Напоминание

«Особенности и сложности работы с хорошо успевающими, любознательными школьниками в сегодняшней школе"


Автор: Бухольцева Оксана Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г.Северобайкальск Республики Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности и сложности работы с хорошо успевающими, любознательными школьниками в сегодняшней школе"
Раздел: полное образование





Назад




Статья

«Особенности

и

сложности

работы

с

хорошо

успевающими,

любознательными школьниками в сегодняшней школе».

Автор: Бухольцева Оксана Васильевна,

учитель физики в МБОУ СОШ №11

г.Северобайкальск Республика Бурятия

Один из секретов жизни состоит в том,

чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности.

Эдвард Фелпс

Школа сегодня… Массовая, для всех и каждого… На кого ориентируется? Давайте

вспомним... Начало учебного года: обязательные отчеты – сколько на учете, кто совершил

правонарушения, как отработали с неуспевающими, как помогли детям собраться школу,

сколько необходимо средств на бесплатное питание для детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации. Заседания ПДН, КДН, советы профилактики, коллегии при главе,

круглые столы с Уполномоченными по правам ребенка. Всё это важно и нужно. Но

возникает вопрос: есть ли место в школе для работы с любознательным ребенком? Да,

есть. Это

сердце

и

душа

учителя,

его

любовь

к

своей

работе,

своему предмету.

А

поддерживает

это

чувство

в

учителе

-

любознательность

ребенка:

его

стремление

к

приобретению всё новых знаний. Ни для кого не секрет, что самые лучшие ученики

получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне

интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью.

Я, учитель физики и считаю, что самый интересный предмет в школе, конечно же,

физика. Какую роль сегодня играет учитель физики в мире ученика? Учитель физики, во-

первых,

имеет

возможность

широко

опираться

на

достижения

в

других

предметных

областях, во-вторых, рамками школы возможности взаимодействия не ограничиваются, и,

в-третьих, основная задача учителя физики ни в коем случае не может быть сосредоточена

только на учебных определениях и формулах, потому что не зря говорят, что литература

учит как нужно жить, а физика объясняет, почему так нужно жить!

Сделав упор на то, что мир един, что все предметы взаимосвязаны, я со своими

воспитанниками реализовала проект «На перекрестке наук», цель которого заключалась в

отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе.

Ребята

доказали,

что

мир

представляет

собой

не

совокупность

разрозненных,

независимых друг от друга событий, а разнообразное проявление одного целого. Каждая

работа

носила

интегрированный

характер,

т.е.

связывала,

на

первый

взгляд,

несовместимое,

скажем

литературу

и

физику,

биологию

и

социологию.

Например,

Субботина Татьяна в работе «Рубаи Омара Хайяма - отражение единой картины мира»

рассказала, как в его четверостишиях отражены законы физики и диалектики - единство и

борьба противоположностей, что согласуется как с законами физики, так и законами

жизни. Как многому меня научили любознательные дети. С их помощью я шагнула на

новый уровень. Разработала круглогодичные программы «Летняя школа – лаборатория

«Эндемики», «Введение в научно-исследовательскую деятельность», «Живая физика»,

организовала научное общество «Эндемики», межведомственный лагерь «Байкальская

регата».

Это

всё

для

реализации

потенциала

моих

учеников,

которые

имеют

живой

интерес ко всему, что может обогатить их жизненный опыт, дать новые впечатления.

Сегодня

для

меня,

как

и

для

всех

педагогов,

современная

теория

и

практика

преподавания

физики

предлагает

большой

арсенал активных

форм

обучения:

уроки-

проекты, семинары, практикумы, лабораторные работы, деловые игры, тренинги и т.д.

Творческая инициатива учителя рождает самые неожиданные и оригинальные формы

уроков. На уроках с использованием технологии ТРИЗ учащиеся выявляют противоречия

и находят пути выхода из них. Результатом таких уроков являются проекты: «Шар-

путешественник» - воздухоплавание, 7 класс, «Движение без трения» - магнитное поле, 8

класс,

«Я

люблю

останавливать

время!»

-

(макеты

камер,

практические

работы

по

изучению оптических приборов, статьи в газете, презентации истории фотографии и т.д.)

Чтобы

работать

с

любознательным,

успешным

ребенком

Учителю

необходимо

разработать индивидуальную стратегию учебной деятельности и переход от заучивания

формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижению

предположений,

их

подтверждение

или

опровержение,

отводить

большую

роль

самостоятельных исследований и размышлений. Всё это, как кислород, поддерживает

пламя любознательности каждого школьника вне зависимости от того, физик он или

лирик.



В раздел образования