Напоминание

"Особенности управления методической работой в инновационном образовательном учреждении (на примере МОУ Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано)"


Автор: Гиль Оксана Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Оронгойская СОШ
Населённый пункт: Республика Бурятия, Иволгинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности управления методической работой в инновационном образовательном учреждении (на примере МОУ Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано)"
Раздел: полное образование





Назад




1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано

Иволгинского района Республики Бурятия

Особенности управления

методической работой

в инновационном образовательном учреждении

(на примере МОУ Оронгойская средняя

общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано)

Автор статьи: Гиль Оксана

Александровна, учитель математики

Оронгой

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности управления методической работой в инновационном образовательном

учреждении (на примере МОУ Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени

Н.Г.Балдано)………………………………………………………………………………………3

1. Система методической работы в бюджетном образовательном учреждении………………3

2. Управление методической работой в образовательном учреждении через формирование

муниципального заказа………………………………………………………………………….8

3.

Моделирование системы методической работы в инновационном образовательном

учреждении……………………………………………………………………………………..12

Особенности

управления

методической

работой

в

инновационном

образовательном

учреждении (на примере МОУ Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени

Н.Г.Балдано)

1. Система методической работы в бюджетном образовательном учреждении

МОУ

Оронгойская

средняя

общеобразовательная

школа

имени

Н.Г.Балдано

является

бюджетным образовательным учреждением. Школа находится по адресу: Республика Бурятия,

Иволгинский район, у.Оронгой, ул.Абидуева, 5 6 А. Школа обеспечена кадрами соответствующей

квалификации и соответствующего уровня образования. Педагогический коллектив составляет 39

человек, из них:

8 учителей высшей категории - 21 %

19 учителей первой категории- 49%

2 учителя второй категории-5%

10 учителей без категории - 25%

Большая часть педагогов:

-

учителя- стажисты: 32 учителя имеют стаж работы от 10 до 30 лет, 5 учителей

-

более 30 лет, 2 учителя- менее 5 лет. С высшим педагогическим образованием работает в

школе 35 учителей, со средне-специальным - 4.

Анализ

методической

работы

учителей

МОУ

Оронгойская

средняя

общеобразовательная

школа

показывает,

что

приоритетными

направлениями

в

своей

работе

учителя

считают

личностное развитие обучающихся, гармонизацию в содержании образования интересов человека

с интересами государственных и социальных институтов.

Учителя разделяют точку зрения о том, что обновление образования требует и от педагогов, и

от

руководителей

знания

тенденций

инновационных

изменений

в

системе

современного

образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих

систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией

целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической

системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений;

умения

анализировать

и

оценивать

свой

индивидуальный

стиль,

а

также

особенности

и

эффективность

применяемых

педагогических

технологий

и

собственной

инновационной,

педагогической и методической деятельности в целом. В современной российской реальности

оформляется новая концепция отношения к человеку - концепция «управления человеческими

ресурсами». В отличие от прежней концепции «учета человеческого фактора», она предполагает

раскрытие возможностей и закономерностей развития человека как целостного существа.

В школе методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, обобщению

передового педагогического опыта, а также созданию педагогами собственных методических

разработок. Наиболее яркими из них являются работы следующих учителей:

1.

учителя

математики

Юмовой

Х.Г.,

Заслуженного

учителя

РБ,

РФ,

Отличника

народного

просвещения

(выпуск

сборника

задач

по

математике

с

учетом

национально-

регионального компонента «Мой край в задачах» -Улан- Удэ: изд-во «Бэлиг», 2005 г., часть 1;

авторская статья «Лучшие люди Бурятии»//«Буряад унэн» № 16, 2010 г.)

2.

учителя

начальных

классов

Омоктуевой

Е.Д.,

Почетного

работника

общего

образования

РФ

(авторская

статья

«Дидактический

материал

по

чистописанию»//

«Буряад

унэн» № 28, 2007г.)

3.

директора МОУ ОСОШ, учителя математики Будаевой В.В., удостоенного гранта

Сороса, Заслуженного учителя РБ (авторские статьи «Перспектива развития экологического

образования Оронгойской средней школы»// «Экологический вестник», 2007

г.,

Поликультурное образовательное пространство и личность»// «Наука и образование», 2008 г.,

«Живи и процветай, школа»// районная газета «Жизнь Иволги» № 69, 2008 г.)

4.

заместителя

директора

по

УВР,

учителя

математики

Гиль

О.А., награжденного

Почетной грамотой Министерства образования и науки РБ (авторская статья «Использование

ИКТ в учебном процессе»// Материалы симпозиума «Подготовка управленческих кадров ходе

реализации регионального КПМО и ПНПО», 2008 г.)

5.

учителя начальных классов Ринчиновой Е.П., (авторская статья «Формирование

произносительных

навыков

в

обучении

бурятскому

языку»//

Материалы

межвузовского

методического семинара БГУ, 2010 г.)

Методическая

работа

направлена

на

создание

условий

для

развития

педагогического

мастерства,

повышения

уровня

профильного

саморазвития

учителей,

проектирования

и

реализации авторской системы работы, внедрения инновационных проектов.

Конечно,

достижение

в

школе

результатов

невозможно

без

умений

руководителя

организовывать и совершенствовать инновационно-методическую и экспериментальную работу

педагогов

на

основе

дифференцированного

и

индивидуального

подходов,

постепенного

приобщения учителей к выполнению посильных для них заданий и поручений. В данном случае,

обязанность

руководитель

-

вооружить

педагогов

комплексной

методикой

научного

поиска,

формировать умения и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать

процесс и результаты эксперимента по освоению инноваций, умело их использовать в дальнейшей

работе.

Управление

методической

работой

в

образовательном

учреждении

включает

в

себя

реализацию следующих функций:

а) анализ осуществления методической и инновационной работы;

б) прогнозирование и планирование методической и инновационной работы;

в) организация методической и инновационной деятельности;

г) контроль за осуществлением методической и инновационной работы;

д)

стимулирование

участия

работников

ОУ

в

методической

и

инновационной

деятельности;

е) коррекция и координация процесса осуществления методической и инновационной

деятельности в образовательном учреждении.

Организационная структура методической работы в школе относится к типу линейно-

функциональных, где ряд полномочий, связанных с организацией методической работы,

делегирован

директором

своим

заместителям.

Ими

-

руководителям

методических

объединений,

которые

наделены

функциональными

полномочиями,

и

могут

принимать

решения по ограниченному перечню специальных вопросов, связанных с методической

деятельностью своих объединений (схема 3).

5

Схема 3. Линейно - функциональная структура методической работы в школе.

На сегодня в школе функционирует 4 методических объединения:

o

МО учителей начальных классов;

o

МО учителей гуманитарного цикла;

o

МО учителей естественно-математического цикла;

o

МО учителей прикладного цикла.

Каждое МО работает над своей темой, которая связана с единой методической темой

школы «Применение активных форм и методов обучения»:

1.

МО

учителей

начальных

классов:

«Применение

информационных

технологий

обучения в работе учителя начальных классов»

2.

МО

учителей

гуманитарного

цикла:

«Развитие

учебного

сотрудничества

в

образовательном процессе школы».

3.

МО

учителей

естественно-математического

цикла:

«Совершенствование

уровня

методического мастерства учителей, уровня компетентности в области учебных предметов и

методики их преподавания в целях повышения качества образования»

4. МО учителей прикладного цикла: «Активизация познавательной деятельности на

уроке».

Действующая структура методической работы предусматривает взаимодействие между

субъектами,

действуют

прямая

и

обратная

связь.

Это

указывает

на

то,

что

кроме

субординационных связей «власти и подчинения» действуют координационные связи. У

учителя

есть

возможность

как-то

проявить

самостоятельность,

заявить

о

своих

потребностях,

интересах,

проблемах,

затруднениях,

хоть

в

чем

то

стать

субъектом

собственного самоуправления своим профессиональным ростом.

Общее руководство осуществляет Методический совет под руководством председателя

МС - замдиректора по УВР. Работа ведется по утвержденному плану МС.

Методическая

служба

школы

успешно

функционирует,

что

подтверждается

важнейшими

достижениями

школы

и

активным

участием

и

победами

и

учителей,

и

учащихся школы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах,

соревнованиях. Решение основных задач, стоящих перед методической службой школы,

способствует качественной реализации образовательной программы школы. Исходя

из

этого, приоритетным направлением методической службы школы

является

формирование

гуманистической

направленности методической службы, оказание помощи ученику в свободе выбора

личностной траектории образования.

Все структуры методической службы школы работают в соответствии с локальными

актами

(положениями),

регламентирующими

их

деятельность,

основным

из

которых

является Положение о Методическом Совете школы.

Основная

цель

работы

-

обеспечение

более

высокого

уровня

профессиональной

компетентности

учителей

через

изучение

и

внедрение

в

образовательный

процесс

перспективных

технологий,

усиление

мотивации

учителей

на

освоение

инновационных

педагогических технологий, создание системы внутришкольного контроля качества знаний

учащихся на основе личностно-ориентированного обучения.

Анализируя работу методической службы школы, необходимо отметить:

наиболее распространенной формой методической работы в школе являются

школьные МО;

деятельность МО и МС направлена на решение задач, стоящих перед школой в

соответствии с образовательной программой школы;

ежегодно выполняется государственная программа и ее практическая часть по

всем предметам при положительной динамике качества обучения;

методические

объединения

школы

систематически

проводят

диагностику

уровня

обученности учащихся,

в

том

числе

анализ

входящего,

промежуточного,

итогового

мониторинга

и

административно-контрольных

работ

по

повторению

учебного материала, вырабатывает рекомендации на своем уровне;

учителя

методических

объединений

знакомятся

с

новыми

программами

и

*

7

УМК и используют в учебном процессе;

при планировании методической работы МО и МС стремятся использовать различные

формы:

-тематические педсоветы,

-тематические методические советы,

-работа учителей над темами по самообразованию,

-работа ШМО,

-открытые уроки, анализ и самоанализ,

-предметные недели,

-педагогический мониторинг,

-пополнение портфолио,

-методические разработки.

Нужно отметить, что в рамках деятельности школьных МО было сделано за долгие

годы

много

хорошего.

В

то

же

время

проведенный

системный

анализ

выявил

ряд

взаимосвязанных

противоречий,

которые

и

являются

источниками

дальнейшего

поступательного развития:

между

обусловленностью

эффективности

организации

методической

работы

наличием

перспективы

и

рассмотрением

мелких,

зачастую,

несущественных

тем.

Недостаточная

результативность

работы

становится

следствием

ослабления

методологической и теоретической составляющих, общие проблемы дидактического или

психологического характера остаются неразрешенными;

между ориентированностью МО только на методическое совершенствование и

необходимостью

выбора основным направлением

деятельности

обновление

содержания

образования;

между необходимостью заниматься исследовательской деятельностью педагогам

и недостатком соответствующих этому навыков и аналитических умений;

между

стремлением

педагогов

к

новаторству,

творческой

инициативе

и

формализацией методической структуры;

между

необходимостью

быстро

реагировать

на

изменяющуюся

ситуацию

и

отсутствием

структур,

способных

достаточно

быстро

генерировать

новые

идеи,

реализовывать инновационные проекты.

Мониторинг

деятельности

МО,

нашедший

отражение

в

схемах

преемственности

в

работе учителей начальных классов с другими МО, взаимодействия учителей русского

языка,

математики,

начальных

классов,

труда,

-

убедительно

доказал,

что

МО

могут

работать достаточно эффективно, если их деятельность вливается в систему работы школы

и

ориентирована

на

обновление

содержания

образования.

Кроме

того,

МО

дают

возможность вовлечь в работу весь коллектив: тех, кто хотят и могут работать творчески;

кто работают добросовестно, хотят работать творчески, но пока испытывают затруднения в

достижении этого уровня деятельности; кто являются молодыми специалистами; кто не

стремится к творчеству и работает пока недостаточно результативно.

Итак, мы приходим к выводу, что ограничивать методическую службу только рамками

МО на сегодня становится объективно невозможным, так как требованиям времени такая

организационная

структура

методической

службы

в

должной

мере

перестает отвечать.

Причиной

тому

не

только

изменения

требований

к

профессиональной

педагогической

деятельности

учителя.

Сегодня

назрела

такая

ситуация,

когда

к

системе

образования

предъявляются новые социальные требования, а именно: требования к личности, у которой

должны

быть

сформированы

новые

жизненные

установки

(современно

образованная,

нравственная,

умеющая

принимать

ответственные

решения

в

ситуации

выбора)

и

требования

к

системе,

когда

образование

рассматривается

как

движущая

сила

экономического

роста,

благосостояния

страны,

благополучия

каждого

гражданина,

что

невозможно

без

привлечения

гражданского

сообщества

к

совместной

выработке

образовательной стратегии школы. Данные сложившиеся предпосылки позволяют нам далее

обсудить вопрос о выведении образовательного пространства за пределы школы.

2.

Управление

методической

работой

в

образовательном

учреждении

через

формирование муниципального заказа.

Образование и общество сегодня связаны множеством видимых и невидимых нитей.

Изменение в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ» (от

19.06.2004 г. № 53 - ФЗ) определило компетенции в сфере образования на уровне сельских

поселений. Развитие муниципальных поселений предполагает изменение укладности жизни

села: новые экономические отношения, появление социальных новаций. Все эти изменения

не могут произойти без развития в первую очередь системы образования на селе.

На

сегодня

социально

-

экономическая

ситуация

в

нашем

сельском

поселении

«Оронгойское»

вызывает

острую

необходимость

разработки

новой

стратегии

развития

образования. Наряду со сложными объективными причинами, влияющими на социальную

ситуацию в селе (уменьшение благосостояния семей, снижение их социального статуса),

имеется и ряд положительных факторов, позволяющих говорить о возможности разработки

новой стратегии развития образования.

К ним относятся:

-

опыт работы инновационной школы;

-

достаточная

обустроенность

поселения

гражданскими

институтами

(больница,

школа, сельский ДК, детская музыкальная школа искусств, детсад, МАУ ДОТ ДЮСШ,

учебно

-

консультационный

пункт,

молодежный

клуб

«Мирок»,

РЦДО,

ансамбль

«Оронгой»), заинтересованными в решении проблем (все это делает поселение в какой-то

мере привлекательным со стороны предоставления социально - образовательных услуг);

-

у поселения уже имеется определенный положительный опыт работы в режиме

социально — педагогического комплекса и реализации ряда совместных программ (пример:

реализация программы «Оронго-тур»);

-

изменение муниципального заказа поселения к образовательному учреждению.

Социальный (муниципальный) заказ на образование - это отражение интересов тех

сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности образовательного учреждения.

Поскольку

в

качестве

заинтересованных

сторон

выступают,

во-

первых,

непосредственные участники образовательного процесса- учащиеся и педагоги; во-вторых,

родители,

представляющие

интересы

семьи;

в-третьих,

образовательные

учреждения

начального,

среднего

и

высшего

профессионального

образования;

и,

в-четвертых,

государство, представляющее интересы общества в целом, - то характеристика социального

заказа

по

отношению

к

образовательному

учреждению

складывается

из

следующих

основных

компонентов:

государственный

заказ,

потребности

учащихся,

ожидания

родителей,

профессионально-педагогические

потребности

учителей,

заказ

поселения

(таблица 1).

Таблица

1.

Характеристика

социального

заказа

по

отношению

к

образовательному

учреждению

Государственный

заказ

Школа

должна

стать

важнейшим

фактором

гуманизации

общественно-

отношений,

формирования

жизненных

установок

личности.

Обществу

нужны

современно

образованные,

нравственные,

предприимчивые

люди,

которые

могут

самостоятельно

принимать

ответственные

решения

в

ситуации

выбора,

прогнозируя

их

возможные

последствия,

способны

к

сотрудничеству,

отличаются

мобильностью,

динамизмом,

конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности

за судьбу страны

Потребности

учащихся

Чтобы

в

школе

было

интересно

учиться,

чтобы

к

ним

относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно

было общаться друг с другом, хотят быть успешными и получить

качественное образование, занять достойное место в социуме.

Ожидания

Родители

хотят

видеть

в

детях:

личность,

обладающую

*

9

родителей

прочными знаниями; личность с хорошей эрудицией и вкусом,

раскованную

и

трудолюбивую;

профессионально

направленную

личность

с

развитыми

творческими

способностями;

личность,

умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств

и реализовывать свои способности наиболее выгодными для себя и

окружающих способами, стремящуюся к постоянному успеху.

Профессионально-

педагогические

потребности учителей

Создание

образовательного

пространства

школы,

способствующего повышению качества образования; обновление

школьного образования, ориентированного не только на усвоение

обучающимися

определенной

суммы

знаний,

но

и

на

развитие

личности,

ее

познавательных

и

созидательных

способностей;

формирование целостной системы универсальных знаний, умений,

навыков, самостоятельной деятельности, личной ответственности

обучающихся;

улучшение

материально-технической

базы

образовательного учреждения.

Заказ поселения

Поселению

нужны

высокопрофессиональные

работники:

агрономы,

инженеры,

ветеринары,

экономисты,

менеджеры,

строители.

Нужны

выпускники, неравнодушные

к

проблемам

и

перспективам родного села; бережно относящиеся к окружающей

природе; с толерантным отношением к окружающим людям

Для повышения эффективности и согласованности совместных действий создается на

селе образовательный социокультурный комплекс. Он представляет собой конфедерацию

нескольких центров — образования, дошкольного образовательного учреждения, культуры

и учреждений дополнительного образования детей. Центром образования становится МОУ

Оронгойская

средняя

общеобразовательная

школа

имени

Н.Г.Балдано,

реализующая

программы

-

дошкольного образования;

-

начального общего образования;

-

основного общего образования;

-

среднего (полного) общего образования.

Образовательный

социокультурный

комплекс

(ОСКК)

-

социально-педагогическая

система, нацеленная на обеспечение условий для разностороннего развития и образования

детей, молодежи, взрослых. Это целостная многофункциональная образовательная система,

«вырастающая» из сельской школы, имеющая широкие социальные связи с внешней средой

- предприятиями, учреждениями, организациями, властными структурами, опирающаяся на

тесное взаимодействие всех основных субъектов образовательного процесса.

Школа из традиционно замкнутой превращается в открытую образовательную систему,

связанную

разнообразными

нитями

с

социальной

средой,

готовой

к

социальному

партнёрству с социумом, самоуправлению и соуправлению.

Социальными

партнёрами

ОССК

выступают:

сельский

Дом

культуры,

сельская

модельная библиотека, Оронгойская врачебная амбулатория, АМО СП «Оронгойское».

Цель

ОСКК:

повышение

качества,

доступности

и

эффективности

предоставления

современных

образовательных

услуг в

условиях сельской

местности через интеграцию

культурно-образовательных ресурсов и эффективное использование кадровых, культурных,

материальных возможностей.

Конечно,

функционирование

новой

модели

образования

на

селе

невозможно

без

наличия образовательной программы развития поселения «Оронгойское», над реализацией

которой участвуют администрация школы, педагоги, учащиеся школы, работники культуры,

правоохранительных

органов,

здравоохранения,

Центра

занятости

населения,

ДШИ,

взрослое население, общественные организации (Управляющий совет школы, родительский

комитет).

Думаем, что практическая реализация ОП будет способствовать разрешению наиболее

острых социально - образовательных проблем сельского социума и позволит местному

сообществу

на

деле

ощутить

качественные

изменения

в

жизни

поселения. Реализация

данной программы ориентирована на переход от государственно - политической формы

управления образованием к государственно - общественной.

ОПП (образовательная программа поселения) - эта программа новой, выходящей за

пределы

школы

образовательной

деятельности,

ориентированной

на

выработку

образовательных целей и задач и развитие нового образовательного пространства.

Она

должна стать механизмом разрешения противоречий между качеством жизни и целями,

которые реализуют образовательные учреждения. Эта программа поселения нацелена на

разрешение социально - образовательных проблем всего населения, от дошкольников до

пожилых людей, и позволяет оказывать образовательную помощь жителям села.

В этих условиях сельская школа ставит новые цели и задачи, решающие проблемы

образования сельских жителей адекватно современным требованиям.

Цели программы:

-

определение общей стратегии развития образования в школе, роли и места школы в

образовательной сфере поселения, приведение системы образования в школе в состояние,

адекватное потребностям социума и отдельной личности;

-

поддержка

инновационной

и

экспериментальной

деятельности

в

образовании,

направленной на становление, сохранение и развитие сельского образа жизни.

Задачи подразделяются на:

общие задачи:

апробация

современных

образовательных

моделей,

учитывающих

сельскую,

региональную специфику поселения, конкретные потребности субъектов социума через

включение внеобразовательных социальных структур в систему образования;

создание

благоприятных

условий

для

развития

личности

через

интеграцию

образовательного

процесса

с

хозяйственной,

социально-

экономической,

культурной

и

общественной жизнью поселения;

обоснование основных принципов реструктуризации образовательного пространства

поселения и выявление необходимых условий для этого,

задачи

программы,

позволяющие

определить

общую

стратегию

развития

образования в школе:

определение

педагогической

основы

и

создание

соответствующей

базы

для

формирования сферы развивающей деятельности;

переход

к

профильному

образованию

с

уклоном

на

индивидуализацию

учебно-

познавательной деятельности;

использование

музейной

и

трудовой

педагогики

в

образовательном

процессе,

совершенствование системы воспитания здорового образа жизни;

•активизация деятельности психологической и социально-педагогической службы;

повышение

социальной

активности

детей

и

родителей,

приобретение

ими

способностей интегрироваться в сферу новых отношений;

реализация

преемственности

и

открытости

в

сфере

образовательных

подсистем

(дошкольной,

школьной,

дополнительного

образования,

образование

взрослых),

предоставляющих каждому обучающемуся включение в деятельность, необходимую для его

развития;

развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно- методического)

обеспечения образовательного процесса;

ориентация

воспитания

на

формирование

у

школьников

гражданской

ответственности,

духовности

и

культуры,

инициативности,

самостоятельности,

толерантности, способности к успешной самореализации в обществе, в семье и успешной

адаптации на рынке труда,

задачи программы, позволяющие определить роль и место школы в

образовательной сфере поселения:

изучение

образовательных,

социально-экономических

потребностей

граждан

и

*

11

создание совместных программ и проектов, направленных на социально-психологическую

адаптацию

личности

в

новой

образовательной

среде,

улучшение

культурно-бытовых

условий сельчан;

поиск

ресурсов

и

создание

инвестиционной

привлекательности

для

развития

образовательной среды на основе кооперации школы, семьи, общественности и власти,

использования

многоканальных

источников

финансирования,

широкой

проектной

и

грантовой деятельности;

улучшение

качества

жизни

и

показателей

здорового

образа

жизни

сельчан,

дальнейшее развитие на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

участие

в

предупреждении

последствий

чрезвычайных

ситуаций

в

границах

поселения;

создание условий для организации досуга жителей поселения.

Школа, выполняя муниципальный заказ, призвана прогнозировать совместно с сельской

администрацией развитие образования не только на уровне учреждения, но и перспективу

развития

сельской

территории,

на

которой

она

находится.

При

определении

целей

и

постановки

задач

программы

развития

школы

ведущей

идеей

стало

формирование

заинтересованности поселения в школе как в равном партнере при разработке и реализации

образовательной программы развития поселения.

Значимость программы заключается в:

-

вовлечении гражданских институтов в деятельность, направленную в перспективе на

социально-экономическое

развитие

села

(через

проекты

по

организации

и

реализации

образовательных,

туристических

услуг;

хозяйственной

деятельности)

и

совместное

управление образовательным пространством поселения

-

повышения качества образования, что приведет к качественным изменениям в жизни

населения;

-

создании

единого

образовательного

пространства

поселения,

объединяющего

учебную и внеучебную деятельность;

Приоритетным направлением деятельности является:

-

организация

внешкольного

образовательного

пространства

с

выходом

образовательной деятельности в социум.

Для планирования, организации и анализа совместной работы предполагается создать

Координационный

совет,

руководителем

которого

является

директор

школы.

В

состав

совета входят

глава

администрации

сельского

поселения «Оронгойское»,

руководители

гражданских институтов поселения, представители администрации школ поселения.

Координационный совет:

-

организует общий контроль;

-координирует деятельность участников ОССК;

-

отрабатывает механизм управления интеграционным процессом;

-

разрабатывает план развития поселения, которые реализуются через инновационные

проекты.

Суть инициативы:

Данный эксперимент нацелен на создание новой практики образования в условиях

сельской

местности,

которая

будет

отличаться

от

существующей

своими

целями,

содержанием, структурой и системой управления.

Вообще изначально, цель создания образовательной программы поселения состоит в

удовлетворении образовательных потребностей всех категорий населения, начиная от детей

дошкольного

возраста

и

заканчивая

пожилыми

людьми,

в

условиях

изменяющейся

социальной-экономической структуры села.

Создание ОССК основывается на следующих положениях: полноценное образование

детей и взрослых на селе - это:

-

базовое школьное образование;

-

образование, отражающее специфику сельского образа жизни;

-

социальное

образование,

включающее

сельских

жителей

в

систему

социальной

защиты и ускоряющее процесс их социализации;

-

экологическое

образование,

формирующее

личную

ответственность

человека

за

собственное поведение в природе;

-

экономическое

образование,

позволяющее

адаптироваться

в

мире

многоукладной

экономики.

Инновационные образовательные программы

В рамках проекта создания образовательной программы поселения возможна разработка

новых

проектов,

каждый

из

которых

затрагивает

ту

или

иную

область

социально-

образовательной жизни поселения и направлен на решение конкретных поставленных задач.

Проекты

должны

включать

в себя

инновационные программы,

разработанные

членами

Координационного

совета

поселения

и

соответствующими

структурами

поселения.

Контроль

за

разработкой

и

реализацией

проектов

будет

проводиться

членами

поселенческого Координационного совета и с учетом муниципального заказа населения.

Итак, подводя итог выше изложенного, необходимо отметить, что школа, выполняя

муниципальный

заказ,

прогнозирует

совместно

с

сельской

администрацией

развитие

образования

не

только

на

уровне

учреждения,

но

и

перспективу

развития

сельской

территории,

на

которой

она

находится.

При

определении

целей

и

постановки

задач

программы

развития

школы

ведущей

идеей

стало

формирование

заинтересованности

поселения в школе как в равном партнере при разработке и реализации образовательной

программы развития сельского поселения «Оронгойское». Конечно, направлений работы

появилось достаточно много, где определенно главным разработчиком и координатором

становится учитель.

3.

Моделирование

системы

методической

работы

в

инновационном

образовательном учреждении.

Все выше изложенное указывает на необходимость нового подхода к управлению

методической службой школы. Но как построить оптимальную систему общешкольной

методической работы, способствующей повышению профессионального уровня развития

педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания», различных «кризисов» и

других

проблем?

Как

перевести

систему

методической

работы

из

режима

функционирования в режим развития?

Чтобы

ответить

на

эти

вопросы

руководителю

нужно

понять

назначение

методической

службы

в

своем

образовательном

учреждении.

Как

известно,

любое

образовательное учреждение проходит три этапа своего восхождения:

1)

Становления (при создании новой школы или нового коллектива).

2)

Функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе

традиционных стабильных программ, педагогических технологий).

3)

Развитие

(прежнее

содержание

образования,

педагогические

технологии

обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями,

. условиями школы, потребностями ученика и общества).

Развивающаяся инновационная школа, работающая в поисковом режиме, значительно

отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание

раз

и

навсегда

заведенного

порядка

функционирования.

Эти

отличия

накладывают

определенный

отпечаток

на

всю

целостную

систему

школьного

управления.

Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме

работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в

инновационном

режиме.

Объектом

управления

в

школе

является

не

только

учебно-

воспитательный

процесс,

но

и

методический.

В

развивающейся

школе

его

цели,

содержания,

методы

и

формы

становятся

предметом

управления.

Конструирование

оптимальной

методической

системы

образовательного

учреждения

требует

знания

руководителями реализации инновационных

подходов в управлении, в первую очередь, внутришкольной методической работой. В

условиях

изменения

парадигмы

образования

методическую

работу

в

школе

нужно

рассматривать

как

процесс

изменения

внутренних

условий

развития

образовательного

*

13

учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования.

Основная цель методической работы в этих условиях - постоянное обновление набора

качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.

Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью

которой

педагогический

коллектив

имеет

возможность

привести

систему

своих

образовательных

услуг

в

соответствии

с

запросами

общества.

Таким

образом,

деятельностный

подход

в

методической

работе

определяет

одну

из

основных

идей

-

распространение

педагогического

опыта,

показателем

которой

являются

высокие

результаты качества образовательных услуг.

По отношению к учителю методическая служба выполняет ряд функций:

Приобретение и закрепление статуса учителя

Профессиональное самосохранение

Повышение конкурентоспособности

Профессиональное развитие

Самореализация

Решение профессиональных и личных проблем

Удовлетворение от работы

Задачи методической работы:

Повышение профессионализма и культурного уровня

Стимулирование служебной й общественной активности

Обновление и совершенствование знаний в области учебных дисциплин

Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей

педагогов-новаторов

Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися

Совершенствование

деятельности

по

организации

и

содействию

творческой,

активной, самостоятельной работы учащихся

o

Формирование умений и навыков анализа и самооценки собственной деятельности

o

Приобщение к исследовательской деятельности

Элементами методической работы являются:

Диагностика затруднений

Обучение

Внедрение

Обобщение и тиражирование

Изучение эффективности курсовой подготовки

Для решения целей и задач методической службы в школе руководителем должен

быть создан ряд условий:

Составление

учебного

плана,

позволяющего

заложить

фундамент

знаний

по

основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандарта образования.

Создание структуры методической службы.

Работа методических объединений по четким планам в соответствии с методической

темой школы.

Разнообразие форм и оперативность ВШК, как одно из условий эффективности

работы.

Система работы по обеспечению здоровья и здорового образа жизни.

Работа по улучшению материально-технической базы кабинетов.

Научно-методический и диагностический характер учебно- воспитательного процесса

в школе.

В соответствии с целями и задачами методической службы в школе можно выделить

следующие направления деятельности:

-

повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;

-

работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;

-

научно-исследовательская работа;

-

методическая работа.

Нужно

отметить,

что

качественно

новый

этап

в

формировании

личности

педагога

представляет

появление

потребности

в

причастности

и

принадлежности.

На

уровне

методической

работы

данный

сдвиг

выражается

в

согласовании

темы

собственного

исследования с основными направлениями развития школы, то есть методические интересы

учителя находятся в области инновационной или экспериментальной деятельности всего

педагогического коллектива. Вполне логично, что педагог ожидает признания коллегами

своих

идей

и

подходов.

Таким

образом,

проявляется

потребность

в

признании

и

самоутверждении. В сфере методической работы она будет реализовываться через проекты,

выполненные с учетом приоритетных направлений развития школы и содержащие в себе

оригинальные

идеи,

способные

обогатить

педагогический

опыт

коллег.

В

процессе

собственного профессионального развития учитель выступает в роли субъекта, активно

действующего в двух направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний и

генерирование

собственных

идей,

проверка

их

действенности.

Средствами

профессионального развития являются обучение, общение, самообразование и практика.

Эти источники повышения квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл

(«Цикл Колба»).

Призванная обеспечить оптимальное использование данных источников, методическая

служба школы предлагает педагогам разнообразные виды и формы работы, оставляя право

выбора за учителем.

В структуре методической работы педагогов, рассмотренной как деятельность, можно

достаточно четко определить цели, средства и мотивы. Исходная цель - повышение качества

обучения

-

достигается

средствами

саморазвития

педагога,

а

в

итоге

мы

наблюдаем

прогрессирующую мотивацию учителя, формирование у него потребности самовыражения.

Педагогический

процесс

становится

действительно

субъект-субъектным,

при

котором

происходит перераспределение не только обучающей функции

учителя, но и функции

ученика. Иначе говоря, в этой ситуации не только ученик учит (что стало уже нормой), но и

создаются условия для личностного развития педагога.

Подход

к

организации

саморазвития

учителей

может

быть

только

дифференцированным.

В зависимости

от

темперамента,

круга

социальных и

семейных

обстоятельств,

состояния

здоровья,

отношения

к

труду

вообще

и

к

профессиональной

деятельности в частности, опыта работы, мотива исследовательской деятельности педагог

создает

индивидуальную

программу

саморазвития

и

становится

главным

субъектом

управления

своим

профессиональным

ростом.

А

чтобы

эффект

в

обеспечении

профессионального

роста

учителя

был

максимально

возможным,

руководители

школы

должны

как

можно

в

большей

степени

сделать

учителя

субъектом

собственного

образования.

Это

возможно

только

при

исключении

методов

административного

воздействия на учителя в работе над собой и замене их на методы мотивационного влияния,

не связанные с принуждением. При этом субъектная позиция руководителей не исчезает,

она

просто

меняет

способы

реализации

субъектных

функций.

Вместо

приказа,

распоряжения,

принуждения,

давления

-

подсказка,

помощь,

выращивание,

заинтересовывающее предложение, личный пример, пояснение, аргументация, побуждение,

*

15

вовлечение,

делегирование

полномочий.

При

этом

сам

учитель

стремится

к

самостоятельности, к тому, чтобы как можно в большей степени стать субъектом своего

профессионального роста, оставаясь при этом и объектом собственных действий, решений

по отношению к самому

себе и оставаясь также объектом грамотных

управленческих

действий своих компетентных в науке и практике управления руководителей.

Все

это

предполагает

перевод

системы

методической

работы

из

режима

функционирования

в

режим

развития.

При

этом

в

школе

линейно

-

функциональная

структура методической работы меняется на новую организационную структуру управления

- самоуправления учителем Своей методической работой (схема 4).

Здесь отсутствуют явные связи «власти и подчинения». В этой структуре доминируют

координационные

связи

между

всеми

субъектами,

причем

эти

связи

везде

прямые

и

обратные. Учителю предлагается самому сделать выбор, с кем бы он хотел сотрудничать, в

какие

объединения

входить,

в

каких

формах

реализовывать

свою

работу

над

собой,

выстраивая

в

процессе

самопроектирования

свою

личную

систему,

структуру

своей

методической деятельности. Администрация не навязывает учителю формы методической

работы, а сначала учителя (каждый в отдельности) подают завучам свои предложения и

пожелания,

которые

рассматриваются

и

обсуждаются

всеми

субъектами

методической

работы, на основе чего и выносится согласованное решение. Именно здесь сам учитель

выступает

главным

субъектом.

Он

лучше

других

знает

свои

потребности,

желания,

интересы. Он лучше других должен знать свои затруднения, слабости, недостатки. Он на

этой основе ставит перед собой цели, отбирает содержание и формы своей методической

работы. Он проектирует свое самообразование, при этом он понимает, что ему необходима

помощь (какая и от кого хотел бы он ее принять), что ему необходима экспертиза качества

его работы (кого бы он хотел видеть в качестве эксперта). Именно при таком подходе

возникает личная ответственность учителя за свой профессиональный уровень и рост.

Надеемся,

что

создание

адаптивной

системы

методической

службы

позволит

определить

новые

формы

и

методы

деятельности,

которые

будут

способствовать

консолидации

коллектива

для

осуществления

более

быстрого

и

эффективного

реагирования

на

достижение

актуальных

целей,

диктуемых

ситуацией;

позволят

методической

службе

стать

более

мобильной;

создут

дополнительные

условия

обеспечения системного роста профессионального и творческого потенциала педагогов,

осуществления

личностно

ориентированной

работы

в

системе

методической

службы;

дадут

возможность

вовлечь

педагогическую

общественность в

управление

-

школой;

сделают реальными субъект-субъектные отношения всех участников образовательного

процесса.

Подводя итог, можно сказать, что образовательное учреждение развивается, если его

педагогический

коллектив

работает

в

постоянном

поиске,

обеспечивая

создание

и

использование инноваций в образовательном и методическом процессах; само содержание

поисковой деятельности актуально для руководителя, каждого педагога и коллектива в

целом.

Итак, рассматривая вопрос об управлении методической работой в инновационном

образовательном

учреждении,

приходим

к

выводу,

что

педагогическим

коллективам

учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы

по любой модели, включая авторскую, дает возможность принцип вариативности, который

провозглашен сегодня в российском образовании. О том, что учитель живет до тех пор, пока

он

учится, известно

давно.

Но

методическое

обучение

педагога

должно

быть

научно-

организованным, системным, целенаправленным, т.е. способствующим его постоянному

личностному

и

профессиональному

развитию

и

саморазвитию.

В

данной

связи

мы

согласимся

с

В.И.

Дружининым,

который

считает,

что

«одним

из

компонентов

государственной

системы

дополнительного

профессионального

образования

на

муниципальном уровне является методическая служба. Она обеспечивает связь психолого -

педагогической науки с педагогической практикой, содержание ее работы с руководящими,

педагогическими и другими работниками муниципальной системы образования (МСО),

ориентировано

на

основные

приоритеты

развития

российского

образования.

Процесс

методической работы ориентируется не на знания как таковые, а на новые знания, которые

способствуют становлению профессиональной компетентности, развитию педагогической

культуры. Помогают выработать индивидуальный стиль деятельности работников МСО».

Методическая

работа

в

образовательном

учреждении

представляет

собой

часть

макросистемы

непрерывного

образования

педагогических

и

руководящих

кадров

учреждения

образования.

Макросистема

непрерывного

образования

педагогических

и

руководящих работников состоит из множества подсистем, в том числе:

-

профессиональное педагогическое или управленческое образование;

дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации,

стажировка, профессиональная переподготовка);

-

методическая работа в ОУ;

-

муниципальная и территориальная методическая работа;

-

инновационная деятельность;

-

научно-исследовательская деятельность;

-

научно-методическая деятельность на уровне субъекта РФ.

Анализируя вышесказанное можно предложить новую модель управления методической

службой, новую организационную структуру управления - самоуправления учителем своей

методической работой (схема 4).

Здесь учителю предлагается самому сделать выбор, с кем бы он хотел сотрудничать, в

какие

объединения

входить,

в

каких

формах

реализовывать

свою

работу

над

собой,

выстраивая

в

процессе

самопроектирования

свою

личную

систему,

структуру

своей

методической деятельности. Администрация не навязывает учителю формы методической

работы, а сначала учителя (каждый в отдельности) подают завучам свои предложения и

пожелания,

которые

рассматриваются

и

обсуждаются

всеми

субъектами

методической

работы, на основе чего и выносится согласованное решение. Именно здесь сам учитель

выступает главным субъектом. Он ставит перед собой цели, отбирает содержание и формы

своей методической работы. Он проектирует свое самообразование, при этом он понимает,

что ему необходима помощь (какая и от кого хотел бы он ее принять), что ему необходима

экспертиза качества его работы (кого бы он хотел видеть в качестве эксперта). Именно при

таком

подходе

возникает

личная

ответственность

учителя

за

свой

профессиональный

уровень и рост.

А руководители образовательного учреждения должны четко и конкретно распределить

*

17

между собой организационное курирование отдельных структур методической службы ОУ,

а также направлений методической работы. Это курирование закрепляется в должностных

инструкциях руководителей образовательного учреждения,

либо приказом директора. Все структуры участники, входящие в методическую службу

ОУ, осуществляют планирование методической работы на учебный год и прогнозирование

на

перспективу,

ведут

учет

и

анализ

выполняемой

работы.

Администрация

ОУ

осуществляет

регулярный,

планомерный

внутренний

контроль

за

осуществлением

методической работы, за деятельностью методических структур, за участием работников

образовательного

учреждения

в

методической

и

инновационной

деятельности,

за

своевременным выполнением планов и программ.

В жизнедеятельности образовательного учреждения постоянно происходят изменения,

возникающие

под

воздействием

внешних

и

внутренних

факторов.

В

этой

связи

администрации

ОУ

постоянно

приходится

предпринимать

меры

по

нейтрализации

негативных

воздействий

внешней

и

внутренней

среды

на

жизнедеятельность

образовательного учреждения в целом, так и на методическую работу в частности, а также

максимально использовать потенциал объектов внешней среды.

Следует отметить, что процесс управления методической работой далеко не такой

однозначный,

как

это

представляется.

Его

организация

подчинена

строгим

законам,

нарушение

которых

приведет

либо

к

частичному,

либо

к

полному

невыполнению

намеченных планов. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной

взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно

организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей

картины

школьной

жизни.

Результатом

успешности

реализации

инновационно-

методических

программ

будет

повышение

профессионализма

учителя

и

рост

качества

образования обучающихся.



В раздел образования