Напоминание

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).


Автор: Ершова Оксана Викторовна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская СОШ"
Населённый пункт: пос.Металлургов, Новокузнецкий р–н, Кемеровской обл.
Наименование материала: план–конспект урока по ОБЖ 10 класс
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Раздел: полное образование





Назад




План конспект урока

по ОБЖ на тему:

Единая государственная система

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Дисциплина:

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кол-во часов: 45 мин.

Место проведения: кабинет обж

Цели занятия и формируемые компетенции:

Образовательная, ОК и ПК:

познакомить учащихся с понятием Единая Государственная система предупреждения и ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), с историей создания;

рассмотреть задачи РСЧС по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС

природного и техногенного характера;

действия учащихся общеобразовательных учреждений при ЧС;

способствовать формированию познавательного интереса.

Развивающая, ОК:

- развивать умения владеть собой и действовать самостоятельно в чрезвычайных ситуациях;

- развить наблюдательность и способности обучающихся анализировать и сопоставлять, формировать умения и навыки работы с текстом.

Воспитательная, ОК:

- воспитывать личность, способную оказывать само- и взаимопомощь;

- стремиться к воспитанию чувства патриотизма и гуманизма, формирование эстетического чувства;

- привить навыки старательности, аккуратности, прилежности, самостоятельности, уважение к людям.

Внутрипредметные связи : структура гражданской обороны.

Межпредметные связи: безопасность жизнедеятельности и обществознание, история.

Оснащение (материально-технические, дидактические средства): Презентация по теме, карточки с заданиями, рабочие листы.

Технологическая карта

урока

Этапы урока

Деятельность

Деятельность учащихся

Время

преподавателя

I. Организационный

момент

Отмечает отсутствующих на уроке в

журнале.

Отвечают на вопросы преподавателя об отсутствующих на

занятии учащихся.

1 мин.

II. Контроль исходного уровня знаний.

1. Актуализация знаний с

помощью фронтального

опроса

Преподаватель задает вопросы.

Обращает внимание на уже

известные понятия.

Создает проблемную ситуацию.

(- Дайте определение чрезвычайной

ситуации.

- Какой закон определяет задачи,

правовые основы их осуществления

и полномочия органов

государственной власти Российской

Федерации, органов исполнительной

власти субъектов Российской

Федерации, органов местного

самоуправления и организаций в

области гражданской обороны?

Вспоминают, что известно по изучаемому вопросу, делают

предположения, систематизируют информацию, отвечают.

Формулируют и аргументируют собственную точку зрения,

выражают свои мысли в соответствии с задачами.

(- Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной

территории, сложившаяся в результате аварии, опасного

природного явления, катастрофы, стихийного или иного

бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой

человеческие смерти, а так же ущерб здоровью людей или

окружающей среде, значительные материальные потери и

нарушение условий жизнедеятельности людей.

- Закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. N 28-ФЗ

- ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – это система мероприятий по

подготовке к защите и по защите населения, материальных и

культурных ценностей на территории РФ от опасностей,

2 мин.

- Дайте определение гражданской

обороне.

- Каковы основные принципы

организации и ведения ГО?

- Расскажите о порядке

осуществления руководства

гражданской обороной в РФ.)

возникающих при ведении военных действий или вследствие

этих действий, а также при возникновении чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера.

- Организация и ведение ГО являются одними из важнейших

функций государства;

- Подготовка государства к ведению ГО

осуществляется заблаговременно в мирное время;

- Ведение ГО на территории РФ или отдельных ее местностях

начинается с момента, объявления войны, фактического начала

военных действий, введения военного положения.

- В Российской Федерации- Правительство РФ,

в Федеральных органах власти – руководители,

в субъектах РФ и муниципальных образованиях - В субъектах РФ

и муниципальных образованиях - Главы органов

исполнительной власти и ОМСУ, на объектах и в организациях –

руководители.)

2. Индивидуальный

опрос

(по карточкам,

содержащих

ситуационные задачи)

Преподаватель предлагает учащимся

карточки с заданиями, предлагает

учащимся оценить работу

отвечающих.

Вспоминают пройденный материал, строят логические цепочки,

анализируют.

Взаимодействуют с преподавателем, определяются со своей

точкой зрения.

5 мин.

3. Проверка

самостоятельной работы

Заслушивает сообщения студентов.

Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями.

Показывают умение выделять существенную информацию из

текстов Интернета, выступая с сообщениями на темы:

8 мин.

«Этапы становления системы ГО в СССР»,

«ЧС техногенного характера на территории Новокузнецкого

района»

III. Объяснение нового материала

1.Мотивация и

планирование

Помогает

учащимся

показать ранее

приобретенные знания. Предлагает

выдвинуть мысли по поводу темы

следующего раздела учебника.

Создает проблемную ситуацию,

мотивируя студентов. Просит

дополнить недостающую

информацию и выдвинуть

предположения о теме урока,

ориентируясь на предложенный

материал.

(- расшифруйте аббревиатуры: ОБЖ,

МЧС, АХОВ, РСЧС, ЧС, ГО,)

Ставят учебные цели и задачи (определяют, что еще необходимо

узнать по данной теме), отвечают.

ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности;

МЧС- Министерство Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий;

АХОВ – аварийно - химически опасные вещества;

ЧС- чрезвычайная ситуация;

ГО – гражданская оборона.

1 мин.

2.Выявление причины и

места затруднения

Анализирует вместе со студентами

полученные результаты, просит

перечислить возникающие

затруднения и назвать способы их

устранения.

Воспринимают информацию, анализируют, осмысливают

значимость предлагаемого к изучению материала для себя.

Формируют задачи занятия. Отвечают.

2 мин.

(- Какую аббревиатуру вы не смогли

расшифровать?

- Как вы думаете, какова тема нашего

урока?

- Каковы цели и задачи урока?)

(- РСЧС

- РСЧС

- познакомиться с понятием Единая Государственная система

предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных

ситуаций (РСЧС), с историей создания;

3.Реализация плана

Выясняет возникшие трудности.

Предлагает самостоятельно сделать

выводы. Объясняет материал ,

сопровождая объяснение

презентацией.

-Единая система объединяет органы

управления, силы и средства

федеральных органов

исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, органов

местного самоуправления и

организаций, в полномочия которых

входит решение вопросов в области

защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций.

В декабре 1994 г. был

принятФедеральный закон «О

защите населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного

характера».

Единая государственная система

предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Включаются в самостоятельную деятельность, ищут способы

решения учебной задачи.

Осознанно выполняют задания с множественным выбором, на

основе полученных знаний.

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов

выполнения задания и форм взаимодействия, записывают в

тетради по ходу объяснения преподавателя и показа

презентации.

Развивают умения пользоваться логическими действиями

обобщения, классификации по различным признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей.

8 мин.

создана с целью объединения

усилий органов государственного

управления всех уровней,

подчинённых им сил и средств для

предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций.

Единая система, состоящая из

функциональных и территориальных

подсистем, действует на

федеральном, межрегиональном,

региональном, муниципальном и

объектовом уровнях.

Основу сил постоянной готовности

составляют аварийно-спасательные

службы, аварийно-спасательные

формирования, иные службы и

формирования, оснащённые

специальной техникой,

оборудованием, снаряжением,

инструментом, материалами с учётом

обеспечения проведения аварийно-

спасательных и других неотложных

работ в зоне чрезвычайной ситуации

в течение не менее 3 суток.

В число основных мероприятий,

проводимых органами управления и

силами единой системы, входят:

1.

в режиме повседневной

деятельности:

изучение

состояния окружающей среды и

прогнозирование чрезвычайных

ситуаций;

сбор,

обработка и обмен в

установленном порядке

информацией в области защиты

населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций и

обеспечения пожарной

безопасности;

планирование

действий органов управления и

сил единой системы, организация

подготовки и обеспечения их

деятельности;

подготовка

населения к действиям в

чрезвычайных ситуациях;

2.

в режиме повышенной

готовности:

усиление

контроля за состоянием

окружающей среды,

прогнозирование возникновения

чрезвычайных ситуаций и их

последствий;

непрерывный

сбор, обработка и передача

органам управления и силам

единой системы данных о

прогнозируемых чрезвычайных

ситуациях, информирование

населения о приёмах и способах

защиты от них;

приведение

при необходимости сил и средств

единой системы в готовность к

реагированию на чрезвычайные

ситуации, формирование

оперативных групп и организация

выдвижения их в предполагаемые

районы действий;

проведение

при необходимости

эвакуационных мероприятий;

3.

в режиме

чрезвычайной ситуации:

непрерывный

контроль за состоянием

окружающей среды,

прогнозирование развития

возникших чрезвычайных

ситуаций и их последствий;

оповещение

руководителей федеральных

органов исполнительной власти,

органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации,

органов местного

самоуправления и организаций, а

также населения о возникших

чрезвычайных ситуациях;

проведение

мероприятий по защите

населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций;

проведение

мероприятий по

жизнеобеспечению населения в

чрезвычайных ситуациях.

IV. Закрепление материала.

1. Первичное

закрепление материала

Создает проблемную ситуацию и

создает условия для

индивидуальной, парной, групповой

работы

Вопросы.

1.Когда и с какой целью в Российской

Федерации была создана единая

государственная система

предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

2.Какие основные задачи по защите

населения страны от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного

характера решает РСЧС?

3.Какие силы и формирования

составляют основу сил постоянной

готовности?

Соотносят свои действия с планируемыми результатами.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Соотносят материал с жизненным опытом.

2 мин.

2.Самостоятельная

работа

Создает проблемную ситуацию и

создает условия для

индивидуальной, работы. Предлагает

заполнить «Рабочий лист» занятия.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществлять самоконтроль и анализируют ошибки.

Оценивают правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности ее решения.

6 мин.

Самостоятельно оценивают правильность выполнения

действий, вносят необходимые коррективы в выполнение

задания.

3. Включение в систему

знаний и повторение

Просмотр видеоролика о работе

РСЧС В Кемеровской области

Осуществляют выделение информации, анализируют ее.

6 мин.

V. Подведение итогов работы на уроке

1.Рефлексия

Организует рефлексию.

Предлагает вспомнить этапы урока,

проанализировать, чего удалось

достичь. Предлагает оценить свою

работу на уроке с помощью

лестницы успеха.

Осознают уровень собственных достижений, качество знаний,

ошибки и их причины, пути их устранения.

3 мин.

2.Домашнее задание

Комментирует оценки с выводами о

проделанной работе.

Слушает студентов и их предложения

по поводу домашнего задания,

корректируя, если возникает

необходимость. Помогает выбрать

объем домашнего задания.

(-Подготовить сообщение на тему

«Реализация общих обязанностей

граждан Российской Федерации по

защите от чрезвычайных ситуаций.)

Записывают домашнее задание.

1 мин.



В раздел образования