Автор: Копытова Наталья Григорьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МКОУ "Инюшинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: деревня Инюшка
Наименование материала: Статья
Тема: Комплексный анализ текста как один из способов подготовки обучающихся к итоговой аттестации
Раздел: полное образование
Копытова Наталья Григорьевна
МКОУ «Инюшинская средняя общеобразовательная школа»
д.Уроп
Современному обществу нужны образованные, коммуникабельные, нравственные
люди. Перед учителем на сегодняшний день стоит задача воспитать личность, владеющую
культурой общения, с уважением относящуюся к духовным ценностям.
Занимаясь
комплексным
лингвистическим
анализом
текста,
учащиеся
учатся
видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом,
учатся наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.
К
каждому
тексту
прилагаются
вопросы,
которые
составляются
с
учетом
его
лингвистического,
стилистического
и
художественного
своеобразия.
Получив
текст
и
задания к нему, учащиеся определяют тему, идею, анализируют его структуру, лексику,
морфологические
признаки,
типичные
синтаксические
конструкции,
выполняют
разнообразные лингвистические анализы.
Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по
орфографии, пунктуации, отвечая на которые обучаемый должен использовать знания,
полученные в школе, переосмыслить их, систематизировать или заполнить существующие
«пробелы» в знаниях. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и
вдумчиво и в то же время, пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с
отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала,
дети тренируют зрительную память, а значит, развивают орфографическую зоркость.
Анализ
текста
начинается
с
заданий,
связанных
с
речевым
развитием
обучающихся: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи, затем
вопросы, связанные с пониманием содержания текста.
На уроках русского языка в 5-9 классах
надо проводить
комплексный анализ
текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками будут сочетаться
с
языковыми разборами – синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим,
пунктуационным.
Главный результат работы - это умение самостоятельно понять замысел текста,
объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла,
объяснить влияния
грамматических
и
стилистических
средств
выразительности
для
создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной
речевой ситуации.
Учить ребят анализировать текст я начинаю с 5-го класса. Вместе с ними мы
составляем памятку «План анализа текста».
1. Прочитайте текст.
2.
Вспомните,
что
вы
знаете
о
его
авторе.
Если
не
знаете,
постарайтесь
узнать
из справочной литературы.
3.
К
какому
стилю
речи
принадлежит
текст
(художественному,
публицистическому,
научному).
4. Определите тему текста.
5. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его
смыслом.
6. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.
Тексты для ребят я стараюсь подобрать интересные, связанные с искусством,
историей, фольклором, миром животных. Вот один из текстов для учащихся 5 класса.
1.Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. 2.Мало у них добычи, потому что под
корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки. 3.Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки,
небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв. 4.В чудесные осенние денёчки старается ёжик
приготовить себе широкую, тёплую норочку. 5.Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий
лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. 6.Хочется позаботиться ему об удобной
постельке.
7.Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом.
8.Хорошо счастливому ежику жить в своей норке!9.Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за
него.10. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.
Задание:
1. Определите
основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, словосочетания,
которые отражают тему текста.
2. Предложите свои варианты заглавия.
3. Каким типом речи является данный текст? Докажите.
4. Найдите в тексте предложение с однородными членами и выпишите его.
5. В предложении 4 подберите синоним к слову «приготовить» и запишите его.
6. Дайте толкование слова «хозяйство» (предложение 10)?
7. Объясните подчеркнутые орфограммы.
8.Произведите морфемный разбор слов ОСЕННИЙ, ТРАВИНКИ, ПРИГОТОВИТЬ.
Часто ученики не могут расчленить единый текст на абзацы. Важно проводить и
такую работу. (Текст дается без названия и без абзацев).
Я жил на берегу моря. У меня была лодка, сетки и удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи
сидел огромный пёс Рябка. Он был мохнатый, весь в темных пятнах. Пёс стерёг дом. Кормили мы его
рыбой.Рябка привык, что мы с ним разговаривали. Я спрашивал его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом
завиляет и повернет морду в ту сторону, куда ушел Володя. Иногда придёшь с моря без рыбы, а Рябка ждёт
её. «Плохи наша дела, Рябка!» - скажешь сердито. Он вздохнёт, ляжет, положит лапы на голову. Вот такой
умный пёс!
(По Б. Житкову)
Задание:
1.Разделите
текст
на
смысловые
части.
(Можно
подсказать,
сколько
в
тексте
будет
абзацев).
2.Выпишите главную мысль каждого абзаца.
3.Озаглавьте текст.
4.Передайте текст сжато.
Большую роль в совершенствовании речи учащихся призвана играть словарная
работа, организованная по тематическому принципу.
Готовлю учащихся к сочинению 15.3 на ОГЭ следующим образом.
Например,
в
5
классе
детям
предлагаю
написать
небольшие
высказывания,
связанные с толкованием слова. ( Объясните, что такое ПОРТФЕЛЬ, ЛАПТИ, СИРЕНЬ,
ОТЧАЯННЫЙ, ОДУМАТЬСЯ, ОЧАРОВАТЬ…).
В 6 классе задания усложняются. Нужно объяснить такие понятия как ДОБРОТА,
МЕЧТА, ЖЕСТОКОСТЬ, ДРУЖБА, ПРЕДАТЕЛЬСТВО,
В
7
классе
переходим
к
словосочетаниям
–
МАТЕРИНСКАЯ
ЛЮБОВЬ,
СЕРДЕЧНАЯ ДОБРОТА, НАСТОЯЩИЙ ДРУГ, БЕССТРАШНОЕ СЕРДЦЕ.
В
8-9
классах
пишем
сочинения
по
тексту
из
сборников
для
подготовки
к
экзаменам, которые содержат задания из разных областей науки о языке,
лексике,
грамматике, т. е. предлагается материал, работа с которым способна обеспечить глубокий
лингвистический анализ, языковую и речевую деятельность старшеклассников.
Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать
свои мысли. Это означает, что учитель по-прежнему должен учить:
- правильному пониманию темы;
- четким формулировкам;
- умению последовательно и логично излагать материал;
- умению аргументировать свои высказывания;
- умению делать обобщения и выводы.
Правильно организованная работа по комплексному анализу способствует более
глубокому
проникновению
в
содержание
текста,
а
также
развивает
лингвистические,
коммуникативные и творческие способности учащихся.
Для
«исследования»
текстов
можно
использовать
отрывки
из
литературных
произведений.
Текст
является
одним
из
средств
создания
на
уроках
русского
языка
речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на
воспитание чувства слова. Развивающая речевая среда может быть средой духовной, если
ученики обращаются к тем «безукоризненным образцам», какими являются произведения
русской классики.
ПЛАН КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ (примерные вопросы)
1.Подготовьтесь
к
выразительному
чтению
текста
(отрывка):
определите,
где
нужны
логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные; выберите нужный тон,
темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2.Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания),
которые отражают тему текста.
3.Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие - на тему или на
основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст,
имеющий заголовок.)
4.Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
5.Укажите средства художественной изобразительности, которые используются автором.
(Если анализируется художественный текст.) Как реализуются в тексте стилистические
возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)?
6.Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
7.Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст?
Докажите.
8.Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)?
Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их
сочетание)?
9.Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.
10.Подберите
к
выделенным
словам
синонимы
(антонимы).
Чем
отличаются
слова,
входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное
слово?
11.Найдите в тексте два - три многозначных слова. В каких значениях они употреблены?
Докажите, что эти слова многозначные.
12.Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном
значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова
их роль в тексте?
13.Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы,
фразеологизмы. Объясните их значение.
14.Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу.
15.Произведите на материале текста разные виды разбора.
16.Проанализируйте
орфографию
и
пунктуацию
текста.
Сгруппируйте
орфограммы
и
пунктограммы, объясните их.
На уроке комплексный анализ текста используется по-разному. Этому может быть
отведено и 10-15 минут урока, целый урок, на котором изучается новый материал, урок
повторения и обобщения, развития речи, а также урок контроля.
Литература
1. Гриценко Р.М. Разноаспектный анализ текста. Краснодар, 2011.
2 .Лисицкая Л.Г. Лекции по русскому языку и культуре речи. Армавир, 2016.