Автор: Ахатов Рамиль Мирзанурович
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ №24 г.Альметьевск Республика Татарстан
Населённый пункт: город Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Военно–спортивная игра "Зарничка" по ФГОС
Раздел: полное образование
Ахатов Рамиль Мирзанурович
учитель физической культуры и ОБЖ
1 квалификационной категории
МБОУ «Альметьевская СОШ №24» г.
Альметьевска
Республики Татарстан РФ
Военно-спортивная игра «Зарничка»,
посвященная Дню Защитников Отечества
Целевая аудитория: ученики начальных классов и среднего звена.
Цель:
пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и укрепление
физической подготовки обучающихся;
сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к Российским Вооружённым
Силам, осознания необходимости качественной подготовки к службе в рядах
Вооружённых Сил;
формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного
начала;
Задачи:
развивать ловкость, быстроту, смекалку, силу;
воспитывать чувство ответственности, коллективизма.
Форма проведения – игра-эстафета, состоящая из нескольких этапов. Старт командам даётся
одновременно. Время прохождения этапов фиксируется
по последнему участнику, прибывшему на финиш. В маршрутных листах отмечается только
количество набранных баллов.
Подготовительная работа:
(Проводится в каждом классе)
1.
Выбрать командира отряда, научить сдавать рапорт.
2.
Придумать название отряда, девиз, эмблему.
3.
Назначить связных (7 девочек – каждая отвечает за свой этап).
4.
Подготовить 5 – 7 жестяных баночек (из-под сгущенки, консервов…)
5.
Принести листы А-4 по количеству мальчиков, 4 листа картона, 7 цветных листов для грамот.
6.
Шарики по количеству мальчиков (не надувать) и нитки.
7.
Приготовить красные флажки из бумаги (10 на 7) – 10 штук.
8.
Пригласить для проведения игры от каждого класса по 2-3 родителя, желательно пап.
Ход игры:
1.
Линейка.
Ведущая приветствует отряды и представляет главнокомандующего игрой «Зарничка».
Команды построения отдает главнокомандующий – приглашенный военный (папа одного из
учащихся школы). Поздравление с праздником. Сдача рапорта командирами отрядов. Выдача
маршрутных листов.
2. Знакомство с правилами игры.
Каждая команда идет по маршруту листу, выполняя задания. На каждом этапе определяется
победитель. Инструктор записывает фамилию и имя победителя на жетоне с буквой. Связная
бежит с жетоном в «Штаб игры», отдает его и бежит обратно к своей команде. В штабе жетон
прикрепляют на табло. В конце игры на табло из букв, которые соберет команда, появится пароль
игры. После того, как команда пройдет все этапы, все собираются на подведение итогов и
вручение грамот победителям.
3. Прохождение этапов. (Команды получают маршрутные листы)
Каждая команда идет по своему маршруту. На каждый этап по 5 минут. Смена этапов проходит
по свистку. Если свистка не было, а этап пройден, то команда остается на данном этапе, чтобы не
мешать другим командам проходить свой этап и может продолжить тренировочные соревнования.
Этап «Летное поле»
(Мальчики на этап приходят с листом бумаги и простым карандашом)
1.
Соревнование
на
дальность
полета.
Игроки
выстраиваются
в
шеренгу.
По
команде
инструктора, команды должны смастерить самолет из листа бумаги, подписать его название и
бросить его как можно дальше. Самолет, долетевший дальше всех, является победителем.
Команда этого самолета получает звание «Лучшие пилоты». Инструктор на жетоне пишет
название команды и фамилию ученика.
2.
Соревнование на время полета. Команды опять выстраиваются в шеренгу и по команде
инструктора
бросают
самолеты.
Самолет,
продержавшийся
дольше
всех
в
воздухе
и
приземлившийся позднее всех, является победителем. Команда этого самолета получает
звание «Лучшие штурманы». Инструктор на жетоне пишет название команды и фамилию
ученика. Отдает жетон связной.
3.
Если соревнования закончились, а сигнала еще нет, можно предложить ребятам
еще раз
посоревноваться на высоту полета или самый красивый полет.
4.
После окончания игры, желательно, чтобы самолеты ребята положили в корзину, чтобы не
засорять стадион.
По завершении одного этапа, связная бежит в штаб игры и отдает жетон, который
получает
команда
на
каждом
этапе.
В
штабе
жетон
прикрепляют
на
табло
и
сразу
подписывают грамоту победителю этапа.
Этап «Меткий стрелок»
(На этапе лежат 3 обруча, по 4 кегли для каждой цели, обозначена линия броска.)
Конкурс на самого меткого стрелка. На расстоянии 5 – 7 метров (зависит от класса: 4 – 5
классы – 7 - 8 метров) лежит обруч – цель. Нужно бросить 4 кегли в обруч. Одновременно могут
бросать 3 мальчика, если в классе много мальчиков. Тогда помогают считать заброшенные кегли
учитель, болельщики.
Если мальчиков мало, то все кидают по очереди в 1 цель. Девочки
помогают – собирают кегли и приносят на линию броска.
По окончании этапа определяется (желательно 1) победитель. Инструктор пишет фамилию
победителя на жетоне и отдает его связной.
Этап «Чужая территория»
(ставятся лыжные палки «воротами» между ними натягиваются веревки с колокольчиками – 6
штук, каждый колокольчик ниже предыдущего)
Инструктор объясняет, что на чужой территории в тылу врага нужно двигаться как можно
тише и незаметнее. Участникам игры нужно проползти чужую территорию, не задев ни одного
колокольчика по-пластунски.
В классах, где мало мальчиков, можно провести дважды и подвести итог по сумме двух
проходов. Считается количество пройденных колокольчиков.
По окончании этапа
определяется (желательно 1) победитель. Инструктор пишет фамилию победителя на жетоне
и отдает его связной.
Этап «Полоса препятствий»
(у инструктора секундомер и флажок)
Участвуют желающие. Нужно пробежать «Лабиринт», перепрыгнуть через препятствия,
пробежать лестницу и вернуться на место старта. Учитель фиксирует время каждого игрока.
По окончании этапа определяется (желательно 1) победитель. Инструктор пишет фамилию
победителя на жетоне и отдает его связной.
Этап «Минное поле»
На этапе должно быть 2 инструктора.
Территория поделена на 2 квадрата и огорожена флажками, в снег закапываются жестяные
банки «мины». Участники отдают табло 1 инструктору.
За 5 минут нужно набрать как можно больше «мин» на 1 квадрате. 1 инструктор в таблицу у
каждой фамилии фиксирует количество «мин», поэтому игрок, отыскавший мину, громко кричит
свою фамилию и отдает «мину» 2 инструктору, который сразу прячет ее во 2 квадрате, готовя для
следующего класса «минное поле».
По окончании этапа определяется (желательно 1) победитель. Инструктор пишет фамилию
победителя на жетоне и отдает его связной.
Этап «Верховая езда» (шуточный конкурс)
(У каждого участника шарик и нитка)
На данном этапе по сигналу инструктора дети начинают надувать свой шарик до следующего
сигнала
инструктора,
завязывают
его
(могут
девочки
помочь
завязывать,
инструктор
до
соревнований может сказать об этом). Оседлав шарик, участник бежит или прыгает (кому как
удобно, тот так и передвигается, можно придерживать руками) как можно быстрее до линии,
берет звезду-жетон и возвращается на шарике на линию старта. Главная задача игрока – не
потерять своего «коня», и сохранить в целости и сохранности. Игрок, пришедший к финишу
первым, становится победителем.
Этап «Военная мудрость»
Интеллектуальный конкурс.
(Командам раздаются окончания пословиц и поговорок, у детей «веера» с цифрами.)
Инструктор читает начало пословицы, а дети должны найти продолжение пословицы и
показать с помощью «веера» порядковый номер пословицы.
Инструктор: Русский народ – это великий народ, мудрый, всё-то он подмечает и в точные
короткие выражения преображает. Вы догадались, о чем я говорю? Ну, конечно же, о пословицах
и поговорках. Конкурс состоит в следующем:
- я читаю начало пословицы, а вы должны найти продолжение пословицы и показать после
сигнала инструктора (поднятая рука) «веером» порядковый номер пословицы. Кто показывает
неправильный ответ, тот выбывает из конкурса.
1. Друг научит, 5 /а недруг проучит.
2.
По заслугам 7 / и честь.
3.
Славу свою 3/ добывай в бою.
4.
В бою побывать 9/ цену жизни узнать.
5.
Тяжело в ученье, 6 / легко в бою.
6.
Бой красен мужеством, 2 / а приятель дружеством.
7.
Береги платье снову, 8 / а честь смолоду.
8.
Кто храбр и стоек, 1/ тот десятерых стоит.
9.
Один в поле 4/ не воин.
Если осталось в конце несколько игроков, то между ними нужно провести розыгрыш. Кто
первый ответит на вопрос, тот и выиграл.
По описанию нужно отгадать название воинского предмета.
- сигнальный звуковой рожок – горн
- кожаный футляр для пистолет – кобура
- высокая меховая шапка с суконным верхом – папаха
Инструктор пишет фамилию победителя на жетоне и отдает его связной.
По завершении каждого этапа, связная бежит в штаб игры и отдает жетон, который получает
команда на каждом этапе. В штабе жетон прикрепляют на табло и сразу подписывают
грамоту победителю этапа.
(табло получается цвета российского флага)
4 «А»
4 «Б»
4 «В»
5 «А»
5 «Б»
5 «В»
5 «Г»
5 «Д»
меткий
стрелок
м
м
м
м
м
м
м
м
летное
поле
о
о
о
о
о
о
о
о
полоса
препятствий
л
л
л
л
л
л
л
л
минное
поле
о
о
о
о
о
о
о
о
верховая
езда
д
д
д
д
д
д
д
д
чужая
территория
ц
ц
ц
ц
ц
ц
ц
ц
военная
мудрость
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
Пройдя все этапы, команды возвращаются на построение.
3.
Приглашенный военный подводит итоги игры.
4.
Девочки 4-5 классов поздравляют военного и вручают ему памятный подарок.
5.
Инструкторы вручают победителям этапов грамоты. Вручение проходит по номинациям.
6.
Ведущая.
Вот и подошел к концу наш праздник – военно-спортивная игра «Зарничка». Вы показали себя
сильными, ловкими, находчивыми.
Провели мы состязанье,
Вам желаем на прощанье
Всем здоровье укреплять,
Мышцы крепче накачать.
Телевизор не смотреть,
Больше с гирями потеть.
На диване не лежать,
Со скакалочкой скакать
Всем мальчишкам пожелаем
Не стареть и не болеть!
Разработал: учитель физической культуры и ОБЖ Ахатов Р.М.
Литература
Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия: 5 – 11 класс. – Москва 2007
Жиренко
О.
Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому
воспитанию. – Москва 2006.
Коган М. С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск 2004.
Правила. 1. Порядок выполнения членами команд заданий на этапах устанавливается капитаном. 2.
Игроки, допустившие ошибки, не возобновляют попытку, а продолжают выполнять задание
дальше. 3. После выполнения задания, команда обязана поставить на места все используемые
предметы.
Приложение№1
Путевка команды.
Старт____________ час. _____________ мин. ____________ сек.
Наименование этапов
по порядку
Баллы
Подпись
судьи
Меткий
стрелок
Лётное
поле
Полоса
препятствий
Минное
поле
Верховая
езда
Чужая
территория
Военная
мудрость
Финиш ___________ час. ____________ мин. _______________ сек.
Результат _____________мин. _____________ сек.
Общая оценка _________________ баллов.
Гл. судья: ____________/_________________/
Преподаватель физической культуры и ОБЖ:____________/ Ахатов Р.М./
Приложение№2
Маршрутный лист
Приложение№3
Результативность.
Лётное
поле
Полоса
препят-
ствий
Минное
поле
Верхо-
вая езда
Чужая
террито
-рия
Воен-
ная му-
дрость
Меткий
стрелок
Ф.И.
учащихся
Победители на этапах
1
2
3
4
5
6
7