Напоминание

Трансформация жанра антиутопии в романе К. Исигуро «Не отпускай меня».


Автор: Якименкова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №24" г.Калуги
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Трансформация жанра антиутопии в романе К. Исигуро «Не отпускай меня».
Раздел: среднее образование





Назад




Трансформация жанра антиутопии в романе К. Исигуро «Не отпускай меня».

Введение

Что мы знаем о жанре «антиутопия»? Говоря «мы», я имею в виду обычных

читателей.

Прежде чем нам ответить, стоит привести данные опроса, проведенного

среди учеников 11-х классов. Сами вопросы и результаты вы можете увидеть

на слайде.

Отчего же такое малое количество знает что-либо об антиутопии, в то время

как о комедии в данном опросе написали гораздо больше? Ответ прост.

Комедия как литературный жанр сформировалась еще в Древних Афинах, в

то время как впервые слово «антиутопист» употребил Джон Стюарт Милль в

1868 году.

Сам термин «антиутопия» как название литературного жанра в 1952 году

ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии «В поисках

утопии».

Как видите, антиутопия по сравнению с другими литературными жанрами

еще очень молода, а потому только набирает популярность и еще не до конца

исследована. В связи с этим, хотелось бы осветить одну очень важную

особенность данного жанра, которая совсем не упоминается, а именно:

переход жанра антиутопии в другие литературные жанры.

Тема моей работы посвящена рассмотрению романа «Не отпускай меня» К.

Исигуро с точки зрения трансформации жанра антиутопии в данном романе.

Актуальность обращения к произведению К. Исигуро определятся не только

недостаточной исследованностью его творчества как писателя конца 20 века,

но и проблемой трансформации жанра антиутопии.

В качестве цели берётся исследование жанра антиутопии как метажанра.

Задачи, которые ставятся в данной исследовательской работе, заключаются в

следующем:

1)

Раскрыть понятие и жанровые особенности антиутопии;

2)

Выявить жанрообразующие факторы романа «Не отпускай меня»;

3)

На материале данного романа исследовать особенности трансформации

антиутопии как «метажанра»;

4)

Сделать общие выводы всей работы.

1

Глава 1

Некоторые моменты из истории появления антиутопии мы уже знаем. Теперь

осталось ответить на вопрос, поставленный в самом начале работы. Что такое

антиутопия?

Как свидетельствует само ее название, антиутопия – это отрицание утопии.

Если утопия – это совершенное место, то антиутопия – это плохое место,

нечто прямо противоположное совершенному миру утопии.

Термин «антиутопия» применяется для обозначения особого литературного

жанра - жанра негативной утопии.

Негативная утопия или антиутопия, резко отличается от классической

утопии, которая представляет идеальное, желаемое будущее.

В классической антиутопии описывается уже будущее не желаемое, где образ

будущего пародируется и критикуется.

Многими исследователями отмечается, что возникновение антиутопий – это

общеевропейское явление, связанное с современными научными

достижениями. Оно наблюдается одновременно почти во всех странах

Западной Европы, в особенности в Англии, Германии и Франции. Начало 20

века - это время расцвета антиутопии, потому что именно тогда угроза

массового духовного порабощения стала реальностью.

Глава 2

Что же, обратимся непосредственно к объекту исследования.

Автор романа « Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро родился 8 ноября 1954

года в Нагасаки. В 1960 году семья Исигуро эмигрировала в британский

город Грилфорд. Писатель до сих пор радует читателей своими

произведениями.

Роман «Не отпускай меня», написанный в 2005 году, является лучшим

романом года по версии журнала «Тайм». В 2010 году вышла его

экранизация, режиссёром которого является Марк Романек.

«Не отпускай меня» - это роман-воспоминание, написанный от лица Кэти

Ш. Она уже более одиннадцати лет ухаживает за донорами после операции в

реабилитирующих центрах. Действие происходит в Англии двадцатого века,

где с 50-х годов клонирование людей для пересадки органов – это

нормальным событием.

2

Кэти и ее друзья как раз и являются созданными для этого клонами.

Глава 3

По всем признакам роман «Не отпускай меня» является антиутопией. Мне

хотелось бы ниже их выделить по пунктам.

1)

Наука и современные технологии в данном романе - это

средство уничтожения личности.

В романе «Не отпускай меня» клоны – не просто живые существа,

повторяющие внешность и организм какого-либо человека. Они – именно

личности, способные чувствовать и мыслить. Но общество не хочет

принимать данный факт, оно продолжает удовлетворять свои

физиологические потребности в новом органе за счёт жизни клонов. Таким

образом, клонирование не только определяет «сострадание» и

«человечность» как рудиментарные понятия в жизни высокотехнологичного

общества, но и узаконивает убийства. В данном случае технологии

обесценивают человеческую жизнь.

2)

Отсутствие свободы в антиутопии является центральным

понятием.

Кэти Ш., наравне с другими клонами, не имеет права выбирать не только

свою дальнейшую судьбу, но и возможность существования, потому что их

будут возить по больницам для «выемок» начиная с их совершеннолетия,

пока они не умрут – о чём им сказала одна из опекунов.

Да, клонов приучили говорить «выемка» вместо слова «операция»,

«завершить» вместо «умереть». Невозможность использования обычных

человеческих понятий лишний раз подчёркивает пренебрежительное

отношение того общества к клонам.

3)

В жанре антиутопии подчеркивается неизбежность и

неустранимость социального зла.

Людям не было дела до переживаний клонов, до их личной трагедии. Им

было важно здоровье своих родных, чтобы те не умирали от рака, сердечных

заболеваний и заболеваний двигательного нейрона, потому и требовались все

новые и новые доноры для выемок. Ходили слухи между клонами, что для

влюбленных существует отсрочка на несколько лет от выемок. Но, как

оказалась позже, её не существовало. Общество убедило себя, что клоны –

это «недочеловеки», потому об их судьбе ни мало не заботились. Героев в

антиутопии Кэти Ш. и Томми не может спасти даже такое светлое чувство,

как их любовь.

4)

Место действия в антиутопии – некое условное

государство, где правит один человек или идея.

3

Англия является тем самым государством, где зарождается идея

дозволенности клонирования. И сами клоны считаются лишь материалом для

медицины, хотя общество и понимало, что оно убивает живых мыслящих

существ, способных на чувства.

5)

Поэтическая палитра – уничтожение личности, гротеск и

парадокс.

На слайде вы можете еще раз увидеть только что названные признаки.

Глава 4

Но мы не можем утверждать, что роман Исигуро является лишь антиутопией.

Посмотрите, здесь автор предлагает фантастическую гипотезу о

клонировании людей. И она становится основой сюжета, на котором

происходят события романа. Тем более на эту научную идею клонирования в

реальной жизни планы у ученых уже имеются. И всё это говорит о том, что

данный роман относится ещё и к жанру научной фантастики.

Идейным и сюжетным центром в романе является не внешняя биография, а

личность Кэти Ш., ее душевная и умственная жизнь. Читатель поражается ее

мужеству и благородству, умению стоически воспринимать судьбу как

данность. У Кэти Ш. и остальных клонов есть нравственный закон внутри

них. Они способны мечтать, ценить красоту, испытывать романтические

чувства и следовать идеи служения. Они готовы выполнять свой долг вне

зависимости от его чудовищного и нечеловеческого содержания.

Не зря Исигуро подробно описывает их детство, рассказывает, как и при

каких условиях они развивались. Акцент повествования в первой части

романа делается как раз на духовное и нравственное воспитание клонов, на

формировании их характера, на становлении их личности. И в итоге мы

понимаем, что они такие же люди, только, что странно, с более высокими

чувствами и более благородными порывами.

И вообще, как понять, что он или она – человек? Каковы критерии

человека? – вот главный вопрос, который автор задает тому обществу

бездумного потребителя и нам с вами, читателям.

Эти приметы определяют роман психологическим и философским

одновременно.

4

Заключение

Антиутопия, как мы с вами только что убедились, может реализоваться в ряде

различных жанровых форм: в психологическом романе, научной фантастике,

философском романе.

Но все эти формы объединяются общим началом. Из этого следует, что

антиутопию можно назвать метажанром.

Лейдерман выступал с идей существования «старших жанров». «Метажанр»

в таком представлении - это некий ведущий жанр, который отражает в себе

общие семантические свойства обычных жанров.

Метажанр возникает в рамках литературного направления и «становится

ядром» данной жанровой системы. Он признан крупной формой, которая

существует над обычными жанрами и объединяет их по какому-либо

признаку.

Таким образом, на основе анализа романа К. Исиугуро «Не отпускай меня»

мы можем заключить, что антиутопия – это понятие не одного какого-то

жанра, а обширное жанровое обозначение.

Остаётся надеяться, что в будущем эту особенность антиутопии как

метажанра будут указывать во всех сборниках и антологиях литературы.

5

6



В раздел образования