Напоминание

"Химические свойства спиртов и способы их получения"


Автор: Мустафаева Бигистан Абдурахмановна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ "Дербентский медицинский колледж им. Г.А. Илизарова"
Населённый пункт: Республика Дагестан, г. Дербент
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Химические свойства спиртов и способы их получения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения РД

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное

Учреждение Республики Дагестан «Дербентский медицинский колледж им.

Г.А. Илизарова»

Методическая разработка открытого

занятия по химии для сестринского

отделения на тему:

«Химические свойства спиртов и

способы их получения»

Рассмотрена на заседании Составила преподаватель

цикловой комиссии Мустафаева Б.А.

общепрофессионального цикла

Протокол № 6 от_11.01. 2019 г.

Председатель ЦМК

Мустафаева Б.А.________

Зам.директора по

научно-методической работе

Сархатова Э.Д.__________

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по

дисциплине

«Химия»

для

специальности

«сестринское

дело»

согласно

требованиям государственного образовательного стандарта.

В

основу

методической

разработки

взята

занятие

по

теме:

«Химические

свойства спиртов и способы их получения». По программе на изучение

данной темы отводиться 2 часа. Разработка предназначена для изучения и

углубления знаний по классам органических соединений.

Цель его помочь

студентам

сознательно

овладеть

знаниями,

углубить

знания

по

изучению

химических свойств спиртов, их состава и строения; раскрыть их сущность и

значение,

а

также выявление уровня усвоения основных

понятий, правил,

знаний о строении, свойствах спиртов;

проверка умений решать задачи на

вывод молекулярной формулы органических веществ.

Обоснование темы.

Актуа льно сть

изучения

данной

темы

объясняет ся

з а д ач а м и

профессиональной подготовки студентов, направленных на развитие общих

ком п е т е н ц и й

и

с п о с о б с т ву ют

д а л ь н е й ш е м у

ф о р м и р о в а н и ю

п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

к о м п е т е н ц и й

в

п р о ц е с с е

и з у ч е н и я

общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

Т е м а «Химические

свойства

спиртов

и

способы

их

получения»

необходима для формирования представлений об органических соединениях,

и их значении и применении.

Разработка

содержит

план-конспект

занятия,

структуру

и

ход

занятия,

мультимедийный комплекс. Для того чтобы сформировать представление у

обучающихся о предельных одноатомных спиртах с точки зрения теории

химического

строения

органических

веществ,

на

этапах

занятия

предусмотрены

различные

методы:

словесные

(объяснение,

дискуссия,

беседа, рассуждение); объяснительно-иллюстративные; метод проблемного

обучения.

Применяются

на

занятии

и

различные

формы

организации

учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах,

игровая работа.

Построение занятия позволяет обобщить материал и основные понятия по

данной теме: гомологический ряд, гомологическая разница, номенклатура,

изомерия, свойства, получение и применение; решать проблемные задачи.

На каждом этапе урока определены задания на закрепление, в том числе

позволяющие

каждому

обучающемуся

показать

свои

умения

работать

с

текстом

учебника, со схемами, а также

умения проводить самоанализ,

самооценку деятельности.

Она может быть использована начинающими преподавателями в работе при

изучении дисциплины « Химия»

Тема: «Свойства и способы получения спиртов»

Тип занятия – практическое

Цели занятия:

1.Образовательные

а) расширить знания студентов о кислородсодержащих соединениях на

примере одноатомных спиртов;

б) раскрыть сущность химических свойств одноатомных спиртов, их

получения и применения;

в) охарактеризовать свойства одноатомных спиртов на основе их состава и

строения;

г) продолжить формировать навыки самостоятельной работы с

использованием новых информационных технологий и навыки самоконтроля.

2.Развивающие:

а) развивать у студентов умения выделять главное, существенное в изучаемом

материале; сравнивать;

б) развивать самостоятельность студентов, используя для этого проблемные

ситуации;

в) способствовать формированию познавательной активности через

применение медиапрезентаций.

3.Воспитательные:

а) способствовать формированию причинно-следственных и межпредметных

связей;

б) продолжить формирование научного мировоззрения;

в) способствовать активизации знаний.

Продолжительность занятия – 90 мин.

Место проведения – кабинет химии

Оснащение: компьютер, экран с проектором, презентации «Химические

свойства спиртов», видеофильм «Влияние алкоголя на организм человека»;

таблицы, схемы.

Стандарт по теме:

Студент должен:

1.

Иметь представление:

а) о кислородсодержащих соединениях, о функциональной группе атомов и

влияние ее на свойства спиртов;

б) о промышленных способах получения спиртов.

2.

Знать:

а) химические свойства одноатомных спиртов и типы химических реакций;

б) способы получения и основные области применения спиртов, вытекающие

из их свойств.

3.

Уметь:

а) записывать уравнения химических реакций, доказывающие свойства

спиртов; составлять генетические цепочки;

б) записывать уравнения химических реакций, отражающие способы

получения спиртов;

План проведения занятия

1.

Организационный момент – 2 мин.

2.

Сообщение цели занятия – 2 мин.

3.

Фронтальный опрос – 10 мин.

4.

Индивидуальный опрос- 20 мин

5.

Письменный опрос – 10 мин.

6.

Решение задач- 10 мин

7.

Рассказ о губительном воздействии алкоголя на организм человека – 5 мин.

8.

Видеофильм «Влияние алкоголя на организм» - 10 мин.

9.

Тест-опрос – 10 мин.

10.Разгадывание кроссворда – 5 мин.

11.Подведение итогов – 4 мин.

12.Домашнее задание – 2 мин.

Фронтальный опрос

1.Дайте определение предельных одноатомных спиртов и приведите

примеры.

2.Из каких групп атомов состоит молекула спирта?

3.Что такое функциональная группа? Дайте ее определение.

4.Какие физические свойства характерны для спиртов?

5.Что такое водородная связь и как можно объяснить ее образование?

6.Почему температура кипения у спиртов намного выше, чем у

соответствующих углеводородов?

7.Чем определяются химические свойства спиртов?

8.Какие типы реакций характерны для спиртов?

9.Какие способы получения спиртов вы знаете?

10. Как получают метанол и этанол?

11.Назовите области применения метанола и этанола.

12.Как они действуют на живые организмы?

Индивидуальный опрос

1.Игра «Дальше, дальше…» (В течении 2 минут участникам команд

задаются вопросы и количество правильных ответов подсчитывают

соперники)

Вопросы команде «Метанол»

1.

Первый представитель гомологического ряда одноатомных спиртов

(метанол).

2.

Трехатомный спирт (глицерин).

3.

Связь, которая образуется между молекулами спиртов и воды (водородная)

4.

Спирт, который получается гидратацией пропилена (пропанол).

5.

Твердые вещества, которые образуются при действии на спирты активных

металлов (алкоголята).

6.

Вещества, которые образуются при межмолекулярной дегидратации спиртов

(простые эфиры).

7.

Этот спирт называют древесным спиртом (метанол).

8.

Диол с двумя атомами углерода (этиленгликоль).

9.

Какой спирт лучше растворяется в воде: пропанол или бутанол?

10.Спирт, который входит в состав алкогольных напитков (этанол).

11.Какой спирт получается при гидролизе хлорпропана (пропанол).

12.Что означает предельный спирт (содержание радикала)

Вопросы команде «Этанол»

1.

Общее название одноатомных спиртов (алкоголи, алканолы).

2.

Правило, в соответствии с которым происходит образование спиртов из

алкенов (Марковникова)

3.

Особый вид связи, возникающий за счет атома водорода и кислорода

гидроксогруппы (водородная связь)

4.

Чем объясняется высокая температура кипения спиртов (объединением

молекул)

5.

В воде растворяется лучше: метанол или пентанол?

6.

Какое соединение получается при дегидратации бутанола – 2 (бутен – 2)

7.

Вещества, которые образуются при избытке спиртов или при взаимодействии

спиртов друг с другом (простые эфиры).

8.

Двух атомный спирт (этиленгликоль).

9.

Вещества, которые образуются при неполном окислении спиртов

(альдегиды).

10.Самый ядовитый спирт (метанол).

11.Как называется функциональная группа спиртов (гидроксильная группа)

12..Какой спирт получается при гидролизе хлорпентана (пентанол)

Тест-опрос

1.

Общая формула предельных одноатомных спиртов:

а) С

n

H

2n+2

б) C

n

H

2n

в) C

n

H

2n-2

г) C

n

H

2n+1

OH

2.

Функциональная группа предельных одноатомных спиртов:

а) – СНО

б) – СООН

в) - ОН

г) – NН

2

3.

Реакции по разрыву связи ОН:

а) с галогенами

б) с кислородом

в) с активными металлами

г) с оксидом меди.

4.

Лабораторный способ получения спиртов:

а) гидролиз галогеналканов

б) из синтез-газа

в) брожение сахаристых веществ

г) гидратация этилена.

5.

Алкоголята – это продукт взаимодействия спиртов с :

а) кислородом

б) галогенами

в) щелочными металлами

г) щелочами.

6.

При реакции пропанола с бромоводородной кислотой образуется:

а) 2 бром пропанол

б) хлорпропан

в) дипропиловый эфир

г) 1бром пропан

7.

Молекула бутанола 2 описывается формулой:

а) СН

3

– СН

2

– СН

2

– СН

3

б) СН

3

– СН = СН – СН

3

в) СН

3

– СН – СН

2

– СН

3

ОН

г) СН

3

– СН

2

– СН

2

– СН

2

– ОН

8.

В лабораторных условиях пентанол получают реакцией гидролиза:

а) дихлорпентана

б) бромпентана

в) бромпентена

г) ацетилена

9.

Основным продуктом реакции этанола и пропанола являются:

а) этилат натрия

б) диэтиловый эфир

в) дипропиловый эфир

г) этилпропиловый эфир.

10. Какое вещество применяется в медицине как дезинфицирующее,

антисептическое:

а) метанол

б) этанол

в) уксусный альдегид

г) циклопропан

11.

Относительная

плотность этого спирта по кислороду равна 1,875.

Формула спирта:

а) СН

3

ОН

б) С

3

Н

7

ОН

в) С

4

Н

9

ОН

г) С

2

Н

5

ОН

12.Пара веществ, реагирующих друг с другом:

а) метанол и бутанол

б) этанол и уксусный альдегид

в) метанол и углекислый газ

г) пропанол и гидроксид натрия

Ответы на тест

1.

Г

2.

В

3.

В

4.

А

5.

В

6.

Г

7.

В

8.

Б

9.

Г

10.Б

11.Б

12.А

Решение задач

Задачи на вывод формулы одноатомного спирта (слайд №1)

Задача № 1

Какую молекулярную формулу имеет одноатомный спирт, при взаимодействии

14,8 г которого с натрием выделяется 2,24 л водорода.

Задача№ 2

Выведите молекулярную формулу вещества по следующим данным: массовые

доли углерода, кислорода и водорода равны 38,7% , 5,16% и 9,7%. Относительная

плотность паров этого вещества по водороду равна 31.

Письменный опрос

Задание №1

Докажите химические свойства спиртов на примере бутанола и этанола.

Задание №2

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить

превращения и укажите условия их проведения (слайд №2):

+H

2

O +HCL +NaOH t, kat

1)

С

4

Н

8

х

1

х

2

х

3

х

4

+H

2

O +HCL +NaOH t, kat

2)

С

3

Н

6

х

1

х

2

х

3

х

4

Задание №3

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции

(слайд №3):

1)

С

2

Н

5

ОН + Na → A. CO

2

+ H

2

O

t, kat

2)

C

4

H

9

OH → Б. C

4

H

8

+ H

2

O

3)

C

3

H

7

OH + CH

3

OH → B. CH

3

CL + H

2

O

4)

C

2

H

5

OH + O

2

→ Г. C

2

H

5

ONa + H

2

5)

CH

3

OH + HCL → Д. C

3

H

7

– O – CH

3

Разгадывание кроссворда

Написав правильные ответы, в выделенном столбце вы сможете

прочитать фамилию великого русского ученого-химика.

1.Вид ковалентной связи в молекулах органических веществ.

2.Химический элемент, входящий в состав головок спичек.

3.Радикал этилена.

4.Углеводороды с двумя двойными связями.

5.Тип химических реакций, характерных для алканов.

6.Гомолог бензола.

7.Смесь углеводородов, маслянистая жидкость.

8.Основной продукт пиролиза нефти.

9.То, из чего состоит тело.

Рассказ о губительном воздействии алкоголя на организм человека

Выступления студентов.

1.

Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, все они

отличаются пи силе воздействия на организм. Среди них выделяется

вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический

яд, – это этиловый спирт. Смертность от алкоголизма превышает число

смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями

вместе взятыми.

2.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, он поступает

в желудочно-кишечный тракт. В отличие от многих других веществ спирт

быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая

биологические мембраны, примерно через час он достигает максимальной

концентрации в крови.

3.

Молекулы спирта быстро проникают через биологические мембраны в

кровь по сравнению с молекулами воды. Беспрепятственно преодолеть

биологические мембраны молекулам этилового спирта позволяют их малый

размер, слабая поляризация, образование водородных связей с молекулами

воды, хорошая растворимость спирта в жирах.

4.

Быстро всасываясь в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости,

спирт поступает во все клетки организма. Учеными установлено, что,

нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 г

пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г вина – 500, 100 г водки – 7500,

соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к

свертыванию кровяных клеток.

5.

В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в

кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, так как 90 %

этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические

процессы окисления этилового спирта.

Этапы процесса окисления спирта:

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае,

если суточное потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза превышена,

то в организме накапливаются промежуточные продукты распада.

6.

Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта. Кроме того, в

результате различных биохимических реакций в тканях и органах, в том

числе в головном мозге, возможно образование тетрагидропапаверолина,

структура и свойства которого напоминают широко известные наркотики

психотропного действия – морфин и канабинол. Врачи доказали, что

возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает

именно уксусный альдегид.

7.

Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому

перерождению печени.Изучая физические свойства спиртов, мы

затрагивали вопрос изменения их токсичности в гомологическом ряду

одноатомных спиртов. С увеличением молекулярной массы молекул

веществ возрастают их наркотические свойства. Если сравнить этиловый и

пентиловый спирты, то молекулярная масса последнего больше в 2 раза, а

токсичность – в 20 раз. Спирты, содержащие три- пять атомов углерода,

образуют так называемые сивушные масла, наличие которых в спиртных

напитках увеличивает их ядовитые свойства.

8.

В этом ряду исключение составляет метанол - сильнейший яд. При

попадании в организм 1-2 чайных ложек его поражается зрительный нерв,

что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к

смертельному исходу. Опасность усиливается из-за сходства метилового

спирта с этиловым спиртом по свойствам, внешнему виду, запаху.

Домашнее задание.

1.Решить задачу:

Какой

объем

водорода

выделится,

если

для

реакции

взяли

2,3г.

металлического натрия и 5г.этилового спирта.

2.Повторить

основные

вопросы

по

данной

теме

для

подготовки

к

самостоятельной работе.

Литература

1.Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян,

И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.

2. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, химия 10 класс, М.: Просвещение, 2010г.

3.Габриелян, О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс

учеб.

пособие

для

общеобразоват.

учреждений

/

О.

С.

Габриелян,

И.Г.

Остроумов, Е.Е.

Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 399, [1] с.

4.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам

О.С. Габриеляна и др., Г.Е. Рудзитиса и др., Л.С. Гузея и др. 10 (11) класс. М.:

«ВАКО», 2005 – 320 с.

5.Рудзитис

Г.Е.,

Фельдман

Ф.Г.

.

Органическая

химия:

Учеб.

для

10

кл.

общеобразоват. учреждений / - 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 170 с.

6.Химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян,

Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин ; под ред. В.И. Теренина. – 7-е

изд., стереотип. М. : Дрофа, 2006. – 300, [4] с. : ил.

7.Хомченко И.Г.

Сборник задач и упражнений по химии: 8-11 кл; учебное

пособие для общеобразоват. учреждений. ООО РИА « Новая волна»--2012г.

8.А.С.Егоров. Химия для колледжей: Ростов н/Д: Феникс, 2013г.



В раздел образования