Напоминание

Поиск эффективных форм и методов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй.


Автор: Ермакова Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: г.Вилючинск, Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Поиск эффективных форм и методов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слайд1

«Поиск эффективных форм и методов сотрудничества дошкольного

образовательного учреждения с семьёй»

Слайд 2

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он

находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное

рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья,

общественность». В.А.Сухомлинский

Воспитание

и

развитие

ребенка

невозможно

без

участия

родителей. Чтобы

они

стали

помощниками

педагога,

творчески

развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они

способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем

учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем,

быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

Содержание

работы

с

родителями

реализуется

через

разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.

Существуют

традиционные

и

нетрадиционные

формы

общения

педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их

педагогическими знаниями.

Слайд 3

Традиционные

формы

подразделяются

на

коллективные,

индивидуальные и наглядно-информационные.

Слайд 4

К

индивидуальным

формам

отн о с ят с я консультации,

педагогические

беседы

с

родителями;

это

одна

из

наиболее

доступных форм установления связи с семьей.

Беседа может быть

как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с

другими,

например,

она

может

быть

включена

в

собрание,

посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями

по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и

воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по

инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие

вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить

вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате

беседы

родители

должны

получить

новые

знания

по

вопросам

обучения и воспитания дошкольника. Нельзя начинать разговор с

указания

на

отрицательные

факторы

поведения

ребенка,

надо

непременно

отметить

положительные

стороны

в

его

развитии.

Следует

внимательно,

терпеливо

выслушивать

сомнения,

возражения, замечания, жалобы родителей. Необходимо тактично

указать на ошибки.

Консультации

близки

по

характеру

к

беседам.

Основная

разница

состоит

в

том,

что,

проводя

консультацию,

отвечая

на

вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный

совет,

чему-то

научить.

Беседа

предусматривает

диалог.

Консультации

бывают

плановые

и

внеплановые,

групповые

и

индивидуальные. Их цель – помогать, ближе узнать жизнь семьи,

оказать

помощь

там,

где

она

больше

всего

нужна

с

одной

стороны, с другой – побуждает родителей серьезно присмотреться к

своим детям, выявить черты их характера, задуматься над тем,

какими методами их лучше всего воспитывать.

Слайд 5

К

коллективным

формам

относятся

родительские

собрания,

конференции,

«Круглые

столы»

и

др.

Групповые

родительские

собрания

это

действенная

форма

работы

воспитателей

с

коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с

задачами,

содержанием

и

методами

воспитания

детей

определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка

дня

собраний

может

быть

разнообразной,

с

учетом

пожеланий

родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего

ребенка?»,

«Воспитание

послушания

у

детей»,

«Методы

педагогического воздействия» и др.

Одна из организационных активных форм методической работы,

позволяющая углубить и укрепить объективную позицию педагога-

«круглый стол». Целью этой формы является выяснение спектра

мнений

по

поставленной

проблеме

с

разных

точек

зрения,

обсуждение неясных или спорных моментов.

Слайд6

Отдельную группу составляют наглядно-информационные

методы.

Они

знакомят

родителей

с

условиями,

задачами,

содержанием

и

методами

воспитания

детей,

способствуют

преодолению

поверхностного

суждения

о

роли

детского

сада,

оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на

магнитофон

бесед

с

детьми,

видеофрагменты

организации

различных

видов

деятельно сти,

режимных

м ом е н то в ,

образовательной

деятельности;

фотографии,

выставки

детских

работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Слайд7

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так

и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с

родителями.

Они

построены

по

типу

телевизионных

и

развлекательных

программ,

игр

и

направлены

на

установление

неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к

детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку

видят

его

в

другой,

новой

для

себя

обстановке,

сближаются

с

педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников,

пишут

сценарии,

участвуют

в

конкурсах. Проводятся

игры

с

педагогическим

содержанием, например, «Педагогическое поле

чудес»,

«КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные

точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов

организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им

выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ

родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги

«Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с

проблемой,

практические

задания,

вопросы

для

обсуждения.

Особой

популярностью

пользуются

«Дни

открытых

дверей»,

в

течение которых родители могут побывать в любой группе.

В

настоящее

время

практикой

накоплено

многообразие

нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и

обобщены.

Схему

классификации

нетрадиционных

форм

предлагает Татьяна Викторовна Кротова.

Слайд8

Автором

выделяются

следующие

нетрадиционные

формы:

информационно-аналитические

,

досуговые,

познавательные,

наглядно-информационные.

Слайд9

Информационно-аналитическая

форма

проводится

с

целью:

выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их

педагогической грамотности.

Основной

задачей

информационно-аналитических

форм

организации общения с родителями являются сбор, обработка и

использование

данных

о

семье

каждого

во спитанника,

общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых

педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах,

интересах,

потребностях

родителей

в

психолого-педагогической

информации.

Только

на

аналитической

основе

возможно

осуществление

индивидуального,

личностно-ориентированного

подхода

к

ребенку

в

условиях

дошкольного

учреждения,

повышение эффективности воспитательно-образовательной работы

с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Формы проведения: проведения социологического среза, опросы,

«почтовый ящик».

Слайд10

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать

теплые неформальные отношения между педагогами и родителями,

а

также

более

доверительные

отношения

между

родителями

и

детьми. К

данной

группе

форм

мы

отнесли

проведение

педагогами

ДОУ

таких

совместных

праздников

и

досугов

в

группе,

как

«Встреча

Нового

года»,

«Рождественские

забавы»,

«Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др. Такие вечера

помогают

создать

эмоциональный

комфорт

в

группе,

сблизить

участников

педагогического

процесса.

Использование

досуговых

форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной

эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми

для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними

контакты, предоставлять педагогическую информацию. Досуговые

формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только

если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому

содержанию

мероприятия.

Установление

неформальных

доверительных

отношений

с

родителями

не

является

основной

целью общения.

Слайд11

Познавательные

формы

организации

общения

педагогов

с

с е м ь е й предназначены

для

ознакомления

родителей

с

особенностями

возрастного

и

психологического

развития

детей,

рациональными

методами

и

приемами

воспитания

для

формирования у родителей практических навыков.

О с н ов н а я

р ол ь

п р од ол ж а е т

п р и н а д л е ж ат ь

т а к и м

коллективным

формам

общения,

как

собрания,

групповые

консультации

и

др.

Данные

формы

использовались

и

раньше.

Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится

общение

педагогов

и

родителей.

К

ним

относятся

общение

на

основе

диалога,

открытость,

искренность

в

общении,

отказ

от

критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы

рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может

быть проведение родительских собраний по мотивам известных

телевизионных

игр:

«КВН»,

«Что?

Где?

Когда?»,

«Устами

младенца»

и

других.

Неформальный

подход

к

организации

и

проведению

этих

форм

общения

ставит

воспитателей

перед

необходимостью

использования

разнообразных

методов

активизации родителей.

Слайд12

Наглядно-информационные формы условно разделены на две

подгруппы.

Задачами

одной

из

них

информационно-

ознакомительной

является

ознакомление

родителей

с

самим

дошкольным

учреждением,

особенностями

его

работы,

с

педагогами,

занимающимися

воспитанием

детей,

и

преодоление

поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Задачи

другой

группы

информационно-просветительской

близки

к

задачам

познавательных

форм

и

направлены

на

обогащение

знаний

родителей

об

особенностях

развития

и

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Их

специфика

заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не

прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и

т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а

не объединены с познавательными формами.

Формы с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что

любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно

продумывается и готовится.

Слайд13

. Рекомендуются следующие методы сотрудничества с семьей:

· Беседа с родителями;

· Консультации родителей;

· Наблюдения за ребенком;

· Анкетирование;

· Посещение семьи.

Беседа воспитателя с родителями является наиболее эффективной

формой доведения до сведения родителей информации о жизни

ребенка

в

группе.

Регулярно

сообщая

родителям

даже

о

незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его

достоинства,

воспитатель

способствует

созданию

позитивного

взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами

ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как

индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко

определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь.

Содержание

беседы

лаконичное,

значимое

для

родителей,

преподносится

таким

образом,

чтобы

побудить

собеседников

к

высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и

слушать

родителей,

выражать

свою

заинтере сованно сть,

доброжелательность.

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся

индивидуально

или

для

подгруппы

родителей.

На

групповые

консультации

можно

приглашать

родителей

разных

групп,

имеющих

одинаковые

проблемы

или,

наоборот,

успехи

в

воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями

определенных

знаний,

умений;

помощь

им

в

разрешении

проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны

(квалифицированное

сообщение

специалиста

с

последующим

обсуждением;

обсуждение

статьи,

заранее

прочитанной

всеми

приглашенными на консультацию; практическое занятие).

Такой метод как посещения семьи, позволяет увидеть, в каких

условиях растет ребенок, как он ведет себя дома с родителями, есть

ли у него уголок для самостоятельной деятельности и т.д. Благодаря

таким визитам между воспитателем и родителями складываются

доброжелательные

отношения

с

установкой

на

будущее

сотрудничество.

Посещение

семьи

воспитанника

удобный

случай

ответить

социальным ожиданиям родителей, прежде всего – относительно

положительного отношения к их ребенку. Посещение семьи ребенка

много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его

родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается

в

формальное

мероприятие.

Педагогу

необходимо

заранее

согласовать с родителями удобное для них время посещения, а

также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой –

это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении,

приветливым,

доброжелательным.

Следует

забыть

о

жалобах,

замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного

хозяйства,

уклада

жизни,

советы

(единичные!)

давать

тактично,

ненавязчиво.

Переступив

порог

дома,

педагог

улавливает

атмосферу

семьи:

как

и

кто

из

членов

семьи

встречает,

поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются

поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный,

раскованный,

притихший,

смущенный,

приветливый)

также

помогут понять психологический климат семьи.

Наблюдения позволяют многое узнать об особенностях семейного

воспитания, микроклимата, общения.

Чтобы избежать случайных выводов наблюдение следует проводить

несколько раз в аналогичных ситуациях.

Анкетирование родителей помогает выявить наиболее приемлемые

и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить

работу

коллектива,

выявить

те

вопросы

воспитания

и

развития

детей, которые у родителей вызывают затруднения.

Слайд14

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.

Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий

терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Хочется

верить,

что

наши

дети,

когда

вырастут,

будут

любить и оберегать близких.



В раздел образования