Напоминание

Технологическая карта


Автор: Рукосуева Людмила Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Апаноключинской ООШ
Населённый пункт: с.Апано-Ключи Абанского района Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет: история средних веков класс – 6

Тема урока: Могущество папской власти. Католическая церковь и

еретики.

Место урока по теме: 5 урок в разделе «Расцвет средневековья»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Формы, приемы, методы: проблемный, частично-поисковый,

словесный.

Наглядные: иллюстрации, демонстрация слайдов.

Цель урока: дидактическая: сформировать представление о

возросшей роли католической церкви в политической и

экономической жизни Средневековья; подвести к пониманию причин

усиления власти церкви; к пониманию причин появления еретиков,

показать методы борьбы католической церкви с еретиками.

Развивающая: отработать элементы самооценки учебной деятельности

на уроке.

Воспитательная: сформировать ценностные ориентации учащихся в

ходе освоения ими знаний о могуществе католической церкви.

Отработать умение самостоятельно организовывать совместную

деятельность в парах или группе для достижения результатов.

Задачи урока: образовательная: обеспечить восприятие и осознание

учащимися понятий «сословие», «инквизиция», «еретики».

Развивающие: зафиксировать результаты выполнения учащимися

каждого задания. Дать возможность сформулировать правило

перевода полученного результата в обычную оценку

и при необходимости скорректировать ее.

Воспитательные: создать на уроке позитивную творческую

атмосферу, организовать работу в парах, организовать работу в

группах.

Предполагаемый результат: предметные: проводят сравнение западной и восточной церквей, умеют работать с историческим источником,

характеризуют деятельность церкви в средневековой Европе.

Метапредметные: познавательные: находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок,

принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и

точностью, допускают возможность существования у сверстников различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при

совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим

требованиям.

УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Предметные: знание понятий сословия,

индульгенция, еретики.

Метапредметные: познавательные:

организовать свою учебную деятельность,

отвечать на вопросы, участвовать в работе

группы.

Коммуникативные: планировать учебное

сотрудничество, владеть речью с достаточной

полнотой и точностью.

Регулятивные: принимать учебную задачу,

работать с текстом учебника, формулировать

учебную задачу.

Личностные: проявлять ответственное

отношение к обучению, уважительное

отношение к одноклассникам и учителю

1.

Информационно-коммуникативная

2.

Здоровьесберегающие технологии.

3.

Технология оценивания учебных

успехов.

1.

Учебник 6 класса Агибалов, Донской

«История средних веков»

2.

Оценочный лист на каждого

учащегося.

3.

Иллюстрации учебника.

4.

Презентация к уроку.

5.

Раздаточный материал для групповой

работы.

Ход урока

этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции\УУД

Оценивание/

формы контроля

1.Организационный

Цель: Развитие

умений

настраиваться на

работу; включение

учащихся в

деятельность

-Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с

упражнения «Поздоровайся локтями».

Станем в круг, коснемся друг друга

локтями, улыбнемся и скажем доброе

слово друг другу.

(Самоконтроль готовности).

2.Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

-думаю, что могу сделать или нет)

Личностные:

доброжелательное

отношение

друг

к

другу

Коммуникативные:

передача

своего

настроения,

установление

связей,

способствующих

взаимодействию.

Регулятивные:

овладевать

умением

прогнозировать

Показывают

смайлик,

соответствующий

своему

настроению.

.

2. Мотивационно-

целевой.

Цель: создание

условий для

определения темы,

формулирования

цели и учебных

задач урока

- Какие группы населения мы с вами

изучили на предыдущих уроках?

- Как вы думаете, какая осталась группа

населения не изучена?

-В чем, на ваш взгляд, важность этой

темы?

Запишем тему урока на доске.

Предполагаемые ответы:

- На предыдущих уроках мы изучили

жизнь феодалов, горожан, крестьян.

- Служители церкви.

-Христианство является одной из 3

мировых религий наряду с

буддизмом и исламом.

Запись темы урока в тетради.

Л.- формирование

познавательного

интереса.

К.- умение

оформлять свои

мысли в устной

форме; умение

слушать и

понимать речь

других.

Оценивают свою

работу,

проговаривают

критерии оценок

и заносят оценки

в оценочный лист

3.Актуализация

знаний.

Цель: Подготовка к

изучению нового

материала

Прочитайте средневековую притчу,

(Приложение 1) а затем ответим на

вопросы:

-Каких животных выделяет автор притчи?

Чтение притчи.

-овец, быков, собак.

-

Овцы – молиться за других,

К.- планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

одноклассниками;

Самооценка

умения

применять ранее

полученные

знания при

-Какие обязанности у каждого из них?

-

Как вы думаете о каких сословиях

говорит автор?

наставлять людей, внушать любовь к

людям.

-Быки – обеспечивать жизнь себе и

другим .

-Собаки - проявлять силу в

необходимых пределах, защищать

тех кто молится и пашет землю.

-Духовенство –«те кто молится»

(монахи и священники) –это овцы.

Рыцарство – «те, кто воюет»

(рыцари, феодалы)- собаки.

Крестьянство – «те кто трудится»

(крестьяне, ремесленники)

Работа в тетрадях.

Стрелками ставят соответствие:

1. Духовенство А. Быки

2. Рыцарство Б. Овцы

3. Крестьянство В. Собаки

(Умение зафиксировать затруднение

или удивление, выразить их в речи,

самостоятельно сформулировать

тему урока)

умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли;

Р.- осуществлять

самоконтроль

решении

практических

задач с отметкой

в оценочном

листе

.

4 .Работа по теме

урока. Первичное

закрепление.

Цель:

проговаривание и

первичное

закрепление нового

материала

Средневековые мыслители утверждали,

что в обществе есть 3 слоя людей или 3

сословия, и каждый человек от рождения

принадлежит к одному из них.

-Самостоятельная работа. Запишите

понятие «сословия» .Откройте параграф

16, п.1, запишите это понятие.

- Каждое сословие выполняло свои

обязанности, и ни одно не могло

существовать без других “Те, кто

работает”, – крестьяне и ремесленники –

обеспечивали общество материальными

благами. “Те, кто сражается”, – рыцари –

защищали от врагов. Но самым важным

сословием считались “те, кто молится” –

духовенство.

-Почему же это было так? В чем было

значение духовенства?

Священнослужители не сражались, не

обрабатывали землю, но тем не менее они

пользовались большим почетом и

уважением.

Почему же они пользовались таким

почетом и уважением? Чтобы ответить на

этот вопрос, надо помнить, что люди

средневековья были очень религиозны.

Главной целью своей земной жизни они

считали спасение души для будущей

жизни вечной. Без веры в Бога, без

надежды на Его милосердие все

остальные занятия не имели смысла.

Достичь же спасения можно было только

путем молитвы, отрешения от всего

Работа с п. 1 учебника. Параграфа

16. Определение понятия «сословие»

Записи в тетради: сословия – это

большие группы людей с

одинаковыми правами и

обязанностями»

Л.- оценивать

содержание

усваиваемого

материала

Р.- контроль,

оценка, коррекция,

выделение и

осознание того,

что уже усвоено,

осознание и

качества уровня

усвоения.

Фиксация в

оценочном листе

земного, посвящения себя Богу. Далеко не

всякий был на это способен. Не каждый

имел время на молитву среди

повседневных трудовых или ратных забот.

Поэтому и сложилось особое сословие,

члены которого были как бы

посредниками между Богом и остальными

людьми. Они молились и за “тех, кто

сражался”, и за “тех, кто работал”, спасая

их от Божьего гнева и давая им надежду

на рай.

- Прежде чем начнем характеризовать это

сословие, давайте вспомним на какие два

государства разделилась Римская

империя?

-

Так вот народы Западной и Восточной

Римской империи исповедовали

христианство, но между ними

существовала разница.

Задание прочитать

п.3 стр. 126 “Разделение церквей” и

заполнить таблицу. (проверка )

Проблемный вопрос: Определите, какое из

сословий Средневековья претендовало на

ведущую роль? Почему?

-на Западную и Восточную империю

Самостоятельная работа. По ходу

чтения заполняют таблицу.

(Приложение 2»)

Проверка выполненного.

5. Физминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки

в

стороны

пошире

развернули

на

Выполняют упражнения

«четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

6.Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.

Цель: выявить

пробелы

первичного

осмысления

изученного

материала,

неверные

представления

учащихся.

В 1054 году во время очередного

конфликта папа и патриарх предали друг

друга проклятию. Произошло

окончательное разделение христианской

церкви на западную и восточную. С тех

пор западная церковь стала называться

католической, а восточная –

православной. Католическая церковь была

крупнейшим землевладельцем и обладала

огромными богатствами. Ей

принадлежало около трети возделанных

земель. Епископы и монастыри имели

сотни, а порой и тысячи зависимых

крестьян. Запишем понятие

«индульгенция»

Работа в парах.

-

каковы же были источники богатства

католической церкви

(Самостоятельная работа с п.2 стр. 126-

127, заполнение кластера) -1я пара

Проверка выполненного

.

-Часть полученных богатств церковь

тратила : на помощь нищим, бедным и

больным: раздавала продукты во время

голода содержала больницы для бедняков,

приюты для сирот и престарелых,

ночлежки для бездомных. Но это была

малая часть того, что церковь получала.

Заполнение кластера) -2-я пара

-

Церковь осуждала погоню за

богатствами. Идеалом считался святой

Дату записывают в тетрадь

Записывают: индульгенция грамота о

прощении грехов»

Составляют кластер (Приложение3)

«Источники богатства церкви»

Ответы учащихся

Составляют кластер (Приложение4)

Записывают. Еретики – противники

П.-

ориентироваться в

учебнике;

ориентироваться в

своей системе

знаний; овладевать

умением поиска и

выделения

необходимой

информации.

К.- умение с

достаточной

полнотой и

выражать свои

мысли

монах, который отрекся от земной жизни

и посвятил себя служению Богу Церковь

осуждала ростовщичество, но сама давала

в долг зерно и другие продукты. Согласны

ли вы с такими положениями церкви?

Появились люди, которые выступили

против таких порядков католической

церкви. Их стали называть еретиками.

Запишите в тетрадь понятие еретики.

- Мы разделимся на 3 творческие группы,

которые будут выполнять индивидуальные

задания. 1-я группа: работая с текстом

учебника п.5, параграф 16, ответьте на

вопросы:

-Против чего же они боролись, что им не

нравилось и определите причины

недовольства еретиков

-

-Как вы думаете, будет ли духовенство

терпеть критику в свой адрес? Будет ли

бороться с обидчиками?

Задания для 2 группы: работая с текстом

существующего вероучения

Самостоятельная работав группах.

Предполагаемые ответы учащихся:

1-я группа:

-Утверждали, что церковь испорчена.

-Отвергали дорогие церковные

обряды, пышные богослужения.

-Требовали, чтобы духовенство

отказалось от десятины, от

своих земельных владений и

богатств.

-Единственным источником веры для

них было Евангелие.

- Осуждали священников и монахов

за забвение «апостольской

бедности».

-Показывали пример праведной

жизни: раздавали свое имущество

бедным, питались подаянием.

-Конечно, будет.

2-я группа:

1.Отлучение от церкви. Отлученный

был вне

закона: верующие не имели

права оказывать ему помощь и

предоставлять приют.

2.Папа мог наложить запрет

исполнять обряды и богослужение,

тогда закрывались храмы, младенцы

оставались некрещеными,

покойников не отпевали. А, значит,

они были обречены на адские муки.

Самооценка

групповой

работы с

фиксацией в

оценочном листе

Самооценка с

фиксацией в

оценочном листе

учебника параграф 16, п 6 ответьте на

вопросы: Назовите способы борьбы

католической церкви с еретиками.

Сформулируйте собственное отношение к

способам борьбы с еретиками.

Проверяем.

-Как вы считаете, как церковь относилась

к еретикам?

Самостоятельная работа. Методы борьбы

с еретиками.

Задания 3-й группе. Какие же наказания

выносили еретикам?

3.Военные походы. (пример о

наказании еретиков в Южной

Франции).

4.Различные наказания, вынесенные

церковным судом – инквизицией.

(ученики записывают в тетрадь

понятие. Инквизиция – это

специальный церковный суд над

еретиками.)

3-я группа:

1.Публичное бичевание

2.Тюремное заключение. Оно было

трех видов: каторжная тюрьма, когда

заключенного содержали в

одиночной камере в ручных и

ножных кандалах; строгое тюремное

заключение, когда осужденный

содержался в одиночной камере в

ножных кандалах, иногда

прикованный к стене; простое

тюремное заключение, при котором

Самооценка с

фиксацией в

оценочном листе

-Несмотря на преследования, суровые

наказания, люди недовольные

католической церковью все же были, что

приводило к падению авторитета папы

римского и католической церкви.

заключенные содержались в общих

камерах без кандалов. Во всех

случаях заключенные получали в

качестве еды только хлеб и воду, а

постелью служила охапка соломы.

3.Сожжение на костре

.

7.Подведение

итогов урока

Давайте подведём итоги нашей работы.

-Удалось ли вам понять, какую роль

играла церковь в жизни средневекового

общества?

-Почему папа имел власть выше власти

короля?

-Почему духовенство считалось первым

сословием?

-Проверьте, все ли термины

зафиксированы в ваших тетрадях.

-Скажите, помогут ли составленные вами

схемы и таблицы запомнить большой

П.- анализировать

и обобщать,

устанавливать

причинно-

следственные

связи.

Р.- оценивать

степень

достижения цели

К.- излагать свое

мнение; осознавать

свои эмоции;

понимать эмоции

других.

Самооценка с

фиксацией в

оценочном листе

объём информации с урока?

8. Рефлексия.

Цель:

Формирование и

развитие умения

анализировать и

осмысливать свои

достижения,

адекватно себя

оценивать.

(самооценка

результатов

деятельности).

-Смогли ли мы выполнить поставленные

задачи, а если не смогли, то почему?

-Проверьте себя, помните ли вы

информацию, записанную на них.

Проверьте соседа, если уверены в своих

знаниях.

-Если вы считаете, что работали на уроке

в полную силу, поднимите руку.

- Если вы считаете, что в течение урока

давали верные ответы на большинство

вопросов, поднимите руку

Ответы учащихся.

Л.-устанавливать

связь между целью

деятельности и ее

результатом.

Р.- осуществлять

самоконтроль;

совместно с

учителем и

одноклассниками

давать оценку

деятельности на

уроке; выделять и

осознавать то, что

уже усвоено и что

нужно еще

усвоить.

К.- умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли

Самооценка

рефлексии с

фиксацией в

оценочном листе.

9. Организация

домашнего задания

Цель: организация

самостоятельной

работы учащихся.

Для сильных учащихся: Придумать

аргументы диалога папы римского и

императора: «Кто должен обладать

высшей властью на Земле».

Для слабых учащихся: ответы на вопросы

параграфа16.

Рассматривают домашнее задание;

задают вопросы по выполнению;

записывают в дневники.

Приложение1.

Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли

каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил

одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им

горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил

он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и кто пашет землю.

Приложение2.

Разделение церквей.

Вопросы

Западная (католическая)

Восточная (православная)

Глава церкви

Папа Римский

Патриарх Константинопольский

Язык богослужения

Латинский

Греческий

Создание семьи

Запрещено вступать всем духовным лицам

Запрещено вступать в брак только монахам, а

священники могли жениться

Внешний вид

Брили бороды, выстригали волосы на темени

Не брили бороды, не выстригали волосы на

темени

Приложение 3.

Источники богатства церкви

Десятина

Плата за

обряды

Завещания и

дары на «помин

души»

Пожертвования

прихожан

Продажа

должностей

Продажа

индульгенции

Доходы от

земли

Источники

богатства

Приложение 4

Расходы церкви

Расходы церкви

помощь нищим,

бедным и

больным

на продукты во

время голода

содержала

больницы для

бедняков

содержала

приюты для

сирот и

престарелых,

ночлежки для

бездомных

на содержание

священников

Приложение 5.

Лист самооценки работы в группе

Оцени свою работу. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +

Утверждение

Полностью согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство ответов предложено не мной

Если я не согласен, не спорю, предлагаю другой ответ

Работать в группе труднее, чем одному

Мне интереснее работать в группе

Мы всегда приходим к общему мнению

Мы много спорим

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Приложение 6

Лист саморефлексии

1.

Как я усвоил материал:

а) получил прочные знания, усвоил все вопросы;

б) усвоил материал частично;

в) необходимо еще поработать.

2.

Как я работал, где допустил ошибки, удовлетворен ли своей работой:

а) везде справился, удовлетворен;

б) допусти ошибки (на каком этапе);

в) не справился (скакими заданиями).

3.

Мое мнение об уроке (пожелания):

а) что понравилось?

б) что не понравилось?



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники