Автор: Курсакова Ирина Валентиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ"
Раздел: полное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
И.В. Курсакова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя
общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов
В
образовании
наступили
непростые
времена:
учащиеся
все
меньше
проявляют
настойчивости
и
усердия
в
обучении,
а
преподавателям
все
труднее
организовать
продуктивный
учебный
процесс
в
образовательном
учреждении;
мультимедийные
технологии
обрушивают
на
учащегося
все
увеличивающийся
объем
иллюстративного
материала; ЕГЭ и тестирование вынуждают перемещать акцент в обучении на запоминание
учебного материала, что приводит
к возврату от развивающих технологий обучения к
вынужденному запоминанию больших объемов информации. У этой тенденции есть еще
одна сторона: растет спрос на репетиторов, растет нагрузка на родителей, помогающих детям
выполнять домашние задания. В этой ситуации остается один, но самый главный и все еще
малоиспользуемый
ресурс
–
возможности
самого
обучающегося,
которые
можно
активизировать и включить в работу с помощью дидактической многомерной технологии
(ДМТ - технология), разработанной Штейнбергом Валерием Эммануиловичем [1].
Основным
дидактическим
обеспечением
при
реализации
ДМТ-
технологии
являются
логико-смысловые
модели,
которые,
кроме
того,
выступают
и
продуктом
деятельности
данной технологии.
Логико–смысловая модель (ЛСМ) – описание исследуемого или изучаемого объекта с
использованием координатно-матричных семантических фракталов.
Целями ДМТ являются:
грануляция знаний;
запуск
самоуправляющих
механизмов
личности (СУМ);
развитие способов умственной деятельности (СУД).
Возможности ДМТ - технологии:
воспринимать объекты, как целостные образы, содержащие ключевые слова;
легко анализировать информацию за счет удобной каркасной модели;
повышать эффективность познавательной деятельности в процессе программирования
в невербальной форме типовых операций переработки и усвоения знаний, таких как
выделение
узловых
элементов
знаний,
ранжирование,
установление
смысловых
связей, систематизация;
значительно облегчить сравнение различных объектов, так как на логико-смысловых
моделях четко выделена система ключевых слов.
гексагональная решетка
Магнитный гистерезис
Bs - индукция насыщения
Br - остаточная индукция
Hc - коэрцитивная сила
смещение доменных границ
Намагничивание магнитных материалов (кривая намагничивания)
вращение векторов намагниченности доменов
природа ферромагнетизма
домены
силы обменного взаимодействия
классификация веществ по магнитным свойствам
диамагнетики
парамагнетики
ферромагнетики
антиферромагнетики
ферримагнетики
МАГНИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
магнитомягки
е
магнитотвердые
состав материалов
Электрические свойства магнитных материалов
кубическая пространственная решетка
кубическая объемно-центрированная решетка
Структура ферромагнетиков
Магнитная проницаемость
абсолютная проницаемость
относительная проницаемость
удельное электрическое сопротивление
направления намагниченности по отношению к направлению движения электронов проводимости
Классификация магнитных материалов
магнитные материалы специального назначения
Составление
«Логико–смысловых
моделей»
позволяют
ввести
новые
формы
самостоятельной работы на уроках физики: внесение дополнений и корректировка ЛСМ
приучает учащихся к работе с базовой и дополнительной литературой; составление и защита
своей ЛСМ – прекрасная возможность составить «шпаргалку» при подготовке к уроку,
зачету, экзамену; взаимный опрос в группах; самостоятельное изучение новой темы. Приведу
пример ЛСМ "Магнитные материалы"
Логико-смысловая модель "Магнитные материалы"
Литература:
1.
Штейнберг,
В.Э.
Дидактические
многомерные
инструменты:
теория,
методика, практика. – М.: Народное образование - 2002.