Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ в коррекционной работе учителя–логопеда с родителями
Раздел: дошкольное образование
Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной
работе учителя-логопеда с родителями детей,
имеющими тяжелые нарушения речи
По мнению многих авторов, семья - самый первый и наиболее долго
действующий фактор, формирующий личность ребенка. Влияние на него всех
остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует семейное
воспитание.
Ведь
именно
в
семье
перед
ребенком
впервые
открываются
двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким
этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим
открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным.
Каким
же
образом
повысить
компетентность
родителей
в
вопросах
обучения коррекционным приемам?
Практической
значимостью
исследования
возможностей
интернет
-
технологий в работе с родителями детей логопедической группы является то,
что педагог получает в руки информацию о новейших средствах реализации
своей
деятельности,
а
это,
в
свою
очередь
повышает
результативность
работы учителя – логопеда, a также, это может быть использовано в практике
многих учителей – логопедов других детских дошкольных учреждений.
Наша цель: сделать интересный опыт обучения родителей коррекционным
приемам через технические средства коммуникации достоянием каждого и
п р е п о д н е с т и
е г о
т а к ,
ч т о б ы
с а м ы м
б е з р а з л и ч н ы м
и «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка.
Важно
показать родителям:
мы
видим
своеобразие
каждого
ребенка,
мы
понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей,
поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.
Кто-то скажет, что психолого-педагогическую, информацию по коррекции
нарушений родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее
популярны
среди
них
Интернет,
периодическая
печать,
теле-
и
-
радиопередачи,
научно-популярная
литература.
Это
обусловлено,
прежде
всего,
их
доступностью,
информативностью,
наглядностью.
Но
их
недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи,
ребенка,
непосредственно
ответить
на
вопрос
каждого родителя.
Более
компетентными
в
этом
оказываются
специалисты
дошкольных
образовательных
учреждений.
Они
могут
осуществлять
прямой
контакт
с родителями,
наблюдать
развитие
ребенка, получить "обратную
связь"
от родителей.
Внедрение
современных
компьютерных
технологий
в
логопедическую
практику
позволяет
сделать
просветительскую
работу
учителя-логопеда
более продуктивной и эффективной.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
применять индивидуальный подход к ребенку;
сформировать
в
определенной
степени
сотрудничество
между
ребенком, учителем-логопедом и родителями;
повысить компетентность родителей в коррекционно-образовательном
процессе, что является необходимым условием успешного воздействия
на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.
В коррекционно-образовательном процессе мы используем различные формы
работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:
использование
мультимедийных
презентаций
для
просмотра
родителями;
использование сайта дошкольного учреждения;
общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
оформление буклетов, стенгазет, памяток для родителей.
Одно
из
направлений
работы
учителя-логопеда:
информирование
и
консультирование родителей о нормах речевого развития, об особенностях
формирования
речи
на
всех
возрастных
этапах
дошкольного
детства,
о
речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.
Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а
поэтому
важно
так
построить
сообщения,
консультации,
чтобы
они
привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного
сотрудничества. Проведение
педагогических
мероприятий
(родительских
собраний,
консультаций,
практикумов
и
т.д.)
с
использованием
мультимедийной техники является современной формой информирования и
консультирования,
позволяющей
представить
материал
красочнее,
информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и
дает возможность их проиллюстрировать.
Одной из новых форм работы с родителями стало информирование
родителей через сайт. На сайте ДОУ родители могут узнать о проводимых
мероприятиях, получить консультации. На странице сайта посетители могут
сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему,
задать
вопрос,
найти
ссылку
ни
другие
полезные
сайты
и
полезную
литературу. В
начале
учебного
года
мы
раздаем родителям
памятки,
где
написаны номера мобильного телефона, электронной почты, адрес сайта.
В
работе
учителя-логопеда
используется
следующая
форма
взаимодействия:
адресное
оперативное
информирование
родителей
по
электронной почте. Общение с родителями с помощью современных сетевых
сервисов
позволяет
наладить
более
тесный
контакт,
обсудить
вопросы,
которые не всегда можно озвучить при посторонних. Кроме того, логопед
может
отправлять
воспитанникам
задания
для
само стоятельной
домашней работы:
тесты,
карточки
с
заданиями,
картинные
материалы,
памятки и т. п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не
может
по с ещать
образовательную
деятельно сть
ДОУ.
Та к и м
образом, родители также
становятся
активными
участниками
процесса
воспитания и обучения детей. Для некоторых групп родителей такая форма
взаимодействия является наиболее удобной.
Собрание
образовательных
и
игровых
ресурсов,
заимствованных
на
сайтах,
содержащих
коррекционно-развивающую
информацию,
а
также
созданных собственными силами.
Современным
родителям
интереснее
познакомиться
с
актуальными
вопросами речевого развития детей. Я предлагаю родителям медиа пособия,
такие как «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет, 5-7 лет», «Домашний
логопед», «Игры для тигры» и т.д.
Игротека
–
игры
по
разным
направлениям,
знакомит
родителей
с
упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи, но и
внеречевых
процессов (внимание, мышление, память и т.д). Выполняться
должны строго с родителями.
Советы логопеда - содержат конкретные рекомендации, памятки, буклеты.
Артикуляционная
гимнастика
-
предлагает
рекомендации
по
развитию
артикуляционной
моторики,
с
рисунками
и
описаниями
упражнений,
материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д
Домашние
задания
– упражнения на закрепление материала, упражнения
развивающего
характера.
Составлен
ряд
интерактивных
презентаций
по
лексическим темам и на автоматизацию звуков.
Также для родителей готовятся фото и видеоотчеты о занятиях детей в
детском саду. Родителям всегда интересно увидеть своих детей вне дома, чем
они занимаются в детском саду.
Буклеты,
стенгазеты,
памятки,
выполненные
в
компьютерной
программе,
служат
раздаточным
материалом,
знакомят
родителей
с
теоретическими вопросами, посвященными дифференциальной диагностике
речевых нарушений, структуре и механизмам этих нарушений.
Использование
средств
информационно-коммуникативных
технологий
в
логопедической работе позволяет:
обеспечить
доступность
и
качество
услуги
-
образовательной
деятельности
с
квалифицированной
коррекцией
для
детей
с
нарушениями речи;
систематизировать
и
повысить
эффективность
работы
учителя-
логопеда в направлении работы с родителями;
привлечь
к
активному
участию
родителей
в
коррекционно-
образовательном процессе;
организовать дистанционную поддержку родителей, имеющих ПК и
доступ в Интернет, в области логопедического просвещения;
распространить опыт работы специалистов дошкольного учреждения и
продемонстрировать достигнутые результаты.
Д л я
б о л е е
э ф ф е к т и в н о г о
у с в о е н и я родителями определенных
логопедических
знаний
и
умений учитель-логопед
может
самостоятельно
записать на электронные носители видео консультации по различным темам,
картотеки
с
заданиями
для
закрепления
того
или
иного
материала
и
предлагать
их родителям
на
собраниях,
очных
консультациях
и
прочих
мероприятиях.
Таким
образом,
выст раивание
механизма
в з а и м од е й с т в и я ,
предусматривающего
общую
целевую
и
единую
стратегическую
направленность работы
учителя-логопеда
внутри
ДОУ,
а к т и в н о е
вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных
современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют
д о с т и ж е н и ю
с т а б и л ь н ы х
п о л о ж и т е л ь н ы х
р е з у л ь т а т о в
коррекционной работы с каждым конкретным ребенком. В ходе тщательного
и
детального
исследования
возможностей
технических
средств
коммуникации
мы
пришли
к
следующему заключению:
применение
интернет-технологий - это эффективный и интересный для всех участников
коррекционного
процесса
способ
их
взаимодействия
с
целью
решения
актуальных проблем коррекции речи детей с ОВЗ.
Литература:
1. Антонова Е. А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,
1994.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.
3. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи
ребёнка с недостатками речи. М., 2009.
4. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в
дошкольном образовательном учреждении. 2007.
5. Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей,
имеющих нарушения речи. //Логопед. №1\2011.
6.
Перчаткина
Е.
Сотрудничество
логопеда
и родителей //
Дошкольное
воспитание. 1998г. № 11, с. 47-49.
7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
8.
Фоминых
Е.
Н.
Взаимодействие учителя-логопеда
с
родителями
воспитанников. Логопед. 2009. №7.
9. Щедрова Е. А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.
Логопедия. 2004.№4