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные

химические

опыты,

пользоваться

химической

посудой,

реактивами,

нагревательными

приборами,

соблюдать

правила

техники

безопасности

при

проведении химического эксперимента. Кроме того, занятия по данной программе

призваны

пробудить

у

учащихся

интерес к

химической

науки,

стимулировать

дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях,

информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия

различных проявлений связи химии с жизнью.

Программа составлена с учётом следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа

2013

г.

N

1008

«Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

Концепция

развития

дополнительного

образования

в

Российской

Федерации

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015

г. № 996-р);

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в

действие федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования»;

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного

образования детей;

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к

программам

дополнительного

образования

детей

качестве

методических

рекомендаций);

Актуальность данной программы объясняется следующими положениями:

-

углубление

и расширение

знаний, развитие

логического

мышления,

математических способностей, формирование интереса к химии;

-

содействие в понимании взаимосвязи предметов естественнонаучного цикла:

таких как физика, математика, биология и др., тем самым создание мотивации для

более глубокого изучения школьных предметов;

-

нацеленность

на

достижение

метапредметных

результатов,

что

является

востребованным

в

сегодняшнем

образовании

и

реально

поможет

учащимся

в

дальнейшей жизни.

2.2 Цель и задачи программы

Цель программы: пробудить у учащихся интерес к химической науке и повысить

уровень теоретической и экспериментальной подготовки.

Задачи программы:

освоение знаний о важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение

умениями

применять

полученные

знания

для

объяснения

химических явлений и свойств веществ;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;

активизация мыслительной деятельности;

развитие

умений

думать,

исследовать,

общаться,

взаимодействовать,

умения доводить дело до конца;

формирование

желания

углубленно

заниматься

дисциплинами

естественнонаучного и математического цикла.

С

целью

достижения

желаемого

результата

используются

следующие

педагогические принципы:

-

научности (изучение и соблюдение строгой научной терминологии, символики,

обозначений и т.д., является обязательной к выполнению);

-

связи теории с практикой;

-

практикоориентированности;

-

систематичности и последовательности;

-

наглядности;

-

прочности овладения знаниями и умениями.

Программа предусматривает применение следующих методов обучения:

-

объяснительно-иллюстрационный;

-

проблемный;

-

частично-поисковый и эвристический;

-

исследовательский.

Использование

вышеуказанных

методов

и

реализация

принципов

обучения

позволит достичь поставленных цели и задач программы. Особенно стоит обратить

внимание на реализацию принципов научности, практикоориентированности и

наглядности, так как это позволит наиболее продуктивно реализовать поставленные

задачи.

Педагогическая целесообразность

Современный

школьник

ощущает

значительный

дефицит

времени,

обусловленный целым рядом разного рода причин. В то же время современного

подростка

сложно

увлечь

на

продолжительный

период

времени.

Требуется

разработка практикоориентированных, ускоренных и концентрированных учебным

материалом

программ,

позволяющих

в

более

короткие

сроки

получить

значительный образовательный эффект.

Программа распределена на 4 темы. Тема «Нестандартные задачи» помещена

в начале изучения химии, когда учащиеся еще не знакомы с химией, не умеют

писать

уравнения

реакций.

Задачи

и

упражнения

этого

раздела

построены на

игровых моментах и создают условия для привития интереса к предмету

Программа построена с элементами опережающего обучения, когда школьник

через практику постигает знания. Это позволит заранее определить направление

будущей деятельности, определиться не только с одним предметом химии, а с

целым кругом естественнонаучных дисциплин. Опережающее обучение создаёт

ситуацию

успеха,

даёт

возможность

самоутверждения,

заблаговременного

самоопределения

и

как

результат

более

успешного

ученика.

Практическая

деятельность на занятиях проходит на современном лабораторном оборудовании.

Возраст учащихся, которым адресована программа

Программа рассчитана на обучающихся 8-х классов в возрасте 14 – 15 лет.

Группа формируется из классов независимо от возраста и пола, в группу могут

вступить все желающие. Группа рассчитана на 15 – 20 человек.

Основные принципы построения программы – доступность и научность, что

реализуется

через

учет

возрастных

особенностей

при

отборе

материала.

Программой предусмотрена учебно-групповая деятельность, что позволяет решать

задачи формирования умения работать в команде.

Формы занятий

Групповая

форма

работы

с

использованием

индивидуального

подхода,

в

зависимости

от

образовательной

потребности

обучающегося.

Лабораторный

практикум выполняется коллективно, малыми группами, либо индивидуально, что

позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Данный вид

работы

является

первым

этапом

в

приобретении

навыков

проектно-

исследовательской

деятельности.

При

необходимости

работа

может

быть

продолжена в индивидуальном порядке.

Характеристики программы

Программа рассчитана на 34 часа.

Срок реализации программы

Программа реализуется в течении 1 года.

Режим занятий

1 раза в неделю по 45 минут.

2.3. Содержание программы

Тема 1. Нестандартные задачи (8ч)

Знакомство

с

химической

лабораторией.

Изучение

строения

пламени.

Решение

экспериментальных

задач

на

тему

«Простые

и

сложные

вещества».

Изучение способов разделения смесей. Распознавание бытовых веществ и смесей

по

физическим

свойствам.

Решение

логических

задач.

Решение

ребусов

и

кроссвордов. Решение лабиринта «Первоначальные химические понятия»

Тема 2. Теоретические основы расчетных задач (2ч)

Атомно-молекулярное учение М.В. Ломоносова. Основные положения атомно-

молекулярного учения. Закон постоянства состава веществ.

Закон сохранения массы.

Тема 3.Типовые задачи (13ч)

Основные расчетные понятия и формулы. Простейшая и истинная формула.

Массовая

доля

элемента.

Количество

вещества.

Закон

Авогадро.

Постоянная

Авогадро. Молярная масса, молярный объем. Нахождение простейшей формулы по

массовой доле элементов в соединении. Нахождение абсолютной массы молекулы

простого и сложного вещества. Плотность газа и относительная плотность газа.

Нахождение истинной формулы по массовой доле элемента и плотности.

Составление уравнений реакций. Вычисления по уравнениям m,V,n вещества.

Растворы

и

действия

с

ними:

разбавление,

упаривание,

концентрирование,

смешение.

Способ

выражения

концентрации

раствора

массовая

доля

растворенного

вещества

(W

рв).

Решение

задач

на

«приготовление

растворов».

Решение задач на «смешивание растворов». Решение задач по уравнениям реакций

с учетом W

рв

одного из реагентов.

Тема 4. Общие закономерности протекания химических реакций (5 часов).

Понятие

скорости

химической

реакции.

Катализатор,

ингибитор.

Каталитические реакции. Ферменты- природные ингибиторы. Факторы, влияющие

на

скорость

химической

реакции:

концентрация

исходных

реагентов,

природа

реагирующих веществ, температура, поверхность соприкосновения, давление для

газов, катализатор.

Тепловой эффект реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Реакции

горения. Понятие о термохимическом уравнении и расчеты по нему.

Тема 5. Качественные экспериментальные задачи (6ч)

Качественные реакции на катионы и анионы. Распознавание солей по катионам.

Распознавание и доказательство газов: кислорода, водорода, углекислого газа.

Решение задач с мысленным экспериментом.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Обязательные элементы

содержания

Эксперимент,

оборудование

Форма

контро

ля

Тема 1.Нестандартные задачи (8ч)

1

Знакомство с химической

лабораторией

Правила по ТБ и охрана

труда в кабинете химии и

лаборантской. Спиртовка,

штатив, химическая посуда

Нагревание,

фильтрование

2

Изучение строения

пламени

Работа со спиртовкой,

изучение строения пламени

3

Решение

экспериментальных

задач на тему «Простые

и сложные вещества»

Проведение эксперимента по

определению состава

вещества.

Л.О. нагревание

малахита,

пропускание

углекислого газа

через известковую

воду

4

Физические способы

разделения смесей

Дистилляция, выпаривание,

действие магнитом

Л.О. разделение

различных смесей

5

Распознавание бытовых

веществ по физическим

свойствам

Сода, соль, сахар, сера,

аммиачная селитра.

домашний

эксперимент

6

Решение логических

задач

7

Решение ребусов и

кроссвордов

Приемы составления ребусов и

кроссвордов. Разгадывание

ребусов с зашифрованными

названиями металлов и

неметаллов. Разгадывание

кроссворда «Лабораторное

дело».

8

Решение лабиринта

«Первоначальные

химические понятия»

Решение лабиринта

«Первоначальные химические

понятия»

Тема 2. Теоретические основы расчетных задач (2ч)

9

Атомно-молекулярное

Основные положения атомно-

учение М.В.

Ломоносова

молекулярного учения.

10

Закон постоянства

состава веществ. Закон

сохранения массы.

Закон постоянства состава

веществ. Закон сохранения массы.

Тема 3. Типовые задачи (13ч)

11

Расчеты по химической

формуле

Простейшая и истинная

формулы. Основные расчетные

формулы и понятия. Количество

вещества, молярная масса и

молярный объем

12

Нахождение

абсолютной массы

молекул и атомов по

химической формуле

Расчет массы молекулы воды,

серной кислоты, брома.

13

Нахождение массовых

долей элементов в

формуле

Массовая доля элемента.

Расчеты на нахождение Wэ

по формуле вещества.

14

Вывод простейшей

химической формулы

по массовым долям

элементов

Алгоритм решения задач на

нахождение формулы по

массовым долям элементов

15

Нахождение истинной

химической формулы

газа по относительной

плотности газа

Относительная плотность газа D

по воздуху и водороду.

16

Нахождение истинной

химической формулы

газа по плотности газа

Плотность газа. Расчетные

формулы и вычисления с

понятием

ƍ

.

17

Расчетные задачи с

понятием Wрв на

приготовление

растворов заданной

концентрации.

Нахождение массовой доли

растворенного вещества.

Приготовление раствора с

определенной массовой долей

растворенного вещества

18

Расчетные задачи с

понятием Wрв с учетом

разбавления и

концентрирования

растворов

Разбавление и

концентрирование растворов

различными способами

(выпаривание, добавление в

него вещества).

19

Расчетные задачи с

понятием Wрв с учетом

смешения растворов с

различной

концентрацией

вещества

Правило смешения растворов.

20

Расчеты по

химическому

уравнению на

нахождение m, n

вещества

Составление уравнений и

установление эквимолярных

соотношений реагентов.

Выражение неизвестного

количества вещества по

известному с помощью

уравнения.

21

Расчеты по

химическому

уравнению на

нахождение V, n

вещества

Выражение неизвестного

количества вещества по

известному с помощью

уравнения.

22

Вычисления по

уравнениям массы

вещества с учетом Wрв

одного из реагентов

Расчеты по уравнению реакции

с учетом Wрв одного из

реагентов

23

Вычисления по

уравнениям объема

вещества с учетом Wрв

одного из реагентов

Расчеты по уравнению реакции

с учетом Wрв одного из

реагентов

Тема 4. Общие закономерности протекания химических реакций (5 часов).

24

Понятие о скорости

химической реакции.

Катализатор.

Катализатор, ингибитор.

Каталитические реакции.

Ферменты - природные

ингибиторы.

25

Факторы, влияющие на

скорость реакции.

Факторы, влияющие на скорость

химической реакции:

концентрация исходных

реагентов, природа

реагирующих веществ,

температура, поверхность

соприкосновения, давление для

газов, катализатор.

Эксперимент

– факторы,

влияющие на

скорость

реакции

26

Тепловой эффект

химической реакции.

Тепловой эффект реакции.

Экзотермические и

эндотермические реакции

.

Реакции горения

Эксперимент.

Проведение

эндо и

экзотермичес

ких реакций

27

Расчеты по

термохимическому

уравнению на

нахождение массы

вещества

Понятие о термохимическом

уравнении и расчеты по нему.

28

Расчеты по

термохимическому

уравнению на

нахождение массы

вещества

Понятие о термохимическом

уравнении и расчеты по нему.

Тема 5. Качественные экспериментальные задачи (6ч)

29

Распознавание веществ

по катионам

Качественные реакции на

катионы железа, меди,

магния, кальция, аммония,

щелочных металлов

химический

эксперимент

30

Распознавание веществ

по анионам

Качественные реакции на

анионы: ортофосфат, сульфат,

карбонат, галогениды.

химический

эксперимент

31

Распознавание и

доказательство газов:

кислорода, водорода,

Получение, собирание,

доказательство наличия газов:

кислорода, водорода,

химический

эксперимент

углекислого газа

углекислого газа.

32

Решение задач с

мысленным

экспериментом.

Решение задачи с

предложенным списком

реактивов, путем составления

мысленного хода

эксперимента.

33

Зачет №1: Решение задач

по формуле и

химическому уравнению

зачет

34

Зачет №2: Решение

экспериментальных

задач на распознавание

катионов и анионов

химический

эксперимент

зачет

2.4. Планируемые результаты

Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит

получить следующие результаты:

В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:

1. Когнитивного компонента будут сформированы:

-

основы

социально-критического

мышления,

ориентация

в

особенностях

социальных отношений и взаимодействий;

-

экологическое

сознание,

признание

высокой

ценности

жизни

во

всех

ее

проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

3. Деятельностного компонента будут сформированы:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и

принятия;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции

познавательного мотива;

- готовность выбора профильного образования.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию.

В

сфере

развития

регулятивных

универсальных

учебных

действий

обучающийся

научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической

задачи в познавательную;

-

самостоятельно

анализировать

условия

достижения

цели

на

основе

учета

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей.

получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать

условия

и

средства

их

достижения.

В

сфере

развития

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

обучающийся

научится:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных

задач;

владеть

устной

и

письменной

речью;

строить

монологическое контекстное высказывание;

-

организовывать

и

планировать

учебное

сотрудничество

с

учителем

и

сверстниками;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со

сверстниками и взрослыми.

получит возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия;

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в

совместной деятельности.

В

сфере

развития

познавательных

универсальных

учебных

действий

обучающийся

научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;

-

осуществлять

расширенный

поиск

информации

с

использованием

ресурсов

библиотек и Интернета.

получит возможность научиться:

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

-

самостоятельно

проводить

исследования

на

основе

применения

методов

наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;

- организовать исследование с целью проверки гипотезы;

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1. Календарный учебный график

УТВЕРЖДЕН

приказом директора МБОУ г. Мурманска

«Гимназия № 5» от 31.08.2018 № 182-од

ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Гимназия № 5»

на 2018 – 2019 учебный год

1. Начало учебного года – 03 сентября 2018 г.

2. Продолжительность учебного года: в 1-ом классе – 33 недели;

во 2 – 11-х классах – 34 недели.

3. Окончание учебного года: 1, 9, 11 классы – 25 мая 2019 г.

2 – 8, 10 классы – 31 мая 2019 г.

4. Режим работы образовательного учреждения.

Учебный год делится на триместры (в 10-11 классах – на полугодия).

Продолжительность учебной недели в 1 - 4-х классах - 5 дней, в 5 - 11-х классах – 6 дней

Занятия организованы в одну смену.

Продолжительность триместров

Учебный триместр

Начало

Окончание

Количество

учебных недель

I

01.09.2018

30.11.2018

12,5

II

1 – 9 классы

01.12.2018

28.02.2019

10

III

1, 9 классы

2 – 8 классы

01.03.2019

01.03.2019

25.05.2019

31.05.2019

10,5

11,5

Всего:

1 классы

2 – 9 классы

01.09.2018

31.08.2019

33

34

Продолжительность полугодий

Учебное полугодие

Начало

Окончание

Количество

учебных недель

I

01.09.2018

27.12.2018

16

II

10 класс

11 класс

09.01.2019

09.01.2019

31.05.2019

25.05.2019

18

18

Всего:

10 классы

11 классы

01.09.2018

31.08.2019

34

34

Продолжительность каникул

Дата начала

каникул

Дата окончания

каникул

Продолжительность

в днях

Осенние

01.11.2018

05.11.2018

5

Зимние

28.12.2018

08.01.2019

12

Дополнительные

19.02.2019

24.02.2019

6

Весенние

25.03.2019

31.03.2019

7

Всего

30

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками

23 февраля – День защитника Отечества

08 марта – Международный женский день

01 мая – Праздник весны и труда

09 мая – День Победы

12 июня – День России

04 ноября – День независимости

3.2.Условия реализации программы

Организационное обеспечение

Численный состав группы 15 - 20 человек. Это обусловлено требованиями

наполнения групп в учреждениях дополнительного образованиями, возможностью

лаборатории и количеством комплектов оборудования.

Кадровое обеспечение

Так как программа основывается на групповой и индивидуальной формах

работы, для реализации программы достаточно одного педагога. Оптимальным же

считается состав из двух человек, лаборанта и педагога.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий на базе стационарного кабинета химии необходимо

следующее

обеспечение:

компьютер,

экран,

мультимедийный

проектор,

доска

интерактивная или маркерная, необходимый набор ученической и учительской

мебели, учебное оборудование.

Лабораторное

оборудование:

термометр,

штатив,

держатель,

спиртовка,

металлическая ложка для сжигания, газоотводные трубки, приборы для получения

газов, планшеты для проведения капельных реакций.

Химическая

посуда:

пробирки

разного

объема,

химические стаканы,

колбы,

цилиндры, выпарные чашки, лопатки для сыпучих веществ.

Набор реактивов: серная, соляная, азотная, ортофосфорная кислоты и их соли;

гидроксиды

калия,

натрия,

кальция;

металлы

-

цинк,

медь,

магний,

кальций,

алюминий; оксиды кальция и фосфора.

3.3. Формы аттестации

Для проверки умения школьниками решать расчетные и экспериментальные

задачи, выбрана такая форма контроля как зачет.

На последних занятиях проводится индивидуальный письменный зачет №1 по

решению расчетных задач по формулам и с помощью химического уравнения.

Учащимся предлагается 3 задачи, разного уровня сложности, первая - на 1 балл,

вторая - на 2 балла и третья -на 3 балла. Если ученик набрал 50% и выше в ходе

работы, то получает зачет.

Зачет №2 –комбинированный, он проводится в форме письменно - практической.

Это

парная

работа,

включающая

решение

двух

экспериментальных

задач

на

распознавание катионов и анионов, составления уравнений химических реакций.

Правильное решение каждой задачи оценивается в 3 балла. Если ученик набрал

50% и выше в ходе работы, то получает зачет.

Зачёт, как контроль, выполняет образовательную, воспитательную, развивающую

функции. При организации работы в малой группе учащийся учится устанавливать

рабочие отношения

и

эффективно

сотрудничать.

Ему легче

интегрироваться

с

одноклассниками

и

строить

продуктивное

взаимодействие

со

сверстниками

и

взрослыми. Таким образом лучше усваивается материал, совершенствуются знания,

т.е. прослеживается образовательная функция. При подготовке к зачёту у учащихся

формируется чувство ответственности, дисциплинированности, т.е. проявляются

воспитательные

функции

зачёта.

Развивающая

функция

выражается

в

формировании устойчивого внимания, памяти, самоконтроля и самооценки.

3.4. Оценочные материалы

Зачет №1. Решение расчетных задач по формулам и

с помощью уравнения химической реакции.

Вариант 1

Задача 1.

Найдите формулу вещества, содержащую в массовых долях:

W

(н)

= 3,06% W

(p)

= 31,63% W

(o)

= 65,3%

Задача 2.

Определите формулу газообразного вещества, если его относительная

плотность

по

водороду

D

H2

равна

17,

а

массовые

доли

водорода

и

серы

соответственно составляют -W

(н)

= 5,88%; W

(S)

= 94,12%

Задача 3.

Рассчитать массу осадка Cu(OH)

2

, полученного при взаимодействии сульфата меди

(II) с раствором гидроксида натрия массой 90 г с массовой долей щелочи 15% по

уравнению: CuSO

4

+ 2 NaOH = Cu(OH)

2

↓ + H

2

O

Вариант 2.

Задача 1.

Найдите простейшую формулу вещества, содержащую в массовых

долях: W

(Fe)

=48,28% W

(C)

= 10,34% W

(O)

=41,4%

Задача 2.

Определите формулу газообразного вещества, если его относительная

плотность

по водороду

D

H2

равна

32, а

массовые доли

серы

и кислорода

соответственно составляют -W

(S)

= 50%; W

(О)

= 50%

Задача 3.

Рассчитать

массу

осадка

Zn(OH)

2

,

полученного

при

взаимодействии

раствора

сульфата цинка массой 120 г с массовой доле соли в нем 18% с раствором

гидроксида натрия по уравнению: ZnSO

4

+ 2 NaOH = Zn(OH)

2

↓ + H

2

O

Зачет №2. Решение экспериментальных задач на определение

катионов и анионов в солях.

Вариант 1.

Задача 1.

Вам выдана соль натрия

- белое

кристаллическое вещество без

специфического

запаха.

С

помощью

выданных

реактивов

проведите

качественные

реакции

и

определите,

какой

анион

входит

в

состав

этого

вещества. Составьте соответствующее уравнение химической реакции.

Реактивы: H

2

O, p-p H

2

SO

4

, p-p AgNO

3

Оборудование: штатив с пробирками

Задача 2. Вам выданы две пробирки (№1 и №2) с прозрачными бесцветными

растворами солей хлоридов натрия и магния. В какой пробирке, какая соль?

Внесите в пламя спиртовки стеклянные палочки, смоченные в растворах солей.

По цвету пламени докажите соль натрия. Добавлением раствора гидроксида

калия

докажите

соль

магния.

Составьте

соответствующее

уравнение

химической реакции.

Реактивы: p-p КОН

Оборудование:

штатив

с

пробирками,

спиртовка,

держатель,

стеклянные

палочки, спички

Вариант 2.

Задача

1.

Вам

выдана

соль

калия

-

белое

кристаллическое

вещество

без

специфического

запаха.

С

помощью

выданных

реактивов

проведите

качественные

реакции

и

определите,

какой

анион

входит

в

состав

этого

вещества. Составьте соответствующее уравнение химической реакции.

Реактивы: H

2

O, p-p HCl, p-p BaCl

2

Оборудование: штатив с пробирками

Задача 2. Вам выданы две пробирки (№1 и №2) с прозрачными бесцветными

растворами солей нитратов калия и серебра. В какой пробирке, какая соль?

Внесите в пламя спиртовки стеклянные палочки, смоченные в растворах солей.

По

цвету

пламени

докажите

соль

калия.

Добавлением

раствора

соляной

кислоты

докажите

соль

серебра.

Составьте

соответствующее

уравнение

химической реакции.

Реактивы: p-p HCl

Оборудование:

штатив

с

пробирками,

спиртовка,

держатель,

стеклянные

палочки, спички

3.5. Методическое обеспечение

Название темы

Формы

занятий

Приемы и

методы

образовательной

деятельности

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

Формы

подведения

итогов

1

Нестандартны

е задачи

лекции,

практикум,

эксперимент

работа с

динамическим

экранным

материалом

(комментирован

ие, анализ);

игровые приемы

(викторина);

дидактический

материал:

кроссворды,

ребусы, опорные

конспекты по

охране труда и

проведению

эксперимента,

реактивы

мультимедийн

ый проектор,

колонки,

компьютер

самостоятель

ная работа,

коллективны

й анализ

2

Теоретические

основы

расчетных

лекции

работа с

текстом;

Основные

положения атомно-

молекулярной

мультимедийн

ый проектор,

колонки,

самостоятель

ная работа

задач

теории

компьютер

3

Типовые

задачи

лекции,

практикум

по решению

задач

индивидуальная

работа над

заданием

дидактический

материал: опорные

конспекты с

алгоритмами задач,

карточки с

текстами задач

мультимедийн

ый проектор,

колонки,

компьютер

самостоятель

ная работа,

зачет

4

Общие

закономерност

и протекания

химических

реакций

лекции,

практикум,

эксперимент

создание

проблемной

ситуации

дидактический

материал: опорные

конспекты по

проведению

лабораторных

опытов, реактивы

мультимедийн

ый проектор,

колонки,

компьютер,

оборудование

для

химического

эксперимента

самостоятель

ная и парная

работа,

коллективны

й анализ

5

Качественные

экспериментал

ьные задачи

лекции,

практикум,

эксперимент

вербальные

приемы: беседа,

устный ответ на

вопрос

дидактический

материал: опорные

конспекты по

проведению

лабораторных

опытов,

экспериментальны

е задания,

реактивы

мультимедийн

ый проектор,

колонки,

компьютер,

оборудование

для

химического

эксперимента

самостоятель

ная и парная

работа,

зачет

4. Список литературы

Для учителя:

1.

Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории, М.: Дрофа,

2008

2.

Габриелян О.С. Региональные олимпиады 2000/2002, М.: Дрофа, 2005

3.

Денисова В.Г. Олимпиадные задания по химии, 8 класс, Волгоград: Учитель,

2005

4.

Ельцова

Л.

И.,

Коробейникова

Л.А..

Зачётная

форма

проверки

знаний

учащихся. - М.: Педагогика, 1990.

5.

Жилин Д.М. Юный химик. 130 опытов с веществами-М.: МГИУ,2001

6.

Злотников

Э.Г.

и

др.

Урок

окончен-занятия

продолжаются.-

М.:

Просвещение, 1992

7.

Кошелева

Е.А. Совершенствование

методики

проверки

знаний

и

умений

учащихся. – М.: Педагогика, 1990.

8.

Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств -

М.: Просвещение, 1987

9.

Маршанова

Г.

Л.

Техника

безопасности

в

школьной

химической

лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. — М.: АРКТИ, 2002

10.

Савельев А.Е. Основные понятия и законы химии. Химические реакции, 8-9

классы, М.: Дрофа, 2008

11.

Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии-М.: МИРОС, 1993

Для учащихся

1.Химия: Энциклопедия для детей.— М.: Аванта, 2000

2.Большая детская энциклопедия: Химия. — М.: Русское энциклопедическое

товарищество, 2000

3.Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995

4.Леенсон И.А. Занимательная химия, 8-11 классы, М.: Дрофа, 1996

5.Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие

задачи по неорганической химии,8-11 классы - М.:АРКТИ, 1998

6. Смирнов Ю. Н. Мир химии.— СПб.: МиМ-Экспресс, 1995

7.Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. — М.: Мирос, 1994

8.Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы. , 8-9 классы, М.:

Просвещение, 1993



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники