" Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребенка"
Автор: Головенко Оксана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 288 Населённый пункт: г.Ростов-на Дону Наименование материала: методическая разработка Тема: " Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребенка" Раздел: дошкольное образование
« Развитие экспрессивных и кодирующих
способностей у детей посредством игровой
деятельности »
Составитель:
Головенко О.С-
воспитатель группы № 3
« Развитие у детей экспрессивных и кодирующих способностей
посредством игровой деятельности»
Проблема эмоционально-экспрессивного развития не нова, однако, она всегда
рассматривается чаще всего с позиции ее влияния и роли в развитии
общения, когнитивной сферы и т.д. Проблема становления самой
эмоциональной сферы до сих пор не изучена.
В то же время доказано, что готовность человека к социализации, к
жизнедеятельности во всех сферах прямо пропорционально зависит от
уровня развития эмоционально-экспрессивной сферы человека и
способности понимать экспрессию другого человека.
Решение задач эмоционально-экспрессивного развития необходимо
начинать с дошкольного возраста, т.к. развитие ребенка теснейшим образом
взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с
одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой – сами
существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение,
определяя направленность его внимания, особенности восприятия
окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не
могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности
поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по
мере личностного развития у них постепенно формируется способность
осознавать и контролировать переживания, понимать эмоциональное
состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства
становятся более устойчивыми и глубокими.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме
своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной.
Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно
им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере
расширения из связей с окружающим миром.
Развитие эмоционально-экспрессивной сферы зависит от
направленности педагогического процесса на ее развитие, от уровня
эмоционально-экспрессивного развития педагога, т.к. он является “учебным
пособием” для ребенка в области эмоций и их экспрессии.
Важным является процесс коммуникативной и игровой деятельности детей,
которые являются ведущими средствами развития эмоций.
Все эти аспекты начинают осмысливаться в современной педагогике,
однако, наиболее важным средством эмоционально-экспрессивного развития
дошкольников является познание ребенком внутренней сущности и самого
себя.
Целью моей работы, проводимой в МБДОУ №288 является, формирование
культурных эмоций, осознание сущности эмоциональных состояний.
Цель данных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
обосновывается тем, что через познание самого себя, накапливая
определенные моменты переживания и фиксации на каком-либо чувстве,
ребенок сможет осознать свой собственный “Эмоциональный фонд”, с
помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и
чувствах людей, которые его окружают.
Задачи:
формирование позитивного отношения к своему “Я”;
развитие навыков социального поведения;
осознание детьми собственного эмоционального состояния, причин его
возникновения;
формирование способности распознавать чувства других людей через
мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
подготовка детей к самоактуализации через формирование “Я –
концепции” и через познание себя и других.
Принципы отбора содержания и организации занятий.
1. Принцип единства аффекта и интеллекта. Отбор такого материала, который
позволит ребенку входить в “мажорное” эмоциональное состояние, т.к. любое
знание усваивается лучше, если оно эмоционально окрашено.
2. Принцип статности. Право ребенка вступать в деятельность, когда ему
этого хочется, право выбрать, озвучит свою эмоциональную оценку.
3. Принцип постепенности и поэтапности. Каждый последующий этап
логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, ребенок постепенно
углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего
“Я”.
4. Принцип творческой активности.
Тематическое планирование занятий для детей
дошкольного возраста
№
заняти
я
Тема
Цели
1
«Введение в курс
«Развитие эмоциональной
сферы» ( Психогимнастика
« Путешествие на море»)
Ознакомление детей с основными
правилами, целями и задачами
эмоционального и коммуникативного
общения
2
«Удивительный мир
эмоций и чувств».
( комплексы
психогимнастик см.
картотеку)
Ознакомление детей с эмоциями; развитие
умения правильно выражать свои эмоции и
чувства посредством мимики; развитие
выразительности жестов; снятие
психомышечного напряжения.
3
«Я дарю тебе радость»
Развитие умения правильно выражать свои
эмоции и чувства посредством мимики;
развитие выразительности жестов; снятие
психомышечного напряжения.
4-5
«Веселое путешествие».
Развитие способности понимать
эмоциональное состояние другого человека и
умения адекватно выразить свое.
6-7
«Ущелье страхов».
Познакомить с новой эмоцией - страхом;
учить распознавать, изображать и
отреагировать имеющиеся страхи.
8
«Маленький храбрец».
Повышение самооценки; снятие
психического напряжения, устранение
страхов; создание положительного
эмоционального фона.
9-11
Остров Ссор и
Познакомить с эмоцией злость, учить
Конфликтов».
распознавать у себя и у других людей
эмоцию злости, продолжать учиться
передавать заданное эмоциональное
состояние, используя выразительные
различные средства, снятие психомышечного
напряжения.
12-16
«Океан человеческих
чувств».
Познакомить с эмоцией гнев, учить
распознавать у себя и у других людей
эмоцию гнева, продолжать учиться
передавать заданное эмоциональное
состояние, используя выразительные
различные средства, снятие психомышечного
напряжения.
17
«Остров забытых
ощущений»
Познакомить с эмоцией гнев, учить
распознавать у себя и у других людей
эмоцию гнева, продолжать учиться
передавать заданное эмоциональное
состояние, используя выразительные
различные средства, снятие психомышечного
напряжения.
18-19
«Спокойствие»
Расширение представления о спокойствии;
развитие саморегуляции; снятие
психомышечного напряжения, закрепление
позитивного представления о себе.
20-21
«Счастливая страна
взаимопонимания»
Закрепление позитивного представления о
себе, о эмоциях.
22
Итоговое