Напоминание

"Физкульт-ура! Фитболу - ДА!"


Автор: Меркулова Светлана Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №24 "Русалочка"
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Физкульт-ура! Фитболу - ДА!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Физкульт-ура! Фитболу-ДА! »


Крупнейший теоретик дошкольного обучения, организатор первых детских садов Фридрих Фрёбель, утверждал первой игрушкой, подаренной ребенку, должен быть шар – мяч. Именно он является «идеальным средством для упражнений», так как он наиболее удобен ребенку. С древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве мячей. В практике мячи различной упругости, размеров и веса используются в спорте, педагогике, медицине для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Для решения вопросов и поставленных задач традиционных форм и методов работы по физическому развитию недостаточно, поэтому я использую в своей работе эффективную технологию.
К одним из современных направлений физического воспитания
относится фитбол- гимнастика, способствующая профилактике и коррекции психофизического развития детей . Фитбол имеет форму шара. Шар - самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Шарообразная форма мяча также дает возможность максимального соприкосновения ладони с поверхностью, что немаловажно в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики рук.
Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается

уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоро-

вья.

Цели:
 1.Развивать физические качества (силу, гибкость, координацию движений, выносли- вость, быстроту, функцию равновесия, вестибулярный аппарат и др.)  2.Укреплять здоровье детей (содействие профилактике и коррекции различных заболе- ваний (опорно-двигательного аппарата, болезней легких, внутренних органов и др.)  3.Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и творческие способности.
Задачи :
Оздоровительные:  1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.  2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.  3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устой- чивости к заболеваниям с помощью фитболов. Образовательные:  1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, силу, быстрота, гибкость. Воспитательные:
1.Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Содержание проведения работы с детьми:
Занятия с фитболами начинаются со второй младшей группы. С младшего возраста, нужно познакомить детей с фитболом, дать представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений с использованием модульных элементов. Использование фитболов начинать с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок» или «волшебный пузырь». Дети слушают сказку(музыку) и выполняют движения (танец). Упражнения на мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающегося и вместе с тем вызывают большой интерес, как у детей так и у взрослых. Они обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. При выполнении упражнений на больших гимнастических мячах важно обратить внимание на правильную посадку детей. Ребёнок должен сидеть посередине, в центре мяча, спина прямая, голова чуть-чуть приподнята, руки на поясе, ноги упираются в пол всей ступнёй, ступни параллельны друг другу или немного разведены в стороны, голень ноги не соприкасается с мячом, между голенью и бедром должен быть прямой угол. После того как дети научились правильно сидеть на больших мячах, можно приступить к выполнению упражнений. Начиная со средней группы, вводится бодрящая гимнастика после сна. Она включает пружинистые качания, танцевальные движения (знакомство с фитбол- аэробикой) на фитболе, которые улучшают подвижность суставов и повышает эмоциональное состояние ребенка ,так же подвижные игры с использование фитболов.
В старшем возрасте фитболы используются в бодрящей гимнастике после сна, подвижных игах, в веселых эстафетах и танцах на фитболах (фитбол-аэробика), я опиралась на программу Е.Г. Сайкиной и С. В, Кузьминой фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах». Применение фитбола проводится в физкультурно-оздоровительном процессе в течение недели в одном мероприятии. Основные формы работы – занятия, совместная деятельность, развлечения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Продолжительность одного занятия в младшей группе не должна превышать 15 мин, в средней 20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин. Количество занятий одно(два) в неделю. Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям: вводная, основная и заключительная.
Педагогические средства, используемые в опыте (методы и приемы

организации работы, соответствие задачам опыта).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
 Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, сказка, беседа, литературные ( разучивание, проговаривание стихов, пение пе- сен при выполнении движений.)  Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.  Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь.  Применение необычных исходных положений , быстрая смена различных поло- жений (сесть, лечь, встать).  Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических соче- таний, различной последовательности элементов.  Смена способов выполнения упражнений.  Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА позволяет достичь следующих результатов:

 Гармонично тренирует основные групп мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;  Способствует формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;  Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость , скорость;  Оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой;  Развитие музыкально-ритмических, танцевальных и творческих способностей;  Фитбол является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.  ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА, ЛЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ С ФИТБОЛ- МЯЧАМИ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ И КРАСОТА! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!
1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагоги- ческого образования, 2007. 2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 4.Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физ- культура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104с. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошколь- ников. – Воронеж, 2007. 4. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь, 2007. 5. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 6. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физиче- ская культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса, 2005. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003.


В раздел образования