"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством Триз"
Автор: Мухаметова Лилия Саитгалиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/сад "Танюша" Населённый пункт: п.Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО - ЮГРА Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством Триз" Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста посредством ТРИЗ»
Дошкольный возраст- это период бурной деятельности воображения и
важный период для развития этого ценного качества .Воображение – одно
из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребёнка
проявлять себя в творчестве очень велика. Творческий потенциал ребёнка
выражается в его желании создать что-нибудь в рисунке ,музыке, труде, в
настойчивом доведении дела до конца .Но всех этих качеств не будет если
у ребёнка не развито воображение. Главное достоинство этой теории в том,
что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить
творческие способности каждого ,а не отдельного вундеркинда. ТРИЗ
помогает найти приёмы, способствующие развитию у детей самосознания.
Решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность,
ребёнок ярко демонстрирует наблюдательность, хорошую память, легко
ведёт диалог, отличается подражательной способностью. В своих
действиях ребёнок часто опирается на работу фантазии и воображения, что
нередко является основным мотивом деятельности.
Существует только один путь воспитания творческих способностей:
ставить детский интеллект в процессе обучения перед противоречиями и
учить их разрешать с помощью диалектического мышления и
воображения. Именно ТРИЗ -прикладная диалектика- позволяет сегодня
это делать. Но работа по программе ТРИЗ может осуществляться только в
процессе направленного руководства развитием воображения на
протяжении дошкольного возраста.
В программе ТРИЗ- ведущий метод- проблемный .Суть его в том что
ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного
поиска своеобразного открытия новых для него явлений и
закономерностей. В таком случае, ребёнок становится в кокой-то мере
творцом и своего знания и своего умственного развития. Все задания
программы ТРИЗ допускают самые различные варианты решения.
Основными условиями развития творческих способностей является
развитие познавательных интересов ,овладение навыками в том или ином
виде деятельности, и стремление получить конечный результат.
Развитие творческих способностей напрямую связано с развитием
всех сторон личности ребёнка. Одна из основных задач в формировании
изобретательских способностей является: развитие наблюдательности
,любознательности, пытливости. Исследовательская деятельность и
экспериментирование по методу ТРИЗ помогает решить следующие
задачи:
Развивать интерес к исследовательской познавательной
деятельности; формировать представления о предметах и явлениях живой
и неживой природы.
Развивать интеллектуальные способности: наблюдение
(сравнение, отличия),познание(причины и следствия),мышление(оценка,
планирование, классификация ),
экспериментирование ,построение гипотез и решение изобретательских
задач.
По мере развития исследовательской активности
стремиться к самостоятельности детей в постановке вопросов, целей и
прогнозировании событий и явлений, оригинальности и вариативности
решений.
Развитие связной ,диалогической, монологической речи.
Указанные задачи решаются как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Тематика системных операторов и «тризовских» игр по закреплению
знаний об окружающем мире осуществляются в комплексе с
предварительной поисковой деятельностью, чтением художественной
литературы, проведением разнообразных игр. Схемы, модели, алгоритмы
используются в разнообразной деятельности с детьми.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи, они познают
окружающий мир в игре, в общении со сверстниками,
взрослыми. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку
приобрести новые знания о том или ином предмете, развивают творческие
способности.