Напоминание

"Проблемные диалоги на уроках дисциплины "Основы музыкальных знаний". Балетная реформа П.И. Чайковского


Автор: Сушко Елена Вячеславовна
Должность: преподаватель музыкальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Костромской областной колледж культуры"
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Проблемные диалоги на уроках дисциплины "Основы музыкальных знаний". Балетная реформа П.И. Чайковского
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГБПОУ «Костромской областной колледж культуры» Технологическая карта урока по теме Балетная реформа П.И. Чайковского. Для студентов специальности 51.02.01 Народное художественное творчество по виду Хореографическое творчество Дисциплина «Основы музыкальных знаний» Тип урока: «Проблемные диалоги на уроках дисциплины «Основы музыкальных знаний» Преподаватель музыкальных дисциплин ОГБПОУ «Костромской областной колледж культуры» Сушко Е.В. Кострома 2016
Разработка урока
Тема урока: « Балетная реформа П.И. Чайковского»

Цели урока:
- осознать сущность взаимодействия симфонизации музыки и содержания балетного либретто; - уметь определять особенности танцевального начала в музыке П.И. Чайковского.
Применяемая технология:
проблемно- поисковая.
Метод
: проблемный подводящий диалог, «моделирование» произведения
Тип урока:
урок-исследование
Проблема
: определить, какие музыкальные приемы, использовал П.И. Чайковский в раскрытии драматургии либретто и передачи образов главных героев в своих балетах
.

Цели урока:
 образовательные – формирование и развитие музыкальной культуры студентов, формирование многосторонней связи между двумя видами искусств (музыка и хореография).  познавательная - приобретение и расширение знаний о культуре Российской империи, ее истории, литературе, живописи, музыке, обычаях, традициях, и её связи с хореографическим искусством.  развивающие – развитие слушательской и зрительской культуры и развитие умения анализировать музыкальные формы классического балета  воспитательные - воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку, умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения; через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к Родине, высоких, идейных и моральных качеств.
Задачи урока:
 Формирование умений следить за развитием музыки.  Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки.  Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.
Необходимое оборудование:
компьютер, проектор, экран.
Должны уметь
:  рассказать либретто и биографии композитора;
 аргументировано отвечать на вопросы;  анализировать музыкальные произведения, внимательно слушать.
Средства обучения:
 презентация по теме урока;  слова – характеры (к музыкальным произведениям);  итоговые вопросы;  видео фрагменты из балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Ожидаемые результаты:

предметные
- понимать главные особенности содержания и формы, их связи; - уметь находить взаимосвязь элементов музыкального языка и хореографического содержания.
метапредметные:
- уметь находить необходимую информацию в учебнике; -уметь применять знания о музыке для решения проблемного вопроса; - проявление самостоятельности в рассуждениях о музыке и воплощенных хореографических образах; -проявление творческой активности на уроке.
личностные:
-проявление заинтересованности к классической музыке; -развития творческого воображения, способности ассоциативного мышления; -развитие навыка коллективной работы, сотрудничества.
Этапы урока:

1.
Повторение пройденного материала (творческая биография П.И. Чайковского).
2.
Выполнение музыкально-ритмических упражнений по музыкальным темам из балетов П.И. Чайковского.
3.
Разбор музыкальных сцен из балетов композитора, подтверждающие «симфонизацию» музыки.
4.
Определить музыкальные приемы, используемые П.И. Чайковским в передачи драматургии образов балетах Лейтмотивы, кардебалет, крупные сюиты танцев из балета
.

5.
Анализ музыкальных форм классического балета.
6.
Подведение итогов, выводы по теме урока.
Карта урока
Этапы

урока

Действия преподавателя и учащихся

Вопросы преподавателя,

возможные ответы учащихся

Время
1.Орган и- зацонн ый момент Приветствие. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Тема нашего урока
«Балетная реформа П.И. Чайковского.
Наша задача - определить, какие приемы, использовал П.И. Чайковский в написании своих балетов. В начале урока мне хотелось бы услышать от вас важнейшие творческие этапы жизни русского композитора П.И. Чайковского. Продолжим урок с ритмической разминки, в которой закрепим пройденные ритмо-формулы, поработаем над координацией движений, настроимся на «ритмическую волну». Перед вами фрагмент классической вариации. Попробуем её разобрать. Повторение домашнего задания: познакомиться с т в о р ч е с к и м н а с л е д и е м П.И.Чайковского. 5 мин.
2. Ритмич еская разминк а 2.1. По такому же принципу разбираем следующий музыкальный фрагмент. Простукивание фрагмента с последующей игрой на фортепиано. 1.Какой музыкальный размер в этом примере? 2 . К а к и е д л и т е л ь н о с т и присутствуют в данном нотном примере? 3.Сколько тактов в муз. отрывке. 4.Дайте понятие – реприза. 7 минут Я думаю вы узнали звучащую мелодию ? К какому балету П.И. Чайковского она принадлежит? Это тему очень часто называют лебединая песня, и чуть позднее мы узнаем почему 3 минуты
Повторе ние пройден ного материа ла . Чтобы понять, почему Чайковский считается реформатором, нам нужно вспомнить каким был балет до него. Первыми людьми в балете XIX века долгое время были совсем не композиторы, а балерины и балетмейстеры. Музыка была в полном подчинении танца, и лишь выполняла ритмические функции. Хотя хореографы пытались сблизить танец и музыку, все же музыке отводилась второстепенная роль. Пуни, Минкус, Делиб это специально приглашенные композиторы из Европы. Поэтому крупные русские композиторы редко брались за балет, считая его жанром «низким», прикладным. Хотя русские композиторы и не жаловали балет своим вниманием, но в оперу они часто вставляли танцевальные эпизоды, в которых музыка играла существенную роль. Например, блестящие танцевальные действия были в двух операх Глинки. В них балетные сцены воплощали образы врагов («Жизнь за царя» - поляки), фантастические, волшебные образы («Руслан и Людмила» танцы в садах Черномора). Какое значение имела музыка в оформлении постановки балета? Назовите композиторов, писавших музыку для первых русских балетов. Кто из хореографов использовал в своем творчестве музыку русских композиторов в свой хореографических
 Михаил Фокин использовал Симфоническую сюиту «Шахеразада» Римского-Корсакова.  Михаил Фокин использовал музыку 2 действия «Половецкие пляски» Бородин из оперы «Князь Игорь».. постановках? Что объединяет все перечисленные произведения? Все перечисленные произведения объединяет - принцип симфонического развития, который является главным в характеристике героев. Формир ование новых знаний. Именно принцип симфонизации музыки и использовал П.И. Чайковский в сочинении своих новаторских балетов. Композитор насытил партитуру балетов напряженным тематическим развитием и единством, присущим ранее только инструментальной симфонической и оперной музыке. Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей, имеющих определенную композитором программу. Это рассказ с сюжетом, где музыкальные темы являются прообразами – лейтмотивами действующих лиц. Итак «Лебединое озеро» Драматургия основана на сопоставлении отдельных Что, представляет из себя симфония? 25 минут
лирических сцен, кульминационных моментов в развитии внутреннего мира героев. Главная героиня - девушка-лебедь Одетта имеет музыкальный лейтмотив, который проводится через всё произведение, многообразно трансформируясь: он звучит то как задушевный рассказ о печальной судьбе, то как взволнованно страстный порыв, то как патетический гимн победившей любви. Музыкальная характеристика сил зла напоминает темы рока в симфониях Чайковского. (Просмотр видео отрывков с лейтмотивом Одетты). Музыкальные темы превращаются в лейтмотивы действующих лиц и служат основному принципу симфонизации балета, то есть драматургическому развитию. Такое симфоническое строение помогает композитору в создании драматургии и театральности музыки балета. Именно поэтому балетная музыка Чайковского театральна, поскольку содержит характеристику основных образов, ситуаций и событий действия, определяя и выражая его развитие. И это подтверждает его следующий балет «Спящая красавица». Мы сейчас просмотрим видеофрагмент и задаем себе вопрос: «Почему о «Спящей красавице» говорят как о Прокомментируйте, мои слова Музыка Лебединого озера наиболее симфонична. « П оч е м у о « С п я щ е й красавице» говорят как о балете
балете картинного симфонизма?». Просмотр фрагментов балета «Спящая красавица»  характерные танцы героев сказок Перро в 3 д.  стилизация старинных танцев (сюита из 2 д.: менуэт, гавот, паспье, ригодон). Музыка этого бал ета наибол ее програмна и изобразительна в характеристике предст авл енных персонажей. В увиденных фрагментах нам демонстрируются танцы- сценки, портретные зарисовки героев сказок Перро, близкие к формам Па д'аксьон- сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета и состоящая: - из entree, представляющего всех участников - из adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета - из вариаций - из общей коды Основной драматургический конфликт воплощён в резко контрастных развёрнутых партиях феи Карабос и феи Сирени, олицетворяющих зло и добро. Это подчеркивает и развитие музыкальных тем этих героинь. Просмотр вариаций феи Карабос и феи Сирени. картинного симфонизма?». С помощью каких персонажей воплощен основной драматургический конфликт в балете «Спящая красавица». Какая общая идея объединяет
Объединяет сказочный сюжет и победа добра над злом. Все это смогло воплотиться музыке через симфонизацию музыки, которая отразилась на больших танцевальных сюитах, которыми наполнен балет «Щелкунчик». . Просмотр видео фрагмента из второго действия балета - финальный праздничный дивертисмент. балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик?» Вывод     Суть реформы Чайковского - коренное изменение роли музыки в балете.  Из подсобного элемента она превратилась в определяющий, обогащая сюжет и давая содержание хореографии.  Балетная музыка Чайковского создана с учётом её танцевального предназначения, претворяет все достижения, накопленные в области хореографии ;  она театральна, поскольку содержит характеристику основных образов, ситуаций и событий действия, определяя и выражая его развитие. В чем же проявилась суть музыкальной реформы П.И. Чайковского? Домашн ее задание  Выпишите известные вам крупные балетные формы из балетов П.И. Чайковского.


В раздел образования