Урок русского языка "Деловые бумаги: заявление" (6-й класс)
Крузер Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Оборудование:
словари;
раздаточный материал к уроку.
Цели урока:
углубить представление учащихся об официально-деловом стиле, сфере его
применения, лексики;
выработать навык составления заявления по образцу.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного
материала, необходимости изучения русского языка, как повышения качества грамотного
письма.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию
(находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ: знать признаки текста; определять тему, коммуникативную установку,
основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений; анализировать и
характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности изложения, уместности и целесообразности использования
грамматических и лексических средств связи; создавать свои собственные тексты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка темы, цели и задач урока.
Учитель: Перед вами телеграмма. Что вы можете сказать о ее содержании? Как построен
текст? К какому стилю относится текст? Что помогло понять это?
Телеграмма
422335, Челябинская обл, г. Пласт, ул. Кирова, д. 5
Вчера сдала экзамен. Следующий - в субботу.
Ася.
Правильно, на нашем уроке мы снова будем говорить о официально-деловом стиле
речи. Но хотелось бы конкретнее поговорить о теме урока.
С
какими
еще
жанрами официально-делового стиля
вам
приходилось
встречаться,
кроме
телеграммы?
В
повседневной
жизни
часто
ли
приходится
сталкиваться
с
необходимостью составления разного рода бумаг?
(Приходится
писать объяснительные
записки, доверенности, расписки, различные заявления). Как вы думаете, о чем сегодня на
уроке
пойдет
разговор?
(
О
деловых
бумагах)
Тема
нашего
урока
«Деловые
бумаги».
Подобные
документы
должны
быть,
наверное,
составлены
соответствующим
образом.
Определите цель урока и его задачи. (Составлять грамотно различные деловые бумаги. Для
этого: изучить структуру документов, научиться соблюдать определенные правила)
Что ж задачи поставлены. В путь!
III.
Словарная работа. Чтобы вспомнить особенностиофициально-делового стиля, я
предлагаю поработать в группе. У вас на парте лежат конверты с первым заданием. (3 мин)
1 группа. Определите какие особенности относятся к официально-деловому стилю.
Точность и лаконичность изложения Строгая форма Отсутствие
изобразительных средств Широкое употребление клише и штампов
2 группа. Перед вами словосочетания официально-делового стиля. Подберите к ним
необходимо нейтральные синонимы.
Словосочетания официально-делового стиля
Нейтральные синонимы
Оказать помощь
Помочь
Одержать победу
Победить
Совершить побег
Сбежать
Подвергнуть осмотру
Осмотреть
Провести ремонт
Отремонтировать
3 группа. Вам даны слова и словосочетания официально-делового стиля. К ним необходимо
подобрать антонимы, используя информацию для справок.
Слова и словосочетания официально-делового стиля
Антонимы
Разрешить
Отказать
Присутствовать
Отсутствовать
Положительно
Отрицательно
Удовлетворительный ответ
Неудовлетворительный ответ
Ответственность
Безответственность
IV.
Проблемная ситуация.
Учитель: Расскажите, вы когда-нибудь сами столкнулись с необходимостью писать деловыми
бумагами?
Представим себе ситуацию (достаточно реальную), что в следующем учебном году на вашей
параллели будут открыты классы следующих направлений: лингвистический, гуманитарный,
эстетический, естественно - научный, физико-математический. Для поступления в такой класс
необходимо написать заявление.
Составление
документа
Тексты официально-делового стиля представляют собой заранее
подготовленный документ, в который вписываются переменные данные, или деловые бумаги
составляют по строго определенному плану.
Познакомимся с образцами написания заявления.
Работа в парах .
Учитель: В работе вам помогут карточки с инструкцией, образцы заявления и типовые
словосочетания.
Заявления зачитывают вслух. Другие ребята рецензируют, исправляют ошибки.
V. Редактор
Учитель: В официально-деловом стиле всё должно быть чётко, сжато, лаконично. Никаких
личных впечатлений, эмоций, рассуждений.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.
Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор
библиотеки,
пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров.
Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду
больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо.
Будьте здоровы! Саша.
Директору Астраханской средней школы
Куренкову М.И.
Соловьева Виталия Олеговича
заявление.
Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я
буду очень стараться. Прилагаю свои фотки.
Виталий С.О.
15 августа 2014 год.
Директору МОУ «СОШ №124»
Рябушкиной С.П.
от Савенкова В.В.
заявление.
Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал как собака, уж дайте мне
отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону!
Не откажите.
Ваш Василий Васильевич.
VI.
Рефлексия.
Вопросы:
1.
Достигли ли вы сегодня поставленной цели?
2.
Какие моменты урока оказались для вас самыми запоминающимися, почему?
3.
Какое задание было трудным, почему?
4.
Что объединяет сегодняшний и предыдущие уроки?
5.
Где в жизни пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Оцените свою работу на уроке. На следующем уроке мы это обсудим с учётом
моих
оценок
вашей
работы
и
качеством
выполненной
домашней
работы.
Итоговый балл и будет итогом вашей работы по теме в целом.
V. Домашнее задание
На следующем уроке мы проведём конкурс шутливых объявлений на разные темы от лица
персонажей литературных произведений, сказок, былин. Условия конкурса: объявление
должно соответствовать требованиям официально-делового стиля, быть корректными и
вежливыми, но смешными.