Напоминание

ИКТ в коррекционной работе учителя–логопеда с родителями


Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ в коррекционной работе учителя–логопеда с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной

работе учителя-логопеда с родителями детей,

имеющими тяжелые нарушения речи

По мнению многих авторов, семья - самый первый и наиболее долго

действующий фактор, формирующий личность ребенка. Влияние на него всех

остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует семейное

воспитание.

Ведь

именно

в

семье

перед

ребенком

впервые

открываются

двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким

этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим

открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным.

Каким

же

образом

повысить

компетентность

родителей

в

вопросах

обучения коррекционным приемам?

Практической

значимостью

исследования

возможностей

интернет

-

технологий в работе с родителями детей логопедической группы является то,

что педагог получает в руки информацию о новейших средствах реализации

своей

деятельности,

а

это,

в

свою

очередь

повышает

результативность

работы учителя – логопеда, a также, это может быть использовано в практике

многих учителей – логопедов других детских дошкольных учреждений.

Наша цель: сделать интересный опыт обучения родителей коррекционным

приемам через технические средства коммуникации достоянием каждого и

п р е п о д н е с т и

е г о

т а к ,

ч т о б ы

с а м ы м

б е з р а з л и ч н ы м

и «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка.

Важно

показать родителям:

мы

видим

своеобразие

каждого

ребенка,

мы

понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей,

поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.

Кто-то скажет, что психолого-педагогическую, информацию по коррекции

нарушений родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее

популярны

среди

них

Интернет,

периодическая

печать,

теле-

и

-

радиопередачи,

научно-популярная

литература.

Это

обусловлено,

прежде

всего,

их

доступностью,

информативностью,

наглядностью.

Но

их

недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи,

ребенка,

непосредственно

ответить

на

вопрос

каждого родителя.

Более

компетентными

в

этом

оказываются

специалисты

дошкольных

образовательных

учреждений.

Они

могут

осуществлять

прямой

контакт

с родителями,

наблюдать

развитие

ребенка, получить "обратную

связь"

от родителей.

Внедрение

современных

компьютерных

технологий

в

логопедическую

практику

позволяет

сделать

просветительскую

работу

учителя-логопеда

более продуктивной и эффективной.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

применять индивидуальный подход к ребенку;

сформировать

в

определенной

степени

сотрудничество

между

ребенком, учителем-логопедом и родителями;

повысить компетентность родителей в коррекционно-образовательном

процессе, что является необходимым условием успешного воздействия

на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.

В коррекционно-образовательном процессе мы используем различные формы

работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:

использование

мультимедийных

презентаций

для

просмотра

родителями;

использование сайта дошкольного учреждения;

общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;

оформление буклетов, стенгазет, памяток для родителей.

Одно

из

направлений

работы

учителя-логопеда:

информирование

и

консультирование родителей о нормах речевого развития, об особенностях

формирования

речи

на

всех

возрастных

этапах

дошкольного

детства,

о

речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.

Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а

поэтому

важно

так

построить

сообщения,

консультации,

чтобы

они

привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного

сотрудничества. Проведение

педагогических

мероприятий

(родительских

собраний,

консультаций,

практикумов

и

т.д.)

с

использованием

мультимедийной техники является современной формой информирования и

консультирования,

позволяющей

представить

материал

красочнее,

информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и

дает возможность их проиллюстрировать.

Одной из новых форм работы с родителями стало информирование

родителей через сайт. На сайте ДОУ родители могут узнать о проводимых

мероприятиях, получить консультации. На странице сайта посетители могут

сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему,

задать

вопрос,

найти

ссылку

ни

другие

полезные

сайты

и

полезную

литературу. В

начале

учебного

года

мы

раздаем родителям

памятки,

где

написаны номера мобильного телефона, электронной почты, адрес сайта.

В

работе

учителя-логопеда

используется

следующая

форма

взаимодействия:

адресное

оперативное

информирование

родителей

по

электронной почте. Общение с родителями с помощью современных сетевых

сервисов

позволяет

наладить

более

тесный

контакт,

обсудить

вопросы,

которые не всегда можно озвучить при посторонних. Кроме того, логопед

может

отправлять

воспитанникам

задания

для

само стоятельной

домашней работы:

тесты,

карточки

с

заданиями,

картинные

материалы,

памятки и т. п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не

может

по с ещать

образовательную

деятельно сть

ДОУ.

Та к и м

образом, родители также

становятся

активными

участниками

процесса

воспитания и обучения детей. Для некоторых групп родителей такая форма

взаимодействия является наиболее удобной.

Собрание

образовательных

и

игровых

ресурсов,

заимствованных

на

сайтах,

содержащих

коррекционно-развивающую

информацию,

а

также

созданных собственными силами.

Современным

родителям

интереснее

познакомиться

с

актуальными

вопросами речевого развития детей. Я предлагаю родителям медиа пособия,

такие как «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет, 5-7 лет», «Домашний

логопед», «Игры для тигры» и т.д.

Игротека

игры

по

разным

направлениям,

знакомит

родителей

с

упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи, но и

внеречевых

процессов (внимание, мышление, память и т.д). Выполняться

должны строго с родителями.

Советы логопеда - содержат конкретные рекомендации, памятки, буклеты.

Артикуляционная

гимнастика

-

предлагает

рекомендации

по

развитию

артикуляционной

моторики,

с

рисунками

и

описаниями

упражнений,

материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д

Домашние

задания

упражнения на закрепление материала, упражнения

развивающего

характера.

Составлен

ряд

интерактивных

презентаций

по

лексическим темам и на автоматизацию звуков.

Также для родителей готовятся фото и видеоотчеты о занятиях детей в

детском саду. Родителям всегда интересно увидеть своих детей вне дома, чем

они занимаются в детском саду.

Буклеты,

стенгазеты,

памятки,

выполненные

в

компьютерной

программе,

служат

раздаточным

материалом,

знакомят

родителей

с

теоретическими вопросами, посвященными дифференциальной диагностике

речевых нарушений, структуре и механизмам этих нарушений.

Использование

средств

информационно-коммуникативных

технологий

в

логопедической работе позволяет:

обеспечить

доступность

и

качество

услуги

-

образовательной

деятельности

с

квалифицированной

коррекцией

для

детей

с

нарушениями речи;

систематизировать

и

повысить

эффективность

работы

учителя-

логопеда в направлении работы с родителями;

привлечь

к

активному

участию

родителей

в

коррекционно-

образовательном процессе;

организовать дистанционную поддержку родителей, имеющих ПК и

доступ в Интернет, в области логопедического просвещения;

распространить опыт работы специалистов дошкольного учреждения и

продемонстрировать достигнутые результаты.

Д л я

б о л е е

э ф ф е к т и в н о г о

у с в о е н и я родителями определенных

логопедических

знаний

и

умений учитель-логопед

может

самостоятельно

записать на электронные носители видео консультации по различным темам,

картотеки

с

заданиями

для

закрепления

того

или

иного

материала

и

предлагать

их родителям

на

собраниях,

очных

консультациях

и

прочих

мероприятиях.

Таким

образом,

выст раивание

механизма

в з а и м од е й с т в и я ,

предусматривающего

общую

целевую

и

единую

стратегическую

направленность работы

учителя-логопеда

внутри

ДОУ,

а к т и в н о е

вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных

современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют

д о с т и ж е н и ю

с т а б и л ь н ы х

п о л о ж и т е л ь н ы х

р е з у л ь т а т о в

коррекционной работы с каждым конкретным ребенком. В ходе тщательного

и

детального

исследования

возможностей

технических

средств

коммуникации

мы

пришли

к

следующему заключению:

применение

интернет-технологий - это эффективный и интересный для всех участников

коррекционного

процесса

способ

их

взаимодействия

с

целью

решения

актуальных проблем коррекции речи детей с ОВЗ.

Литература:

1. Антонова Е. А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.

Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,

1994.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.

3. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи

ребёнка с недостатками речи. М., 2009.

4. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в

дошкольном образовательном учреждении. 2007.

5. Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей,

имеющих нарушения речи. //Логопед. №1\2011.

6.

Перчаткина

Е.

Сотрудничество

логопеда

и родителей //

Дошкольное

воспитание. 1998г. № 11, с. 47-49.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

8.

Фоминых

Е.

Н.

Взаимодействие учителя-логопеда

с

родителями

воспитанников. Логопед. 2009. №7.

9. Щедрова Е. А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.

Логопедия. 2004.№4



В раздел образования