Напоминание

Роль детской книги в художественно–эстетическом воспитании дошкольников


Автор: Харланова Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №122
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Роль детской книги в художественно–эстетическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль детской книги в художественно – эстетическом воспитании

детей.

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий

воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В.Сухомлинский

Эти

слова

подчеркивают

величайшее

значение

книги

в

эмоциональноном,

художественно-эстетическом,

умственном

воспитании детей.

Художественная

книга

дает

прекрасные

образцы

литературного

языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в

стихах- музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в

сказках- меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений,

его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. При

ознакомлении

с

книгой

отчетливо

выступает

связь

речевого

и

эстетического

развития,

язык

усваивается

в

его

эстетической

функции.

Владение

языковыми

изобразительно-выразительными

средствами

служит

развитию

художественного

восприятия

литературных произведений.

Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги

необходимо создать определенные условия. Прежде всего, должна

быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью

малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать

способность воспринимать рассказы, сказки, стихи как искусство

слова. Выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать

авторскую

тональность,

красоту,

поэтичность

художественных

образов,

вызвать

эмоциональную

отзывчивость

ответственная

задача взрослых.

Детская художественная литература, так, же как и литература для

взрослых -

искусство слова. Для того чтобы книга могла стать

средством познания действительности, воздействовать на чувства

ребенка,

она

должна

соответствовать

возрастным

особенностям

детей, должна быть художественной по содержанию и форме. То

есть

представлять

единство

познавательного

и

художественного

элемента.

Занимательность

одно

из

основных

требований,

предъявляемых к детской книге. Детская книга должна давать яркие

образы,

быть

для

ребенка

источником

радости,

помогать

ему

осмысливать окружающую жизнь.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к

художественной литературе играет уголок книги. Это специально

выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему

вкусу

выбрать

книгу

и

спокойно

рассмотреть,

«перечитать»

ее.

Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением ис

кусства - книгой и ее иллюстрацией. Наш уголок книги уютный,

привлекательный,

яркий.

В

нем

собраны

красочные

издания:

книжки-вырубки, объемные книги, говорящие. Сделана подборка

книжек

-

малышек,

дети

с

удовольствием

их

рассматривают

и

перессказывают

их

содержание

.Каждую

неделю

обновляем

новыми книгами .Особую роль занимают книги для слобовидящих

детей, яркие, крупные, обьемные иллюстрации помогают детям

лучше понять содержание.

Каждый месяц мы устраиваем тематические выставки книг. Их

основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать ту

или иную тему значимой и актуальной. Тематические выставки

«Волшебный

мир

сказок»,

«Наш

дом

природа»,

«Страна

Чукондия», «Такие разные звери» вызвали неподельный интерес

детей.

Знакомим детей с книгами прошлых лет. У нас есть сундучок

«Бабушкины книжки», где хранятся книги, изданные в советский

период. Это помогает прикоснуться к прошлому, познакомить детей

с книгами, которые читали мамы и бабушки. Яркие иллюстрации,

добрые

тексты

вызывают

интересы

к

старым

книгам.

Таким

образом, учим детей бережно относится к книгам, приобщаем к

истории своей страны.

В группе оформлены альбомы с рисунками известных художников –

иллюстраторов. Юрий Васнецов иллюстрировал народные сказки,

фольклорные

песенки,

потешки

и

прибаутки,

Леонид

Владимирский, самый знаменитый художник книг про Буратино и

Изумрудный город, Николай Радлов, Владимир Конашевич.

Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, помогает

воспринять

книгу

как

многоплановое

произведение

искусства.

Художник формирует в детях любовь к прекрасному, развивает

художественный

вкус,

эстетические

идеалы,

обогащает

эмоции.

Яркие, красочные иллюстрации находят отклик в детских сердцах.

Дети

рисуют,

и

мы

делаем

выставки

по

прочитанным

произведениям.

Актуальны в настоящее время остаются игровые формы в процессе

художественно-эстетического

воспитания.

Литературные

игры-

одно

из

средств

развития

творческих

способностей

ребенка.

Придумали и оформили игры, такие например как «Литературная

страна». Игра предполагает сюжет – путешествие с посещением

ребенком

«Книжкиного

дома»,

«Дворца

сказок»,

«Бульвара

историй»,

«Поэтической

рощи».

Путешествуя

по

литературоной

стране (с помощью кубика и фишек) останавливаясь на каждой из

остановок,

ребенок

выполняет

задание,

проходит

сказочные

испытания.

Игра «Сказочное поле чудес» в интересной и занимательной форме

помогает детям вспомнить сюжет и содержание знакомых сказок.

Дать характеристику героям сказок, придумать новые сказочные

истории.

Педагогическая

деятельность,

организованная

в

разных

формах,

обеспечит

повышение

качества

художественно

эстетического

воспитания. И богатства литературного опыта ребенка.



В раздел образования