Напоминание

Метод спонтанного восстановления речи при афазии.


Автор: Пучкова Елена Сергеевна
Должность: логопед
Учебное заведение: Ивановская областная клиническая больница
Населённый пункт: г.Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Метод спонтанного восстановления речи при афазии.
Раздел: высшее образование





Назад




МЕТОД СПОНТАННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИ АФАЗИИ.

Пучкова Е.С.

Логопед

Ивановская областная клиническая больница.

Аннотация

Данная статья о необходимости применять разные методики в процессе

восстановления речи при афазии. В статье имеются сведения из истории

данного вопроса и мнения разных авторов. Актуальность темы в том, что

специалисты-реабилитологи часто отдают предпочтение методам

спонтанного восстановления и скептически относятся к роли специально

организованного процесса восстановления речи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АФАЗИЯ; РЕАБИЛИТАЦИЯ; РАСТОРМАЖИВАНИЕ;

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ; РЕЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ.

___________________________________________________________________

Расстройства речи по типу афазии возникают при поражении так называемых

речевых зон головного мозга, расположенных в заднем отделе нижней

лобной извилины, в верхней височной извилине, нижней теменной доле и на

стыке теменной, височной и затылочных областей доминантного полушария.

Афазия обычно связана с агнозиями, апраксиями и другими сложными

нарушениями корковых функций.

Общие основы реабилитации нарушенных функций относятся к

расстройствам функций любой этиологии ( сосудистой, травматической,

опухолевой и т. д. ) Логопеду чаще всего приходится работать с больными

афазией вследствие ОНМК. Для этой этиологии характерен следующий

комплекс клинических факторов: тяжесть и распространенность основного

заболевания, характер нарушения мозгового кровообращения

(кровоизлияние или ишемия ), состояние кровоснабжения поврежденной

области, локализация и размеры очага повреждения, соотношения

деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и состояние

непострадавших отделов головного мозга. Сохранные отделы мозга и

субдоминантное( правое полушарие у правшей)принимают участие в

компенсации нарушенных функций.(1) Восстановление речевой функции при

афазии осуществляется за счет подключения предшествующих уровней

речевой функции, оставшихся неповрежденными, при опоре на

предшествующий речевой опыт больного. Специалистам по восстановлению

речи у больных афазией известна особенность восстановительного обучения

связанная с растормаживанием тех особо упроченных речевых оборотов,

которые получают локализационную автономию вне речевых зон мозга:

возможно в симметричных отделах субдоминантного полушария или же в

других, более скрытых от наблюдения «нишах», не исключая и подкорковые

отделы мозга. Для функционального оживления этих резервов речи

применяются особые приемы, такие как порядковая речь, пение песен со

словами, высоко эмоционально насыщенные речения, произведения устного

народного творчества и др. Считается, что их продуцирование является

«входными воротами» в речь в целом, однако факты из практики

показывают, что это не так. Очевидно, те случаи, когда вслед за их

произнесением, имеется положительный восстановительный эффект, имеет

место психотерапевтическое воздействие, мобилизующее спонтанные

компенсаторные процессы в целом. Сами эти речевые стереотипы не могут

играть роль растормаживающих стимулов, которые «вытягивают» менее

клишированные высказывания, поскольку изолированы от речевого

механизма и имеют функциональную и, соответственно, локализационную

автономию.

Среди различных сторон процесса восстановления речи при афазии у

взрослых одними из центральных являются методические приемы, с

помощью которых могут быть достигнуты наилучшие результаты. Такая точка

зрения завоевала признание среди афазиологов, так как стало ясно, что,

кроме спонтанного восстановления речи, возможен другой путь

возвращения больным высших психических функций, утраченных при

повреждении коры головного мозга. Это путь извне организованного, т. е.

направленного воздействия – обучения больных приемам, содействующим

овладению вновь речевой деятельностью. Помимо общей активизации и

стимуляции, этот путь обучения включает в себя компенсаторную

перестройку нарушенного звена речевой функции с опорой на сохранные

анализаторы, виды речевой деятельности и некоторые стороны психики в

целом. Теоретической базой при этом являются нейрофизиологические

представления о пластичности нервной системы человека и психологические

взгляды на роль прижизненного формирования психических функций(4). За

рубежом среди некоторых специалистов-неврологов продолжительное

время преобладал скептицизм в оценке эффективности специально

организованной терапии. Основное значение в отношении результатов

восстановления речевой функции придавалось лишь динамике спонтанного

восстановления. Этот вопрос был предметом острых дискуссий еще в 50-60-е

годы.

Вместе с тем, как следует из теоретического рассмотрения и опыта

практической работы, в восстановительном процессе крайне важна

«встреча» двух линий –спонтанной и извне организованной. Именно с этой

точки зрения так продуктивно раннее начало занятий с больными,

совпадающее с наиболее интенсивным периодом спонтанного

восстановления.

Постепенно под влиянием тщательно проведенных статистических

исследований, доказавших результативность специально организованных

занятий с больными, скептицизм за рубежом уступает место признанию этого

пути восстановления. В зарубежной литературе с конца 60-х и в 70-е годы все

большее значение приобретает оценка тех или других методов работы с

точки зрения их эффективности. Этот интерес к методам работы, обсуждение

их сравнительной результативности свидетельствовал о существенном сдвиге

в разработке всей проблемы, о новом ее этапе. Общая теоретическая

дискуссия о решающей роли спонтанного восстановления речи стала

уступать место обсуждению вопросов организации и методов работы по

восстановлению речевой функции.

Специалисты все больше убеждены в бесполезности формальных

упражнений (проговаривание, пропевание, декламация речевых

автоматизмов, повторение , фонетическая или механическая артикуляторная

тренировка) и в простом заимствовании приемов обучения глухонемых.

Ведется работа над поиском действенных упражнений.

Современная афазиология основывается на поэтапном характере

восстановления речевой функции при афазии. Естественно, что на ранних

стадиях заболевания ставится задача включения главным образом

непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности.

Работа с больными, находящимися в острой стадии заболевания, должна

быть строго дозирована в зависимости от особенностей общего состояния

больного, носить щадящий, психотерапевтический характер. Упражнения же,

направленные на растормаживание, стимуляцию речевых процессов,

скорее следует рассматривать лишь как подготовительные к последующей

работе.

На последующих этапах заболевания восстановительное обучение

проводится с расчетом на все более активное, сознательное вовлечение

больного в восстановительный процесс. Для этого применяют

перестраивающие методики. Их использование невозможно без перевода

работы на произвольный, осознанный уровень. Это не значит, что необходим

полный отказ от опоры на речевые автоматизмы, однако основной акцент

делается на сознательное усвоение тех или иных приемов компенсации

дефекта.

Таким образом, восстановление речи при афазии должно носить поэтапный

характер и направлено на вовлечение больного в активное, сознательное

пользование речью. Сокращение этапов восстановления ,либо

пренебрежение частью этапов лишает больного возможности эффективной

реабилитации.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует

системного подхода, т. е. подразумевает нормализацию всех нарушенных

языковых уровней. В то же время при работе с каждой из афатических форм

имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного

речевого дефекта.

Список использованных источников.

1.Бэйн Э. С., Столярова Л.Г., Ткачева Г. Р. Последствия мозгового инсульта и их

лечение. – в кн.: Сосудистые заболевания нервной системы. Под ред.Е.В.

Шмидта.-М.: 1975.

2.Бэйн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Ленинград:Медицина,1964.

3.Бэйн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с

афазией.-М.: Медицина, 1982.

4.Волкова Л.С. Логопедия. Владос, 2009.

5.Визель Т. Г. Приобретение и распад речи: монография. Барнаул: АлтГПУ,

2016.

6. Жинкин Н. И. Механизмы речи.: монография. Москва: АПН РСФСР,1958.

7. Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. Ленинград: Медицина, 1968.

8. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение.-М.: Просвещение,

1988.

9.Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе

восстановления.-М.: Медицина,1972.

10.Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с

разными формами афазии.-М.: В. Секачев,2000.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники