Напоминание

"План урока учебной практики с использованием методики дидактических задач"


Автор: Моргин Юрий Владимирович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Томский коммунально-строительный техникум
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "План урока учебной практики с использованием методики дидактических задач"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Методическая разработка по учебной практике «Электрогазосварочные работы» с использованием

методики дидактических задач
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ

СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
15.01.05 (150709.02) «Сварщик »(Электросварочные и газосварочные работы) Разработал мастер п.о : Моргин Ю.В. 2015г

Аннотация
@ Моргин Ю.В. Методическая разработка по УП.02«Выполнение сварочных работ» с использованием методики дидактических задач по теме «Наплавка валиков». Томск, ОГБПОУ «ТКСТ», 2015. – 15с. Методическая разработка по УП 02 «Выполнение сварочных работ» с использованием методики дидактических задач по теме «Наплавка валиков» предназначена для преподавателей и мастеров производственного обучения по профессии «Электрогазосварщик»

План урока

Предмет:
УП.02 «Выполнение сварочных работ»
Тема программы:
Ручная дуговая и плазменная сварка металла.
Тема урока:
Наплавка валиков.
Тип урока:
изучение трудовых приемов и операций.
Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:
К концу урока каждый обучающийся будет:
знать

уметь
- методы организации труда на рабочем месте; - наименование, назначение и правила пользования инструментом; - технологию наплавки валиков. - зажигать дугу и подерживать её горение; - наплавлять валики без поперечных колебаний электрода на плоскую поверхность детали из низкоуглеродистой стали;
В ходе занятия способствовать формерованию у обучающихся компетенций:
профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.
освоение общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Требование по качеству обученности К  2  0,7. В ходе урока содействовать
воспитанию
у обучающихся: - самостоятельности; - внимательности; - бережного отношения к инструменту; - трудолюбия; - аккуратности; - интереса к профессии; - умения работать в группе; - ответственности за выполненную работу. В ходе урока способствовать
развитию
у обучающихся: - аналитических способностей; - творческого мышления; - наблюдательности; - внимания.

Материально-дидактическое оснащение урока

дидактические материалы:
- дидактическое задание Д-1 - лист планирования Д-2 - информационные листы Д-3 - эталон листа планирования Э-1 - оценочный лист Д-6
Оборудование, материалы и вспомогательные средства
Источник питания сварочной дуги Принудительная вентиляция Щиток сварочный ( маска ) Перчатки брезентовые Костюм сварочный брезентовый Защитные ботинки Очки защитные для слесарных работ Инструмент для зачистки швов Пластины из низкоуглеродистой стали 100 х З00 х 5 мм Электроды для сварки низкоуглеродистых сталей

Технологическая карта



п/

п

Этапы урока

Время

(мин)

Пд

обуч-

ся на

этапе

Методические особенности и краткие указания по проведению этапов урока

Примечания
1 Организацио нный 5 Проверить явку обучающихся и их готовность к уроку, выдать комплекты дидактических материалов. Комплекты дидактических материалов 2 Информация 10  1 Сообщить тему урока. Познакомить учащихся с текстом дидактической задачи. Привлечь обучающихся к целеполаганию. Вопросы обучающимся: «Что необходимо знать и уметь, чтобы выполнить данное задание?» Обобщить ответы обучающихся и сформировать цель урока. Дидактическое задание Д-1 3 Планирование 15  1 Предложить обучающимся самостоятельную работу по информационным листам и листам планирования Д – 1, Д – 2 4 Принятие решения 10  1 Разделить обучающихся на микрогруппы, состав которых преподаватель определяет до урока. Предложить обучающимся выработать вариант группового решения. Выдать в микрогруппы пустой лист планирования для оформления варианта группового решения. Активизировать внутригрупповую дискуссию. Сравнить выбранный способ решения задачи с эталоном листа планирования Показать трудовые приемы и операции по выполнению дидактической задачи Д – 1, Д – 2, Д – 3, Э-1 5 Выполнение 5ч  1 наплавка валиков без поперечных колебаний плакаты 6 Контроль 10  1 Предложить обучающимся провести самоконтроль, сравнить свой вариант решения с эталоном выполнения задания. Э-1 7 Оценка 10 Предложить обучающимся заполнить оценочные листы. Д - 6

Д-1

Дидактическая задача – задание
Вам, как сварщикам, требуется ознакомится с охраной труда ПРИЛОЖЕНИЕ 1и учебным элементом наплавка валиков.
Дидактическая задача – анализ
Сварщик выполняет наплавку валиков без поперечных колебаний электрода и заварка кратера. Для этого он: - зажигать дугу и поддерживать её горения; - наплавляет валики без поперечных колебаний электрода на плоскую поверхность детали из низкоуглеродистой стали; - подбирает диаметр электрода для сварки низкоуглеродистых сталей; - проверяет качество наплавки внешним осмотром. Проанализируйте действия сварщика. При обнаружении ошибок укажите на них предложите свои способы устранения ошибок в работе.



Д-2

Лист планирования
Выполняет наплавку валиков без поперечных колебаний электрода и заварка кратера. Для этого он выполняет следующие рабочие операции:
Правильность заполнения листа планирования оценивается в 7 баллов.

Э-1
Эталон листа планирования
Выполняет наплавку валиков без поперечных колебаний электрода и заварка кратера. Для этого он выполняет следующие рабочие операции: - Выбирает инструменты и приспособления для выполнения работы, т.е. подготавливает рабочее место; - подбирает заготовку из углеродистой стали 100 х 300 х 5мм; - зачищает её поверхность металлической щёткой от возможных загрязнений до металлического блеска; - выберает электроды в зависимости от толщины металла 3-4 мм; По окончании работ приводит рабочее место в порядок, т.е. убирает остатки и упавшего на пол шлака, убирает инструменты и приспособления в предназначенные для этого места хранения.

Д-3

Техника наплавки на плоскую поверхность детали из низкоуглеродистой стали.

1. Зажигание дуги и поддержание её горения.
Выбрать заготовку из углеродистой стали размером 100 х 300 х 5мм. Устоновить пластину на сварочном столе. Зачистить её поверхность металлической щёткой от возможных загрезнений до металлического блеска. Подобрать режим тока.Возьмите электродержатель в руку. Не держите электродержатель слишком крепко, т.к из-за этого рука может дрожать во время сварки. Вставте электрод в электродержатель, закрепите его. Подведите электрод к поверхности заготовки, установите его под углом примерно 70 к пластине на расстоянии примерно 20 мм выше точки, где вы хотите зажечь дугу. Предупредите присутствующих, прежде чем возбудить дугу (ГЛАЗА или БОЙСЯ). Опустите маску прежде чем зажечь дугу. Держите маску в таком положении до прекращения горения дуги. Возбудите дугу постукиванием или легким касанием электрода по заготовке, касайтесь скользящим движением, как буд-то вы зажигаете спичку. Отведите торец электрода на 2-5 мм от поверхности заготовки и дуга возбудится, удерживайте возбужденную дугу в течение 5-10с. Для этого, по мере сгорания электрода, постепенно подавайте его к пластине, выдерживая угол наклонна и расстояние 2-5 мм от электрода до пластины. Повторяйте упражнение до уверенного возбуждения дуги, и поддерживания её горения.

2. Наплавка валиков без поперечных колебаний электрода и заварка кратера.
Подготовте заготовку из низкоуглеродистой стали толщиной 5 мм размером 100 х 300 мм: - очистите поверхность пластины проволочной щёткой; - проедите мелком линию, по которой будите делать проход; Зафиксируйте заготовку на столе с помощью струбцин.Возбудитк дугу и переведите электрод в то место, где должна начаться наплавка валика: - зделайте первый проход без дополнительного поперечного колебания электрода; - если вы правша, начинайте с левой стороны; - если вы левша, начните ближе к правому краю. Держите электрод в плоскости, перпендикулярной поверхности заготовки, наклоните его на 10-15 от вертикали в сторону ведения наплавки, следуйте линии мела, ведите электрод с равномерной скоростью, поддерживайте постоянную дугу. При наплавке: - следите, чтобы длина дуги (Lд) была равна диаметру электрода (d); - перемещайте электрод со скоростью примерно 150мм в минуту. Правильная длина дуги обеспечивает: - равномерное наплавление валика; - плавный переход наплавленного металла к поверхности заготовки.
Слишком длинная дуга приводит: - к плоской форме валика; - к уменьшению провара; - к увеличению разбрызгивания электродного металла по поверхноости пластины. Слишком короткая дуга приводит: - к неровному формированию наплавляемого валика; - прилипанию электрода к пластине. При соблюдении требуемой скорости наплавки (Vсв=150мм/мин) валик будет иметь правильную форму. Если скорость (Vсв) мала, кратер будет слишком широким. Если скорость (Vсв) велика, сварочный металл не будет проникать в основной металл и валик будет слишком высоким. Скорость сварки должна быть достаточной для того, чтобы сформировать плотный, аккуратный валик с хорошим проваром. Не следует делать слишком широкий валик, поскольку это затрудняет контроль его формирования: - ширина валика увиличивается с увеличением диамтра электрода; - ширина валика уменьшается с увеличением скорости перемешения электрода. После сгорания электрода, когда он требует замены новый, необходимо правильно закончить наплавку валика. Соблюдайте следующую последовательность:
- Когда длина электрода составит 40-50мм, пройдите дугой в обратном направлении вдоль шва на 15- 20мм; - делайте это не слишком быстро, поддерживая расплавленный металл в точке сварки; - в конечной точке подержите электрод неподвижно в течение секунды и плавно разорвите дугу, в результате этой процедуры вы получите заваренный кратер для последующего продолжения сварки. Отколите шлак примерно на 25 мм от окончания шва, зачистите шов проволочной щеткой. Замените электрод и продолжайте наплавку: - возбудите дугу возле окончания шва; - продолжайте наплавку, перекрывая наплавленный ранее кратер. Закончите проход, заварив кратер. Отколите шлак и зачистите наплавленный металл щеткой. Не остовляйте на заготовке шлак и брызги металла. Предьявите выполненную работу мастеру п.о.
Оценка
Предложить обучающимся провести самоконтроль, заполнить оценочные листы, сравнить свой вариант решения с эталоном выполнения задания. Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших.
д-6 Общая оценка за урок складывается переводом общего количества баллов в пятибалльную систему оценки. Максимальное количество баллов – 30 17 – 20 баллов – оценка 5 (отлично) 14 – 16 баллов – оценка 4 (хорошо) 11 – 13баллов – оценка 3 (удовлетворительно) 10 баллов и менее – оценка 2 (неудовлетворительно) • Если у Вас 17 – 20 баллов, Вы отлично справились с заданием. Молодцы! • Если у вас 14 – 16 баллов, Вы хорошо справились с заданием, но в работе были небольшие недочеты. Возможно, Вы были где-то невнимательны. • Если у Вас 11 – 13 балла, Вы справились с заданием, но стоит вернуться назад и проанализировать свои действия. • Если у Вас менее 11 баллов, не отчаивайтесь, вернитесь к началу занятия, повторите пройденный материал, проанализируйте свои действия и Вас, без сомнения, ждет успешный результат.


п/п

ФИО

обучающегося

Лист

планиро

вания

(max 7б)

Выполнение рабочих операций

(max 2б за каждую операцию)

Вклад

работу

группы

(max 5б)

Сумма

баллов

Итогова

я оценка
Подготов ка рабочего места Изготовл е ние изделия Нанесени е плоско стной разметки Приведен ие рабочего места в порядок 1.


В раздел образования