Автор: Елькина Вера Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: Свердловская область, город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка игровой образовательной ситуации Тема «История жилища»
Раздел: дошкольное образование
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Отдел образования Чкаловского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию воспитанников № 358 «Лесная полянка»
620024, Екатеринбург, Новоспасская,18
216-54-78, dou358@yandex.
ru
Методическая разработка
игровой образовательной ситуации
Тема «История жилища»
воспитатель
Елькина Вера Леонидовна
Тема (проект, событие): история жилища
Возрастная группа: старшая
Форма
НОД
(технология): путешествие
по
«реке
времени»,
занятие-
исследование
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методиче ский
комплект:
Короткова
Н.А.
« О р г а н и з а ц и я
образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»
Средства:
Наглядные: карта-панно
«Путешествие
по
реке
времени»,
иллюстрации
с
изображением жилищ. Для каждого ребенка: клей – карандаш, акварельные
краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые
мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4). Картинки —
«метки».
Мультимедийные: Мультимедийный экран и проектор, слайды с изображением
жилищ в разные временные периоды.
Литературные:
Музыкальные: Песня «Всем на свету нужен дом» сл. Сеф Р., муз. Ермолова И.
Задачи:
Развивающие задачи:
развивать
наблюдательность,
способность
замечать
характерные
особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;
развивать творческую активность детей в процессе продуктивной
деятельности;
развивать
восприятие,
мышление,
речь
(словесный
анализ,
речь-
рассуждение,
речь-доказательство,
речь-аргументация)
в
процессе
активных
действий по поиску связи вещей и явлений.
Обучающие задачи:
способствовать освоению ребенком основополагающих культурных
форм
упорядочения
опыта:причинно-следственных,
родо-видовых
(классификационных), пространственных и временных отношений;
способствовать
накоплению
опыта
субъекта
деятельности
и
поведения в процессе ознакомления с историей жилища через предоставление
возможности получения знаний в специфичных видах деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать заботливое отношение к своему дому;
воспитывать
доброжелательные
взаимоотношения
между
сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
ХОД НОД
Знакомство
— Ребята, здравствуйте, я очень рада нашей встрече!
— Меня зовут Вера Леонидовна! Я живу в большом многоэтажном доме. А в
каких домах живете вы? Ванечка, в каком доме ты живешь? (т.д.)
— Гуляя по городу, можно увидеть много разных домов. Такие, в которых
живете вы, и другие.
Эмоциональный настрой на совместную деятельность через рассказ из личного
опыта
— Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А
вы
за
что
любите
свой
дом?
Ты
Света,
за
что
любишь
с в о й
дом?.. (Эмоционально вовлекаю детей в образовательную деятельность.)
Обсуждение реального события
— Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их
любите.
Когда я была маленькой жила в таком доме. (Показываю детям слайд своего
дома. Обращаюсь к детям с вопросом, отношусь с уважением к детским
высказываниям, систематизирую ответы детей и обобщаю.)
Чем он отличается от домов, в которых живете вы?
Постановка цели исследования (узнать)
— Люди не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? В
пещере,
шалаше.
(Предлагаю
детям
иллюстрации
с
изображением
жилища
далекого прошлого, старины и современности. Стимулирую общение. Задаю
вопросы.)
— Удобно ли было жить в пещере? Почему люди решили уйти из пещеры?
Удобен ли был шалаш? Со временем, люди стали строить дома из того, что его
окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем
отличается изба от жилищ древних людей.
— Зачем человеку нужен дом?
Анализ,
активное
обсуждение
демонстрационного
иллюстративного
или
предметного материала
Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.
— Здравствуйте, люди добрые! Куда я попал? А что вы сейчас делаете? Вот вы
то мне и нужны! Беда у меня! Были альбомы с картинками всех домов, где я
жил.
В
одном
–
древние
жилища,
в
другом
старинные,
а
в
третьем
–
современные. При переезде, все картинки перепутались. Что делать? (Задаю
вопросы, стимулирующие процесс мышления, поощряю детей к высказыванию,
комментирую высказывания.)
Обращаю внимание на «реку времени» и расположенные на ней метки.
— Чтобы проследить, как менялись дома, можно обратиться к «реке времени».
— Неужели, Кузя, ты жил когда- то в пещере, в шалаше, избе? Хорошо ли тебе
там было?
—
Мне
везде
было
хорошо,
потому,
что
там
жили
любимые,
заботливые
хозяева. Можно я заберу «реку», она мне очень понравилась.
Кузя сворачивает «реку», кланяется, говорит:
— Спасибо, люди добрые! Понесу домой, повешу на стенку вместо ковра, а вам
на память подарочек от меня. (Подарок Домовушка). Берегите её, любите её, а
она вас оберегать будет.
Кузя ушел.
Работа в творческой мастерской
— Ребята, а мы остались без «реки»! Как же вы расскажите своим друзьям о
ней?
Сможем
сами
создать
«реку
времени»? (Создание
ситуации
выбора
(партнера) и этапа времени.)
— Что делать? — Картинок нет?
— «Реки нет»? Давайте разделимся на группы. (Обсуждение с детьми плана
предстоящей
деятельности
обеспечивающее
соучастие
детей
в
определении
содержания
и
форм
совместной
(индивидуальной)
деятельности.
Вовлекаю
детей
в
продуктивную
деятельность.
Использование
музыкального
сопровождения.)
(Дети выбирают средства для изобразительной деятельности (краски, цветные
карандаши или восковые мелки).
Полученные изображения жилищ наклеивают на реку времени.
Рефлексия
— Какая замечательная «река» получилась!
Поделитесь, пожалуйста.
1. Сложно её было делать?
2. А что делать с ней дальше?
3. Что понравилось больше всего?
4. О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии, путешествуя по «реке
времени»?
(Задаю
вопросы,
поощряю
самостоятельные
попытки
детей
делать
вывод.
Привлекаю к подведению итогов, рефлексия.)