Автор: Меркулова Светлана Александровна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №24 "Русалочка" Населённый пункт: город Подольск, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Физкульт-ура! Фитболу - ДА!" Раздел: дошкольное образование
Крупнейший теоретик дошкольного обучения, организатор первых детских садов
Фридрих Фрёбель, утверждал первой игрушкой, подаренной ребенку, должен быть шар –
мяч. Именно он является «идеальным средством для упражнений», так как он наиболее
удобен ребенку.
С древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве мячей.
В практике мячи различной упругости, размеров и веса используются в спорте,
педагогике, медицине для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных
задач.
Для решения вопросов и поставленных задач традиционных форм и методов работы по
физическому развитию недостаточно, поэтому я использую в своей работе эффективную
технологию. К одним из современных направлений физического воспитания относится
фитбол-
гимнастика,
способствующая
профилактике
и
коррекции
психофизического
развития детей .
Фитбол имеет форму шара. Шар - самая совершенная геометрическая
фигура,
не
имеющая
ни
начала,
ни
конца. Шарообразная
форма
мяча
также
дает
возможность максимального соприкосновения ладони с поверхностью, что немаловажно в
дошкольном возрасте для развития мелкой моторики рук.
Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается
уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоро-
вья.
Цели:
1.Развивать физические качества (силу, гибкость, координацию движений, выносли-
вость, быстроту, функцию равновесия, вестибулярный аппарат и др.)
2.Укреплять здоровье детей (содействие профилактике и коррекции различных заболе-
ваний (опорно-двигательного аппарата, болезней легких, внутренних органов и др.)
3.Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и творческие способности.
Задачи :
Оздоровительные:
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устой-
чивости к заболеваниям с помощью фитболов.
Образовательные:
1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость,
ловкость, силу, быстрота, гибкость.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Содержание проведения работы с детьми:
Занятия с фитболами начинаются со второй младшей группы. С младшего возраста, нужно
познакомить детей с фитболом, дать представление о форме, физических свойствах мяча
с помощью игровых упражнений с использованием модульных элементов. Использование
фитболов начинать с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок» или «волшебный
пузырь». Дети слушают сказку(музыку) и выполняют движения (танец).
Упражнения на мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающегося и
вместе с тем вызывают большой интерес, как у детей так и у взрослых. Они обладают
оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных
коррекционных
и
реабилитационных
медицинских
центров
Европы. При
выполнении
упражнений на больших гимнастических мячах важно обратить внимание на правильную
посадку детей. Ребёнок должен сидеть посередине, в центре мяча, спина прямая, голова
чуть-чуть
приподнята,
руки
на
поясе,
ноги
упираются
в
пол
всей
ступнёй,
ступни
параллельны друг другу или немного разведены в стороны, голень ноги не соприкасается с
мячом, между голенью и бедром должен быть прямой угол. После того как дети научились
правильно сидеть на больших мячах, можно приступить к выполнению упражнений.
Начиная со средней группы, вводится бодрящая гимнастика после сна. Она включает
пружинистые качания, танцевальные движения (знакомство с фитбол- аэробикой)
на
фитболе, которые улучшают подвижность суставов и повышает эмоциональное состояние
ребенка ,так же подвижные игры с использование фитболов.
В старшем возрасте фитболы используются в бодрящей гимнастике после сна,
подвижных
игах,
в
веселых
эстафетах
и
танцах
на
фитболах
(фитбол-аэробика), я
опиралась на программу Е.Г. Сайкиной и С. В, Кузьминой фитбол-аэробика для детей
«Танцы на мячах».
Применение
фитбола
проводится
в
физкультурно-оздоровительном
процессе
в
течение недели в одном мероприятии. Основные формы работы – занятия, совместная
деятельность,
развлечения.
В
основе
игр
с
фитболами
лежат
общеразвивающие
упражнения.
Каждое
упражнение
необходимо
повторять
сначала
3-4
раза,
постепенно
увеличивая до 6-7 раз.
Продолжительность одного занятия в младшей группе не должна превышать 15 мин, в
средней 20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин. Количество занятий
одно(два) в неделю.
Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учетом групп
здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям: вводная, основная и
заключительная.
Педагогические средства, используемые в опыте (методы и приемы
организации работы, соответствие задачам опыта).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ,
сказка, беседа, литературные ( разучивание, проговаривание стихов, пение пе-
сен при выполнении движений.)
Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и
воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы, поддержка
и помощь.
Применение необычных исходных положений , быстрая смена различных поло-
жений (сесть, лечь, встать).
Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических соче-
таний, различной последовательности элементов.
Смена способов выполнения упражнений.
Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема,
фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве
и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней
координации и тонких мышечных ощущений.
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА позволяет достичь следующих результатов:
Гармонично тренирует основные групп мышц, что способствует профилактике и
коррекции нарушений осанки;
Способствует формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для
детей с нарушениями речи;
Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают
координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества:
ловкость, силу, выносливость , скорость;
Оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка,
повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой;
Развитие музыкально-ритмических, танцевальных и творческих способностей;
Фитбол является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может
использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА, ЛЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ С ФИТБОЛ-
МЯЧАМИ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ И КРАСОТА! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!
1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагоги-
ческого образования, 2007.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,
2008.
3. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера,
2005.
4.Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физ-
культура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего
школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104с.
Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.
Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошколь-
ников. – Воронеж, 2007.
4.
Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь, 2007.
5.
Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
6.
Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физиче-
ская культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса, 2005.
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.:
ВЛАДОС, 2003.