Напоминание

"Сказка-источник творчества"


Автор: Алейникова Ирина Александровна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: СП "Золотой ключик" МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" городского округа город Михайловка Волгоградской области".
Населённый пункт: г. Михайловка, Волгоградской области, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка-источник творчества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказка-источник творчества.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка.

Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Вместе с тем

именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А

развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И

если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем

наступает быстрое снижение активности этой функции. Снижаются

возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к

творческой деятельности.

Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает

человека на протяжении всей жизни. К анализу сказок все чаще обращаются

психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и

поведения. О роли и значении сказок в формировании положительных

качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста

говорится в трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского и др. Необычайная

красота, яркость, образность, индивидуальная окрашенность повторного

воспроизведения позволяют определять сказки в качестве одного из наиболее

важных факторов развития речи детей.

Сказка, как уникальный вид творчества, заставляет ребенка смеяться,

переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий

человек способен на настоящее творчество. Очень важно, чтобы взрослые

после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в

ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Роль

взрослого в совместной деятельности при работе со сказкой состоит в том,

чтобы отойти от традиционных методов и приемов (чтение, рассказывание,

пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и

подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит,

инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать

содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также

создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При

этом учитывая, что наряду с возрастными и индивидуальными

особенностями, в развитии детей важное место занимают и гендерные

различия (характеристики, связанные с социальными нормами поведения лиц

разного пола). Именно они часто определяют своеобразие речи девочек и

мальчиков в дошкольном возрасте. Учет гендерных особенностей позволяет

существенно повысить эффективность развития творческих способностей в

речевой деятельности детей старших дошкольников. Всегда соблюдая

принцип "От простого к сложному". Поэтому к каждой сказке рекомендую

продумывать вопросы, игры и творческие задания, которые развивают

воображение и интуицию, учат общению и наблюдательности; воспитывают

чувство взаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать

основы родного языка. Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти

этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать

мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

Предлагаю обратить внимание на отдельные методы и приемы работы со

сказкой.

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки

позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей

сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и

абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками;

обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе я использую в качестве заместителей разнообразные

геометрические фигуры, а также замена осуществляется на основе цвета и

соотношения величин героев. Для составления описания объекта, детям в

помощь, составила «СХЕМУ–РАССКАЗАЛОЧКУ». Ребёнок, опираясь на

условные знаки, может самостоятельно описать объект. Также для

рассказывания сказки предлагаю готовые «СХЕМЫ-ПОМОГАЛОЧКИ»,

«Индивидуальные ПЕРФОКАРТЫ» которые помогают последовательно

восстановить сюжет. Такие схемы рекомендую составлять вместе с ребенком,

договариваясь о выборе обозначения. Этот прием ,схематического

фиксирования, использую в помощь при заучивания стихов, пословиц с

затрудняющимися детьми.

Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского

situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или

коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы

деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из

проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания.

Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую

деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на

событийной стороне произведения. При создании проблемной ситуации,

рекомендую использовать:

Письмо от героя, которое зачитывается с определённой

интонацией, под музыкальное сопровождение;

Видеописьмо, где персонаж приближает детей к

действительности. И более убедительно побуждает детей к

решению проблемы.

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными.

Результатом выполнение творческих заданий является появление

продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью

(нового образа, рисунка, сказки). Среди них: "перевирание" сказки,

придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки,

изменение конца сказки. Нужно сочинять сказки вместе с детьми, пока

навык придумывания не будет пользоваться устойчивым желанием

описывать свои фантазии. Обычно для изменения, придумывания

новой сказки, успешно использую игру «Волшебный мешочек»,

наполненный заместителями героев из сказок. Наши рассказы всегда

получаются разными, а игра носит непредсказуемый характер, вызывая

особый интерес маленьких сказочников.

«Заканчиваем сказку» - суть метода заключается в том, чтобы ребенок

придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель:

развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать

мысль и осмысливать услышанное.

«Рассказ о конкретном персонаже» - суть метода в придумывании

персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий.

Цель метода: развитие творческого воображения, формирование

нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного

общения с взрослыми и сверстниками.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный

герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные

уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать

собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он

создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет

взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и

результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться

рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы

сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

«Сказка - художника» - суть метода: в том, чтобы по серии картинок

ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на

рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие

творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора

глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка

выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту

действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе,

так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при

поступлении.

В работе используется наглядный материал, состоящий из серии

картинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или

буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть

изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку

наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш

не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке,

что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

«Театрализация сказки» - суть метода: воплощение сюжета

прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов кукол или

костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их

характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову,

выработка навыков совмещать сказочный образ и драматический.

Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать

группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность

детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над

декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом

индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

Рекомендую родителям, участвовать в обыгрывание сказок дома с ребёнком.

Привлекаю папочек и мамочек к постановкам в детском саду. Творческий

потенциал раскрывается при оформлении книжек - малышек: «Моя сказка, о

главном » и изготовление кукол для разных видов театра в группе. При

работе над сказками с детьми необходима искренняя заинтересованность

взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Взрослый

должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Однако,

сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы

развить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь

фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно,

специальные методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о

чем угодно. Обучение рассказыванию способствует развитию логики

мышления и воспитанию чувств.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники