Автор: Каличкина Ирина Владимировна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская СОШ"
Населённый пункт: п. Металлургов Кемеровская область
Наименование материала: Компетенции обучающихся на уроках информатики
Тема: Преподавание информатики в школе
Раздел: полное образование
Компетенции обучающихся на уроках информатики
Мой
опыт преподавания информатики в школе позволил мне увидеть
противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству,
оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом
общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях
только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная
сторона – формирование компетенций учащихся отдаются воле случая.
На уроках и внеурочной деятельности использовалую программы, которые
включены в изучение
по информатике и новые программы, которых нет в
образовательном стандарте, например Maple, Coral Photopaint, Adobe Photoshop.
В ходе решения проблемы снова возникли вопросы: «Какие компетенции
нужно
развивать
у
обучающихся?», «Как
оценивать
работы,
например,
презентации?», «Как оформлять учебные проекты?». Появилась необходимость в
диагностировании
компетенций
обучающихся, создании
критериев
оценки
компьютерной презентации, более подробное изучение проектной методики.
Развитие
компетенций
на
уроках
информатики
стимулируют
апробированные мною следующие педагогические условия:
разрешение и поощрение множества вопросов;
создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для
последующей деятельности;
стимулирование ответственности и независимости;
акцент
на
самостоятельных
разработках,
наблюдениях,
чувствах,
обобщениях, сопоставлениях;
внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.
Идёт
работа
над
развитием
и
творческих
способностей
учащихся.
В
настоящее время в школе имеется доступ к информационным ресурсам Internet.
Ребята
участвуют
в
сетевых
проектах,
конкурсах,
олимпиадах.
Разработана
система заданий с применением новых информационных технологий. Среди
различных
вариантов
классификации
заданий
соответственно
характеру
деятельности выделяю следующие основные типы заданий:
1)
задания рецептивного характера, направленные на усвоение знаний;
2)
задания
репродуктивного
характера,
направленные
на
применение
знаний по образцу, в знакомой ситуации;
3)
задания творческого характера, направленные на применение знаний в
незнакомых ситуациях.
Достоинством
данной
типологии
является
возможность
выделения
соответственно
первым
трём
типам
заданий
трёх
уровней
усвоения
содержания образования:
восприятия и запоминания;
репродуктивный;
творческий.
Обучающиеся
сами
создают
ресурсы,
которые
используются
в
учебном
процессе: обучающие презентации, кроссворды с помощью электронных таблиц
Excel и текстового редактора Word, пишут рефераты. Выполняют творческие
задания
в
Adobe
Photoshop.
Создают
мультимедийные
презентации
в
среде
PowerPoint.
Разработаны
критерии
оценки
компьютерных
мультимедийных
презентаций, буклетов.
В
среде
программирования
обучающиеся
пишут
программы
и
создают
творческие работы.
Со
своими
творческими
работами
они
принимают
активное
участие
в
конкурсах различного уровня.
Современный
выпускник,
опираясь
на
знания,
полученные
при
изучении
социальной
информатики
должен
свободно
ориентироваться
в
современном
информационном пространстве.
Основываясь на выше сказанном,
можно выстроить модель воспитания
личности в информационной среде.