Автор: Якименкова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №24" г.Калуги
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Трансформация жанра антиутопии в романе К. Исигуро «Не отпускай меня».
Раздел: среднее образование
Трансформация жанра антиутопии в романе К. Исигуро «Не отпускай меня».
Введение
Что мы знаем о жанре «антиутопия»? Говоря «мы», я имею в виду обычных
читателей.
Прежде чем нам ответить, стоит привести данные опроса, проведенного
среди учеников 11-х классов. Сами вопросы и результаты вы можете увидеть
на слайде.
Отчего же такое малое количество знает что-либо об антиутопии, в то время
как о комедии в данном опросе написали гораздо больше? Ответ прост.
Комедия как литературный жанр сформировалась еще в Древних Афинах, в
то время как впервые слово «антиутопист» употребил Джон Стюарт Милль в
1868 году.
Сам термин «антиутопия» как название литературного жанра в 1952 году
ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии «В поисках
утопии».
Как видите, антиутопия по сравнению с другими литературными жанрами
еще очень молода, а потому только набирает популярность и еще не до конца
исследована. В связи с этим, хотелось бы осветить одну очень важную
особенность данного жанра, которая совсем не упоминается, а именно:
переход жанра антиутопии в другие литературные жанры.
Тема моей работы посвящена рассмотрению романа «Не отпускай меня» К.
Исигуро с точки зрения трансформации жанра антиутопии в данном романе.
Актуальность обращения к произведению К. Исигуро определятся не только
недостаточной исследованностью его творчества как писателя конца 20 века,
но и проблемой трансформации жанра антиутопии.
В качестве цели берётся исследование жанра антиутопии как метажанра.
Задачи, которые ставятся в данной исследовательской работе, заключаются в
следующем:
1)
Раскрыть понятие и жанровые особенности антиутопии;
2)
Выявить жанрообразующие факторы романа «Не отпускай меня»;
3)
На материале данного романа исследовать особенности трансформации
антиутопии как «метажанра»;
4)
Сделать общие выводы всей работы.
1
Глава 1
Некоторые моменты из истории появления антиутопии мы уже знаем. Теперь
осталось ответить на вопрос, поставленный в самом начале работы. Что такое
антиутопия?
Как свидетельствует само ее название, антиутопия – это отрицание утопии.
Если утопия – это совершенное место, то антиутопия – это плохое место,
нечто прямо противоположное совершенному миру утопии.
Термин «антиутопия» применяется для обозначения особого литературного
жанра - жанра негативной утопии.
Негативная утопия или антиутопия, резко отличается от классической
утопии, которая представляет идеальное, желаемое будущее.
В классической антиутопии описывается уже будущее не желаемое, где образ
будущего пародируется и критикуется.
Многими исследователями отмечается, что возникновение антиутопий – это
общеевропейское явление, связанное с современными научными
достижениями. Оно наблюдается одновременно почти во всех странах
Западной Европы, в особенности в Англии, Германии и Франции. Начало 20
века - это время расцвета антиутопии, потому что именно тогда угроза
массового духовного порабощения стала реальностью.
Глава 2
Что же, обратимся непосредственно к объекту исследования.
Автор романа « Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро родился 8 ноября 1954
года в Нагасаки. В 1960 году семья Исигуро эмигрировала в британский
город Грилфорд. Писатель до сих пор радует читателей своими
произведениями.
Роман «Не отпускай меня», написанный в 2005 году, является лучшим
романом года по версии журнала «Тайм». В 2010 году вышла его
экранизация, режиссёром которого является Марк Романек.
«Не отпускай меня» - это роман-воспоминание, написанный от лица Кэти
Ш. Она уже более одиннадцати лет ухаживает за донорами после операции в
реабилитирующих центрах. Действие происходит в Англии двадцатого века,
где с 50-х годов клонирование людей для пересадки органов – это
нормальным событием.
2
Кэти и ее друзья как раз и являются созданными для этого клонами.
Глава 3
По всем признакам роман «Не отпускай меня» является антиутопией. Мне
хотелось бы ниже их выделить по пунктам.
1)
Наука и современные технологии в данном романе - это
средство уничтожения личности.
В романе «Не отпускай меня» клоны – не просто живые существа,
повторяющие внешность и организм какого-либо человека. Они – именно
личности, способные чувствовать и мыслить. Но общество не хочет
принимать данный факт, оно продолжает удовлетворять свои
физиологические потребности в новом органе за счёт жизни клонов. Таким
образом, клонирование не только определяет «сострадание» и
«человечность» как рудиментарные понятия в жизни высокотехнологичного
общества, но и узаконивает убийства. В данном случае технологии
обесценивают человеческую жизнь.
2)
Отсутствие свободы в антиутопии является центральным
понятием.
Кэти Ш., наравне с другими клонами, не имеет права выбирать не только
свою дальнейшую судьбу, но и возможность существования, потому что их
будут возить по больницам для «выемок» начиная с их совершеннолетия,
пока они не умрут – о чём им сказала одна из опекунов.
Да, клонов приучили говорить «выемка» вместо слова «операция»,
«завершить» вместо «умереть». Невозможность использования обычных
человеческих понятий лишний раз подчёркивает пренебрежительное
отношение того общества к клонам.
3)
В жанре антиутопии подчеркивается неизбежность и
неустранимость социального зла.
Людям не было дела до переживаний клонов, до их личной трагедии. Им
было важно здоровье своих родных, чтобы те не умирали от рака, сердечных
заболеваний и заболеваний двигательного нейрона, потому и требовались все
новые и новые доноры для выемок. Ходили слухи между клонами, что для
влюбленных существует отсрочка на несколько лет от выемок. Но, как
оказалась позже, её не существовало. Общество убедило себя, что клоны –
это «недочеловеки», потому об их судьбе ни мало не заботились. Героев в
антиутопии Кэти Ш. и Томми не может спасти даже такое светлое чувство,
как их любовь.
4)
Место действия в антиутопии – некое условное
государство, где правит один человек или идея.
3
Англия является тем самым государством, где зарождается идея
дозволенности клонирования. И сами клоны считаются лишь материалом для
медицины, хотя общество и понимало, что оно убивает живых мыслящих
существ, способных на чувства.
5)
Поэтическая палитра – уничтожение личности, гротеск и
парадокс.
На слайде вы можете еще раз увидеть только что названные признаки.
Глава 4
Но мы не можем утверждать, что роман Исигуро является лишь антиутопией.
Посмотрите, здесь автор предлагает фантастическую гипотезу о
клонировании людей. И она становится основой сюжета, на котором
происходят события романа. Тем более на эту научную идею клонирования в
реальной жизни планы у ученых уже имеются. И всё это говорит о том, что
данный роман относится ещё и к жанру научной фантастики.
Идейным и сюжетным центром в романе является не внешняя биография, а
личность Кэти Ш., ее душевная и умственная жизнь. Читатель поражается ее
мужеству и благородству, умению стоически воспринимать судьбу как
данность. У Кэти Ш. и остальных клонов есть нравственный закон внутри
них. Они способны мечтать, ценить красоту, испытывать романтические
чувства и следовать идеи служения. Они готовы выполнять свой долг вне
зависимости от его чудовищного и нечеловеческого содержания.
Не зря Исигуро подробно описывает их детство, рассказывает, как и при
каких условиях они развивались. Акцент повествования в первой части
романа делается как раз на духовное и нравственное воспитание клонов, на
формировании их характера, на становлении их личности. И в итоге мы
понимаем, что они такие же люди, только, что странно, с более высокими
чувствами и более благородными порывами.
И вообще, как понять, что он или она – человек? Каковы критерии
человека? – вот главный вопрос, который автор задает тому обществу
бездумного потребителя и нам с вами, читателям.
Эти приметы определяют роман психологическим и философским
одновременно.
4
Заключение
Антиутопия, как мы с вами только что убедились, может реализоваться в ряде
различных жанровых форм: в психологическом романе, научной фантастике,
философском романе.
Но все эти формы объединяются общим началом. Из этого следует, что
антиутопию можно назвать метажанром.
Лейдерман выступал с идей существования «старших жанров». «Метажанр»
в таком представлении - это некий ведущий жанр, который отражает в себе
общие семантические свойства обычных жанров.
Метажанр возникает в рамках литературного направления и «становится
ядром» данной жанровой системы. Он признан крупной формой, которая
существует над обычными жанрами и объединяет их по какому-либо
признаку.
Таким образом, на основе анализа романа К. Исиугуро «Не отпускай меня»
мы можем заключить, что антиутопия – это понятие не одного какого-то
жанра, а обширное жанровое обозначение.
Остаётся надеяться, что в будущем эту особенность антиутопии как
метажанра будут указывать во всех сборниках и антологиях литературы.
5
6