Напоминание

Решение генетических задач различных типов


Автор: Готовцева Евдокия Милентьевна
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ "Оспехская средняя общеобразовательная школа" МР "Усть-Алданский улус (район)" РС(Я)
Населённый пункт: с. Дыгдал
Наименование материала: конспект урока
Тема: Решение генетических задач различных типов
Раздел: полное образование





Назад




Тема урока «Решение генетических задач различных типов»

(открытый урок)

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: практикум

Цель урока: проверить усвоение генетических терминов и понятий; проконтролировать

качество полученных знаний и умений по решению генетических задач.

Дидактическая модель обучения: проблемное изложение, поисковая.

Педагогические средства: проведение тестирования, организация совместной учебной

деятельности, повторения материала, мини-зарядки.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, совместная деятельность,

диалогическое общение, работа в малых группах, осуществление самопроверки,

взаимопроверки.

Оборудование: распечатанные тесты, условия задач, листы ответов, бланки, ноутбук,

проектор, презентация, надпись на двери «Мини-лаборатория Генетики»

Ход урока

1. Организационная часть

Сегодня в лаборатории Генетики проходят практику стажеры. Прежде чем

приступить к работе, проводим испытательное тестирование стажеров на

профессиональную пригодность.

2. Тестирование (индивидуальная работа)

Выберите правильный ответ.

1.Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют:

А) гомозиготным;

Б) гетерозиготным;

В) рецессивным.

2. Как называл Г.Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения:

А) рецессивными;

Б) доминантными;

В) гомозиготными.

3. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные

признаки):

А) ААВВ;

Б) АаВв;

В) аавв.

4. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А) Ав, вв;

Б) Ав, ав;

В) Аа, вв.

5. При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А) доля

карликовых форм равна:

А) 25%;

Б) 50%;

В) 75%.

6. Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании:

А) одну;

Б) две;

В) три.

7. Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то

проявляется закон:

А) расщепления;

Б) неполного доминирования;

В) сцепленного наследования.

8. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в первом поколении получится

кроликов:

А) 100% черные;

Б) 50% черных, 50% белых;

В) 75% черных и 25% белых.

9. У особи с генотипом АаВв образуются гаметы:

А) АВ, ав;

Б) Аа, Вв;

В) АВ, Ав, аВ, ав.

10.Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей аавв, а

другого:

А) ААВв;

Б) ААВВ;

В) АаВв.

3. Решение задач в разных ситуациях

В нашу лабораторию поступило несколько официальных заявок, требующих

срочного решения. С заявками к нам обратились:

- Главный консультант космической лаборатории генерал-майор авиации (ФИО директора

школы)

- Посол королевства

Таво (ФИО замдиректора школы по учебной части)

- Советник государственной гражданской службы (ФИО замдиректора школы по

воспитательной работе)

- личные телохранители важных персон (присутствующие учителя)

Целью нашей работы будет: дать неопровержимый достоверный ответ на все

вопросы клиентов, опираясь на факты науки, в течение одного академического часа.

Итак, первый конверт (решение задач на определение групп крови).

- заявка главного консультанта космической лаборатории Генерал-майора авиации (слайд)

«Уважаемые генетики! В связи с предстоящей длительной космической

экспедицией, институт космоса готовит донорский запас крови. Прошу определить запасы

донорской крови для будущих наших космонавтов. В космическую экспедицию

отправляются три супружеские пары:

1.Жена с 1 группой крови, а муж со второй (I

A

I

A

)

2. Жена с 3группой крови (I

В

I

В

), а муж с 1 группой.

3.Жена с 1 группой крови, а муж с четвертой. Во время путешествия у первой и

второй пары планируется рождение по одному ребенку, а у третьей – двое.

Информации сугубо конфиденциальные, разглашению не подлежат!»

Задание: Распределите задания между группами и заполняйте листок №1.

(После выполнения заданий каждая группа защищает свою работу, затем вносят свои

решения в листок №1).

Конверт второй: (решение задач на дигибридное скрещивание)

Заявка советника государственной гражданской службы:

Уважаемые генетики! Обращаюсь к вам с просьбой гражданки «А». Цитирую:

«Я вышла замуж по большой любви. Казалось, такой счастливой супружеской пары, кроме

нас на Земле не было. И вот родился у нас долгожданный сын. К большому моему

удивлению, он оказался голубоглазым и блондином. Муж не хочет признавать сына,

обвиняет меня в измене. Я сама подумала бы в подмене моего ребенка, но мне его

показали сразу после рождения. Я категорически не согласна с мнением мужа, и потому

прошу доказать свою невиновность. Мы оба кареглазые, темноволосые. Сведений о своих

предков не знаем, так как воспитывались в детском доме».

Задание: помогите молодой женщине доказать свою невиновность, заполняйте

листок №2.

4. Физкультминутка. Слово учителя: прежде чем раскрыть третий конверт,

давайте восстановим кровоснабжение мозга, делаем производственную мини-гимнастику

ума.

-1 упр.: на носочки, на пятки – 4 раза

-2 упр.: корпус влево, корпус вправо – 4 раза

-3 упр. Приседание- 4 раза

- 4 упр.: сидя, завершаем точечным массажем уха (трем уши до красна, затем

сильно приглаживаем несколько раз)

5. Решение задачи на сцепленное с полом наследование.

Конверт третий: заявка посола королевства Таво

Уважаемые генетики! Передаю вам просьбу короля королевства Таво:

«Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной

принцессой Беатрис. Родители Уно знают, что в роду Беатрис были случаи гемофилии,

врожденного заболевания – несвертываемости крови, проявляющегося, как правило,

только у мужчин и приводящего к гибели в юном возрасте. Братьев и сестер у Беатрис нет.

У тети Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями

пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер еще мальчиком от

потери крови, причиной которой стала небольшая царапина. Дяди, тетя и мама Беатрис –

дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаваться через Беатрис

королевскому роду ее жениха?»

Вопрос (фронтальный опрос класса)

1. Что такое гемофилия и как она передается к поколению?

2. Кого из истории России знаете ребенка - гемофилика, сына важных персон?

(После выполнения – проверка работы на доске, заполнение листа №3)

6. Запасной этап урока - минуты общения с клиентами

(если времени не осталось, сразу приступаем к рефлексии)

Вам поручаются бланки, в которых вы должны зафиксировать генетические данные наших

клиентов, которые сохраняются по традиции в архиве лаборатории. Прошу клиентов

(учителей) занимать места. Стажеры могут расспрашивать вас с целью уточнения

интересующих признаков. (Звучит музыка, индивидуальная работа)

Генетические данные клиентов.

Независимое наследование признаков.

Признаки

Доминантный

Рецессивный

Полное доминирование

Глаза

Карие, светло – карие,

зеленые

Голубые, серые

Зрение

Дальнозоркость

Близорукость

Уши

Свободная мочка

Приросшая мочка

Нос

С горбинкой

Прямая переносица

Губы

Полные губы

Тонкие губы

Щеки

Ямочки на щеках

Гладкие щеки

Волосы

Темные

Светлые

Кожа

Веснушки

Отсутствие веснушек

Руки

Праворукость

Леворукость

Рост

Низкий рост

Высокий рост

Форма волос

Курчавые

Прямые

7. Рефлексия

Вот и закончили запланированную работу и мы опять становимся обычными

учениками и обычными учителями.

1. К чему вы научились на этом уроке?

2. Что нового узнали?

3. Как вы оцениваете свою работу?

4. Как оцениваете работу своих одноклассников?

8. Домашнее задание.

1. Заявление от супружеской пары Петровых.

«У нас в родильном доме перепутали детей. Первая пара родителей имеет I и II группы

крови, а мы имеем -II и IV. Один ребенок имеет IIгруппу, а второй - I группу. Помогите

нам найти своих детей».

2. Разрешите ситуацию: В одной деревне мужчина, многодетный отец, отказался ехать за

женой в роддом, обвинив ее в том, что она в очередной раз родила дочь, а он хотел сына!

Прав ли муж? Ответ аргументируйте.

Комментарии учителя: за выполнение только 2-го задания – оценка «3». За выполнение

только 1-го задания – оценка «4». За выполнение 1-го и 2-го заданий – оценка «5».

Решите задачи по мере своих возможностей и желаний.

9. Выставление оценок с комментарием



В раздел образования