Напоминание

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством Триз"


Автор: Мухаметова Лилия Саитгалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/сад "Танюша"
Населённый пункт: п.Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством Триз"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста посредством ТРИЗ»
Дошкольный возраст- это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества .Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребёнка проявлять себя в творчестве очень велика. Творческий потенциал ребёнка выражается в его желании создать что-нибудь в рисунке ,музыке, труде, в настойчивом доведении дела до конца .Но всех этих качеств не будет если у ребёнка не развито воображение. Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого ,а не отдельного вундеркинда. ТРИЗ помогает найти приёмы, способствующие развитию у детей самосознания. Решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребёнок ярко демонстрирует наблюдательность, хорошую память, легко ведёт диалог, отличается подражательной способностью. В своих действиях ребёнок часто опирается на работу фантазии и воображения, что нередко является основным мотивом деятельности. Существует только один путь воспитания творческих способностей: ставить детский интеллект в процессе обучения перед противоречиями и учить их разрешать с помощью диалектического мышления и воображения. Именно ТРИЗ -прикладная диалектика- позволяет сегодня это делать. Но работа по программе ТРИЗ может осуществляться только в процессе направленного руководства развитием воображения на протяжении дошкольного возраста. В программе ТРИЗ- ведущий метод- проблемный .Суть его в том что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска своеобразного открытия новых для него явлений и закономерностей. В таком случае, ребёнок становится в кокой-то мере творцом и своего знания и своего умственного развития. Все задания программы ТРИЗ допускают самые различные варианты решения. Основными условиями развития творческих способностей является развитие познавательных интересов ,овладение навыками в том или ином виде деятельности, и стремление получить конечный результат. Развитие творческих способностей напрямую связано с развитием всех сторон личности ребёнка. Одна из основных задач в формировании изобретательских способностей является: развитие наблюдательности ,любознательности, пытливости. Исследовательская деятельность и экспериментирование по методу ТРИЗ помогает решить следующие задачи:
 Развивать интерес к исследовательской познавательной деятельности; формировать представления о предметах и явлениях живой и неживой природы.  Развивать интеллектуальные способности: наблюдение (сравнение, отличия),познание(причины и следствия),мышление(оценка, планирование, классификация ), экспериментирование ,построение гипотез и решение изобретательских задач.  По мере развития исследовательской активности стремиться к самостоятельности детей в постановке вопросов, целей и прогнозировании событий и явлений, оригинальности и вариативности решений.  Развитие связной ,диалогической, монологической речи. Указанные задачи решаются как на занятиях, так и в повседневной жизни. Тематика системных операторов и «тризовских» игр по закреплению знаний об окружающем мире осуществляются в комплексе с предварительной поисковой деятельностью, чтением художественной литературы, проведением разнообразных игр. Схемы, модели, алгоритмы используются в разнообразной деятельности с детьми. Дети дошкольного возраста пытливые исследователи, они познают окружающий мир в игре, в общении со сверстниками, взрослыми. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете, развивают творческие способности.


В раздел образования