"План урока учебной практики с использованием методики дидактических задач"
Автор: Моргин Юрий Владимирович Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: Томский коммунально-строительный техникум Населённый пункт: город Томск, Томская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "План урока учебной практики с использованием методики дидактических задач" Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка по учебной практике «Электрогазосварочные работы» с использованием
методики дидактических задач
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ
СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
15.01.05 (150709.02) «Сварщик »(Электросварочные и газосварочные работы)
Разработал мастер п.о : Моргин Ю.В.
2015г
Аннотация
@
Моргин Ю.В. Методическая разработка по УП.02«Выполнение сварочных работ» с
использованием методики дидактических задач по теме «Наплавка валиков». Томск, ОГБПОУ
«ТКСТ», 2015. – 15с.
Методическая разработка по УП 02 «Выполнение сварочных работ» с использованием методики
дидактических задач по теме «Наплавка валиков» предназначена для преподавателей и мастеров
производственного обучения по профессии «Электрогазосварщик»
План урока
Предмет: УП.02 «Выполнение
сварочных
работ»
Тема программы:
Ручная дуговая и плазменная сварка металла.
Тема урока: Наплавка валиков.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:
К концу урока каждый обучающийся будет:
знать
уметь
- методы организации труда на
рабочем месте;
- наименование, назначение и
правила пользования инструментом;
- технологию наплавки валиков.
-
зажигать дугу и подерживать её
горение;
- наплавлять валики без поперечных
колебаний электрода на плоскую
поверхность детали из
низкоуглеродистой стали;
В ходе занятия способствовать формерованию у обучающихся компетенций:
профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей
аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна,
цветных металлов и сплавов.
освоение общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
Требование по качеству обученности К
2
0,7.
В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:
- самостоятельности;
- внимательности;
- бережного отношения к инструменту;
- трудолюбия;
- аккуратности;
- интереса к профессии;
- умения работать в группе;
- ответственности за выполненную работу.
В ходе урока способствовать развитию у обучающихся:
- аналитических способностей;
- творческого мышления;
- наблюдательности;
- внимания.
Материально-дидактическое оснащение урока
дидактические материалы:
- дидактическое задание Д-1
- лист планирования Д-2
- информационные листы Д-3
- эталон листа планирования Э-1
- оценочный лист Д-6
Оборудование, материалы и вспомогательные средства
Источник питания сварочной дуги
Принудительная вентиляция
Щиток сварочный ( маска )
Перчатки брезентовые
Костюм сварочный брезентовый
Защитные ботинки
Очки защитные для слесарных работ
Инструмент для зачистки швов
Пластины из низкоуглеродистой стали
100 х З00 х 5 мм
Электроды для сварки низкоуглеродистых сталей
Технологическая карта
№
п/
п
Этапы урока
Время
(мин)
Пд
обуч-
ся на
этапе
Методические особенности и краткие указания по проведению этапов урока
Примечания
1
Организацио
нный
5
Проверить явку обучающихся и их готовность к уроку, выдать комплекты
дидактических материалов.
Комплекты
дидактических
материалов
2
Информация
10
1
Сообщить тему урока.
Познакомить учащихся с текстом дидактической задачи.
Привлечь обучающихся к целеполаганию.
Вопросы обучающимся: «Что необходимо знать и уметь, чтобы выполнить
данное задание?»
Обобщить ответы обучающихся и сформировать цель урока.
Дидактическое
задание Д-1
3
Планирование
15
1
Предложить обучающимся самостоятельную работу по информационным листам
и листам планирования
Д – 1, Д – 2
4
Принятие
решения
10
1
Разделить обучающихся на микрогруппы, состав которых преподаватель
определяет до урока.
Предложить обучающимся выработать вариант группового решения.
Выдать в микрогруппы пустой лист планирования для оформления варианта
группового решения.
Активизировать внутригрупповую дискуссию.
Сравнить выбранный способ решения задачи с эталоном листа планирования
Показать трудовые приемы и операции по выполнению дидактической задачи
Д – 1, Д – 2, Д –
3,
Э-1
5
Выполнение
5ч
1
наплавка валиков без поперечных колебаний
плакаты
6
Контроль
10
1
Предложить обучающимся провести самоконтроль, сравнить свой вариант
решения с эталоном выполнения задания.
Э-1
7
Оценка
10
Предложить обучающимся заполнить оценочные листы.
Д - 6
Д-1
Дидактическая задача – задание
Вам, как сварщикам, требуется ознакомится с охраной труда ПРИЛОЖЕНИЕ 1и учебным элементом
наплавка валиков.
Дидактическая задача – анализ
Сварщик выполняет наплавку валиков без поперечных колебаний электрода и заварка кратера. Для
этого он:
- зажигать дугу и поддерживать её горения;
- наплавляет валики без поперечных колебаний электрода на плоскую поверхность детали из
низкоуглеродистой стали;
- подбирает диаметр электрода для сварки низкоуглеродистых сталей;
- проверяет качество наплавки внешним осмотром.
Проанализируйте действия сварщика. При обнаружении ошибок укажите на них предложите
свои способы устранения ошибок в работе.
Д-2
Лист планирования
Выполняет наплавку валиков без поперечных колебаний электрода и заварка кратера. Для
этого он выполняет следующие рабочие операции:
Правильность заполнения листа планирования оценивается в 7 баллов.
Э-1
Эталон листа планирования
Выполняет наплавку валиков без поперечных колебаний электрода и заварка кратера. Для
этого он выполняет следующие рабочие операции:
- Выбирает инструменты и приспособления для выполнения работы, т.е. подготавливает рабочее
место;
- подбирает заготовку из углеродистой стали 100 х 300 х 5мм;
- зачищает её поверхность металлической щёткой от возможных загрязнений до металлического
блеска;
- выберает электроды в зависимости от толщины металла 3-4 мм;
По окончании работ приводит рабочее место в порядок, т.е. убирает остатки и упавшего на
пол шлака, убирает инструменты и приспособления в предназначенные для этого места хранения.
Д-3
Техника наплавки на плоскую поверхность детали из низкоуглеродистой стали.
1. Зажигание дуги и поддержание её горения.
Выбрать заготовку из углеродистой стали размером 100 х 300 х 5мм. Устоновить пластину на
сварочном столе. Зачистить её поверхность металлической щёткой от возможных загрезнений до
металлического блеска.
Подобрать режим тока.Возьмите электродержатель в руку. Не держите электродержатель
слишком крепко, т.к из-за этого рука может дрожать во время сварки. Вставте электрод в
электродержатель, закрепите его.
Подведите электрод к поверхности заготовки, установите его под углом примерно 70 к
пластине на расстоянии примерно 20 мм выше точки, где вы хотите зажечь дугу.
Предупредите присутствующих, прежде чем возбудить дугу (ГЛАЗА или БОЙСЯ).
Опустите маску прежде чем зажечь дугу. Держите маску в таком положении до прекращения
горения дуги.
Возбудите дугу постукиванием или легким касанием электрода по заготовке, касайтесь
скользящим движением, как буд-то вы зажигаете спичку.
Отведите торец электрода на 2-5 мм от поверхности заготовки и дуга возбудится, удерживайте
возбужденную дугу в течение 5-10с. Для этого, по мере сгорания электрода, постепенно подавайте
его к пластине, выдерживая угол наклонна и расстояние 2-5 мм от электрода до пластины.
Повторяйте упражнение до уверенного возбуждения дуги, и поддерживания её горения.
2. Наплавка валиков без поперечных колебаний электрода и заварка кратера.
Подготовте заготовку из низкоуглеродистой стали толщиной 5 мм размером 100 х 300 мм:
- очистите поверхность пластины проволочной щёткой;
- проедите мелком линию, по которой будите делать проход;
Зафиксируйте заготовку на столе с помощью струбцин.Возбудитк дугу и переведите электрод в то
место, где должна начаться наплавка валика:
- зделайте первый проход без дополнительного поперечного колебания электрода;
- если вы правша, начинайте с левой стороны;
- если вы левша, начните ближе к правому краю.
Держите электрод в плоскости, перпендикулярной поверхности заготовки, наклоните его на 10-15
от вертикали в сторону ведения наплавки, следуйте линии мела, ведите электрод с равномерной
скоростью, поддерживайте постоянную дугу.
При наплавке:
- следите, чтобы длина дуги (Lд) была равна диаметру электрода (d);
- перемещайте электрод со скоростью примерно 150мм в минуту.
Правильная длина дуги обеспечивает:
- равномерное наплавление валика;
- плавный переход наплавленного металла к поверхности заготовки.
Слишком длинная дуга приводит:
- к плоской форме валика;
- к уменьшению провара;
- к увеличению разбрызгивания электродного металла по поверхноости пластины.
Слишком короткая дуга приводит:
- к неровному формированию наплавляемого валика;
- прилипанию электрода к пластине.
При соблюдении требуемой скорости наплавки (Vсв=150мм/мин) валик будет иметь правильную
форму.
Если скорость (Vсв) мала, кратер будет слишком широким.
Если скорость (Vсв) велика, сварочный металл не будет проникать в основной металл и валик будет
слишком высоким.
Скорость сварки должна быть достаточной для того, чтобы сформировать плотный, аккуратный
валик с хорошим проваром.
Не следует делать слишком широкий валик, поскольку это затрудняет контроль его формирования:
- ширина валика увиличивается с увеличением диамтра электрода;
- ширина валика уменьшается с увеличением скорости перемешения электрода.
После сгорания электрода, когда он требует замены новый, необходимо правильно закончить
наплавку валика. Соблюдайте следующую последовательность:
- Когда длина электрода составит 40-50мм, пройдите дугой в обратном направлении вдоль шва на 15-
20мм;
- делайте это не слишком быстро, поддерживая расплавленный металл в точке сварки;
- в конечной точке подержите электрод неподвижно в течение секунды и плавно разорвите дугу, в
результате этой процедуры вы получите заваренный кратер для последующего продолжения сварки.
Отколите шлак примерно на 25 мм от окончания шва, зачистите шов проволочной щеткой.
Замените электрод и продолжайте наплавку:
- возбудите дугу возле окончания шва;
- продолжайте наплавку, перекрывая наплавленный ранее кратер.
Закончите проход, заварив кратер.
Отколите шлак и зачистите наплавленный металл щеткой. Не остовляйте на заготовке шлак и
брызги металла.
Предьявите выполненную работу мастеру п.о.
Оценка
Предложить обучающимся провести самоконтроль, заполнить оценочные листы,
сравнить свой вариант решения с эталоном выполнения задания.
Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор
допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их
вызвавших.
д-6
Общая оценка за урок складывается переводом общего количества баллов в пятибалльную
систему оценки.
Максимальное количество баллов – 30
17 – 20 баллов – оценка 5 (отлично)
14 – 16 баллов – оценка 4 (хорошо)
11 – 13баллов – оценка 3 (удовлетворительно)
10 баллов и менее – оценка 2 (неудовлетворительно)
•
Если у Вас 17 – 20 баллов, Вы отлично справились с заданием. Молодцы!
•
Если у вас 14 – 16 баллов, Вы хорошо справились с заданием, но в работе были небольшие
недочеты. Возможно, Вы были где-то невнимательны.
•
Если у Вас 11 – 13 балла, Вы справились с заданием, но стоит вернуться назад и
проанализировать свои действия.
•
Если у Вас менее 11 баллов, не отчаивайтесь, вернитесь к началу занятия, повторите
пройденный материал, проанализируйте свои действия и Вас, без сомнения, ждет
успешный результат.
№
п/п
ФИО
обучающегося
Лист
планиро
вания
(max 7б)
Выполнение рабочих операций
(max 2б за каждую операцию)
Вклад
работу
группы
(max 5б)
Сумма
баллов
Итогова
я оценка
Подготов
ка
рабочего
места
Изготовл
е
ние
изделия
Нанесени
е плоско
стной
разметки
Приведен
ие
рабочего
места в
порядок
1.