Напоминание

Деловые бумаги: заявление


Автор: Крузер Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа №5"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Муравленко
Наименование материала: конспект урока
Тема: Деловые бумаги: заявление
Раздел: среднее образование





Назад





Урок русского языка "Деловые бумаги: заявление" (6-й класс)
Крузер Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Оборудование:
 словари;  раздаточный материал к уроку.
Цели урока:
 углубить представление учащихся об официально-деловом стиле, сфере его применения, лексики;  выработать навык составления заявления по образцу. Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели как деятельность учеников: ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения русского языка, как повышения качества грамотного письма. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). ПРЕДМЕТНЫЕ: знать признаки текста; определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений; анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи; создавать свои собственные тексты.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы, цели и задач урока.

Учитель:
Перед вами телеграмма. Что вы можете сказать о ее содержании? Как построен текст? К какому стилю относится текст? Что помогло понять это? Телеграмма 422335, Челябинская обл, г. Пласт, ул. Кирова, д. 5 Вчера сдала экзамен. Следующий - в субботу. Ася. Правильно, на нашем уроке мы снова будем говорить о официально-деловом стиле речи. Но хотелось бы конкретнее поговорить о теме урока.
С какими еще жанрами официально-делового стиля вам приходилось встречаться, кроме телеграммы? В повседневной жизни часто ли приходится сталкиваться с необходимостью составления разного рода бумаг? (Приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления). Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет разговор? ( О деловых бумагах) Тема нашего урока «Деловые бумаги». Подобные документы должны быть, наверное, составлены соответствующим образом. Определите цель урока и его задачи. (Составлять грамотно различные деловые бумаги. Для этого: изучить структуру документов, научиться соблюдать определенные правила) Что ж задачи поставлены. В путь!
III.

Словарная работа.
Чтобы вспомнить особенностиофициально-делового стиля, я предлагаю поработать в группе. У вас на парте лежат конверты с первым заданием.
(3 мин)
1 группа. Определите какие особенности относятся к официально-деловому стилю. Точность и лаконичность изложения Строгая форма Отсутствие изобразительных средств Широкое употребление клише и штампов 2 группа. Перед вами словосочетания официально-делового стиля. Подберите к ним необходимо нейтральные синонимы.
Словосочетания официально-делового стиля

Нейтральные синонимы
Оказать помощь Помочь Одержать победу Победить Совершить побег Сбежать Подвергнуть осмотру Осмотреть Провести ремонт Отремонтировать 3 группа. Вам даны слова и словосочетания официально-делового стиля. К ним необходимо подобрать антонимы, используя информацию для справок.
Слова и словосочетания официально-делового стиля

Антонимы
Разрешить Отказать Присутствовать Отсутствовать Положительно Отрицательно Удовлетворительный ответ Неудовлетворительный ответ Ответственность Безответственность
IV.

Проблемная ситуация.

Учитель:
Расскажите, вы когда-нибудь сами столкнулись с необходимостью писать деловыми бумагами?
Представим себе ситуацию (достаточно реальную), что в следующем учебном году на вашей параллели будут открыты классы следующих направлений: лингвистический, гуманитарный, эстетический, естественно - научный, физико-математический. Для поступления в такой класс необходимо написать заявление.
Составление

документа
Тексты официально-делового стиля представляют собой заранее подготовленный документ, в который вписываются переменные данные, или деловые бумаги составляют по строго определенному плану. Познакомимся с образцами написания заявления.
Работа в парах
. Учитель: В работе вам помогут карточки с инструкцией, образцы заявления и типовые словосочетания. Заявления зачитывают вслух. Другие ребята рецензируют, исправляют ошибки.
V. Редактор

Учитель:
В официально-деловом стиле всё должно быть чётко, сжато, лаконично. Никаких личных впечатлений, эмоций, рассуждений.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.
Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки, пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров. Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо. Будьте здоровы! Саша. Директору Астраханской средней школы Куренкову М.И. Соловьева Виталия Олеговича заявление. Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться. Прилагаю свои фотки. Виталий С.О. 15 августа 2014 год.

Директору МОУ «СОШ №124» Рябушкиной С.П. от Савенкова В.В. заявление.
Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал как собака, уж дайте мне отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону! Не откажите. Ваш Василий Васильевич.


VI.

Рефлексия.

Вопросы:
1. Достигли ли вы сегодня поставленной цели? 2. Какие моменты урока оказались для вас самыми запоминающимися, почему? 3. Какое задание было трудным, почему? 4. Что объединяет сегодняшний и предыдущие уроки? 5. Где в жизни пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке? Оцените свою работу на уроке. На следующем уроке мы это обсудим с учётом моих оценок вашей работы и качеством выполненной домашней работы. Итоговый балл и будет итогом вашей работы по теме в целом.
V. Домашнее задание
На следующем уроке мы проведём конкурс шутливых объявлений на разные темы от лица персонажей литературных произведений, сказок, былин. Условия конкурса: объявление должно соответствовать требованиям официально-делового стиля, быть корректными и вежливыми, но смешными.


В раздел образования