Автор: Рукосуева Людмила Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Апаноключинской ООШ
Населённый пункт: с.Апано-Ключи Абанского района Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет: история средних веков класс – 6
Тема урока: Могущество папской власти. Католическая церковь и
еретики.
Место урока по теме: 5 урок в разделе «Расцвет средневековья»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Формы, приемы, методы: проблемный, частично-поисковый,
словесный.
Наглядные: иллюстрации, демонстрация слайдов.
Цель урока: дидактическая: сформировать представление о
возросшей роли католической церкви в политической и
экономической жизни Средневековья; подвести к пониманию причин
усиления власти церкви; к пониманию причин появления еретиков,
показать методы борьбы католической церкви с еретиками.
Развивающая: отработать элементы самооценки учебной деятельности
на уроке.
Воспитательная: сформировать ценностные ориентации учащихся в
ходе освоения ими знаний о могуществе католической церкви.
Отработать умение самостоятельно организовывать совместную
деятельность в парах или группе для достижения результатов.
Задачи урока: образовательная: обеспечить восприятие и осознание
учащимися понятий «сословие», «инквизиция», «еретики».
Развивающие: зафиксировать результаты выполнения учащимися
каждого задания. Дать возможность сформулировать правило
перевода полученного результата в обычную оценку
и при необходимости скорректировать ее.
Воспитательные: создать на уроке позитивную творческую
атмосферу, организовать работу в парах, организовать работу в
группах.
Предполагаемый результат: предметные: проводят сравнение западной и восточной церквей, умеют работать с историческим источником,
характеризуют деятельность церкви в средневековой Европе.
Метапредметные: познавательные: находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок,
принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и
точностью, допускают возможность существования у сверстников различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при
совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
УУД
Педагогические технологии
Оборудование
Предметные: знание понятий сословия,
индульгенция, еретики.
Метапредметные: познавательные:
организовать свою учебную деятельность,
отвечать на вопросы, участвовать в работе
группы.
Коммуникативные: планировать учебное
сотрудничество, владеть речью с достаточной
полнотой и точностью.
Регулятивные: принимать учебную задачу,
работать с текстом учебника, формулировать
учебную задачу.
Личностные: проявлять ответственное
отношение к обучению, уважительное
отношение к одноклассникам и учителю
1.
Информационно-коммуникативная
2.
Здоровьесберегающие технологии.
3.
Технология оценивания учебных
успехов.
1.
Учебник 6 класса Агибалов, Донской
«История средних веков»
2.
Оценочный лист на каждого
учащегося.
3.
Иллюстрации учебника.
4.
Презентация к уроку.
5.
Раздаточный материал для групповой
работы.
Ход урока
этап
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Компетенции\УУД
Оценивание/
формы контроля
1.Организационный
Цель: Развитие
умений
настраиваться на
работу; включение
учащихся в
деятельность
-Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с
упражнения «Поздоровайся локтями».
Станем в круг, коснемся друг друга
локтями, улыбнемся и скажем доброе
слово друг другу.
(Самоконтроль готовности).
2.Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
-думаю, что могу сделать или нет)
Личностные:
доброжелательное
отношение
друг
к
другу
Коммуникативные:
передача
своего
настроения,
установление
связей,
способствующих
взаимодействию.
Регулятивные:
овладевать
умением
прогнозировать
Показывают
смайлик,
соответствующий
своему
настроению.
.
2. Мотивационно-
целевой.
Цель: создание
условий для
определения темы,
формулирования
цели и учебных
задач урока
- Какие группы населения мы с вами
изучили на предыдущих уроках?
- Как вы думаете, какая осталась группа
населения не изучена?
-В чем, на ваш взгляд, важность этой
темы?
Запишем тему урока на доске.
Предполагаемые ответы:
- На предыдущих уроках мы изучили
жизнь феодалов, горожан, крестьян.
- Служители церкви.
-Христианство является одной из 3
мировых религий наряду с
буддизмом и исламом.
Запись темы урока в тетради.
Л.- формирование
познавательного
интереса.
К.- умение
оформлять свои
мысли в устной
форме; умение
слушать и
понимать речь
других.
Оценивают свою
работу,
проговаривают
критерии оценок
и заносят оценки
в оценочный лист
3.Актуализация
знаний.
Цель: Подготовка к
изучению нового
материала
Прочитайте средневековую притчу,
(Приложение 1) а затем ответим на
вопросы:
-Каких животных выделяет автор притчи?
Чтение притчи.
-овец, быков, собак.
-
Овцы – молиться за других,
К.- планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Самооценка
умения
применять ранее
полученные
знания при
-Какие обязанности у каждого из них?
-
Как вы думаете о каких сословиях
говорит автор?
наставлять людей, внушать любовь к
людям.
-Быки – обеспечивать жизнь себе и
другим .
-Собаки - проявлять силу в
необходимых пределах, защищать
тех кто молится и пашет землю.
-Духовенство –«те кто молится»
(монахи и священники) –это овцы.
Рыцарство – «те, кто воюет»
(рыцари, феодалы)- собаки.
Крестьянство – «те кто трудится»
(крестьяне, ремесленники)
Работа в тетрадях.
Стрелками ставят соответствие:
1. Духовенство А. Быки
2. Рыцарство Б. Овцы
3. Крестьянство В. Собаки
(Умение зафиксировать затруднение
или удивление, выразить их в речи,
самостоятельно сформулировать
тему урока)
умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли;
Р.- осуществлять
самоконтроль
решении
практических
задач с отметкой
в оценочном
листе
.
4 .Работа по теме
урока. Первичное
закрепление.
Цель:
проговаривание и
первичное
закрепление нового
материала
Средневековые мыслители утверждали,
что в обществе есть 3 слоя людей или 3
сословия, и каждый человек от рождения
принадлежит к одному из них.
-Самостоятельная работа. Запишите
понятие «сословия» .Откройте параграф
16, п.1, запишите это понятие.
- Каждое сословие выполняло свои
обязанности, и ни одно не могло
существовать без других “Те, кто
работает”, – крестьяне и ремесленники –
обеспечивали общество материальными
благами. “Те, кто сражается”, – рыцари –
защищали от врагов. Но самым важным
сословием считались “те, кто молится” –
духовенство.
-Почему же это было так? В чем было
значение духовенства?
Священнослужители не сражались, не
обрабатывали землю, но тем не менее они
пользовались большим почетом и
уважением.
Почему же они пользовались таким
почетом и уважением? Чтобы ответить на
этот вопрос, надо помнить, что люди
средневековья были очень религиозны.
Главной целью своей земной жизни они
считали спасение души для будущей
жизни вечной. Без веры в Бога, без
надежды на Его милосердие все
остальные занятия не имели смысла.
Достичь же спасения можно было только
путем молитвы, отрешения от всего
Работа с п. 1 учебника. Параграфа
16. Определение понятия «сословие»
Записи в тетради: сословия – это
большие группы людей с
одинаковыми правами и
обязанностями»
Л.- оценивать
содержание
усваиваемого
материала
Р.- контроль,
оценка, коррекция,
выделение и
осознание того,
что уже усвоено,
осознание и
качества уровня
усвоения.
Фиксация в
оценочном листе
земного, посвящения себя Богу. Далеко не
всякий был на это способен. Не каждый
имел время на молитву среди
повседневных трудовых или ратных забот.
Поэтому и сложилось особое сословие,
члены которого были как бы
посредниками между Богом и остальными
людьми. Они молились и за “тех, кто
сражался”, и за “тех, кто работал”, спасая
их от Божьего гнева и давая им надежду
на рай.
- Прежде чем начнем характеризовать это
сословие, давайте вспомним на какие два
государства разделилась Римская
империя?
-
Так вот народы Западной и Восточной
Римской империи исповедовали
христианство, но между ними
существовала разница.
Задание прочитать
п.3 стр. 126 “Разделение церквей” и
заполнить таблицу. (проверка )
Проблемный вопрос: Определите, какое из
сословий Средневековья претендовало на
ведущую роль? Почему?
-на Западную и Восточную империю
Самостоятельная работа. По ходу
чтения заполняют таблицу.
(Приложение 2»)
Проверка выполненного.
5. Физминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки
в
стороны
пошире
развернули
на
Выполняют упражнения
«четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
6.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
Цель: выявить
пробелы
первичного
осмысления
изученного
материала,
неверные
представления
учащихся.
В 1054 году во время очередного
конфликта папа и патриарх предали друг
друга проклятию. Произошло
окончательное разделение христианской
церкви на западную и восточную. С тех
пор западная церковь стала называться
католической, а восточная –
православной. Католическая церковь была
крупнейшим землевладельцем и обладала
огромными богатствами. Ей
принадлежало около трети возделанных
земель. Епископы и монастыри имели
сотни, а порой и тысячи зависимых
крестьян. Запишем понятие
«индульгенция»
Работа в парах.
-
каковы же были источники богатства
католической церкви
(Самостоятельная работа с п.2 стр. 126-
127, заполнение кластера) -1я пара
Проверка выполненного
.
-Часть полученных богатств церковь
тратила : на помощь нищим, бедным и
больным: раздавала продукты во время
голода содержала больницы для бедняков,
приюты для сирот и престарелых,
ночлежки для бездомных. Но это была
малая часть того, что церковь получала.
Заполнение кластера) -2-я пара
-
Церковь осуждала погоню за
богатствами. Идеалом считался святой
Дату записывают в тетрадь
Записывают: индульгенция грамота о
прощении грехов»
Составляют кластер (Приложение3)
«Источники богатства церкви»
Ответы учащихся
Составляют кластер (Приложение4)
Записывают. Еретики – противники
П.-
ориентироваться в
учебнике;
ориентироваться в
своей системе
знаний; овладевать
умением поиска и
выделения
необходимой
информации.
К.- умение с
достаточной
полнотой и
выражать свои
мысли
монах, который отрекся от земной жизни
и посвятил себя служению Богу Церковь
осуждала ростовщичество, но сама давала
в долг зерно и другие продукты. Согласны
ли вы с такими положениями церкви?
Появились люди, которые выступили
против таких порядков католической
церкви. Их стали называть еретиками.
Запишите в тетрадь понятие еретики.
- Мы разделимся на 3 творческие группы,
которые будут выполнять индивидуальные
задания. 1-я группа: работая с текстом
учебника п.5, параграф 16, ответьте на
вопросы:
-Против чего же они боролись, что им не
нравилось и определите причины
недовольства еретиков
-
-Как вы думаете, будет ли духовенство
терпеть критику в свой адрес? Будет ли
бороться с обидчиками?
Задания для 2 группы: работая с текстом
существующего вероучения
Самостоятельная работав группах.
Предполагаемые ответы учащихся:
1-я группа:
-Утверждали, что церковь испорчена.
-Отвергали дорогие церковные
обряды, пышные богослужения.
-Требовали, чтобы духовенство
отказалось от десятины, от
своих земельных владений и
богатств.
-Единственным источником веры для
них было Евангелие.
- Осуждали священников и монахов
за забвение «апостольской
бедности».
-Показывали пример праведной
жизни: раздавали свое имущество
бедным, питались подаянием.
-Конечно, будет.
2-я группа:
1.Отлучение от церкви. Отлученный
был вне
закона: верующие не имели
права оказывать ему помощь и
предоставлять приют.
2.Папа мог наложить запрет
исполнять обряды и богослужение,
тогда закрывались храмы, младенцы
оставались некрещеными,
покойников не отпевали. А, значит,
они были обречены на адские муки.
Самооценка
групповой
работы с
фиксацией в
оценочном листе
Самооценка с
фиксацией в
оценочном листе
учебника параграф 16, п 6 ответьте на
вопросы: Назовите способы борьбы
католической церкви с еретиками.
Сформулируйте собственное отношение к
способам борьбы с еретиками.
Проверяем.
-Как вы считаете, как церковь относилась
к еретикам?
Самостоятельная работа. Методы борьбы
с еретиками.
Задания 3-й группе. Какие же наказания
выносили еретикам?
3.Военные походы. (пример о
наказании еретиков в Южной
Франции).
4.Различные наказания, вынесенные
церковным судом – инквизицией.
(ученики записывают в тетрадь
понятие. Инквизиция – это
специальный церковный суд над
еретиками.)
3-я группа:
1.Публичное бичевание
2.Тюремное заключение. Оно было
трех видов: каторжная тюрьма, когда
заключенного содержали в
одиночной камере в ручных и
ножных кандалах; строгое тюремное
заключение, когда осужденный
содержался в одиночной камере в
ножных кандалах, иногда
прикованный к стене; простое
тюремное заключение, при котором
Самооценка с
фиксацией в
оценочном листе
-Несмотря на преследования, суровые
наказания, люди недовольные
католической церковью все же были, что
приводило к падению авторитета папы
римского и католической церкви.
заключенные содержались в общих
камерах без кандалов. Во всех
случаях заключенные получали в
качестве еды только хлеб и воду, а
постелью служила охапка соломы.
3.Сожжение на костре
.
7.Подведение
итогов урока
Давайте подведём итоги нашей работы.
-Удалось ли вам понять, какую роль
играла церковь в жизни средневекового
общества?
-Почему папа имел власть выше власти
короля?
-Почему духовенство считалось первым
сословием?
-Проверьте, все ли термины
зафиксированы в ваших тетрадях.
-Скажите, помогут ли составленные вами
схемы и таблицы запомнить большой
П.- анализировать
и обобщать,
устанавливать
причинно-
следственные
связи.
Р.- оценивать
степень
достижения цели
К.- излагать свое
мнение; осознавать
свои эмоции;
понимать эмоции
других.
Самооценка с
фиксацией в
оценочном листе
объём информации с урока?
8. Рефлексия.
Цель:
Формирование и
развитие умения
анализировать и
осмысливать свои
достижения,
адекватно себя
оценивать.
(самооценка
результатов
деятельности).
-Смогли ли мы выполнить поставленные
задачи, а если не смогли, то почему?
-Проверьте себя, помните ли вы
информацию, записанную на них.
Проверьте соседа, если уверены в своих
знаниях.
-Если вы считаете, что работали на уроке
в полную силу, поднимите руку.
- Если вы считаете, что в течение урока
давали верные ответы на большинство
вопросов, поднимите руку
Ответы учащихся.
Л.-устанавливать
связь между целью
деятельности и ее
результатом.
Р.- осуществлять
самоконтроль;
совместно с
учителем и
одноклассниками
давать оценку
деятельности на
уроке; выделять и
осознавать то, что
уже усвоено и что
нужно еще
усвоить.
К.- умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли
Самооценка
рефлексии с
фиксацией в
оценочном листе.
9. Организация
домашнего задания
Цель: организация
самостоятельной
работы учащихся.
Для сильных учащихся: Придумать
аргументы диалога папы римского и
императора: «Кто должен обладать
высшей властью на Земле».
Для слабых учащихся: ответы на вопросы
параграфа16.
Рассматривают домашнее задание;
задают вопросы по выполнению;
записывают в дневники.
Приложение1.
Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли
каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил
одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им
горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил
он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и кто пашет землю.
Приложение2.
Разделение церквей.
Вопросы
Западная (католическая)
Восточная (православная)
Глава церкви
Папа Римский
Патриарх Константинопольский
Язык богослужения
Латинский
Греческий
Создание семьи
Запрещено вступать всем духовным лицам
Запрещено вступать в брак только монахам, а
священники могли жениться
Внешний вид
Брили бороды, выстригали волосы на темени
Не брили бороды, не выстригали волосы на
темени
Приложение 3.
Источники богатства церкви
Десятина
Плата за
обряды
Завещания и
дары на «помин
души»
Пожертвования
прихожан
Продажа
должностей
Продажа
индульгенции
Доходы от
земли
Источники
богатства
Приложение 4
Расходы церкви
Расходы церкви
помощь нищим,
бедным и
больным
на продукты во
время голода
содержала
больницы для
бедняков
содержала
приюты для
сирот и
престарелых,
ночлежки для
бездомных
на содержание
священников
Приложение 5.
Лист самооценки работы в группе
Оцени свою работу. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +
Утверждение
Полностью согласен
Не согласен
Затрудняюсь ответить
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий
При разногласиях я принимаю другое решение
Большинство ответов предложено не мной
Если я не согласен, не спорю, предлагаю другой ответ
Работать в группе труднее, чем одному
Мне интереснее работать в группе
Мы всегда приходим к общему мнению
Мы много спорим
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать
Приложение 6
Лист саморефлексии
1.
Как я усвоил материал:
а) получил прочные знания, усвоил все вопросы;
б) усвоил материал частично;
в) необходимо еще поработать.
2.
Как я работал, где допустил ошибки, удовлетворен ли своей работой:
а) везде справился, удовлетворен;
б) допусти ошибки (на каком этапе);
в) не справился (скакими заданиями).
3.
Мое мнение об уроке (пожелания):
а) что понравилось?
б) что не понравилось?