Автор: Ершова Оксана Викторовна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская СОШ"
Населённый пункт: пос.Металлургов, Новокузнецкий р–н, Кемеровской обл.
Наименование материала: план–конспект урока по ОБЖ 10 класс
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Раздел: полное образование
План конспект урока
по ОБЖ на тему:
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Дисциплина:
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кол-во часов: 45 мин.
Место проведения: кабинет обж
Цели занятия и формируемые компетенции:
Образовательная, ОК и ПК:
познакомить учащихся с понятием Единая Государственная система предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), с историей создания;
рассмотреть задачи РСЧС по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС
природного и техногенного характера;
действия учащихся общеобразовательных учреждений при ЧС;
способствовать формированию познавательного интереса.
Развивающая, ОК:
- развивать умения владеть собой и действовать самостоятельно в чрезвычайных ситуациях;
- развить наблюдательность и способности обучающихся анализировать и сопоставлять, формировать умения и навыки работы с текстом.
Воспитательная, ОК:
- воспитывать личность, способную оказывать само- и взаимопомощь;
- стремиться к воспитанию чувства патриотизма и гуманизма, формирование эстетического чувства;
- привить навыки старательности, аккуратности, прилежности, самостоятельности, уважение к людям.
Внутрипредметные связи : структура гражданской обороны.
Межпредметные связи: безопасность жизнедеятельности и обществознание, история.
Оснащение (материально-технические, дидактические средства): Презентация по теме, карточки с заданиями, рабочие листы.
Технологическая карта
урока
Этапы урока
Деятельность
Деятельность учащихся
Время
преподавателя
I. Организационный
момент
Отмечает отсутствующих на уроке в
журнале.
Отвечают на вопросы преподавателя об отсутствующих на
занятии учащихся.
1 мин.
II. Контроль исходного уровня знаний.
1. Актуализация знаний с
помощью фронтального
опроса
Преподаватель задает вопросы.
Обращает внимание на уже
известные понятия.
Создает проблемную ситуацию.
(- Дайте определение чрезвычайной
ситуации.
- Какой закон определяет задачи,
правовые основы их осуществления
и полномочия органов
государственной власти Российской
Федерации, органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в
области гражданской обороны?
Вспоминают, что известно по изучаемому вопросу, делают
предположения, систематизируют информацию, отвечают.
Формулируют и аргументируют собственную точку зрения,
выражают свои мысли в соответствии с задачами.
(- Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного или иного
бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой
человеческие смерти, а так же ущерб здоровью людей или
окружающей среде, значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности людей.
- Закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. N 28-ФЗ
- ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – это система мероприятий по
подготовке к защите и по защите населения, материальных и
культурных ценностей на территории РФ от опасностей,
2 мин.
- Дайте определение гражданской
обороне.
- Каковы основные принципы
организации и ведения ГО?
- Расскажите о порядке
осуществления руководства
гражданской обороной в РФ.)
возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
- Организация и ведение ГО являются одними из важнейших
функций государства;
- Подготовка государства к ведению ГО
осуществляется заблаговременно в мирное время;
- Ведение ГО на территории РФ или отдельных ее местностях
начинается с момента, объявления войны, фактического начала
военных действий, введения военного положения.
- В Российской Федерации- Правительство РФ,
в Федеральных органах власти – руководители,
в субъектах РФ и муниципальных образованиях - В субъектах РФ
и муниципальных образованиях - Главы органов
исполнительной власти и ОМСУ, на объектах и в организациях –
руководители.)
2. Индивидуальный
опрос
(по карточкам,
содержащих
ситуационные задачи)
Преподаватель предлагает учащимся
карточки с заданиями, предлагает
учащимся оценить работу
отвечающих.
Вспоминают пройденный материал, строят логические цепочки,
анализируют.
Взаимодействуют с преподавателем, определяются со своей
точкой зрения.
5 мин.
3. Проверка
самостоятельной работы
Заслушивает сообщения студентов.
Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями.
Показывают умение выделять существенную информацию из
текстов Интернета, выступая с сообщениями на темы:
8 мин.
«Этапы становления системы ГО в СССР»,
«ЧС техногенного характера на территории Новокузнецкого
района»
III. Объяснение нового материала
1.Мотивация и
планирование
Помогает
учащимся
показать ранее
приобретенные знания. Предлагает
выдвинуть мысли по поводу темы
следующего раздела учебника.
Создает проблемную ситуацию,
мотивируя студентов. Просит
дополнить недостающую
информацию и выдвинуть
предположения о теме урока,
ориентируясь на предложенный
материал.
(- расшифруйте аббревиатуры: ОБЖ,
МЧС, АХОВ, РСЧС, ЧС, ГО,)
Ставят учебные цели и задачи (определяют, что еще необходимо
узнать по данной теме), отвечают.
ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности;
МЧС- Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
АХОВ – аварийно - химически опасные вещества;
ЧС- чрезвычайная ситуация;
ГО – гражданская оборона.
1 мин.
2.Выявление причины и
места затруднения
Анализирует вместе со студентами
полученные результаты, просит
перечислить возникающие
затруднения и назвать способы их
устранения.
Воспринимают информацию, анализируют, осмысливают
значимость предлагаемого к изучению материала для себя.
Формируют задачи занятия. Отвечают.
2 мин.
(- Какую аббревиатуру вы не смогли
расшифровать?
- Как вы думаете, какова тема нашего
урока?
- Каковы цели и задачи урока?)
(- РСЧС
- РСЧС
- познакомиться с понятием Единая Государственная система
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), с историей создания;
3.Реализация плана
Выясняет возникшие трудности.
Предлагает самостоятельно сделать
выводы. Объясняет материал ,
сопровождая объяснение
презентацией.
-Единая система объединяет органы
управления, силы и средства
федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления и
организаций, в полномочия которых
входит решение вопросов в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
В декабре 1994 г. был
принятФедеральный закон «О
защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного
характера».
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Включаются в самостоятельную деятельность, ищут способы
решения учебной задачи.
Осознанно выполняют задания с множественным выбором, на
основе полученных знаний.
Осуществляют выбор наиболее эффективных способов
выполнения задания и форм взаимодействия, записывают в
тетради по ходу объяснения преподавателя и показа
презентации.
Развивают умения пользоваться логическими действиями
обобщения, классификации по различным признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей.
8 мин.
создана с целью объединения
усилий органов государственного
управления всех уровней,
подчинённых им сил и средств для
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Единая система, состоящая из
функциональных и территориальных
подсистем, действует на
федеральном, межрегиональном,
региональном, муниципальном и
объектовом уровнях.
Основу сил постоянной готовности
составляют аварийно-спасательные
службы, аварийно-спасательные
формирования, иные службы и
формирования, оснащённые
специальной техникой,
оборудованием, снаряжением,
инструментом, материалами с учётом
обеспечения проведения аварийно-
спасательных и других неотложных
работ в зоне чрезвычайной ситуации
в течение не менее 3 суток.
В число основных мероприятий,
проводимых органами управления и
силами единой системы, входят:
1.
в режиме повседневной
деятельности:
изучение
состояния окружающей среды и
прогнозирование чрезвычайных
ситуаций;
сбор,
обработка и обмен в
установленном порядке
информацией в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и
обеспечения пожарной
безопасности;
планирование
действий органов управления и
сил единой системы, организация
подготовки и обеспечения их
деятельности;
подготовка
населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
2.
в режиме повышенной
готовности:
усиление
контроля за состоянием
окружающей среды,
прогнозирование возникновения
чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
непрерывный
сбор, обработка и передача
органам управления и силам
единой системы данных о
прогнозируемых чрезвычайных
ситуациях, информирование
населения о приёмах и способах
защиты от них;
приведение
при необходимости сил и средств
единой системы в готовность к
реагированию на чрезвычайные
ситуации, формирование
оперативных групп и организация
выдвижения их в предполагаемые
районы действий;
проведение
при необходимости
эвакуационных мероприятий;
3.
в режиме
чрезвычайной ситуации:
непрерывный
контроль за состоянием
окружающей среды,
прогнозирование развития
возникших чрезвычайных
ситуаций и их последствий;
оповещение
руководителей федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
органов местного
самоуправления и организаций, а
также населения о возникших
чрезвычайных ситуациях;
проведение
мероприятий по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
проведение
мероприятий по
жизнеобеспечению населения в
чрезвычайных ситуациях.
IV. Закрепление материала.
1. Первичное
закрепление материала
Создает проблемную ситуацию и
создает условия для
индивидуальной, парной, групповой
работы
Вопросы.
1.Когда и с какой целью в Российской
Федерации была создана единая
государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
2.Какие основные задачи по защите
населения страны от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера решает РСЧС?
3.Какие силы и формирования
составляют основу сил постоянной
готовности?
Соотносят свои действия с планируемыми результатами.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Соотносят материал с жизненным опытом.
2 мин.
2.Самостоятельная
работа
Создает проблемную ситуацию и
создает условия для
индивидуальной, работы. Предлагает
заполнить «Рабочий лист» занятия.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Осуществлять самоконтроль и анализируют ошибки.
Оценивают правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
6 мин.
Самостоятельно оценивают правильность выполнения
действий, вносят необходимые коррективы в выполнение
задания.
3. Включение в систему
знаний и повторение
Просмотр видеоролика о работе
РСЧС В Кемеровской области
Осуществляют выделение информации, анализируют ее.
6 мин.
V. Подведение итогов работы на уроке
1.Рефлексия
Организует рефлексию.
Предлагает вспомнить этапы урока,
проанализировать, чего удалось
достичь. Предлагает оценить свою
работу на уроке с помощью
лестницы успеха.
Осознают уровень собственных достижений, качество знаний,
ошибки и их причины, пути их устранения.
3 мин.
2.Домашнее задание
Комментирует оценки с выводами о
проделанной работе.
Слушает студентов и их предложения
по поводу домашнего задания,
корректируя, если возникает
необходимость. Помогает выбрать
объем домашнего задания.
(-Подготовить сообщение на тему
«Реализация общих обязанностей
граждан Российской Федерации по
защите от чрезвычайных ситуаций.)
Записывают домашнее задание.
1 мин.