Индивидуализации обучения учащихся в различных предметных областях
Автор: Тихомирова Ольга Вячеславовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "Школа №5" Населённый пункт: г. Муравленко, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Индивидуализации обучения учащихся в различных предметных областях Раздел: среднее образование
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ
(на примере преподавания английского языка)
Автор: Тихомирова Ольга Вячеславовна,
учитель английского языка
г. Муравленко
В современном мире интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких
инновационных
технологий,
которые
направлены
на
творческое
воспитание
личности
в
интеллектуальном и эмоциональном измерении. Одной из таких технологий является метод проектов
как «определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся,
индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного
результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса
достижения этого результата».
В последнее время метод проектов приобретает всё большую
популярность в обучении иностранному языку.
С сентября 2015 года на параллели 5-х классов ФГОС осуществляется внедрение межпредметного
модуля, целью которого является создание условий для индивидуализации обучения учащихся в
различных
предметных
областях.
В
связи
с
этим
по
предмету
«Иностранный
язык»
создан
и
преподается
специальный
элективный
курс
«Страноведение». Курс
образовательной области
«Иностранный язык» - «Страноведение»
для учащихся 5-х классов - играет важную роль в
образовательно-воспитательном процессе, способствует созданию системы подготовки учащихся,
ориентированной
на
индивидуализацию
обучения,
осуществляемую
в
условиях
коллективной
учебной и творческой работы, в рамках общих задач и содержания обучения различных предметных
областей.
Целью
своей
работы
учителя
иностранного
языка
ставят:
развить
и
дополнить
содержание
и
ведущие
идеи
основного
курса
английского
языка,
систематизировать
страноведческие
знания
учащихся, способствовать развитию основных видов речевой деятельности (говорения, чтения,
аудирования, письма), а также обогатить лексический запас учащихся. Работа в данном направлении
способствует
расширению
лингвострановедческих
знаний,
создает
условия
для
коллективного
творческого созидательного труда и личностных достижений учащихся.
Тематика курса строилась из вопросов анкеты, проведенной среди выпускников начальной школы,
нынешних
пятиклассников,
и
состоит
из
разделов:
«Королева
Елизавета»,
«Географическое
расположение страны», «Символика государств», «Языки», «Национальные особенности костюмов».
Но изучение материала осложняется дефицитом лексико-грамматического аспекта языка, поэтому
целесообразней интегрировать его с предметами истории, географии, курсами дополнительного
образования:
хореографии
и
театра.
Мы
обратились
за
помощью
к
преподавателям
смежных
дисциплин и выяснили, что многие предметники касаются вопросов страноведения, исходя из целей
и задач своей программы, предложив вынести эти темы на межпредметный модуль.
Например, курс изучения раздела географии «История географических открытий» включает темы
модуля и состоит из 14 уроков. На этих уроках учащиеся впервые узнают об истории открытия
Британских
островов,
географическом
расположении
современной
Великобритании,
ее
местонахождении
на
карте,
а
новизна
уроков
–
еще
и
знакомство
с
Северной
Ирландией
и
Шотландией.
В курсе изучения истории пятиклассникам была предложена тема: «Королева Елизавета и ее
правление».
В
процессе
изучения
культурных
традиций
и
обычаев
Великобритании,
учащиеся
предложили творческий проект танцы народов Шотландии и Уэльса. Идею реализовывали вместе с
учителями художественно-эстетического направления.
В ходе реализации модуля использовались педагогические технологии:
-
технология
коммуникативного
обучения
иноязычной
культуре,
направленная
на
развитие
иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, развитие учебно-
познавательной компетенции (у обучающихся формируются первоначальные представления о роли
и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира, они
приобретают опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения для
дальнейшего развития общих и специальных учебных умений,
развивают себя как личность
посредством
реализации
воспитательного
потенциала
иностранного
языка
и
формируют
потребность изучения иностранных языков);
-
проектно-исследовательская
технология, направленная на
формирование
информационной
компетенции, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой,
самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний. Кроме того,
проектное обучение способствует повышению личной уверенности учащихся, развитию “командного
духа”, коммуникабельности, умения сотрудничать, обеспечивает механизм критического мышления,
умение искать пути решения проблемы и развивает у учащихся исследовательские умения.
Таким
образом,
реализация
межпредметного
модуля
способствует
развитию
иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой компетенции, языковой
компетенции, социокультурной компетенции,
компенсаторной компетенции), развивает учебно-
познавательную компетенцию по предметам, а также повышает мотивацию обучающихся в изучении
иностранного языка, истории, географии. Можно с уверенностью сказать, что МОДУЛЬ способствует
более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры народов изучаемого языка и
своего народа.
Так, в ноябре 2015 года в МБОУ «Школа №5» состоялось заключительное мероприятие реализации
модуля «Страноведение», на котором учащиеся 5-х классов представили образовательный продукт в
виде
творческого
проекта.
Оценить
проделанную
работу
смогли
гости
праздника
–
участники
Межрегиональной
конференции
«Развитие
образовательной
системы
«Школа
ступеней:
индивидуализация образовательного процесса».
Каждый из четырех на параллели 5-х классов познакомил зрителей со страной Соединенного
Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Учащиеся посредством английского языка
рассказали
коротко
о
странах
и
их
достопримечательностях,
также
творчески
представили
особенности их национальных культур. В подготовке номеров была проведена огромная работа в
создании костюмов и необходимых аттрибутов.
Так,
коллектив
5А
класса,
одетый
в
белый
традиционный
цвет
Англии,
познакомил
всех
присутствующих в зале с этой удивительной страной Королевства. Всех зрителей поразил мюзикл, в
котором ребята рассказали одну из древних легенд истории государства.
Шотландия
–
самая
привлекательная
и
богатая
событиями
часть
королевства.
Именно
здесь
существует много неразгаданных на сегодняшний день тайн. А потому она так притягивает внимание
туристов. Учащиеся 5Г класса сумели заинтересовать не только гостей, но и самих участников
праздника, исполняя песню «Мy Bonnie» и задорный шотландский танец.
Уэльс называют «Страной Чужаков». Мальчишки и девчонки 5В класса доказали, что не такая уж она
и
далекая
и
непонятная.
Сколько
необычного
и
уникального
находится
здесь.
Попробуйте
выговорить самое длинное название города Уэльса, состоящее из 58 букв?! Ребята отлично с этим
справились. А прекрасно исполненный задорный танец в ярких национальных костюмах никого не
оставил равнодушным.
Северная Ирландия – страна-изумруд. Так назвали её в своем выступлении ученики 5Г класса.
Очень волнительно они рассказали об этой стране и исполнили замечательную песню, после
которой всем сразу захотелось познакомиться с этой страной поближе.
Праздник на сцене удался, но на этом не закончился. Все учащиеся прошли в кабинеты, где потом
создавали свои карты, разработав собственный маршрут путешествия по Королевству. В помощь
для выполнения этой работы сами же дети приготовили интересный материал и оформили большой
стенд. Как итог, дети презентовали свои работы друг перед другом, снова собравшись в зале.
Участники конференции высоко оценили представленный проект, отмечена его оригинальность и
уникальность. Ребята были награждены памятными дипломами, а главное – не потеряли интереса и
были «замотивированы» на дальнейшую работу.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Маршрутная карта учащихся.
2. Таблица для проведения рефлексии по проделанной работе.
3. Опорная карта для индивидуального маршрута учащихся и составления мини-высказываний.
1.
Surname________________________
2. Name ________________________
3. Form ________________________
TRAVEL NOTES